Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и значение имиджа для успешной профессиональной деятельности социального работника 7
1.1. Понятие, сущность имиджа и его предпосылки развития 7
1.2. Основные технологии формирования имиджа социального работника 15
Вывод по главе 1 33
ГЛАВА 2. Совершенствование технологий формирования и развития имиджа социального работника в КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран» 34
2.1. КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов
«Ветеран»: характеристика, структура, система организации имиджа социального работника 34
2.2. Результаты анкетирования социальных работников КГБУ СО
«Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран» 41
2.3. Рекомендации по совершенствованию формированию технологий и
развития имиджа социального работника в КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран» 50
Вывод по главе 2 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложения
В процессе социальной трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. качественно изменялась и его социальная структура. Одно из важнейших изменений - появление «профессий из разряда помогающих (helping) или заботящихся (caring), поскольку их предназначение - практическая помощь, забота о человеке». «Среди таких нововведений - социальная работа, утвержденная в России в 1991 г., одновременно как вузовская специальность и профессиональная деятельность» [46, c.14]. Однако профессионализация социальной работы в современной России серьезно тормозится из-за ограниченности материально¬финансовых ресурсов, различий в качестве предоставляемых социальными службами и учреждениями услуг, сохранения «остаточного подхода» к социокультурным проблемам, дефицита знаний и необходимых навыков у практических работников [46, c.15]. Все это негативно сказывается на престиже профессии «социальная работа». А низкий уровень престижности социально-значимых профессий, соответственно, отражается на эффективности реализации национальных проектов РФ, и как следствие, на повышении качества социальных услуг.
Если сегодня на федеральном уровне деятельность в социальной сфере, достигнутые позитивные результаты ретранслируются благодаря центральным средствам массовой информации, на уровне субъектов законодательной и исполнительной власти, профессионально используются имиджевые технологии для поддержания статусных характеристик социальных учреждений, то на уровне регионов не всегда можно говорить об эффективной работе в данном направлении. Складывается ситуация автономности существования и функционирования социальных учреждений на местах, помогающих решать определенные проблемы людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях.
В XXI веке прочно вошло в нашу жизнь и понятие «имидж». Под имиджем понимается представление других о личности и деятельности какого-либо человека или организации.
Особое значение имидж имеет для социальной организации. Представления граждан об имидже учреждений социальной защиты населения влияют на эффективность решения имеющихся проблем в нашем обществе. Для того, чтобы качественно решать проблемы предоставления социальных услуг населению, необходимо наличие позитивно сформированного имиджа учреждений социальной защиты населения.
Имидж учреждения социальной защиты населения - это устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения об учреждениях системы социальной защиты населения, качестве социальных услуг.
Имидж учреждения социальной защиты населения включает в себя и имидж социальных услуг, и имидж клиентов, и имидж руководителей, а так же имидж сотрудников.
Личность социального работника играет в обществе очень важную роль. Являясь посредником между государством и человеком, получающим социальные услуги, социальный работник обязан иметь доверительный понимающий образ. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится и для социального работника и для социальной организации все более актуальной.
имиджа (имиджмейкинг) [59]. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностной и профессиональной характеристике социального работника, появляется желание сотрудничать с ним и с организацией, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих успех учреждения и его сотрудников.
На сегодняшний день велик перечень литературы, посвящённый различным субъектам имиджа. В свою очередь, литература, изучающая имидж социального учреждения, имидж специалиста по социальной работе практически отсутствует.
Теоретические предпосылки к разработке научно-теоретических оснований психологической теории имиджа широко представлены в отечественной и мировой психологии. Особую роль в исследовании теории имиджа сыграли работы Е.Б. Перелыгиной «Психология имиджа», Л.К. Аверченко позволила в теоретической части работы сформулировать и показать развитие понятия «имиджа» [61, с.286]. Авторами А.Я. Кибановым [17, с.368], Д.К.Захаровым [17, с.10] и В.Г. Коноваловым [29, с.10], была изучена и изложена информация об имидже, выделены основные компоненты и раскрыта их сущность.
В труде Г.В. Бороздиной [9, с.295] проанализирован один из важных компонентов имиджа делового человека - тактика общения.
В работе под редакцией профессора В.Н. Лавриненко [34, с.279] раскрыты вопросы деловой этики, представлены тесты, используемые при подготовки практической части работы.
В книгах Л. Брауна [10, с.496], сестер Сориных [40, с.96], В.М. Шепеля[46, с.572] содержатся практические рекомендации по построению внешнего образа.
Объектом исследования является имидж социальной организации.
Предметом исследования является технология формирования имиджа социальной организации.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования имиджа социальной организации.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты феномена имиджа, понятие, характеристики и подходы;
2) Рассмотреть технологии формирования имиджа организации и образа сотрудника как части имиджа социальной организации
3) Охарактеризовать КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран»
4) Выявить и исследовать качества, определяющие положительный имидж социального работника.
При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:
- общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
- метод тематического анализа, который позволил раскрыть процесс развития научных знаний по изучаемой теме;
- метод анкетирования, представляющий собой способ получения информации путем письменных анонимных ответов испытуемых на комплекс стандартизованных вопросов. Вопросы для анкеты были составлены на кафедре социологии и общественного мнения Сибирского Федерального Университета.
Положения, выносимые на защиту:
- Имидж - это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы.
- Выполнение ряда условий при заинтересованном отношении всех участников процесса позволит повысить качество работы с лицами находящихся в местах лишения свободы в конкретном учреждении.
Структура дипломной работы обусловлена целями и характером дипломного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы содержащего шестьдесят четыре источника, восьми рисунков и одного приложения.
Итак, исследование показало, что однозначного определения понятия «имидж» нет. Многие авторы трактуют его с различных точек зрения. Также многие отождествляют «имидж» с другими понятиями как «образ», «мнение», «репутация». Опровергать эти положения не стоит вследствие того, что все они имеют общие черты с присущими друг другу особенностями.
Из-за различных подходов к изучению имиджа существуют разные классификации и технологии его формирования.
Особое значение имидж имеет для социальной организации. Представление граждан об имидже учреждений социальной защиты населения влияют на эффективность решения имеющихся проблем в нашем обществе. Для того, чтобы качественно решать проблемы предоставления социальных услуг населению, необходимо наличие позитивно сформированного имиджа учреждений социальной защиты населения.
Имидж учреждения социальной защиты населения - это устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения об учреждениях системы социальной защиты населения, качестве социальных услуг.
Личность социального работника играет в обществе очень важную роль. Являясь посредником между государством и человеком, получающим социальные услуги, социальный работник обязан иметь доверительный понимающий образ. Часто именно по личности судят об организации в целом.
Существуют многообразные психологические особенности индивидуального имиджа, и каждая из них по-разному влияет на сам имидж и на его восприятие окружающими. Большое значение имеет тот или иной тип темперамента, уровень открытости людям. Эти характеристики полностью изменить нельзя, но можно внести некоторые коррекции, которые будут служить для позитивного восприятия.
Результатом исследования стало понимание того, что для формирования положительного имиджа социального учреждения мало опираться на современное материальное оснащение или на качество предоставляемых услуг и на размещение информации об учреждении. Важнее всего человеческий фактор - наличие положительных личностных качеств и профессиональной компетентности сотрудников.
Также были изучены многообразные технологии формирования имиджа. В результате чего была смоделирована технология для формирования имиджа социального работника - как основного составляющего имиджа социальной организации. В неё внесены конкретные характеристики, которыми должен обладать социальный работник. Это такие характеристики как коммуникативная механика, нравственная надёжность, гуманитарная образованность, искусство психотехнолога.
Социальный работник находится в постоянном контакте с людьми, поэтому всем своим видом и поведением не должен отталкивать. Он должен предрасполагать к общению, эмоциональному переживанию и доверию.
Специалисты по социальной работе - лицо учреждения. Социальные работники должны уделять большое внимание созданию своего имиджа, для этого необходимо знать не только основные составляющие имиджа, и пути их формирования, но и уметь на практике использовать психологические и поведенческие приемы.
Социальному работнику необходимо формировать соответствующий имидж, что является и важным психокоррекционным фактором. В результате он станет более уверенным, активно коммуникабельным. Полученные знания остаются информационным банком для выстраивания позитивных отношений в различных социумах, помогают высвечивать свои личностно¬деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.
Популяризация системы предоставления социальных услуг, проведение PR-мероприятий, создание фонда развитие имиджа, определение структуры менеджмента имиджа, формирование системы стимулов - это методы, которые можно смело рекомендовать для использования в работе не только КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран», но и другим социальным учреждениям.
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
2. Постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 600-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг».
3. Закон Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3023 «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае».
4. Аверченко, Л.К. Психология управления / Л.К. Аверченко - Новосибирск: СКЦ, 2009. - 355 с.
5. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт - СПб.: 2002. - 486 с.
6. Берд, П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа: пер. с англ. / П. Берд - Минск: Амалфея, 2011. - 237 с.
7. Березняков, Д.В. Управление общественными отношениями: учебно-методический комплекс / Д.В. Березняков - Новосибирск: СибАГС, 2002. - 124 с.
8. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова - М.: 2010. - 219 с.
9. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 295 с.
10. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун - СПб.: Питер Пресс, 2006. - 496 с.
11. Васильева, М. Бренд: сила личности / М. Васильева - М.: 2014. - 195 с.
12. Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А. Джерелиевская - М.:2009. - 156 с.
13. Душков, Б.А. Психология типов личности / Б.А. Душков - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 120 с.
14. Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев - СПб.: 2012. - 293 с.
15. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе - СПб.: 2011. - 350 с.
16. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 305 с.
17. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2012. - 368 с.
18. Килошенко, М. Психология моды: теоретические и прикладные аспекты / М. Килошенко - СПб.: 2001. - 371 с.
19. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие / А.С. Ковальчук - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на- Дону: ФЕНИКС, 2003. - 244 с.
20. Кошмаров, А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента / А.Ю. Кошмаров - М.: 2011. - 560 с.
21. Маценко, В.Ф. Имидж: психология создания / В.Ф. Маценко - К.: Ника-Центр, 2002. - 250 с.
22. Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей / О.А. Митрошенков - 2-е изд., исправ. - М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2010. - 280 с.
23. Музыкант, В.Л. Рекламные PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике / В.Л. Музыкант - М.: Армада-пресс, 2011. - 964 с.
24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой - 18-е изд. - М.: 1986. - 1684 с.
25. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А.Ю. Панасюк - М.: 2001. - 200 с.
26. Панасюк, А.Ю. Я Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж / А.Ю. Панасюк - М.: Дело,2013. - 215 с.
27. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
28. Петрова, Е.А. Психология имиджа: психосемиотический подход / Е.А. Петрова - М.: 2011. - 560 с.
29. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г Почепцов - Киев: Ваклер, 2000. - 256 с.
30. Почепцов, Г.Г. Имиджмейкер / Г.Г Почепцов - Киев: Рекламное Агентство Губерникова, 2005. - 325 с.
31. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии XX века / Г.Г. Почепцов - М.: 2000. - 173 с.
32. Примак, Л.П. Общение с собой / Л.П. Примак - М.: 1991. - 269 с.
33. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. - М.: 2013. - 410 с.
34. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. - 279 с.
35. Роджерс, Ф.Ж. IBM. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг / Ф.Ж. Роджерс - М.: 2010. - 364 с.
36. Семёнов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К. Семёнов, Е.Л. Маслова - 2-е изд. - М.: 2000. - 188 с.
37. Сильва, Х. Искусство менеджмента по методу Сильва: пер. с англ. / Х. Сильва - Мн.: Попурри, 2012. - 288 с.
38. Сломинская, Е.Н. Эмпатия как коммуникативный навык / Е.Н. Сломинская - М.: 2012. - 560 с.
39. Соловьёв, Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол / Э.Я. Соловьёв - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 320 с.
40. Сорины, сёстры. Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды / сёстры Сорины - М.: Гном-Пресс,2014. - 96 с.
41. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: 1994.
42. Ушаков, Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема / Б.Г. Ушаков - Екатеринбург: 1995. - 256 с.
43. Федоркина, А.П. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа / А.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина - М.: Имидж госслужбы,
2010. - 780 с.
44. Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е.И. Холостова - М.: 2013. - 270 с.
45. Шейнов, В.П. Искусство убеждать / В.П. Шейнов - М.: ПРИОР, 2000. - 354 с.
46. Шепелъ, В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 572 с.
47. Этический кодекс Ассоциации социальных работников, 2013. - 117 с.
48. Имидж [электронный ресурс] / - Режим доступа:
www.valadoff.narod.ru/1r(10 февраля 2015)
49. Основные составляющие имиджа руководителя [электронный ресурс] - Режим доступа:www.valadoff.narod.ru/2r (10 февраля 2015)
50. Поддержка имиджа руководителя [электронный ресурс] - Режим доступа:www.valadoff.narod.ru/6r (10 февраля 2015)
51. КГБУ СО "Пансионат "Ветеран" [электронный ресурс] - Режим доступа:http: //24veteran.ru/(4 июня 2015)
52. Абрамова Г. С. Практическая психология / Г.С. Абрамова - М.: 1997. - 365 с.
53. Кодекс этики социального работника [электронный ресурс] - Режим доступа:http://onf.ru/(29 марта 2015)
54. Профессиональные требования к социальному работнику [электронный ресурс] - Режим доступа:http://bibliofond.ru/(17 апреля 2015)
55. Пансионаты в Красноярске [электронный ресурс] - Режим доступа:http: //oldone.ru/pansionaty-v-krasnoyarske/(1 мая 2015)
56. Социальная защита населения [электронный ресурс] -Режим доступа:http://www.admkrsk.ru/citytoday(3 апреля 2015)
57. Политология. Словарь. — РГУ. Коновалов, В.Н. 2010. [электронный ресурс] /В.Н. Коновалов. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf7politology/1143(5 апреля 2015)
58. Имидж организации: стратегия формирования [электронный ресурс] -Режим доступа:
http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/127/2888/(7 мая 2015)
59. Политическая психология. Словарь-справочник [электронный ресурс] - Режим доступа:http://political_ psychology.academic.ru/64/(11 марта 2015)
60. Психология и менеджмент [электронный ресурс] - Техники активных воздействий - PR. - Режим доступа: http://psy.rin.ru/article/58/PR- tehnologii.html(17 мая 2015)
61. Аверченко, Л.К. Практическая имиджелогия: учебное пособие / Л.К. Аверченко - Новосибирск: СибАГС, 2011. - 286 с.
62. Аверченко, Л.К. Психология делового общения / Л.К. Аверченко - Новосибирск: СибАГС, 2009. - 210 с.
63. Феофанов, О. Реклама. Новые технологии в России. Глава вторая [электронный ресурс]/ О. Феофанов. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/15.htm(2 апреля 2015)
64. Никифорова, Ю. Роль стереотипов в создании и восприятии имиджа [электронный ресурс] / Ю. Никифорова. - Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/366.html(21 марта 2015)