Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных установок у младших школьников

Работа №22523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
879
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования нравственных установок у
младших школьников 9
1.1 Понятие «нравственные установки» 9
1.2 Пути формирования нравственных установок у младших
школьников 13
1.3 Учет возрастных особенностей младших школьников в
процессе формирования нравственных установок 19
2 Формирование нравственных установок у младших школьников (на
примере МБОУ «Гимназия»г.Лесосибирска) 26
2.1 Опытно - экспериментальная работа по формированию
нравственных установок у младших школьников 26
2.2 Формирование нравственных установок у младших
школьников в соответствии с ФГОС НОО 37
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных
установок у младших школьников 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А.Анкета «Нравственные понятия»
Приложение Б. Методика «Нравственный выбор»
Приложение В. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»


В связи с падением уровня нравственности в современном мире, особую актуальность обретает проблема духовно - нравственного развития и воспитания личности. Сегодня человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников неблагоприятного воздействия на нравственность: отрицательное влияние СМИ, негативные социальные условия, высокий уровень преступности. Впоследствии чего происходят серьезные изменения в духовно - нравственной сфере человека: утрачивается понятие морали, снижается уровень культуры, происходит подмена нравственных ценностей и идеалов. Духовно - нравственный кризис, обеспокоивший современное российское общество, затрагивает широкие слои населения, но наибольшую тревогу вызывает нравственное воспитание подрастающего поколения.
Именно поэтому, в настоящее время происходит активная модернизация образовательного пространства, включая исследование новых форм и методов влияния на личность, поиск новых педагогических подходов на развитие ценностно-смысловой сферы школьника.
Утверждение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» способствовало возникновению объективной потребности в разработке абсолютно новой общественно¬государственной системы воспитания в образовательных организациях. Российская школа, в рамках данного документа, в полной мере поменяла стратегию своего развития: в центре ее - формирование высоконравственной, духовно богатой, образованной и творческой личности.
интеллектуального развития, информационной грамотности, но и сформировать духовно-нравственную позицию. Содержание нового ФГОС НОО подтверждает особую актуальность нравственного развития младших школьников в современном образовательном пространстве.
Предложенная ФГОС НОО модель выпускника начальной школы обязывает научить младшего школьника быть толерантным в современном многонациональном и поликультурном обществе, осознавать себя гражданином своей страны, идентифицировать себя со своим народом, быть социально активным, осознавая при этом ответственность за свои поступки[37]. Впроцессе нравственного воспитания особую ответственность несет педагог начальных классов, так как он является первым учителем, закладывающим основы развития морально-нравственных качеств ребенка. И от профессионально грамотного подхода к использованию соответствующих методов, форм и средств обучения во многом зависит качество нравственного развития личности обучающихся.
Изучением проблем формирования нравственных установок у младших школьников занимаются многие современные исследователи - педагоги: Т.Б. Сандабкина, Ю.А. Сильнова, А.В. Белова, Д.В. Новиков, Е.В. Слизкова и другие исследователи.
Цель исследования: выявление педагогических особенностей процесса формирования нравственных установок у младших школьников.
Объект исследования - нравственные установки младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования нравственных установок у младших школьников в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «нравственные установки».
2. Изучить пути формирования нравственных установок у младших школьников.
3. Выявить влияние возрастных особенностей младших школьников на формирование нравственных установок.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по формированию нравственных установок у младших школьников на примере МБОУ «Гимназия» в Лесосибирске.
5. Предложить систему внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
6. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных установок у младших школьников.
Методы исследования:
1 .Анализ научной литературы по педагогике.
2.Эмпирические методы (анкетирование,тестирование).
3. Методы качественного и количественного анализа.
4. Педагогическое моделирование.
Гипотеза исследования: в образовательном процессе школы нравственные установки у младших школьников формируются при создании определенных педагогических условий:
1. Обеспечение актуализации знаний о нравственных понятиях и нормах.
2. Организация занятий, инициирующих нравственный выбор.
3. Организация занятий, способствующих формированию мотива поступков, приобретению положительного опыта нравственного поведения у младших школьников.
Методологической основой исследования выступили труды современных педагогов по проблеме духовно - нравственного развития и воспитания - Г.Н. Козловой, Н.В. Кулешовой, Н.В. Ларичевой и др., а также труды, раскрывающие особенности диагностики уровня сформированности нравственных установок у младших школьников (И.А. Лукашенко, Д.В. Новиков и др.).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных установок в младшем школьном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам и психологам. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), 3 приложений.
Материалы исследования представлены в 4 рисунках и 4 таблицах. Общий объем работы составляет 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ научной педагогической литературы по проблеме формирования нравственных установок у младших школьников позволили рассмотреть понятие «нравственные установки» с точек зрения многих современных педагогов. Благодаря рассмотренным взглядам на данное понятие нам удалось установить, что под «нравственной установкой» понимают внутреннюю установку ребенка на выполнение действий, согласно представлениям о добре и зле, моральным нормам, готовность к проявлению понимания, заботы, уважения к себе и окружающим.
Согласно ФГОС НОО [37] главные задачи обучения должны решаться путем формирования личностного отношения к окружающим, овладения духовными ценностями, принятием моральных норм и нравственных установок. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, также предполагает формирование нравственных установок.
В ходе теоретического анализа были изучены основные пути формирования нравственных установок у младших школьников. Особую роль в эффективной и грамотной реализации процесса формирования нравственных установок играет проведение внеурочных занятий.
При подготовке к проведению опытно-экспериментальной работы нами было выявлено влияние возрастных особенностей младших школьников на процесс формирования нравственных установок. Эмоциональная открытость, подражательный характер поступков, доверие к взрослому и иные возрастные особенности обладают способностью побуждать младшего школьника к чуткому восприятию и создают неповторимые предпосылки для принятия и формирования нравственных установок.
Выработать умение делать нравственный выбор, руководствуясь нравственными нормами; сформировать способность к анализу поступков и управлению своим поведением.Только после последовательно проведенной работы процесс формирования нравственных установок может считаться успешным.
Во - вторых, вовремя проведенная диагностика и грамотно организованный процесс формирования нравственных установок помогут своевременно выявить проблемы в нравственной сфере ребенка и найти эффективные пути преодоления трудностей в освоении нравственных установок.
В - третьих, процесс формирования нравственных установок способствует развитию отзывчивости, доброжелательности, вежливости, взаимопомощи, чувства ответственности; умения обобщать, рассуждать, делать выбор в пользу нравственных ценностей; умения видеть ценность в действиях, предметах, в отношениях человека к самому себе и к окружающему миру.
Предложенная нами система внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников, в рамках ФГОС НОО,ориентирована на работу с младшими школьниками и может быть применима в различных педагогических условиях, в том числе и для разработки «Программы духовно - нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования».
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что формирование нравственных установок в образовательном процессе школы происходить при создании определенных педагогических условий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Беляева Е. В. Формирование нравственной культуры младших школьников в практической деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.151-155.
2. Боликова Л.Ю., СильноваЮ.А. Формирование духовно¬нравственных установок у младших школьников И Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. Т. 34.№ 2.С. 121-126.
3. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа.2010. Т.4. № 7. С. 97-100.
4. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников И Концепт. 2014. № 2.С. 34-36.
5. Горшкова Е.Б. Системно-деятельностный подход в формировании нравственных качеств у младших школьников // Инновации в науке. 2012. №8.С. 28-35.
6. Гусевская О.В. Актуальные возможности организации нравственного развития младших школьников в современных социально - педагогических условиях//Наука и Мир.2014. Т. 13. №9.С. 118-123.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 4-28.
8. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно -нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета.2014. Т. 4. № 1. С. 62-65.
9. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Т. 1. № 1.С. 126-129.
10. Зайцева Н.В. Формирование нравственных ценностей младших школьников эстетическими средствами // Среднее профессиональное образование. 2013. №7. С.11-13.
11. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание И Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С.61-64.
12. Канашкина О.В. Формирование нравственных установок и коммуникативной культуры учащихся четвертого класса в процессе чтения художественной литературы// Начальная школа. 2013. № 4. С. 37-41.
13. Князева Т.Н. Сидорина Е.В.Понимание морально-нравственных категорий младшими школьниками в структуре развития морального интеллекта// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-36.
14. Ларичева Н.В. Формирование готовности младших школьников к нравственному выбору в решении жизненных ситуаций // ИСОМ. 2015. № 3.206 с.
15. Лукашенко И.А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.2015. Т. 2. № 7.С. 82-86.
16. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. Т. 20. № 16. С. 151-157.
17. Мухоплева Т. М. Формирование нравственного воспитания младших школьников // МНИЖ . 2013. Т. 11. № 4. С.31-32.
18. Нефедова Е.В. Педагогические условия формирования мировосприятия младшего школьника в образовательном процессе И Вестник СамГУ. 2006. Т. 2. № 5. С.83-90.
19. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. 2012. №5. С. 53-57.
20. Новиков Д.В. Ценностные ориентации в нравственном воспитании младших школьников // Система ценностей современного общества. 2014. № 37. С. 114-120.
21. Пашкевич В.В Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. 2010. № 2. С. 29-32.
22. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим- Бад. М. : Большая Рос. энцикл., 2009. 527 с.
23. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. 2015.Т. 1. № 2. С. 24-25.
24. Примерная основная образовательная программа начального общего образования// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: Электрон.дан. Режим доступа:Бйр ://минобрнау ки.рф/документы/922.
25. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности И Начальная школа. 2011. № 1. С. 51-53.
26. Развитие и оценка нравственных компетенций младших школьников в ходе внеучебных мероприятий «Уроки добра» / Неумоева-Е.В. Колчеданцева, К. А. Гавронскаяи др. //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 2015. С. 291-297.
27. Реализация воспитательного проекта “Копилка добрых дел” как способ развития нравственных качеств личности младших школьников / Г.Н. Козлова, Е.Д. Родионова // Ломоносовские чтения на Алтае Международная молодежная школа-семинар в 6 частях. Алтай, 2013. С. 43-45.
28. Савинова Л.Ю. Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации духовно-нравственного развития младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1. С. 350-354.
29. Сандабкина Т. Б. Некоторые аспекты воспитания нравственной сферы младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 118-222.
30. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. М.: Академия, 2011.144 с.
31. Серикова Л.А. Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 233-243.
32. Слизкова Е.В. Белова А.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10.С. 34-39.
33. Сулейманова Н. И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности И Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5. 74 с.
34. СундуйГ.Д. Роль народных совестливых установок в духовно-нравственном формировании личности // Вестник БГУ. 2014. №1. С.43-46.
35. Тивикова С.К.Роль речевого поведения педагога в духовно-нравственном развитии младших школьников// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. Т. 84. № 1. С. 169-171.
36. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". 1 класс.Курс "Воспитание нравственных качеств":метод.пособие/ сост. Л.В. Мищенкова. М. : РОСТ, 2014. 89 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: Электрон.дан.Режим
доступа:Еир://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рбЕ
38. Холодкова О.Г. Малохвей С.М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. Т. 47. № 4. С. 37-40.
39. Черненькая С.В. Этика как методология исследования нравственности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Философские науки". 2012. Т. 6. № 2. С. 10-17.
40. Шевырева Т.П. Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 175- 182.
41. Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников / А. В. Шегаева, И.В. Терехов и др. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч, конф., г. Пермь, март 2014 г. Пермь: Меркурий, 2014. С. 144-145.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ