Введение
1 Регулирование земельных отношений в рыночной экономике 5
1.1 Понятие земельных отношений и основы государственного регулирования 5
1.2 Современное использование земельных ресурсов для промышленного
назначения в городах 11
1.3 Полномочия органов местного самоуправления в управлении земельными
ресурсами 15
2 Анализ использования и управления земельными ресурсами промышленного назначения на территории города Красноярска 20
2.1 Анализ развития промышленности города Красноярска 20
2.2 Анализ земельного фонда промышленного назначения города Красноярска 27
2.3 Ограничения использования и управления земельными ресурсами промышленного назначения города 44
3 Направления повышения эффективности использования и управления земельными ресурсами промышленного назначения города Красноярска 55
3.1 Действующие мероприятия по вовлечении промышленных площадок в экономическую жизнь города 55
3.2 Создание резервного фонда земельных ресурсов промышленного назначения 59
3.3 Разработка показателей и оценка эффективности управления земельными ресурсами промышленного назначения 70
Заключение
Список использованных источников
С советских времен наша страна ассоциируется с огромным промышленным гигантом. Однако с приходом рыночной экономики промышленное производство сильно пошатнулось, если добывающая промышленность функционирует хорошо, то для обрабатывающей не лучшие времена, особенно, что связано с высокими технологиями. Так как обрабатывающая промышленность располагается в городах, они ощущают весь негативный эффект. Для города Красноярска эта проблема актуальна, он стал таким город, хотя некогда был центром Красноярского края, субъекта, ВРП которого был выше, чем у некоторых союзных республик. На территории города располагалось множество предприятий разного профиля. Но с уходом госплана и открытием границ многие предприятия не смогли конкурировать и вынуждены были закрыть свои производства. Может быть некоторые из них и смогли бы продолжать хозяйственную деятельность, но в условиях давления сферы услуг, собственникам предприятий экономически более выгодно было остановить производство и продать землю под иной вид застройки.
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и управления земельными ресурсами промышленного назначения города Красноярска. Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретической базы земельных отношений;
- анализ уровня развития промышленности города Красноярска, определение сильных стороны и проблем;
- оценка существующего земельного фонда города Красноярска;
- характеристика ограничений по использованию и управлению земельными ресурсами промышленного назначения в городе;
- представление мероприятий по более эффективному использованию свободных промышленных земель.
Объектом исследования является земельные ресурсы промышленного назначения на территории города Красноярска.
Предметом исследования является фактическое использование и управление земельными ресурсами промышленного назначения в городе Красноярске.
В процессе выполнения работы использовались нормативно- правовые акты разных уровне власти, данные Федеральной службы государственной статистики, научные труды, в том числе красноярских учёных.
В работе использовались следующие методы исследования: количественный и качественный анализ, системный анализ процессов социально-экономического состояния исследуемого объекта, методы сравнения и обобщения.
Как показывает практика, на сегодняшний день в национальной экономике Российской Федерации сложилась неэффективная структура, экспортно-сырьевой тип развития экономики. Характерными признаками этого являются большой удельный вес торговли в ВВП, преобладание в структуре экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью, в первую очередь топливно-энергетического сектора, слабое развитие обрабатывающей промышленности. Это связано с тем, что с начала девяностых годов российская добывающая промышленность на подъёме из-за высокого заграничного спроса и значительных запасов природных ресурсов, а обрабатывающая, располагающаяся в основном в городах, в упадке, так как не сразу смогла приспособиться к рыночным реалиям, борьбе с импортными товаропроизводителями, колоссальному давлению сферы услуг. Органы власти всех уровней это прекрасно понимают и ищут в пределах своих компетенций пути по решению этой проблемы. Так, городские власти стараются привлечь новые высокотехнологичные, конкурентоспособные промышленные производства на подконтрольную им территорию. С уходом Советского Союза, закрылось большое количество предприятий, территории в некоторых случаях пустуют и могут быть базисом для новых производств. Однако необходимо учитывать, что сейчас на первом месте стоит не минимизация расстояния пути на работу для трудящихся, пешая доступность, а экологический фактор, те есть предприятия должны быть безопасны для горожан, производить выбросы в пределах нормативов, располагаться предпочтительно на окраинах. Причиной этому является то, что в СССР не было такого количества личных автомобилей и нормативы градостроительного проектирования были иные.
Красноярск является ярким примером такого города. Некогда на его территории располагалось большое количество крупных фабрик, заводов и комбинатов, однако «встать на рыночные рельсы» смогли не все. Из ныне функционирующих предприятий большинство располагаются сгруппировано в восточной и южной частях города, но есть и расположенные обособленно, в том числе в историческом центре. Пустующие промышленные территории необходимо вовлекать в хозяйственный оборот по их целевому назначению, для этого у Красноярска есть ряд преимуществ: расположение вблизи стран АТР, большое количество природных и трудовых ресурсов на территории Красноярского края и близлежащих регионов; развитая научно-техническая база; наличие на пустующих промплощадках необходимой инфраструктуры для размещения промышленных производств. Нематериальную сферу необходимо ограничить, так как по объективным причинам Красноярску никогда не стать городом услуг: слишком маленькая плотность населения, отсутствие значительных культурных, рекреационных ценностей, спортивной инфраструктуры.
Но в первую очередь необходимо совершенствовать городскую среду обитания путём вывода обособленно расположенных производств из центральных районов города на окраины. Освободившиеся земельные участки должны быть освоены комплексно в интересах жителей и города в целом, в том числе должен быть учтён архитектурный образ. Городские власти должны ограничить точечную застройку в пользу интересных инвестиционных проектов или озеленения территории.
В рамках данной работы было выдвинуто предложение создать необходимый объём резерва земель промышленного назначения на территории города Красноярска из пустующих на сегодняшний день промышленных земель. Не позволять изменять ПЗЗ в части перевода земель промышленных зон в селитебную и общественно-деловую зоны. Их развитие должно быть не экстенсивное, а интенсивное: необходимо убирать малоэтажную и индивидуальную застройку из центра города. Наиболее выгодные промышленные площадки из перечня должны быть предложены для освоения в первую очередь предприятиям располагающимся обособленно в историческом центре, на набережной правого берега, юго-западной части города. Кроме того, городские власти должны вести непрерывный поиск инвесторов для привлечения новых производств на территорию города.
Результатами проводимых мероприятий станут: улучшение экологических показателей, рост объёмов промышленного производства, увеличение количества рабочих мест с достойной заработной платой, привлечение дополнительных частных инвестиций, благоустройство города, повышение уровня удовлетворённости граждан городской средой обитания, следовательно, повысится уровень качества жизни.
1 Володин, А. Промплощадки. Перезагрузка/ А. Володин// Городские новости. - 2013. -2 сентября
2 Генеральный план городского округа города Красноярска
3 Градостроительный кодекс Российской Федерации
4 Журбей Е.В., Давыборец Е.Н., Еленева Е.В. Редевелопмент как перспективный механизм развития муниципальных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Политические отношения и управление регионом 2014
5 Зарицкий Б.Е. Европа: реиндустриализация vs. Деиндустриализация // Мировая экономика и международные экономические отношения 2014
6 Земельный кодекс Российской Федерации
7 Кондратьев В.Б. // Глобальная обрабатывающая промышленность// Интернет-журнал «Перспективы» 2013
8 Концепция пространственного развития города Красноярска
9 Криничная Ю.О. Комплексное освоение территорий на основе креативно-индустриальных кластеров в крупном городе // Новое слово в науке и практике 2015
10 Никитина О.А. Редевелопмент промышленных объектов в креативно-индустриальные кластеры в крупном городе // Развивающиеся рынки недвижимости в глобальной экономике: инвестиционная привлекательность и перспектива роста. Материалы международной научно-практической конференции / Ред. С.Н. Максимов. - 2013. - С. 187-190.
11 Отчет Центра стратегических разработок (г. Москва) по теме «Разработка основных направлений промышленного развития города Красноярска»
12 Павликова А. Промышленные зоны - перспективы развития // Второй Московский урбанистический форум «Мегаполис в масштабе человека» // 04.12.2012 - 05.12.2012 / конференция
13 Правила землепользования и застройки городского округа города Красноярска (Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122)
14 Петрова О.А., Белякова Г.Я. // Аналитическое исследование промышленного комплекса г. Красноярска// Вестник СибГАУ
15 Поподько Г.И. // Сценарии и приоритеты стратегического развития г. Красноярска до 2030 года// Конференция «Сибирский плацдарм», 2016
16 Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2015-2017 годы (краткий вариант)
17 Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года
18 Проект Стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 г. и план мероприятий по ее реализации
19 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
20 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
21 Федеральный закон от 31.12.2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»
22 Хлебопрос Р.Г., Тасейко О.В., Иванова Ю.Д., Михайлюта С.В. //
Красноярск. Экологические очерки / Р.Г. Хлебопрос, О.В. Тасейко, Ю.Д. Иванова, С.В. Михайлюта. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 130 с.
23 Шишацкий Н.Г. // Инвестиционный потенциал структурной
модернизации экономики крупного города (на примере Красноярска)// Конференция «Сибирский плацдарм», 2016