Дипломатическая защита прав человека как публичный интерес государства
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Юридическая природа дипломатической защиты 8
§1. Понятие дипломатической защиты 8
§2. Правовые основания дипломатической защиты 25
§3. Дипломатическая защита как публичный интерес государства 47
Глава 2. Осуществление дипломатической защиты 62
§1. Средства и меры дипломатической защиты 62
§2. Обращение в международные судебные органы с исками в защиту своих граждан 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Глава 1. Юридическая природа дипломатической защиты 8
§1. Понятие дипломатической защиты 8
§2. Правовые основания дипломатической защиты 25
§3. Дипломатическая защита как публичный интерес государства 47
Глава 2. Осуществление дипломатической защиты 62
§1. Средства и меры дипломатической защиты 62
§2. Обращение в международные судебные органы с исками в защиту своих граждан 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Дипломатическая защита является древнейшим институтом обеспечения прав индивида. В условиях глобализации и расширения правового пространства в современном мире все чаще складываются ситуации, в которых государство причиняет вред иностранцу вследствие международно-правового деяния. Дипломатическая защита является публичным интересом любого государства. Государство гражданства потерпевшего лица обязано придерживаться выработанных судебной практикой и международной доктриной критериев баланса публичного и частного интересов и пределов усмотрения при осуществлении дипломатической защиты.
В доктрине можно встретить критические мнения о необходимости института дипломатической защиты, поскольку у человека есть возможность самостоятельно выступать на международной арене. Однако мы придерживаемся мнения, что индивид не является субъектом международного права и вступать в отношения с чужим государством на равных не может. В этом случае не обойтись без протектората государства потерпевшего гражданина, что подтверждает практика. Иллюстрацией выступают многочисленные судебные решения по делам, сторонами которых выступали государства в защиту своих граждан: дело Ноттебома, дело братьев ЛаГранд, дело о концессиях Мавроматтиса, где Международный Суд ООН изложил базовые принципы дипломатической защиты. В настоящее время в средствах массовой информации многих государств все чаще говорят о деятельности дипломатических представительств по защите граждан от противоправных действий иностранного государства.
Дипломатическая защита базируется на нормах обычного права, применение которые на практике вызывает сложности. На данный момент основные вопросы отражены в Проекте статей о дипломатической защите, разработанном Комиссией Международного права ООН в 2006 году. На наш взгляд, имеющегося законодательного регулирования института дипломатической защиты недостаточно.
Дипломатическая защита была объектом исследования многих российских ученых. И.И. Лукашук писал о правовой природе дипломатической защиты, М.А. Амирова рассматривала вопросы применения мер дипломатической защиты, Р.А. Колодкин анализировал предложенный в 2006 году Комиссией международного права ООН Проект статей по дипломатической защите. О.С. Орехов, М.Р. Воскобитова, А.И. Дихтяр, В.В. Терешкова формулируют рекомендации по поиску баланса интересов в случаях, когда при законном выдворении иностранца нарушаются как права его самого, так и права его семьи, предлагая критерии для определения этого баланса. Европейский суд по правам человека неоднократно обращался к доктрине пропорциональности. Вопросу соотношения частных и публичных интересов посвящены работы В.В. Терешковой, А.А. Кондрашева, Л.А. Шарниной.
Теоретические основы института дипломатической защиты рассматривались также и зарубежными учеными, такими как В.Г. Витцтум, М. Бон, К. Хайльброннер. Б. Штёкер исследовала категорию публичного интереса как всеобщего блага.
Однако некоторым вопросам осуществления дипломатической защиты не уделяется должного внимания. Нет единого и общепризнанного определения понятия самого института, комплексного исследования дипломатической защиты не проводилось. Несмотря на наличие выработанных критериев достижения баланса частного и публичного интересов, государства в своей деятельности не придерживаются и не используют тест пропорциональности в вопросах ограничения прав.
Целью данной работы является комплексный анализ деятельности государства и его дипломатических представительств по защите своих граждан как публичного интереса.
В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие дипломатической защиты;
- исследовать юридическую природу института дипломатической защиты, выявив, право это государства или его обязанность;
-разработать стандарты позитивных обязательств при осуществлении дипломатической защиты;
- рассмотреть правовые основания дипломатической защиты;
- разграничить деятельность по дипломатической и консульской защите граждан;
-исследовать категорию интереса, разграничить публичный и частный интерес; -провести анализ решений международных судебных органов в целях поиска условий ограничений прав человека, установить пределы усмотрения государства при таких ограничениях;
- провести анализ мер дипломатической защиты в рамках исследования обращений государств в судебный орган с защитой граждан;
- исследовать иные средства дипломатической защиты.
При исследовании баланса частного и публичного интересов и критериев его соблюдения, использованы формально-юридический метод, так как для исследования любого правового института необходимо определить дефиницию, системный, сравнительно-правовой методы, а также применялись такие общенаучные методы как: анализ, синтез, исторический метод, логический, системный.
В качестве эмпирической базы исследования выступала практика международных судебных органов, решения национальных судов различных государств, доклады международных организаций, материалы миграционной службы Красноярского края.
В доктрине можно встретить критические мнения о необходимости института дипломатической защиты, поскольку у человека есть возможность самостоятельно выступать на международной арене. Однако мы придерживаемся мнения, что индивид не является субъектом международного права и вступать в отношения с чужим государством на равных не может. В этом случае не обойтись без протектората государства потерпевшего гражданина, что подтверждает практика. Иллюстрацией выступают многочисленные судебные решения по делам, сторонами которых выступали государства в защиту своих граждан: дело Ноттебома, дело братьев ЛаГранд, дело о концессиях Мавроматтиса, где Международный Суд ООН изложил базовые принципы дипломатической защиты. В настоящее время в средствах массовой информации многих государств все чаще говорят о деятельности дипломатических представительств по защите граждан от противоправных действий иностранного государства.
Дипломатическая защита базируется на нормах обычного права, применение которые на практике вызывает сложности. На данный момент основные вопросы отражены в Проекте статей о дипломатической защите, разработанном Комиссией Международного права ООН в 2006 году. На наш взгляд, имеющегося законодательного регулирования института дипломатической защиты недостаточно.
Дипломатическая защита была объектом исследования многих российских ученых. И.И. Лукашук писал о правовой природе дипломатической защиты, М.А. Амирова рассматривала вопросы применения мер дипломатической защиты, Р.А. Колодкин анализировал предложенный в 2006 году Комиссией международного права ООН Проект статей по дипломатической защите. О.С. Орехов, М.Р. Воскобитова, А.И. Дихтяр, В.В. Терешкова формулируют рекомендации по поиску баланса интересов в случаях, когда при законном выдворении иностранца нарушаются как права его самого, так и права его семьи, предлагая критерии для определения этого баланса. Европейский суд по правам человека неоднократно обращался к доктрине пропорциональности. Вопросу соотношения частных и публичных интересов посвящены работы В.В. Терешковой, А.А. Кондрашева, Л.А. Шарниной.
Теоретические основы института дипломатической защиты рассматривались также и зарубежными учеными, такими как В.Г. Витцтум, М. Бон, К. Хайльброннер. Б. Штёкер исследовала категорию публичного интереса как всеобщего блага.
Однако некоторым вопросам осуществления дипломатической защиты не уделяется должного внимания. Нет единого и общепризнанного определения понятия самого института, комплексного исследования дипломатической защиты не проводилось. Несмотря на наличие выработанных критериев достижения баланса частного и публичного интересов, государства в своей деятельности не придерживаются и не используют тест пропорциональности в вопросах ограничения прав.
Целью данной работы является комплексный анализ деятельности государства и его дипломатических представительств по защите своих граждан как публичного интереса.
В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие дипломатической защиты;
- исследовать юридическую природу института дипломатической защиты, выявив, право это государства или его обязанность;
-разработать стандарты позитивных обязательств при осуществлении дипломатической защиты;
- рассмотреть правовые основания дипломатической защиты;
- разграничить деятельность по дипломатической и консульской защите граждан;
-исследовать категорию интереса, разграничить публичный и частный интерес; -провести анализ решений международных судебных органов в целях поиска условий ограничений прав человека, установить пределы усмотрения государства при таких ограничениях;
- провести анализ мер дипломатической защиты в рамках исследования обращений государств в судебный орган с защитой граждан;
- исследовать иные средства дипломатической защиты.
При исследовании баланса частного и публичного интересов и критериев его соблюдения, использованы формально-юридический метод, так как для исследования любого правового института необходимо определить дефиницию, системный, сравнительно-правовой методы, а также применялись такие общенаучные методы как: анализ, синтез, исторический метод, логический, системный.
В качестве эмпирической базы исследования выступала практика международных судебных органов, решения национальных судов различных государств, доклады международных организаций, материалы миграционной службы Красноярского края.
Исходя из вышеизложенного, автор пришел к следующим выводам.
Дипломатическая защита - это дипломатическая процедура, при помощи которой государство гражданства физического лица или национальности юридического лица обеспечивает мирными средствами восстановление нарушенных другим государством вследствие международно-противоправного деяния прав этих лиц, а также возмещение им причиненного ущерба.
Право дипломатической защиты рядом государств (Россия) закреплено на конституционном уровне. Некоторые государства (Германия) осуществляют дипломатическую защиту в силу обычаев и традиций. Кодифицированного международного акта, регулирующего институт дипломатической защиты, на сегодняшний день нет. Институт дипломатической защиты в большинстве своем базируется на нормах обычного права. Государства руководствуются Проектом статей о дипломатической защите, разработанным Комиссией Международного Права ООН в 2006 году.
Дипломатическая защита осуществляется через органы внешних сношений: внутригосударственные или зарубежные, в частности Министерство иностранных дел (или его представителя), дипломатическое представительство, специальные миссии.
Исследовав юридическую природу дипломатической защиты, мы пришли к выводу, что осуществление дипломатической защиты - это дискреционное право, а не обязанность государства. В доктрине международного права наиболее распространенными являются три теории относительного данного вопроса.
Первая - теория собственного права. В классическом понимании государство, осуществляя дипломатическую защиту, заявляет собственное требование о возмещении ущерба.
Вторая теория - теория осуществления защиты от своего имени, но в отношении другого лица. Согласно этой позиции защищающее государство заявляет наравне с собственным требованием и требование о возмещении ущерба своего пострадавшего гражданина.
Третья теория - теория представительства. По этой теории государство осуществляет не свое собственное право, а право своего гражданина.
По нашему мнению, теория представительства сочетает в себе две вышеназванные позиции.
Международный Суд ООН подтверждает, что государство выступает в качестве единоличного судьи, решающего вопрос о необходимости предоставления защиты, либо ее прекращении. Международный договор может наделять индивида правами, возлагая корреспондирующие обязательства на государства. При осуществлении дипломатической защиты складываются отношения между субъектами международного права, но субъектом международных отношений индивид не является. К этому выводу Международный Суд ООН пришел в деле братьев ЛаГранд (LaGrand Case, Germany v. United States of America) и Авена (The Case Concerning Avena and Other Mexican Nationals, Mexico v. United States of America).
Позитивные обязательства государств могут возникнуть только из того, что государство само провозгласило у себя в законодательстве.
Анализ судебной практики позволяет автору выделять следующие позитивные обязательства, возникающие при осуществлении дипломатической защиты. Во-первых, государство должно реагировать на все случаи нарушения прав собственных граждан и самостоятельно, по своей собственной инициативе исследовать такие нарушения. Иными словами, не бросать своих граждан на произвол судьбы в чужом государстве, когда у них сложилась трудная ситуация.
Во-вторых, любое проводимое государством расследование должно быть эффективным, имеет место быть «требование оперативности и разумной осмотрительности при его проведении».
В-третьих, необходимо предпринимать превентивные меры по защите собственных граждан, «государства должны обеспечивать право на жизнь путем принятия эффективных уголовно-правовых норм, направленных на предотвращение преступлений, предупреждение и подавление нарушений этих норм, и устанавливать ответственность за их нарушение».
Дипломатическую защиту можно рассматривать как публичный интерес государства.
Автор выделяет критерии публичного интереса. Во-первых, это в целом интерес либо всего общества, либо части населения, но никогда не отдельной личности, во-вторых, «носитель интереса не персонифицирован», в-третьих, публичный интерес - это законный интерес, «поскольку отражается в законодательстве и соответствует ему», в-четвертых, публичный интерес всегда подлежит защите со стороны государства.
При осуществлении дипломатической защиты государству важно учитывать частные интересы индивида, прилагая все усилия для достижения баланса частного и публичного интересов.
Автор на основании анализа теста на пропорциональность, а также решений международных и российский судов делает вывод, что любое ограничение прав должно отвечать следующим условиям. Такое ограничение должно быть предусмотрено законом, необходимо в демократическом обществе, должен быть соблюден принцип соразмерности.
Дипломатическая защита возможна только при наличии совокупности оснований.
Первое из них - гражданство. Основное правило заключается в том, что осуществлять дипломатическую защиту может только государство гражданства потерпевшего лица. При этом следует учитывать такие возможные аспекты как отсутствие гражданства какого-либо государства и наличие двойного/множественного гражданства у лица.
Автор пришел к выводу, что лицо с двойным или множественным гражданством подлежит защите со стороны любого из своих государств. Отметим, что должна быть согласованность в предоставлении защиты и нарушение должно исходить от государства, гражданином которого потерпевший не является, что не всегда случается на практике. При осуществлении дипломатической защиты лиц со множественным гражданством Международный Суд ООН пришел к выводу руководствоваться принципом эффективности гражданства или так называемым «принципом Ноттебома» (Nottebohm Case, Liechtenstein v. Guatemala). Дипломатическую защиту правомочно осуществлять то государство, с которым у лица имеется подлинная и эффективная связь.
Апатриды и беженцы могут претендовать на защиту государства, в котором пострадавшее лицо на дату причинения вреда законно и обычно проживает.
Вторым основанием дипломатической защиты является международно-противоправное деяние иностранного государства. Международным правонарушением может быть признано такое обращение с иностранным гражданином, которое представляет собой действия, доходящие до грубого нарушения его прав, обмана, преднамеренного нарушения обязанностей по отношению к нему, или ненадлежащие действия государственного органа, настолько отклоняющиеся от международных стандартов, что любой разумный и незаинтересованный человек незамедлительно признал бы их ненадлежащими.
Мы отмечаем, что дипломатическая защита не может служить превентивной мерой, поскольку дипломатическая защита не будет отличаться от консульского содействия, а также нет дипломатической защиты без цели привлечь государство-нарушителя к ответственности.
Еще одно основание дипломатической защиты - исчерпание потерпевшим индивидом всех внутренних средств правовой защиты.
Исчерпанию подлежат все средства, судебные или административные. По мнению автора, эти средства должны быть доступны и эффективны. Чтобы считать средства исчерпанными, лицо должно предоставить в национальные органы все документы и материалы, которыми он располагает и которые с точки зрения здравого смысла могут оказаться существенными для разрешения дела в его пользу. В судебной практике сформулирована позиция, что перед тем, как государство предъявит иск в международном плане, предварительно должна быть использована вся система правовой защиты, предусмотренная внутренним правом государства-ответчика.
Из требования об исчерпании внутренних средств существуют исключения: в ситуациях, когда не имеется никаких разумно доступных внутренних средств правовой защиты; если существует необоснованная задержка в процессе осуществления правовой защиты; когда не было никакой относящейся к делу связи между потерпевшим лицом и предположительно несущим ответственность государством на дату причинения вреда; если лицу, которому причинен вред, явно препятствуют воспользоваться внутренними средствами правовой защиты; в случаях, когда государство, предположительно несущее ответственность, отказалось от требования об исчерпании внутренних средств правовой защиты.
Требование об исчерпании внутренних средств защиты должно рассматриваться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом исключений.
Относительно правовой природы принципа исчерпания средств защиты в международной доктрине существует три подхода.
Согласно материально-правовой теории международно-противоправное деяние государства не считается завершенным «до момента безуспешного исчерпания внутренних средств правовой защиты».
Для процессуальной теории характерно представление о том, что норма об исчерпании представляет собой процедурное условие, которое «необходимо соблюсти до предъявления требования на межгосударственном уровне».
Нам представляется аргументированным подход членов Комиссии МП, которые разграничивают ущерб иностранцу по внутреннему праву и ущерб в результате международно-противоправного деяния государства.
Представляется, что такой подход отвечает современному видению принципа исчерпания средств защиты и заключает в себе симбиоз отказа в правосудии и процедурного условия.
Дипломатическая защита осуществляется мирными средствами, которые мы разделяем на обращение государства в судебные органы с исками о защите прав своих граждан и иные меры дипломатической защиты.
По мнению автора, дипломатическая защита и консульское содействие не являются тождественными. Во-первых, консульские функции, предусмотренные в Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеют ограниченный характер; во-вторых, имеется различие в уровне представительства между консульским содействием и дипломатической защитой; в-третьих, дипломатическая защита представляет собой межгосударственное вмешательство, осуществляемое дипломатами в случае, когда гражданину или юридическому лицу нанесен вред в результате международно-противоправного деяния, совершенного другим государством, а гражданин или юридическое лицо исчерпали внутренние средства правовой защиты. Консульское содействие - это оказание помощи гражданам, которые оказываются в затруднительном положении в иностранном государстве.
К мерам дипломатической защиты относятся различные действия дипломатических представительств, включая содействие в поиске и предоставление адвокатов, защитников; посещение представителями государства осужденных или задержанных граждан в тюрьмах; проведение собственного расследования, задействуя инстанции на местном уровне и тд.
Выбор мер и способов дипломатической защиты может быть ограничен принципами международного права. К специальным можно отнести принципы, отражающие основания осуществления дипломатической защиты: принцип свободного выбора средств дипломатической защиты; принцип недопущения дублирования платежей, выплаченных пострадавшему государству в целях обеспечения дипломатической защиты граждан; принцип национальной принадлежности требований; принцип дискреционности.
В числе иных принципов, касающихся прав пребывания иностранцев на территории чужого государства, мы называем следующие: любое государство имеет право устанавливать правовой режим для иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая обязательства в области прав человека; в соответствии с национальными законами и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод; недопустимы массовые высылки иностранцев, находящихся законно на территории данной страны. При этом возможна индивидуальная высылка, но должны быть соблюдены нормы международного права и такое мероприятия должно проходить только во исполнение принятого в соответствии с законом решения суда.
Отметим тенденцию увеличения случаев предоставления дипломатической защиты, что может повлечь изменение специальных принципов института. При осуществлении дипломатической защиты применение вооруженной силы недопустимо. Во-первых, в международном праве существует ограничивающая применение силы доктрина Драго, по которой исключается из практики применение иностранными государствами вооруженной интервенции «как средство взимания долгов, возникших на основе государственных займов». Во-вторых, в условиях современного мира любая интервенция - посягательство на суверенитет государства и его нарушение является недопустимым для института дипломатической защиты.
Меры и средства дипломатической защиты, предпринимаемые дипломатическими и консульскими учреждениями, должны иметь целью предоставление восстанавливающей интересы и права потерпевшего гражданина помощи в полном объеме.
Очевидна необходимость в создании комплекса средств и способов дипломатической защиты.
Государства довольно часто используют механизм дипломатической защиты для обеспечения прав и интересов своих граждан за рубежом путем обращения государств в судебные органы с исками о защите прав своих граждан.
Международный Суд ООН высказался относительно возможности осуществления права собственности и управления учрежденными потерпевшим компаниями на территории иностранного государства, указав на необходимость проведения различий между правами компаний как юридических лиц и прямыми правами их участников: участвовать и голосовать на собраниях, право контроля и надзора за деятельностью и тд.
Международное право предусматривает право на дипломатическую защиту юридических лиц. Международный Суд ООН указал, что когда государство допускает на свою территорию иностранные капиталовложения или иностранных граждан, оно обязуется обеспечить им защиту закона и берет на себя обязательства, касающиеся режима их пребывания в этом государстве. Чтобы предъявить иск в связи с нарушением этих обязательств, государство должно доказать свое право на это (Case Concerning The Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited). По мнению Суда, причиняемый компании вред наносит убытки и акционерам, однако последние могут предъявлять иск только к компании.
Несмотря на возможность и вариативность использования дипломатическими представительствами внесудебных мер по предоставлению дипломатического содействия, обращение государства в Международный Суд ООН с защитой своих граждан от противоправных действий иностранного государства остается, по мнению автора, самым эффективным средством в ситуациях исчерпания индивидом всех средств, способом дипломатической защиты.
Дипломатическая защита - это дипломатическая процедура, при помощи которой государство гражданства физического лица или национальности юридического лица обеспечивает мирными средствами восстановление нарушенных другим государством вследствие международно-противоправного деяния прав этих лиц, а также возмещение им причиненного ущерба.
Право дипломатической защиты рядом государств (Россия) закреплено на конституционном уровне. Некоторые государства (Германия) осуществляют дипломатическую защиту в силу обычаев и традиций. Кодифицированного международного акта, регулирующего институт дипломатической защиты, на сегодняшний день нет. Институт дипломатической защиты в большинстве своем базируется на нормах обычного права. Государства руководствуются Проектом статей о дипломатической защите, разработанным Комиссией Международного Права ООН в 2006 году.
Дипломатическая защита осуществляется через органы внешних сношений: внутригосударственные или зарубежные, в частности Министерство иностранных дел (или его представителя), дипломатическое представительство, специальные миссии.
Исследовав юридическую природу дипломатической защиты, мы пришли к выводу, что осуществление дипломатической защиты - это дискреционное право, а не обязанность государства. В доктрине международного права наиболее распространенными являются три теории относительного данного вопроса.
Первая - теория собственного права. В классическом понимании государство, осуществляя дипломатическую защиту, заявляет собственное требование о возмещении ущерба.
Вторая теория - теория осуществления защиты от своего имени, но в отношении другого лица. Согласно этой позиции защищающее государство заявляет наравне с собственным требованием и требование о возмещении ущерба своего пострадавшего гражданина.
Третья теория - теория представительства. По этой теории государство осуществляет не свое собственное право, а право своего гражданина.
По нашему мнению, теория представительства сочетает в себе две вышеназванные позиции.
Международный Суд ООН подтверждает, что государство выступает в качестве единоличного судьи, решающего вопрос о необходимости предоставления защиты, либо ее прекращении. Международный договор может наделять индивида правами, возлагая корреспондирующие обязательства на государства. При осуществлении дипломатической защиты складываются отношения между субъектами международного права, но субъектом международных отношений индивид не является. К этому выводу Международный Суд ООН пришел в деле братьев ЛаГранд (LaGrand Case, Germany v. United States of America) и Авена (The Case Concerning Avena and Other Mexican Nationals, Mexico v. United States of America).
Позитивные обязательства государств могут возникнуть только из того, что государство само провозгласило у себя в законодательстве.
Анализ судебной практики позволяет автору выделять следующие позитивные обязательства, возникающие при осуществлении дипломатической защиты. Во-первых, государство должно реагировать на все случаи нарушения прав собственных граждан и самостоятельно, по своей собственной инициативе исследовать такие нарушения. Иными словами, не бросать своих граждан на произвол судьбы в чужом государстве, когда у них сложилась трудная ситуация.
Во-вторых, любое проводимое государством расследование должно быть эффективным, имеет место быть «требование оперативности и разумной осмотрительности при его проведении».
В-третьих, необходимо предпринимать превентивные меры по защите собственных граждан, «государства должны обеспечивать право на жизнь путем принятия эффективных уголовно-правовых норм, направленных на предотвращение преступлений, предупреждение и подавление нарушений этих норм, и устанавливать ответственность за их нарушение».
Дипломатическую защиту можно рассматривать как публичный интерес государства.
Автор выделяет критерии публичного интереса. Во-первых, это в целом интерес либо всего общества, либо части населения, но никогда не отдельной личности, во-вторых, «носитель интереса не персонифицирован», в-третьих, публичный интерес - это законный интерес, «поскольку отражается в законодательстве и соответствует ему», в-четвертых, публичный интерес всегда подлежит защите со стороны государства.
При осуществлении дипломатической защиты государству важно учитывать частные интересы индивида, прилагая все усилия для достижения баланса частного и публичного интересов.
Автор на основании анализа теста на пропорциональность, а также решений международных и российский судов делает вывод, что любое ограничение прав должно отвечать следующим условиям. Такое ограничение должно быть предусмотрено законом, необходимо в демократическом обществе, должен быть соблюден принцип соразмерности.
Дипломатическая защита возможна только при наличии совокупности оснований.
Первое из них - гражданство. Основное правило заключается в том, что осуществлять дипломатическую защиту может только государство гражданства потерпевшего лица. При этом следует учитывать такие возможные аспекты как отсутствие гражданства какого-либо государства и наличие двойного/множественного гражданства у лица.
Автор пришел к выводу, что лицо с двойным или множественным гражданством подлежит защите со стороны любого из своих государств. Отметим, что должна быть согласованность в предоставлении защиты и нарушение должно исходить от государства, гражданином которого потерпевший не является, что не всегда случается на практике. При осуществлении дипломатической защиты лиц со множественным гражданством Международный Суд ООН пришел к выводу руководствоваться принципом эффективности гражданства или так называемым «принципом Ноттебома» (Nottebohm Case, Liechtenstein v. Guatemala). Дипломатическую защиту правомочно осуществлять то государство, с которым у лица имеется подлинная и эффективная связь.
Апатриды и беженцы могут претендовать на защиту государства, в котором пострадавшее лицо на дату причинения вреда законно и обычно проживает.
Вторым основанием дипломатической защиты является международно-противоправное деяние иностранного государства. Международным правонарушением может быть признано такое обращение с иностранным гражданином, которое представляет собой действия, доходящие до грубого нарушения его прав, обмана, преднамеренного нарушения обязанностей по отношению к нему, или ненадлежащие действия государственного органа, настолько отклоняющиеся от международных стандартов, что любой разумный и незаинтересованный человек незамедлительно признал бы их ненадлежащими.
Мы отмечаем, что дипломатическая защита не может служить превентивной мерой, поскольку дипломатическая защита не будет отличаться от консульского содействия, а также нет дипломатической защиты без цели привлечь государство-нарушителя к ответственности.
Еще одно основание дипломатической защиты - исчерпание потерпевшим индивидом всех внутренних средств правовой защиты.
Исчерпанию подлежат все средства, судебные или административные. По мнению автора, эти средства должны быть доступны и эффективны. Чтобы считать средства исчерпанными, лицо должно предоставить в национальные органы все документы и материалы, которыми он располагает и которые с точки зрения здравого смысла могут оказаться существенными для разрешения дела в его пользу. В судебной практике сформулирована позиция, что перед тем, как государство предъявит иск в международном плане, предварительно должна быть использована вся система правовой защиты, предусмотренная внутренним правом государства-ответчика.
Из требования об исчерпании внутренних средств существуют исключения: в ситуациях, когда не имеется никаких разумно доступных внутренних средств правовой защиты; если существует необоснованная задержка в процессе осуществления правовой защиты; когда не было никакой относящейся к делу связи между потерпевшим лицом и предположительно несущим ответственность государством на дату причинения вреда; если лицу, которому причинен вред, явно препятствуют воспользоваться внутренними средствами правовой защиты; в случаях, когда государство, предположительно несущее ответственность, отказалось от требования об исчерпании внутренних средств правовой защиты.
Требование об исчерпании внутренних средств защиты должно рассматриваться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом исключений.
Относительно правовой природы принципа исчерпания средств защиты в международной доктрине существует три подхода.
Согласно материально-правовой теории международно-противоправное деяние государства не считается завершенным «до момента безуспешного исчерпания внутренних средств правовой защиты».
Для процессуальной теории характерно представление о том, что норма об исчерпании представляет собой процедурное условие, которое «необходимо соблюсти до предъявления требования на межгосударственном уровне».
Нам представляется аргументированным подход членов Комиссии МП, которые разграничивают ущерб иностранцу по внутреннему праву и ущерб в результате международно-противоправного деяния государства.
Представляется, что такой подход отвечает современному видению принципа исчерпания средств защиты и заключает в себе симбиоз отказа в правосудии и процедурного условия.
Дипломатическая защита осуществляется мирными средствами, которые мы разделяем на обращение государства в судебные органы с исками о защите прав своих граждан и иные меры дипломатической защиты.
По мнению автора, дипломатическая защита и консульское содействие не являются тождественными. Во-первых, консульские функции, предусмотренные в Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеют ограниченный характер; во-вторых, имеется различие в уровне представительства между консульским содействием и дипломатической защитой; в-третьих, дипломатическая защита представляет собой межгосударственное вмешательство, осуществляемое дипломатами в случае, когда гражданину или юридическому лицу нанесен вред в результате международно-противоправного деяния, совершенного другим государством, а гражданин или юридическое лицо исчерпали внутренние средства правовой защиты. Консульское содействие - это оказание помощи гражданам, которые оказываются в затруднительном положении в иностранном государстве.
К мерам дипломатической защиты относятся различные действия дипломатических представительств, включая содействие в поиске и предоставление адвокатов, защитников; посещение представителями государства осужденных или задержанных граждан в тюрьмах; проведение собственного расследования, задействуя инстанции на местном уровне и тд.
Выбор мер и способов дипломатической защиты может быть ограничен принципами международного права. К специальным можно отнести принципы, отражающие основания осуществления дипломатической защиты: принцип свободного выбора средств дипломатической защиты; принцип недопущения дублирования платежей, выплаченных пострадавшему государству в целях обеспечения дипломатической защиты граждан; принцип национальной принадлежности требований; принцип дискреционности.
В числе иных принципов, касающихся прав пребывания иностранцев на территории чужого государства, мы называем следующие: любое государство имеет право устанавливать правовой режим для иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая обязательства в области прав человека; в соответствии с национальными законами и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод; недопустимы массовые высылки иностранцев, находящихся законно на территории данной страны. При этом возможна индивидуальная высылка, но должны быть соблюдены нормы международного права и такое мероприятия должно проходить только во исполнение принятого в соответствии с законом решения суда.
Отметим тенденцию увеличения случаев предоставления дипломатической защиты, что может повлечь изменение специальных принципов института. При осуществлении дипломатической защиты применение вооруженной силы недопустимо. Во-первых, в международном праве существует ограничивающая применение силы доктрина Драго, по которой исключается из практики применение иностранными государствами вооруженной интервенции «как средство взимания долгов, возникших на основе государственных займов». Во-вторых, в условиях современного мира любая интервенция - посягательство на суверенитет государства и его нарушение является недопустимым для института дипломатической защиты.
Меры и средства дипломатической защиты, предпринимаемые дипломатическими и консульскими учреждениями, должны иметь целью предоставление восстанавливающей интересы и права потерпевшего гражданина помощи в полном объеме.
Очевидна необходимость в создании комплекса средств и способов дипломатической защиты.
Государства довольно часто используют механизм дипломатической защиты для обеспечения прав и интересов своих граждан за рубежом путем обращения государств в судебные органы с исками о защите прав своих граждан.
Международный Суд ООН высказался относительно возможности осуществления права собственности и управления учрежденными потерпевшим компаниями на территории иностранного государства, указав на необходимость проведения различий между правами компаний как юридических лиц и прямыми правами их участников: участвовать и голосовать на собраниях, право контроля и надзора за деятельностью и тд.
Международное право предусматривает право на дипломатическую защиту юридических лиц. Международный Суд ООН указал, что когда государство допускает на свою территорию иностранные капиталовложения или иностранных граждан, оно обязуется обеспечить им защиту закона и берет на себя обязательства, касающиеся режима их пребывания в этом государстве. Чтобы предъявить иск в связи с нарушением этих обязательств, государство должно доказать свое право на это (Case Concerning The Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited). По мнению Суда, причиняемый компании вред наносит убытки и акционерам, однако последние могут предъявлять иск только к компании.
Несмотря на возможность и вариативность использования дипломатическими представительствами внесудебных мер по предоставлению дипломатического содействия, обращение государства в Международный Суд ООН с защитой своих граждан от противоправных действий иностранного государства остается, по мнению автора, самым эффективным средством в ситуациях исчерпания индивидом всех средств, способом дипломатической защиты.
Подобные работы
- Дипломатическая и консульская защита прав человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема соблюдения прав человека в американо-китайских отношениях
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2023 - ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы взаимодействия международного и национального права
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Международно-правовая и внутригосударственная защита прав коренных народов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



