ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА, ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ И ЦЕННОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА 11
1.1. Исследование категории оценки в лингвистике 11
1.2. Ценностная картина мира: вопросы теории 19
1.3. Сознание и языковое сознание 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ 37
2.1. Аксиологический концепт и другие типы концептов 37
2.2. Когнитивные признаки концепта «хороший человек» в языковом сознании респондентов мужского пола (по результатам методики незаконченных предложений) 43
2.3. Когнитивные признаки концепта «хороший человек» в языковом сознании респондентов женского пола (по результатам методики незаконченных предложений) 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
Глава 3. АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» (НА МАТЕРИАЛЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ГРУППАХ) 57
3.1. Ассоциативное поле как инструмент изучения языкового сознания и
ценностной картины мира 57
3.2. Ассоциативное поле концепта «хороший человек» (на материале ассоциативного эксперимента, проведённого в младшей фокус-группе) 62
3.3. Ассоциативное поле концепта «хороший человек» (на материале ассоциативного эксперимента, проведённого в средней фокус-группе) 69
3.4. Ассоциативное поле концепта «хороший человек» (на материале ассоциативного эксперимента, проведённого в старшей фокус-группе) 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Настоящее исследование выполнено на стыке психолингвистики и аксиологической лингвистики. В рамках антропоцентрической парадигмы важное место занимает изучение языкового сознания и ценностной картины мира, единицы которых вербализуются знаками языка. Сознание, кроме присущего ему маркера антропоцентричности, обладает этноцентрическим характером. Задача исследования образов сознания и особенностей их отражения в языке относится к числу первоочередных в современной психолингвистике и науках, исследующих языковую картину мира, лингвокультуру и лингвистическую аксиологию. Её решению в разных аспектах посвящены труды А. Вежбицкой, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Арутюновой,В. И. Карасика и многих других учёных.
Антропоцентрическая парадигма ставит в центр научного исследования человека. Концепту «человек» посвящены разнообразные по своей дисциплинарной принадлежности и аспектам исследования работы. Так, например, в работе Л. М. Бояркиной концепт «человек» исследуется как объект лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Исследователь занимается проблемой образных обозначений человека в английском языке (посредством фитонимической и зоонимической лексики). Автор приходит к выводу, что данные обозначения являются свидетельством многомерности процессов об-разной когниции [Бояркина, 2010]. Ж. Х. Гергокова анализирует фразеологические единицы, обозначающие «внутренние» и «внешние» характеристики человека. Она считает, что наиболее эффективный путь познания национальной культуры лежит через изучение ключевых концептов, таких как «чело¬век», и считает данный концепт дихотомией «внутреннего» и «внешнего» человека [Гергокова, 2004]. И. А. Сёмина изучает номинации человека посредством широкозначных существительных французского языка. Интересным итогом исследования является тот факт, что в качестве универсальных при¬
знаков особенно выделяется указание на человека как биологическое существо, а указание на человека как носителя общественных отношений получает менее интенсивную актуализацию [Сёмина, 2012]. В работах Е. В. Поляковой концепт «человек» исследуется в духовном коде культуры. Отмечается, что наиболее яркие характеристики проявляются на фразеологическом уровне языка, являющимся частью культурного пространства каждого отдельного человека и национально-культурного пространства всего со¬общества [Полякова, 2006]. Е. С. Котяева исследует изучение лексической реализации концепта «человек» в рамках русской лингвокультуры (на мате¬риале драматических произведений). В работе особое внимание уделяется словам, проникшим из разговорно-просторечного языка в литературный, как особенно эмоционально и образно маркированным. Все названия человека классифицированы по социальным признакам [Котяева, 2012]. А. В. Пашина выявляет и характеризует ценностную составляющую концепта «человек» в сказах И. М. Ермакова. Исследователь подчёркивает, что в концептосфере И. М. Ермакова человек оценивается по его отношению к труду и родной земле [Пашина, 2006]. В сети Интернет существуют сотни форумов на тему: «Какими качествами должен обладать хороший человек?». Это свидетельствует о том, что феномен «хороший человек» является предметом рефлексии пользователей всемирной сети.
Несмотря на то, что аксиологический концепт «хороший человек» вербализуется во многих жанрах русской культуры (в художественной литера¬туре, в публицистике, в эпистолярном наследии, в некрологах), данный концепт в лингвистике рассматривается впервые. Исследований, в которых аксиологический концепт анализируется с помощью экспериментальных методов, нами не выявлено. Это делает актуальным обращение к данной теме.
Целью данного исследования является комплексная психолингвистическая и лингвоаксиологическая характеристика концепта «хороший человек» в языковом сознании сибиряков разных возрастных и гендерных групп. Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные аспекты исследования семантической категории оценки в лингвистике и раскрыть понятие «ценностная картина мира»;
2) определить место аксиологических концептов в системе концептов;
3) сформировать эмпирическую базу исследования с помощью экспериментальных методов и методик;
4) выявить когнитивные признаки концепта «хороший человек»;
5) смоделировать, проанализировать и сопоставить ассоциативные поля концепта «хороший человек» в разных возрастных и гендерных группах сибиряков.
Объектом исследования настоящей работы является аксиологический концепт «хороший человек».
Предмет исследования - содержание и структура ассоциативного поля концепта, а также его когнитивные и аксиологические признаки.
Материалом исследования послужили данные свободного ассоциативного эксперимента и данные, полученные при помощи методики незаконченных предложений. Эксперимент и методика проводились в 2014-2016 годах среди красноярцев разных поколений. При формировании фокус-групп учитывался возрастной и гендерный факторы.
политических, социально-экономических, технологических факторов и воспитания личности.
Младшую фокус-группу составил 91 человек в возрасте от 17 до 25 лет, ценностные установки которых в настоящее время в основном находятся в стадии формирования; вторую фокус-группу составили 82 респондента в возрасте от 30 до 49 лет - это люди среднего возраста, ценностные установки которых формировались в конце советской эпохи; в третью фокус-группу вошёл 81 человек в возрасте от 50 лет и старше - это поколение, чьи ценностные установки начинали формироваться в первой половине и в середине ХХ века.
Респондентам было предложено в ограниченный отрезок времени дать не менее трёх ассоциаций на стимул «хороший человек». В результате было получено 740 реакций, которые представлены в форме отдельных слов, словосочетаний и предложений.
В ходе использования методики незаконченных предложений респондентом предлагалось завершить следующее предложение: «Хороший человек - это ...». В результате было получено 219 реакций, представленных в форме предложений. Эти сведения дополняют результаты свободного ассоциативного эксперимента.
Теоретико-методологическую базу составляют фундаментальные труды в области психологии: Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия; психолингвистики: А. А. Залевской, С. Л. Рубинштейна, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой; лингвокультурологии и концептологии:
С.Г. Воркачева, А. П. Бабушкина, Е. В. Прохорова; лингвистической аксиологии и ценностной картины мира: Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика.
В основу работы положен постулат об ассоцативном поле, которое является фрагментом образа мира конкретного этноса. Образ мира отражён в сознании носителя конкретной культуры. Содержание и структура ассоциативного поля позволяет нам сделать выводы о мотивах и оценках индивида, из чего мы можем определить культурные стереотипы не только отдельных индивидов, но и этноса в целом (См. об этом: [Уфимцева, 2009: 98]).
В рамках данного исследования использовались следующие методы. На этапе сбора материала применялся метод свободного ассоциативного эксперимента и методика незаконченных (неоконченных) предложений. На исследовательском этапе использовался метод аналитического чтения, метод моделирования ассоциативного поля, сопоставительный метод и метод лингвистического описания.
Научная новизна исследования заключается в том, что аксиологический концепт «хороший человек» впервые подвергается подробному лингвистическому анализу. В лингвистический оборот вводится уникальный мате¬риал - данные регионального языкового сознания.
Практическая значимость магистерской диссертации в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания курса лингвистической аксиологии, психолингвистики и лингвокультурологии. Данные исследования также могут быть использованы в научно-исследовательской работе при изучении аксиологических концептов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты магистерской диссертации были представлены на Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (Красноярск, 15-25 апреля 2015г.), Международной конференции «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 28-29 апреля 2015г.), Международной научной студенческой конференции МНСК- 2016 (Новосибирск, 16-20 апреля 2016г.), Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный 2016 (Красноярск, 15-25 апреля 2016г.). По материалам магистерской диссертации опубликованы три научных статьи и одни тезисы.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 127 наименований, и приложения. Во введении раскрывается актуальность работы, ставятся цели и задачи, определяется предмет, объект, методы исследования, говорится о новизне, практической значимости и апробации результатов исследования. В первой главе раскрываются теоретико-методологические основы современной психолингвистики и лингвистической аксиологии, а именно: рассматривается проблема исследования категории оценки в лингвистике, вопросы теории ценностной картины мира, а также анализируются труды, в которых рассматриваются проблемы сознания и языкового сознания. Во второй главе описываются аксиологические концепты и другие типы концептов, выявляются когнитивные признаки аксиологического концепта «хороший человек» в языковом сознании разных гендерных и возрастных фокус-групп. Третья глава посвящена изучению ассоциативного поля как инструмента исследования языкового сознания и ценностной картины мира. В данной главе моделируются и анализируются ассоциативные поля концепта «хороший человек», описываются особенности структуры ассоциативных полей, анализируются ассоциаты с точки зрения выражаемых ими оценок. В Приложении магистерской диссертации представлены образцы анкет респондентов разных возрастных и гендерных групп, полученные в ходе использования методики незаконченных предложений и свободного ассоциативного эксперимента.
Анализ литературы, составляющей теоретико-методологическую базу настоящего исследования, позволяет сделать вывод о том, что аксиологический подход к изучению языка и языкового сознания способствует получению достоверных сведений о ценностной картине мира этноса, его нравственных установках и ориентирах. Ценностная картина мира реконструируется путём анализа взаимосвязанных оценочных слов, суждений, а также отдельных ассоциатов. В языковом сознании и ценностной картине мира сибиряков представлены наиболее важные для общечеловеческой и национальной культуры смыслы и оценки.
Важнейшими единицами ценностной картины мира являются аксиологические концепты. Установлено, что аксиологический концепт - многомерная, концентрированная, целостная единица сознания человека, в которой отражены общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности. Именами аксиологических концептов являются лексемы с коннотативным компонентом в составе лексического значения, а также словосочетания с оценочными прилагательными (Великая Россия, хороший человек), которые отражают различные типы оценок.
В результате исследования литературы, посвящённой изучению концептов, установлено, что аксиологические концепты соотносятся с лингво-культурными, которые в свою структуру включают ценностный слой. Анализ аксиологических концептов с психолингвистической и лингвоаксиологической точки зрения даёт «ключ» к определению и пониманию ценностных доминант общества и особенностей языкового сознания этноса и его субэтнических групп.
253 человека. Лингвистическому анализу подверглось 740 словесных ассоциативных реакций и 226 фраз.
В результате использования методики незаконченных предложений, выявлены классификационные и дифференциальные когнитивные признаки концепта «хороший человек», передающие этические оценки сублимированного типа, эмоциональные и интеллектуальные оценки психического типа, нормативные оценки рационалистического типа. Данные оценки отражают:
• морально-нравственные качества (доброта, отзывчивость, честность): «Хороший человек - Добрый он», «Хороший человек - это тот, кто не от-кажет в помощи, если он в силах помочь, не пройдёт мимо того, кому Действительно необходима поддержка (помощь)», «Хороший человек - это человек, не желающий никому зла, живёт честно, открыто»;
• психические качества (дружелюбность, искренность); «Хороший человек - это искренний человек, который всегда придёт на помощь, Даже в ущерб себе. Он не желает никому зла и не ищет мести. За ним, как за каменной стеной», «Хороший человек - это сугубо объективное понятие, хорошим одного человека с разных точек зрения можно как назвать, так и не назвать. Для меня - это искренний человек с подлинно положительными намерениями»;
• эмоциональные характеристики (весёлый): «Хороший человек - это весёлый»;
• интеллектуальные характеристики (ум): «Хороший человек - это чело¬век, который ко всему подходит с умом»;
Анализ фраз, полученных в результате использования методики незаконченных предложений, показал, что принципиальных отличий в репрезентации концепта «хороший человек» в разных возрастных и гендерных группах сибиряков-красноярцев нет. Превалируют когнитивные признаки, отражающие морально-нравственные качества человека - отзывчивость, доброту, честность. В меньшей степени представлены психические, эмоциональные, интеллектуальные и прагматические характеристики хорошего человека.
В результате анализа ассоциативных полей, которые смоделированы по результатам ассоциативного эксперимента в трёх возрастных и двух гендерных группах, выявлены ядерные зоны, включающие ассоциаты, выраженные оценочными прилагательными добрый, отзывчивый, честный. Данные прилагательные передают этические оценки сублимированного типа. В около- ядерных зонах наблюдаются некоторые отличия по гендерному признаку. Ближняя периферия «мужского» ассоциативного поля концепта «хороший человек» включает оценочные прилагательные, выражающие нормативные оценки рационалистического типа (воспитанный и ответственный); этические оценки сублимированного типа (верный и порядочный); оценки психического типа (искренний и скромный); эмоциональную оценку психического типа (весёлый); интеллектуальную оценку психического типа (умный) и др. Ближняя периферия «женского» ассоциативного поля концепта «хороший человек» включает оценочные прилагательные, выражающие интеллектуальную оценку сублимированного типа (умный); эмоциональную оценку психического типа (весёлый); нормативные оценки рационалистического типа (вежливый и воспитанный) и др. Ассоциаты, составляющие ближнюю периферию «мужского» и «женского» ассоциативных полей концепта «хороший человек», имеют сходства (преобладание оценок психического, рационалистического и сублимированного типа). Отличие заключается в том, что на ближней периферии «женского» ассоциативного поля отсутствуют этические оценки сублимированного типа. Реакции, расположенные на дальней периферии «мужского» и «женского» ассоциативных полей концепта «хороший человек», отражают индивидуальный опыт и представления респондентов.ного поля идентично ядерной зоне ассоциативных полей концепта «хороший человек» младшей возрастной группы и представлено ассоциатами, выраженными оценочными прилагательными Добрый, отзывчивый, честный. Все ассоциаты передают этические оценки сублимированного типа. В околоядерных зонах наблюдаются некоторые отличия. Ближняя периферия «мужского» ассоциативного поля концепта «хороший человек» представлена оценочными прилагательными, выражающими различные типы оценок: нормативные оценки рационалистического типа (воспитанный и тактичный); этические оценки сублимированного типа (верный и честный); эмоциональные оценки психического типа (весёлый); интеллектуальные оценки психического типа (умный). Ближняя периферия «женского» ассоциативного поля анализируемого концепта включает оценочные прилагательные, выражающие нормативные оценки рационалистического типа (воспитанный и справедливый); этические оценки сублимированного типа (верный); оценки психического типа (искренний). Разница в составе ближней периферии заключается в том, что в околоядерной зоне «женского» ассоциативного поля изучаемого концепта отсутствуют эмоциональные и интеллектуальные оценки психического типа. Реакции, расположенные на дальней периферии «мужского» и «женского» ассоциативных полей концепта «хороший человек» являются ассоциативным «шлейфом», отражающим индивидуальные представления о хорошем человеке (безупречный, первый учитель, русский и др.).
Ассоциативные поля концепта «хороший человек», смоделированные по результатам свободного ассоциативного эксперимента в старшей возраст¬ной группе имеют некоторые особенности. Ядро «мужского» ассоциативного поля изучаемого концепта представлено реакциями: Добрый, справедливый, а также словосочетаниями и предикативными высказываниями со значением «не желающий и не причиняющий никому зла»: «Не Делающий зла», «Человек, который не желает зла Другим», «Он не желает никому зла и не ищет мести»; справедливый. Данные реакции передают этические оценки сублимированного типа и рационалистическую оценку нормативного типа. Ядро «женского» ассоциативного поля концепта «хороший человек» представлено реакциями: добрый и словосочетаниями/предикативными высказываниями со значением «не желающий и не причиняющий никому зла»: «Хороший человек не желает никому зла, не мстит и не сплетничает», «Не злой», «Тот, кто не сделает зла». Данные реакции передают этические оценки сублимированного типа. В околоядерных зонах наблюдаются некоторые отличия. Ближняя периферия «мужского» ассоциативного поля исследуемого концепта представлена оценочными прилагательными, выражающими различные типы оценок: этические оценки сублимированного типа (верный, честный и отзывчивый); интеллектуальные оценки психического типа (умный). Ближняя периферия «женского» ассоциативного поля концепта «хороший человек» включает оценочные прилагательные, которые выражают нормативные оценки рационалистического типа (воспитанный); оценки психического типа (искренний); этические оценки сублимированного типа (честный и отзывчивый) и др. Разница ближней периферии заключается в том, что в околоядерной зоне «женского» ассоциативного поля исследуемого концепта имеются нормативные оценки рационалистического типа и оценки психического типа, а в «мужском» ассоциативном поле концепта «хороший человек» в ближней периферии они не представлены. Реакции, расположенные на дальней периферии «мужского» и «женского» ассоциативных полей, отражают индивидуальные представления о хорошем человеке (прозрачный, сердечность, моя бабушка и др.).
В результате исследования установлено, что концепт «хороший человек» сформирован в русском национальном и региональном языковом сознании. В содержании аксиологического концепта «хороший человек» выявлены такие доминирующие признаки, как добрый и отзывчивый.Лингвокультурологический анализ аксиологического концепта «хороший человек» позволит получить но-вые сведения о его содержании и структуре.
1. Абрамов В. П. Теория ассоциативного поля. Краснодар: Техн. ун-т Кубан. гос. тех-нол. ун-та, 2003. 337 с.
2. Алефиренко Н Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловые пространства языка. М.: Флинта, 2010. 288 с.
3. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. Вып. 1. С. 46-51.
4. Аристотель. Риторика / Пер. В. Г. Аппельрота / под ред. Ф. А. Петровского. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.
5. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1984. 330 с.
6. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т. 4. М., 1983. 240 с.
7. Арнольд И. В. Интерпретация художественного текста: типы выдви-жения и проблема экспрессивности // Экспрессивные средства английского языка. Л., 1975. С. 11-20.
8. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 34 с.
9. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
10. Бабушкин А П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 1996. 330 с.
11. Балли Ш. Французская стилистика. М.: УРСС, 2003. 394 с.
12. Бояркина Л. М. Репрезентация концепта «человек / личность» средствами разных языковых уровней в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Саранск, 2010. 218 с.
13. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб.: Алетейя, 2000. 202 с.
14. Брутян Г. А. Язык и картина мира // Научные труды высшей школы. Филосоские науки. М., 1973. Вып. 1. С. 108-111
15. Вайсгербер Й. Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. 1993.Вып. 2. С. 11-112.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 416 с.
17. Вендина Т. И. Семантика оценки и её манифестация средствами словообразования // Славяноведение. 1997. Вып. 4. С. 41-48.
18. Виноградов В. В. Исследование по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. 555 с.
19. Витгенштейн Л. Философские исследования // НЗЛ. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М., 1985. 188 с.
20. Вольф Е. М. Оценочное значение и соотношение признаков «хоро-шо / плохо» // Вопросы языкознания. 1986. Вып. 5. С 98-108.
21. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.
22. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. 2001. № 6. С. 47-58.
23. Воркачёв С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. Вып. 1. С. 64-72.
24. Вундт В. Введение в психологию. М.: КомКниа, 2007. 168 с.
25. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. М.: Пе-дагогика, 1982, Т. 2. 502 с.
26. Гергокова Ж. Х. Фразеологическая концептуализация понятия «человек»: на материале карачаево-балкарского, английского и русского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Нальчик, 2004. 193 с.
27. Глухов В. М., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой
деятельности [Электронный ресурс]. 2007 // URL: http://www/e-
reading.ws/book.php?book=103649 (дата обращения: 14.11.2014)
28. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. 767 с.
29. Гончарова Е. А., И. П. Шишкина Интерпретация текста немецкого языка. М.: Высшая школа, 2005. 368 с.
30. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистическо-го описания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула, 2012. Вып. 2. С. 396-405.
31. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: Институт языкознания РАН, 2001. 79 с.
32. Горошко Е. И. Языковое сознание: Ассоциативная парадигма: дис. . канд. филол. наук:10.02.20. М., 2001. 553 с.
33. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 163-166.
34. Елина Е. А. Семиотические проблемы абстрактного изображения и попытка их решения в условиях эксперимента // Вопросы психолингвистики. 2008. Вып. 7. С. 73-77.
35.Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.
36.Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. С. 5-18.
37.Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. С. 36-44.
38.Залевская А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. Вып. 1. С. 30-35.
39.Земская Е. М. Современный русский язык: словообразование. М.: Просвещение, 1973. 304 с.
40. Ивин А. А. Основание логики оценок. М.: Наука, 1970. С. 230.
41. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М.: Гардарики, 2000. 416 с.
42. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. 487 с.
43. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166-205.
44. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волго-град: Перемена, 2002. 477 с.
45. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. научн. трудов / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун¬та, 2001. С. 75-80.
46. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. Вып. 4. С. 191-206.
47. Копыленко М. М., Попова З. Д. Очерки по общей фразеологии. Во-ронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1972. 123 с.
48. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001. 270 с.
49. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
50. Кругликова Г. Г. К семантике количественной оценки // Языковые единицы в речевой коммуникации. Л., 1991. С. 80-93.
51. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Крат-кий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак-т МГУ, 1997. 326 с.
52. Лебедько М. Г. Культурные преграды: преодоление трудностей межкультурного общения. Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 1999. 196 с.
53. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2005. 288 с.
54. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. 118 с.
55. Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи (общее языкознание. Формы существования, функции, истории языка). М.: Наука, 1970. С. 314-370.
56. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 388 с.
57. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск.ун-та,
1981. 508 с.
58. Локк Дж. Избранные произведения. М.: Наука, 1960. 480 с.
59. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. Новосибирск: Наука, 1986. 227 с.
60. Лурия А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. 1979.URL:http://jsulib.ru/Lib/Articles/996/745/ (дата обращения: 19.10.2014).
61. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск, 1997. Вып. 1. С. 11-35.
62. Макеева Н. С. Концепт «богатство» в русском языковом сознании (на фоне испанского языка): автореф. дис. . д-ра филол.наук: 10.02.01. СПб., 2009. 22 с.
63. Маркелова Т. В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // НДВШ. Филологические науки. 1995. Вып. 3. С. 67-80.
64. Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. 1994. Вып. 4. С. 112.
65. Мартинович Г. А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте. СПб.:Изд-во СПб. ун-та, 1997. 72 с.
66. Маслова. В. А Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
67. Матвеева Т. В. Некоторые способы выражения субъективной модальности в публицистическом тексте // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988. С. 108-115.
68. Морковкин В. В., Морковкина А. В. Русские агнонимы. М., 1996. 415 с.
69. Мур Дж. Принципы этики. М.: Наука, 1984. 326 с.
70. Мыркин В. Я. Понятие vs концепт; текст vs дискурс; языковая кар-тина vs речевая картина мира // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Международной научной конференции. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. С. 46-47.
71. Никитин М. В. Развёрнутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. Вып. 1. С. 65-69
72. Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. Грица- нов А. А. М.: Книжный дом, 2003. 1280 с.
73. Пашина А. В. Концепт человек в сказх И. М. Ермакова: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Тюмень, 2006. 180 с.
74. Писанова Т. В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: эстетические и этические оценки. М.: Высшая школа, 1997. 320 с.
75. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток-Запад, 2010. 314 с.
76. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. 189 с.
77. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2002. 318 с.
78. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 2007. 61 с.
79. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 8-69.
80. Привалова И. В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность: автореф.дис д-ра филол.наук: 10.02.19. М., 2006. 50 с.
81. Прищепчук С. А. Структурно-семантические и функциональные особенности категории оценки в аспекте её реализации при переводе политического дискурса: сб. научн. трудов. СевКавГТУ. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 6. URL: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 23. 01. 2016).
82. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта, 2009. 176 с.
83. Риккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. 512 с.
84. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
85. Русский ассоциативный словарь в 2 т. Т. II. От стимула к рекции: Более 100 000 реакций / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: АСТ-Астрель, 2002. 992 с.
86. Самигулина Ф. Г. Концептуальная картина мира и специфика её формирования // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Калининград, 2010. Вып. 2. С. 86-89.
87. Сергеева Д. В. Концепт «радость» в русском и английском языках (Сопоставительный анализ на материале произведений Ф. М. Достоевского и Ч. Диккенса): дис. ... канд. филол.наук: 10.02.20. М., 2004. 207 с.
88. Серебренников Б. А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 87-107.
89. Серебренников Б. А.О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983. 319 с.
90. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Волгоград. гос. пед. ун-т, 2004. 323 с.
91. Слышкин Г. Г. Текстовая концептосфера и её единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. С. 18-26.
92. Сорокин Ю. А. Формы сознания и его многослойность // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание». М.: Институт языкознания АН СССР, 1988, С. 164¬165.
93. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М., 1937. 632 с.
94. Стернин И. А. Язык и национальное сознание // Логос. 2005. Вып. 4. С. 156-171.
95. Стернин И. А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998. С. 55-67.
96. Стеценко А. П. Психологический и лингвистический подходы к проблеме языкового сознания // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации "Языковое сознание". М.: Институт языкознания АН СССР. 1988. С. 170-171.
97. Стукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образной кар-тине мира. Киев: Ника-Центр, 1992. 162 с.
98. Тарасов Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М.: Наука, 1987. 168 с.
99. Тарасов Е. Ф. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Институт языкознания, 1993. 174 с.
100. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. Вып. 2. 2004. С. 34-48.
101. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 144 с.
102. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
103. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Наука, 1986. 384 с.
104. Телия В. Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981. 269 с.
105. Темиргазина З. К. Оценочные высказывания в современном русском языке: дис. . канд. филол. наук: 10.02.20. М., 1999. С. 186.
106. Толстая С. М. Стереотип в этнолингвистике. Речевые и ментальные стереотипы. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1995. 168 с.
107. Топорцев И. С. Язык и речь. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1989. 199 с.
108. Тулина Т. А. Функциональная типология словосочетаний. Одесса: Высш. шк., 1976. 176 с.
109. Уфимцева Н. В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. Вып. 4. С. 98-112.
110. Уфимцева Н. В. Русские: опыт ещё одного самопознания // Этно-культурная специфика языкового сознания: сб. научн. трудов. М., 1996. С. 54-61.
111. Уфимцева Н. В. Языковое сознание как отображение этносоцио- культурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. Вып. 1. С. 102¬111.
112. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.
113. Ушакова Т. Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и текст: теоретические и прикладные аспекты: сб. научн. трудов / под ред. Н. В. Уфимцевой. М.: Барнаул, 2003. 13 с.
114. Филлмор Ч. Д. Об организации в словаре / Пер. с англ. Н. Н. Перцовой // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Наука, 1983. С. 23¬60.
115. Форофонтова Ю. Л. Аксиологический концепт сквозь таксономическую призму (на примере концепта судьба) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 8. С. 141-146.
116. Хидекель С. С., Кошель Г. Г. Оценочный компонент лексического значения слова // Иностранные языки в школе. 1984. Вып. 4. С. 7-10.
117. Худяков А. А. Концепт и значение // Языковая личность: культур-ные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. С. 97-103.
118. Хэар Р. М.Дескрипция и оценка // Новое в зарубежной лингвистике. 1995. Вып. 16. С. 183-195.
119. Цоллер В. Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические наука. 1996. Вып. 6. С. 64.
120. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 192 с.
121. Шаховский В. И. Языковая личность в эмоциональной коммуника-тивной ситуации // НДВШ. Филологические науки. 1998. Вып. 2. С. 59-65.
122. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
123. Шаховский В. И. Эмотивное значение слова в лингвоэкологическом аспекте // Мир лингвистики и коммуникации. 2013. Вып. 3. С. 112-123.
124. Шмелёв Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973. С. 243.
125. Юргина Н. Мировоззрение и картина мира. URL: http://www.psy-help.ru/news/art-193.html (дата обращения: 14. 03. 2016).
126. Яковлева А. С. Категория оценки в публичных речах П. А. Столыпина и Отто фон Бисмарка: на материале русского и немецкого языков: дис. . канд. филол. наук: 10.02.20. Тюмень, 2006. 309 с.
127.Strauss, W., Howe N. The Fourth Turning An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Des¬tiny. N. Y.: Brodway Books, 1991.