Введение 4
1 Теоретическое обоснование разработки web-сайта для сопровождения
социальной адаптации молодёжи 8
1.1 Понятие адаптации 8
1.2 Особенности адаптации в студенческой среде 11
1.3 Факторы, влияющие на адаптации студентов младших курсов в вузе 20
2 Теоретические основы разработки web-сайта 27
2.1 Средства разработки web-сайта 30
2.3 Этапы разработки web-сайта 36
3 Разработка web-сайта «Адаптация студентов первого курса» 40
3.1 Обоснование разработки сайта 40
3.2 Общая структура сайта «Адаптация студентов первого курса» 42
3.3 Результаты исследования адаптации студентов первого курса 46
3.4 Рекомендации, советы по адаптации студентам, педагогам и родителям...48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 56
Приложение Б 75
Приложение В
Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.
Степень разработанности темы. Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.
Так как в последние годы в России быстрыми темпами развивается Интернет, и большая доля населения имеет у себя дома или на работе выход к его ресурсам, как никогда актуальным является использование интернета в личных целях, для получения нужной информации.
Интернету как каналу коммуникации свойственны следующие характерные особенности:
Характеризуется скоростью распространения информации. Так, появившееся на информационном сайте сообщение может быть мгновенно растиражировано сетевыми изданиями, а затем даже печатными. Таким образом, данная особенность Интернета дает благоприятную среду для того, чтобы грамотно созданное и запущенное сообщение распространялось самостоятельно и не требовало значительных материальных затрат на его поддержку;
Интернет дает прекрасную возможность фокусировать воздействие на конкретную узкопрофильную, целевую аудиторию, в которой заинтересована организация, выделять подгруппы в этой аудитории для составления более персонализированных обращений; порой даже учитывать индивидуальные особенности и характеристики каждого посетителя.
Обобщая данные разных исследований по изучению Интернет-аудиторий, большой процент аудитории Интернета составляют активные слои населения, которые участвуют в процессе принятия решений.
Коммуникация в Интернете интерактивна. Это подразумевает возможность активного взаимодействия между сторонами. Интерактивность означает возможность вступать в прямой диалог с аудиторией, а также то, что представители данной аудитории также могут общаться между собой. Кроме всего прочего интерактивность позволяет получать обратную связь, адекватно анализировать сложившуюся ситуацию и своевременно реагировать в случае необходимости.
Предрасположенность пользователей Интернета к получению информации способствует более позитивному восприятию и высокой усвояемости материала.
Это глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких- либо территориальных или временных ограничений. Электронное коммуникативное пространство в отличие от печатного или эфирного практически не ограничено. Здесь может быть размещено сколько угодно много информации, объем которой не будет ограничен рамками эфирного времени передачи или количеством печатных знаков.
Сравнительно невысокая стоимость коммуникации среди остальных СМИ.
На сегодняшний день уже не встает вопрос: нужен сайт или не нужен, но очень актуальна тема, как сделать сайт максимально доступным и эффективным средством коммуникации.
Целью дипломной работы является разработка web-сайта «Адаптация студентов первого курса».
Объект исследования: социальная адаптация студентов первого курса.
Предмет исследования: веб-сайт как средство сопровождения адаптации студентов.
В связи с поставленной целью дипломной работы, были выделенные основные задачи:
1) Изучить теоретический материал, посвящённый адаптации студентов
2) Изучить различные источники по созданию сайтов и выбрать наиболее удобные;
3) Выявить функциональные возможности веб-сайтов и их применение;
4) Выявить потребности студентов, относительно наполненности сайта
5) Собрать и обработать полученные данные.
6) Разработать веб-сайт;
Адаптация студентов к обучению в вузе - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. При этом процесс адаптации носит интерактивный характер: образовательная среда вуза воздействует на обучающегося, а обучающийся активно воздействует на среду, определенным образом преобразуя ее. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.
Адаптация - процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.
В ходе преддипломной практики был создан сайт «Помогайка студенту», который сможет помочь в адаптации студентов первого курса. Если у студента возникнут какие либо вопросы, которые не с кем обсудить или потребуется помощь психолога, на сайте он найдет всё необходимое для себя. Кроме психолога, который сможет помочь студенту в режиме реального времени разобраться в жизненных ситуациях, он может анонимно обсудить всё с другими участниками форума или почитать специализированную литературу в специальной вкладке сайта.
1. Вирт, Н. Алгоритмы и структуры сайтов / Н. Вирт - Москва : Мир, 2010. - 196 с.
2. Паквор К.Дж. Сайт для чайников. - М.: Вильямс, 2011. - 354 с.
3. Мартине, А. Секреты создания недорогово WEB-сайта. / А. Мартине - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 458 с.
4. Печникова, В. Создание beb-сайтов без посторонней помощи. - Москва : АСТ - Астрель, 2004. - 349 с.
5. Кирсанов, Д. Веб-дизайн / Д. Кирсанов - Москва : Технология, 2011. - 325 с.
6. Горбатов В.А., Павлов П.Г., Четвериков В.Н. Логическое управление информационными процессами. - M.: Энергоиздат, 2014. - 304 c.
7. Голосов А.О., Цаленко М.Ш. Схемы реляционных баз данных: теория нормализации и построение нормальных форм // Прикладная информатика, вып.2. - М.: Финансы и статистика, 2012. - с. 92-119.
8. Грабер М., Введение в SQL. - М.:Лори,2010.
9. Грей П., Логика, алгебра и базы данных. - М.: Машиностроение, 1989. - 360 с.
10. ДейтК.. Введение в системы баз данных. - М.: Вильямс, 2001. - 354 с.
11. Дейт. К., Введение в системы баз данных. - Киев-Москва: Диалектика, 2012. - 781 с.
12. Дрибас В.П., Реляционные модели баз данных. - Минск: БГУ, БССР, 2012. - 297 с.
13. Джексон Г., Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. - М.: Мир, 2011. - 252 с.
14. Йордан Э., Аргила К. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании. - М.: ЛОРИ, 2014. - 264 c
15. 1.Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.
16. .Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368.
17. .Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2013. - № 3-2. - С. 99-103.
18. .Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
19. .Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
20. .Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 52-56.
21. .Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 173-177.
22. .Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.
23. .Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.
24. .Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2013. - № 3. - С. 37-48.
25. 11.Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // <#^шй1у">12.Гончикова О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 69-73.
26. .Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2012. - 811 с.
27. .Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.
28. .Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.
29. .Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4. - С. 100-103.
30. .Костенко С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 36-38.
31. .Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // #^шй1у">Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 6. - С. 77-80.
32. .Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2011. - № 4. - С. 40-49.
33. .Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6:
Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2014. - № 2-2. - С. 53-57.
34. .Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
35. .Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-58.
36. .Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 54-56.
37. .Стамова Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17.
38. .Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2013. - № 4. - С. 185-187.
39. .Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - С. 84-86.
40. .Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 65-74.
41. .Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-66.
42. .Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2011. - 567 с.