Формирование нравственных установок у младших школьников
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования нравственных установок у
младших школьников 9
1.1 Понятие «нравственные установки» 9
1.2 Пути формирования нравственных установок у младших
школьников 13
1.3 Учет возрастных особенностей младших школьников в
процессе формирования нравственных установок 19
2 Формирование нравственных установок у младших школьников (на
примере МБОУ «Гимназия»г.Лесосибирска) 26
2.1 Опытно - экспериментальная работа по формированию
нравственных установок у младших школьников 26
2.2 Формирование нравственных установок у младших
школьников в соответствии с ФГОС НОО 37
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных
установок у младших школьников 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А.Анкета «Нравственные понятия»
Приложение Б. Методика «Нравственный выбор»
Приложение В. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
1 Теоретические основы формирования нравственных установок у
младших школьников 9
1.1 Понятие «нравственные установки» 9
1.2 Пути формирования нравственных установок у младших
школьников 13
1.3 Учет возрастных особенностей младших школьников в
процессе формирования нравственных установок 19
2 Формирование нравственных установок у младших школьников (на
примере МБОУ «Гимназия»г.Лесосибирска) 26
2.1 Опытно - экспериментальная работа по формированию
нравственных установок у младших школьников 26
2.2 Формирование нравственных установок у младших
школьников в соответствии с ФГОС НОО 37
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных
установок у младших школьников 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А.Анкета «Нравственные понятия»
Приложение Б. Методика «Нравственный выбор»
Приложение В. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
В связи с падением уровня нравственности в современном мире, особую актуальность обретает проблема духовно - нравственного развития и воспитания личности. Сегодня человек живет и развивается в окружении множества разнообразных источников неблагоприятного воздействия на нравственность: отрицательное влияние СМИ, негативные социальные условия, высокий уровень преступности. Впоследствии чего происходят серьезные изменения в духовно - нравственной сфере человека: утрачивается понятие морали, снижается уровень культуры, происходит подмена нравственных ценностей и идеалов. Духовно - нравственный кризис, обеспокоивший современное российское общество, затрагивает широкие слои населения, но наибольшую тревогу вызывает нравственное воспитание подрастающего поколения.
Именно поэтому, в настоящее время происходит активная модернизация образовательного пространства, включая исследование новых форм и методов влияния на личность, поиск новых педагогических подходов на развитие ценностно-смысловой сферы школьника.
Утверждение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» способствовало возникновению объективной потребности в разработке абсолютно новой общественно¬государственной системы воспитания в образовательных организациях. Российская школа, в рамках данного документа, в полной мере поменяла стратегию своего развития: в центре ее - формирование высоконравственной, духовно богатой, образованной и творческой личности.
интеллектуального развития, информационной грамотности, но и сформировать духовно-нравственную позицию. Содержание нового ФГОС НОО подтверждает особую актуальность нравственного развития младших школьников в современном образовательном пространстве.
Предложенная ФГОС НОО модель выпускника начальной школы обязывает научить младшего школьника быть толерантным в современном многонациональном и поликультурном обществе, осознавать себя гражданином своей страны, идентифицировать себя со своим народом, быть социально активным, осознавая при этом ответственность за свои поступки[37]. Впроцессе нравственного воспитания особую ответственность несет педагог начальных классов, так как он является первым учителем, закладывающим основы развития морально-нравственных качеств ребенка. И от профессионально грамотного подхода к использованию соответствующих методов, форм и средств обучения во многом зависит качество нравственного развития личности обучающихся.
Изучением проблем формирования нравственных установок у младших школьников занимаются многие современные исследователи - педагоги: Т.Б. Сандабкина, Ю.А. Сильнова, А.В. Белова, Д.В. Новиков, Е.В. Слизкова и другие исследователи.
Цель исследования: выявление педагогических особенностей процесса формирования нравственных установок у младших школьников.
Объект исследования - нравственные установки младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования нравственных установок у младших школьников в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «нравственные установки».
2. Изучить пути формирования нравственных установок у младших школьников.
3. Выявить влияние возрастных особенностей младших школьников на формирование нравственных установок.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по формированию нравственных установок у младших школьников на примере МБОУ «Гимназия» в Лесосибирске.
5. Предложить систему внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
6. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных установок у младших школьников.
Методы исследования:
1 .Анализ научной литературы по педагогике.
2.Эмпирические методы (анкетирование,тестирование).
3. Методы качественного и количественного анализа.
4. Педагогическое моделирование.
Гипотеза исследования: в образовательном процессе школы нравственные установки у младших школьников формируются при создании определенных педагогических условий:
1. Обеспечение актуализации знаний о нравственных понятиях и нормах.
2. Организация занятий, инициирующих нравственный выбор.
3. Организация занятий, способствующих формированию мотива поступков, приобретению положительного опыта нравственного поведения у младших школьников.
Методологической основой исследования выступили труды современных педагогов по проблеме духовно - нравственного развития и воспитания - Г.Н. Козловой, Н.В. Кулешовой, Н.В. Ларичевой и др., а также труды, раскрывающие особенности диагностики уровня сформированности нравственных установок у младших школьников (И.А. Лукашенко, Д.В. Новиков и др.).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных установок в младшем школьном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам и психологам. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), 3 приложений.
Материалы исследования представлены в 4 рисунках и 4 таблицах. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Именно поэтому, в настоящее время происходит активная модернизация образовательного пространства, включая исследование новых форм и методов влияния на личность, поиск новых педагогических подходов на развитие ценностно-смысловой сферы школьника.
Утверждение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» способствовало возникновению объективной потребности в разработке абсолютно новой общественно¬государственной системы воспитания в образовательных организациях. Российская школа, в рамках данного документа, в полной мере поменяла стратегию своего развития: в центре ее - формирование высоконравственной, духовно богатой, образованной и творческой личности.
интеллектуального развития, информационной грамотности, но и сформировать духовно-нравственную позицию. Содержание нового ФГОС НОО подтверждает особую актуальность нравственного развития младших школьников в современном образовательном пространстве.
Предложенная ФГОС НОО модель выпускника начальной школы обязывает научить младшего школьника быть толерантным в современном многонациональном и поликультурном обществе, осознавать себя гражданином своей страны, идентифицировать себя со своим народом, быть социально активным, осознавая при этом ответственность за свои поступки[37]. Впроцессе нравственного воспитания особую ответственность несет педагог начальных классов, так как он является первым учителем, закладывающим основы развития морально-нравственных качеств ребенка. И от профессионально грамотного подхода к использованию соответствующих методов, форм и средств обучения во многом зависит качество нравственного развития личности обучающихся.
Изучением проблем формирования нравственных установок у младших школьников занимаются многие современные исследователи - педагоги: Т.Б. Сандабкина, Ю.А. Сильнова, А.В. Белова, Д.В. Новиков, Е.В. Слизкова и другие исследователи.
Цель исследования: выявление педагогических особенностей процесса формирования нравственных установок у младших школьников.
Объект исследования - нравственные установки младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования нравственных установок у младших школьников в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «нравственные установки».
2. Изучить пути формирования нравственных установок у младших школьников.
3. Выявить влияние возрастных особенностей младших школьников на формирование нравственных установок.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по формированию нравственных установок у младших школьников на примере МБОУ «Гимназия» в Лесосибирске.
5. Предложить систему внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
6. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных установок у младших школьников.
Методы исследования:
1 .Анализ научной литературы по педагогике.
2.Эмпирические методы (анкетирование,тестирование).
3. Методы качественного и количественного анализа.
4. Педагогическое моделирование.
Гипотеза исследования: в образовательном процессе школы нравственные установки у младших школьников формируются при создании определенных педагогических условий:
1. Обеспечение актуализации знаний о нравственных понятиях и нормах.
2. Организация занятий, инициирующих нравственный выбор.
3. Организация занятий, способствующих формированию мотива поступков, приобретению положительного опыта нравственного поведения у младших школьников.
Методологической основой исследования выступили труды современных педагогов по проблеме духовно - нравственного развития и воспитания - Г.Н. Козловой, Н.В. Кулешовой, Н.В. Ларичевой и др., а также труды, раскрывающие особенности диагностики уровня сформированности нравственных установок у младших школьников (И.А. Лукашенко, Д.В. Новиков и др.).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования нравственных установок в младшем школьном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам и психологам. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), 3 приложений.
Материалы исследования представлены в 4 рисунках и 4 таблицах. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Изучение и анализ научной педагогической литературы по проблеме формирования нравственных установок у младших школьников позволили рассмотреть понятие «нравственные установки» с точек зрения многих современных педагогов. Благодаря рассмотренным взглядам на данное понятие нам удалось установить, что под «нравственной установкой» понимают внутреннюю установку ребенка на выполнение действий, согласно представлениям о добре и зле, моральным нормам, готовность к проявлению понимания, заботы, уважения к себе и окружающим.
Согласно ФГОС НОО [37] главные задачи обучения должны решаться путем формирования личностного отношения к окружающим, овладения духовными ценностями, принятием моральных норм и нравственных установок. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, также предполагает формирование нравственных установок.
В ходе теоретического анализа были изучены основные пути формирования нравственных установок у младших школьников. Особую роль в эффективной и грамотной реализации процесса формирования нравственных установок играет проведение внеурочных занятий.
При подготовке к проведению опытно-экспериментальной работы нами было выявлено влияние возрастных особенностей младших школьников на процесс формирования нравственных установок. Эмоциональная открытость, подражательный характер поступков, доверие к взрослому и иные возрастные особенности обладают способностью побуждать младшего школьника к чуткому восприятию и создают неповторимые предпосылки для принятия и формирования нравственных установок.
Выработать умение делать нравственный выбор, руководствуясь нравственными нормами; сформировать способность к анализу поступков и управлению своим поведением.Только после последовательно проведенной работы процесс формирования нравственных установок может считаться успешным.
Во - вторых, вовремя проведенная диагностика и грамотно организованный процесс формирования нравственных установок помогут своевременно выявить проблемы в нравственной сфере ребенка и найти эффективные пути преодоления трудностей в освоении нравственных установок.
В - третьих, процесс формирования нравственных установок способствует развитию отзывчивости, доброжелательности, вежливости, взаимопомощи, чувства ответственности; умения обобщать, рассуждать, делать выбор в пользу нравственных ценностей; умения видеть ценность в действиях, предметах, в отношениях человека к самому себе и к окружающему миру.
Предложенная нами система внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников, в рамках ФГОС НОО,ориентирована на работу с младшими школьниками и может быть применима в различных педагогических условиях, в том числе и для разработки «Программы духовно - нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования».
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что формирование нравственных установок в образовательном процессе школы происходить при создании определенных педагогических условий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Согласно ФГОС НОО [37] главные задачи обучения должны решаться путем формирования личностного отношения к окружающим, овладения духовными ценностями, принятием моральных норм и нравственных установок. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, также предполагает формирование нравственных установок.
В ходе теоретического анализа были изучены основные пути формирования нравственных установок у младших школьников. Особую роль в эффективной и грамотной реализации процесса формирования нравственных установок играет проведение внеурочных занятий.
При подготовке к проведению опытно-экспериментальной работы нами было выявлено влияние возрастных особенностей младших школьников на процесс формирования нравственных установок. Эмоциональная открытость, подражательный характер поступков, доверие к взрослому и иные возрастные особенности обладают способностью побуждать младшего школьника к чуткому восприятию и создают неповторимые предпосылки для принятия и формирования нравственных установок.
Выработать умение делать нравственный выбор, руководствуясь нравственными нормами; сформировать способность к анализу поступков и управлению своим поведением.Только после последовательно проведенной работы процесс формирования нравственных установок может считаться успешным.
Во - вторых, вовремя проведенная диагностика и грамотно организованный процесс формирования нравственных установок помогут своевременно выявить проблемы в нравственной сфере ребенка и найти эффективные пути преодоления трудностей в освоении нравственных установок.
В - третьих, процесс формирования нравственных установок способствует развитию отзывчивости, доброжелательности, вежливости, взаимопомощи, чувства ответственности; умения обобщать, рассуждать, делать выбор в пользу нравственных ценностей; умения видеть ценность в действиях, предметах, в отношениях человека к самому себе и к окружающему миру.
Предложенная нами система внеурочных занятий по формированию нравственных установок у младших школьников, в рамках ФГОС НОО,ориентирована на работу с младшими школьниками и может быть применима в различных педагогических условиях, в том числе и для разработки «Программы духовно - нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования».
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что формирование нравственных установок в образовательном процессе школы происходить при создании определенных педагогических условий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



