Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические и социально - педагогические аспекты работы с детьми с расстройством аутистического аспекта

Работа №22524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
910
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы детского аутизма 10
1.1. Характеристика аутистического расстройства в психологии 10
1.2. Психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра 21
1.3. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение как направление работы психолога 28
Выводы по первой главе 29
Глава II. Психологические и социально-педагогические аспекты работы с детьми с расстройством аутистического спектра 31
2.1. Описание выборки, методов диагностики и констатирующего эксперимента 33
2.2. Программа социально-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра 37
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 63

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.
Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность в организации специальных условий социально-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которые обеспечат детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения и воспитания в условиях школьного образовательного учреждения.
Проблема: принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения и воспитания, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом.
Детский аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Один ребенок из 150 живет с аутизмом.
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин. Диагноз «аутизм» ставится не по одному симптому. Для его постановки необходимо наличие как минимум трех характерных признаков:
- недостаток социальных взаимодействий;
- нарушенная взаимная коммуникация;
- ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе школьного образования. Высокий потенциал этой системы не используется в полном объеме, так как значительная часть детей не посещают дошкольные и школьные учреждения, а воспитываются в семье.
Государственная политика в области образования диктует освоение и развитие вариативных форм работы с младшими школьниками на основе создания специальных условий социально-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
Не смотря на то, что со времени первого описания РАС как клинического синдрома прошло более полувека, существует большой разрыв между теоретическими знаниями и практическими возможностями.
Разнообразие различных психолого-педагогических методик и большая неоднородность картины нарушений аутистического спектра затрудняет выбор оптимального коррекционного подхода.
В современной системе образования, неконтактные дети практически не получают профессиональную помощь со стороны специалистов, по причине отсутствия коррекционных учреждений. Задачи воспитания, обучения такого ребенка полностью ложится на плечи семьи, вследствие чего он является крайне ограниченным в формировании коммуникативных навыков.
далее, как правило, следует перевод на домашнее обучение, то есть изоляция от общества сверстников.
На сегодняшний день, по данным Краевого психо-неврологического диспансера выявлены и состоят на учете около 60 детей-аутистов. Разнообразие аутистического спектра нарушений, недостаточный уровень диагностики, неосведомленность специалистов образования и здравоохранения по проблеме РАС, ведет к тому, что данные нарушения подменяются на схожие по симптоматике (шизофрения, нарушение интеллекта или умственная отсталость, задержка психического или речевого развития) и ребенок получает помощь в соответствующих учреждениях, а чаще всего в физиологических группах и группах с речевой патологией. Но все аутичые дети имеют свои особенности, способности и потребности, а их неудовлетворение несет отягощение состояния и значительное ограничение их жизнедеятельности.
В настоящее время не организовано специализированных учреждений дошкольной и школьной ступени обучения на территории края, нет специальных образовательных программ для детей данной категории, а имеется лишь фрагментарный несистематизированный опыт работы специалистов различных ведомств (образования и здравоохранения) с детьми-аутистами. При этом анализ зарубежного опыта показывает, что коррекция РАС должна быть комплексной, ведущее место отводится психолого-педагогической работе, но при этом целесообразно и необходимо медикаментозное лечение.
Одной из ключевых идей Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае является реализация права на образование детей с выраженными нарушениями эмоционального развития, аутистическим спектром нарушений, со сложной структурой психо-физического и интеллектуального развития, и создание оптимальных мер долгосрочной комплексной помощи детям и их семьям.
Цель: в теоретическом плане изучить возможности психологической и социально-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Задачи:
1. Теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Диагностика детей с расстройством аутистического спектра.
3. Разработка и реализация программы социально-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
4. Оценка эффективности программы социально-педагогического сопровождения.
Предмет: возможности психологического и социально¬педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Объект: дети младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза: психологическое и социально-педагогическое сопровождение способствует оптимизации развития детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Требования, которые предъявляются сегодня - это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, а в нашем случае - детей с расстройством аутистического спектра вместе. Только совместное воспитание и обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в области психологии.
2. Теоретико-прикладное моделирование программы социально-педагогического сопровождения детей с РАС.
3. Констатирующий эксперимент, направленный на диагностику уровня адаптивного поведения у детей с РАС.
4. Формирующий эксперимент, имеющий целью определить возможности социально-педагогического сопровождения детей с РАС.
5. Качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки экспериментальных данных (критерий Манна- Уитни).
Для получения валидных диагностических данных были применены тестовые методики: Шкала адаптивного поведения Вайнленд.
Теоретико-методологическая база исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, в которых впервые был рассмотрен и описан в 1943 году американским психиатром Л.Каннером в работе «Аутические нарушения аффективного контакта».
Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени ученого его открывшего. Г.Аспергер тоже занимался исследованием детей с синдромом РДА, но несколько другой категории, он назвал ее «аутическая психопатия», что в отличии от раннего детского аутизма проявляется после трехлетнего возраста.
Наиболее известные отечественные подходы к коррекции аутизма были предложены К.С.Лебединской и О.С.Никольской и их методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов коррекции в отечественной коррекционной работе большое значение отводится комплексности - постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров.
Считается, что синдром раннего детского аутизма (РДА) изучается в России более 50 лет, со времени выхода в 1947 году статьи С.С.Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого алиментарного истощения у детей». В дальнейшем РДА на протяжении более 30 лет рассматривался в нашей стране только как медицинская проблема. Однако помещение аутичных детей с психиатрический стационар не давало, как правило, положительных результатов, а нередко за счет отрыва от семьи, изменения привычного окружения приводили к ухудшению состояния. И лишь со второй половины 70-х гг. благодаря работам ленинградских (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган и др.) и особенно московских (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др.) психиатров и психологов постепенно стало скалываться представление о раннем детском аутизме как об особом отклонении психического расстройства, из чего следовала необходимость не только и не столько медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для раннего детского аутизма форм и методов. Однако, несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, а также на интересные, обнадеживающие результаты экспериментально-методической работы, государственной системы комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом, в России не создано.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программы с целью повышения адаптации детей с аутизмом в общество.
Полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Программа социально-педагогического сопровождения может быть реализована в работе психологической службы
Психодиагностический комплекс методик, использованных в исследовании, может служить основой для разработки психодиагностической программы в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
База исследования: школа 7 вида города Красноярска.
Структура работы: состоит из введения; главы 1 Психолого-педагогический анализ проблемы детского аутизма; главы 2 Психологические и социально-педагогические аспекты работы с детьми с расстройством аутистического спектра; заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день существует мало современной литературы на тему социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра, поэтому данная тема является актуальной. Как показывают имеющиеся исследования, такие дети при должном обучении, огромном усилии педагогов и родителей, становились полноценными членами общества, обучаясь в обычных школах и в последствии, могли бы получать дальнейшее образование и работу. Работа с такими детьми не является безнадежной, но при этом требует больших затрат, как физических, так и душевных, а так же больших знаний в области данного расстройства.
Проведенный анализ существующих в психологии данных о формировании адаптации детей с расстройством аутистического спектра, ее возникновении и протекании показал:
1. Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.
2. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.
3. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.
4. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.
5. Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо «я» употребляет «ты». Например, мама: «Ты хочешь конфету?» Ребенок: «Ты хочешь конфету».
6. Повторяющаяся и стереотипная игра. Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.
7. Стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни.
8. Хорошая механическая память. Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна).



1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология.- 1995.№5. с.76-83.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медецина, 1999, 221 с.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление - М., 1980, 123 с.
4. Блейлер Е. Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии-М.: Изд-во МГУ, 1981. с.112-125.
5. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999, 117 с.
6. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология. - 1997. с.31-40.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993, 124 с.
8. Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: хрестоматия. - СПб.: МУСиР им. Р.Валленберга, 1997, 246 с.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутические синдромы у детей и подростков: механизмы расстрцств поведения // Патологические нарушения поведения. Л., 1973, 251 с.
10. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медецина, 1981. 190 с.
11. Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976, 342 с.
12. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М., 2003, 232 с.
13. Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. - Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2003. 271 с.
14. Ковалева В,В, Психиатрия детского возраста. М.: Медецина, 1995, 336с.
15. Кревелен В.К. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб, 1997, 236 с.
16. Кузьмина М. Аутизм // Школьный психолог. 2000. №47-48, с.21-36.
17. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема.- М.: НИИ дефектологии РАО, 1992, 125 с.
18. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция. М., 1988, 236 с.
19. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985, 124 с.
20. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма. «Детский аутизм: пути и понимания и помощи» // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014.
21. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье аутичного ребенка // Дефектология. 1996. №3, с. 56-66.
22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992, 222 с.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997, 234 с.
24. Мнухин С.С., Зеленская А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей // Журнал психиатрии им. С.С,Корсакова.- 1967. №10, с.56-78.
25. Морозов С.А. В чем отличие монаха от аутиста? // Независимая газета. 2002. № 215, 96 с.
26. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. 1997. № 1-6, с.12-67.
27. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. 2004.- №3, 336 с.
28. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.- М.: Центр лечебной педагогики, 2000, 112 с.
29. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Серия «Особый ребенок». М.: Теревинф, 2005. 220 с.
30. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Москва, 2003, 242 с.
31. Никольская О.С. Особенности коррекции детей страдающих ранним детским аутизмом: Авторефер. Канд. Дис. М., 1985, 84 с.
32. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.- 1995. № 1,2. с.8-17.
33. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: Теревинф. 2005. 288 с.
34. Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителей // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3. с 65-95.
35. Печникова Л.С. ОГсобенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Аврореф. Дис. Канд. Психологических наук. М.: 1997, 236 с.
36. Ранний детский аутизм. / Под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского, К.С.Лебединской.- М., 1981, 321 с.
37. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и с синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) // Аутизм и нарушения развития. 2003. №2.
38. Сошинский С.А. Как зажигается свеча (отрывок из книги) // Аутизм и нарушения развития. 2004.- № 3, с.24-33.
39. Ульянова Р.К. Дошкольное воспитание аутичных детей // Дефектология. 1988. № 4. с.66-70.
40. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. 1999. № 9, с.11- 29.
41. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. 2004. № 3, 112 с.
42. Шипицина Л.М. Детский аутизм.- М.: Дидактика Плюс, 2001, 97 с.
43. Шоплер Э., Ланзирд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей.- Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997, 119 с.
44. Шорикова Д.Ю., Зверева Н.В. Оценка социальной адаптации: дети с синдромом детского аутизма (Электронный ресурс) // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010.
45. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.: МГУ, 1990. 197 с.
46. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.- М.: Теревинф, 2004, 238 с.
47. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф, 2004. 136с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ