Введение 7
1 Характеристика учебного процесса по дисциплине «Информационные
технологии» 12
1.1 Специфика дисциплины «Информационные технологии» 12
1.2 Определение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Информационные технологии» 15
2 Обоснование и разработка методического обеспечение дисциплины
«Информационные технологии» 21
2.1 Обоснование методического обеспечения дисциплины
«Информационные технологии» 21
2.2 Разработка методического обеспечения дисциплины «Информационные
технологии» 28
3 Разработка и апробация электронного курса дисциплины «Информационные
технологии» 35
3.1 Разработка электронного курса дисциплины «Информационные
технологии» 35
3.2 Апробирование электронного курса дисциплины «Информационные
технологии» 50
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А 63
Приложение Б 72
Приложение В 78
Приложение Г 98
Обычной практикой в вузе является изучение предмета «Информационные технологии» у студентов на 1 курсе. Вчерашний выпускник школы, который сдал Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по обязательным дисциплинам (информатика к их числу не относится) и считающий, что с компьютером он на «ты», очень часто обладает фрагментарными знаниями по информатике.
На этом этапе преподавания Информационных технологий в вузе, Володченкова Л.А. и Кабанов А.И. выделяют следующие проблемы у студентов:
• недостаточная школьная подготовка по информатике или, правильнее было бы сказать, разный уровень подготовки у выпускников разных школ;
• «боязнь» и (или) неприятие у части таких студентов всего, что связано с техникой и компьютерной техникой в том числе;
• слабая мотивация изучения информационных технологий.
Разный уровень подготовки бывших школьников по Информационным технологиям вызывает проблему при подготовке преподавателя к занятиям и создании методического обеспечения дисциплины «Информационные технологии».
Ускоренное развитие информационных технологий определяет следующую важную особенность преподавания дисциплин в этом направлении:
• Переподготовку преподавателя;
• Переработку существующих учебно-методических документов и создание новых.
Все, кто причастен к преподаванию «Информационных технологий», хорошо знают эту проблему. Порхачев М. Ю пишет в своих статьях, что здесь не обойтись без постоянных изданий, в большей степени - технической направленности, так как педагогические материалы (учебники и учебные пособия) требуют при своей подготовке времени на осмысление и
7 аккредитацию, а потому появляются, как правило, значительно позже и уже на момент издания нуждаются в корректировке.
Кроме того, активная информатизация всех сфер деятельности, требует от каждого человека высокой информационной культуры. Годочкин Е. Ю. считает, что высшие учебные заведения являются основой любой профессиональной деятельности, поэтому ВУЗам необходимо наполнения профессиональных образовательных программ дисциплинами,обеспечивающими развитие у студентов соответствующих знаний, умений и навыков. С этой целью практически все государственные стандарты высшего профессионального образования включают в образовательные ресурсы информационную компетентность в разных вариациях ее трактовки и, следовательно, учебные планы имеют на первом курсе дисциплину условно называемую "Информационные технологии".
Студент, изучающий дисциплину «Основы информационных технологий» должен:
• понимать значения изучаемых информационных понятий, основополагающих принципов и закономерностей;
• создавать простые информационные объекты (текстовые, графические, табличные и т.д.), оперировать ими, оценивать параметры информационных объектов и процессов, практически применять полученные знания, осуществлять самостоятельный поиск учебной и иной информации.
Освоение дисциплины обеспечивает поддержку дисциплин профессионального цикла ФГОС средствами информационных технологий, в том числе для выполнения дипломных и курсовых работ, написания рефератов.
Развитие информационных технологий в современных условиях вызвало необходимость изменений учебного процесса. Целью внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий является развитие компетенций у студента. В качестве средства обучения важная роль отводится использованию электронному обучению, введенному в массовую образовательную практику действующим ФЗ об образовании. Использование электронного обучения позволяет адаптировать учебный процесс под реалии современных технологий, запросов студентов и актуального изменчивого содержания. Однако, достаточно мало качественных учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии требованиями к учебному процессу с использованием электронного обучения. Соответствующие положения нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в стандарте согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Буров КС. в своих научных статьях отмечает, что целью методической работы является, главным образом, сопровождение образовательного процесса, то есть всемерное содействие повышению качества образовательного процесса. К числу обязательных условий, значительно повышающих качество методической работы, следует отнести наличие в образовательном учреждении технических систем, предоставляющих возможность накопления и обработки информации, облегчающих создание методических средств и использование в методической работе новые информационные технологии.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных изданий не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах Селевко Г.К., Образцова П.И. C развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания дидактических (учебно-методических) комплексов на информационной основе стали Н.Н. Горлушкина, А.А. Андреев, В.И. Боголюбов и другие ученые.
Вальдман И.А. придаёт особое значение задаче наиболее эффективного построения содержания курса и методов его преподавания. Использование качественных электронных средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, учитывающим индивидуальный стиль и интересы обучающихся.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования:
Методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии».
В соответствии с темой определена цель исследования:
Разработать методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Информационные технологии».
Предмет исследования: методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии».
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Информационные технологии»
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информационные технологии».
3. Теоретически обосновать методическое обеспечение учебной дисциплины «Информационные технологии».
4. Разработать методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии».
5. Разработать электронный курс для дисциплины «Информационные технологии»
6. Апробировать методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
Теоретические методы:
• Анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины;
• Анализ литературы по вопросам создания педагогических
программных средств и электронных курсов;
• Анализ научной литературы по методике преподавания дисциплины «Информационных технологий»
• Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)»
Эмперические методы:
• Метод экспертных оценок.
Целью выпускной квалификационной работы являлось обоснование, разработка и апробация в учебном процессе методического обеспечения дисциплины «Информационные технологии».
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Информационные технологии»
Рассмотрев характеристику дисциплину «Информационные технологии», нами были выявлены следующая специфика:
• Ускоренный рост технологий, требуется постоянное переиздание методического обеспечения.
• Студенты имеют разный уровень подготовленности в области ИТ.
• Невозможность ведения дисциплины без специального
программного и аппаратного обеспечения.
• Необходимость постоянного технического обслуживания компьютерных классов с актуальным обновлением программного обеспечения на компьютерах, за которыми работают студенты.
• Разным направлениям нужен разный уровень подготовки содержания дисциплины.
• Практические занятия зависят от установленного программного обеспечения на рабочих компьютерах.
2. Вторая задача ставила цель выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информационные технологии».
Рассмотрев специфику дисциплины «Информационные технологии» и классификацию педагогических технологий по Г.К. Селевко в работе сделан вывод о том, что в процессе преподавания этой дисциплины целесообразным будет использование следующих педагогических технологий:
Традиционная технология имеет ряд преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний.
Информационная технология формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, осуществляет подготовку личности «информационного общества», формирует исследовательских умения, умения принимать оптимальные решения.
3. Третья задача посвящена в работе рассмотрению теории методического обеспечения.
Автором установлено, что методически обеспечить - значит:
• сделать возможным методически грамотное осуществление какой- либо деятельности, работы;
• устранить затруднения у тех, кто ее выполняет;
• своевременно предоставлять ответы на вопросы, связанные с организацией этой деятельности.
Структуру УМО, согласно требованиям нормативных документов Сфу можно представить в виде трех блоков:
• рабочая программа дисциплины;
• фонд оценочных средств;
• учебно-методические материалы.
4. Разработать методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии».
В рамках нашей работы, нами была разработана рабочая программа для дисциплины «Информационные технологии». Для этого, мы рассмотрели основополагающие нормативно-методические документы, определяющие содержание учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательную программу и учебный план бакалавров направления «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
На основе рабочей программы, нами были разработаны методические разработки занятий для дисциплины «Информационные технологии». В виде методик проведения лекционных и практических занятий.
5. Задача электронного курса для дисциплины «Информационные технологии» решена следующим образом.
Опираясь на специфику существующих видов педагогических программных средств, мы разработали электронный курс по дисциплине «Информационные технологии». Курс позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в рамках изучения дисциплины. В нем присутствуют все необходимые материалы, лекции, практические задания, контроль полученных знаний.
Электронный курс содержит следующие разделы:
• Информационно-справочный блок, охватывающий основные все, сведения дисциплины или ее раздела;
• Блок управления обучением;
• Блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов.
6. В завершении работы проведена Апробация методического обеспечения дисциплины «Информационные технологии» в учебном процессе.
Апробация электронного курса ведена с помощью метода экспертных оценок. После обработки результатов апробации нами был получена суммарная оценка курса 4,9.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1. Володченкова Л.А., Кабанов А.Н. Проблемы преподавания информатики студентам гуманитарного направления. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск 2008г.
2. Порхачев М. Ю "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Психопедагогика в правоохранительных органах" 2003г.
3. Годочкин Е. Ю. Проблемы преподавания информатики и информационных технологий в ВУЗах // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 67-69.
4. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта [Электронный ресурс] / И.А. Вальдман - Режим доступа: http://www.iuorao.ru/05-06-2010-00/79-2010-01-01-41#_ftn_3
5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.
/Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 552 с.
6. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. - СПб. 2004. -420 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)] - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015.
8. Кузмина О.В. Использование технологий уровневой дифференциации при обучении «Информационных технологий» - г. Самара 2010.
9. Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика: Учебник.2004
10. Бабанский, Ю.К Методы обучения в современной общеобразовательной среде. / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 2011. 208с.
11. Гриценко, В.И. Компьютерная технология обучения./ В.И. Гриценко, А.М. Довгяло, А.Я. Савельева. - Киев: Наукова думка, 2011.
12. Учебный план направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) - Красноясрск: Сиб. федер. ун-т, 2015.
13. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения./ М.Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 2011.
14. Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства./ Н.Н. Горлушкина. - СПб., 2002г.
15. Министерство образования и науки РФ/ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет»: Положение об электронных образовательных ресурсах: ПВД УУ -2013. http://www.sfu- kras.ru/sveden/common
16. Создание презентаций с помощью программы Ms PowerPoint Соснина И.А. Суздалева С.Д. 2015г. с.254.
17. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов. -Высшее образование сегодня, № 3, 2011, стр. 17-21.
18. Суворова Н.В Возможности педагогического контроля студентов с помощью тестовых технологий/ Материалы конференции X Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006г.): в 6т. Т.3. 4.2. Томск: ТГПУ, 2006.
19. Пункт 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации».
20. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.
21. Информационные технологии: учебное пособие/ Л.Г. Гагарина [и др.] ; под ред. Л.Г. Гагарина 2015г
22. Информационные технологии: учебник для студентов вузов (бакалавров), обучающихся по направлениям "информатика и вычислительная техника" и "информационные системы"/ Б.Я. Советов, В.В. Цехановский 2012г
23. Информационные технологии: учеб. программа дисциплины/ сиб. федерал. ун-т; сост.: М.М. Валиханов, Е.В. Кузьмин 2011г
24. Информационные технологии в педагогическом образовании. Киселев Г.М., Бочкова Р.В., Дашков И.К. 2016г
25. Методические основы обеспечения образовательного процесса с применением информационных технологий: Грачев Н.Н. 2013г