ВВЕДЕНИЕ 3
1 Обучение информатике детей с легкой умственной отсталостью 6
1.1 Особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью и
описание компенсаторных механизмов 6
1.2 Методические приёмы организации факультативных занятий по
информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью 10
2 Методическое планирование факультативных занятий по
информатике для детей с легкой умственной отсталостью 18
2.1 Разработка факультативных занятий по информатике для детей с
легкой умственной отсталостью 18
2.2 Апробация серии факультативных занятий по информатике для
обучающихся с легкой умственной отсталостью 9 класса 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключена в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право получать образование наравне с другими детьми. Уже сегодня существует потребность во внедрении формы обучения, которая позволит детям с ОВЗ получать оптимальные условия обучения. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.
Сейчас же ситуация поменялась. Детям с ОВЗ уделяется больше внимания. Помимо специальных, отдельных учреждений, они имеют возможность обучаться в обычных классах, либо в классах коррекции в обычной школе. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» в Статье 79.
Помимо этого, современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, эффективно использовать новые технологии. Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека.
Дети с легкой умственной отсталостью не являются исключением. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте для детей с ОВЗ имеется пункт «Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности». Что говорит о том, что обучающиеся с ОВЗ должны изучать информатику. Следовательно, разработка факультативных занятий по информатике для детей с легкой умственной отсталостью является актуальной на данное время.
Проблема: каково должно быть содержание и методические приемы организации факультативных занятий по информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цель: разработать факультативные занятия по информатике для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью.
Объект: процесс обучения информатике обучающихся 9-ого класса с легкой умственной отсталостью.
Предмет: содержание и методические приемы организации факультативных занятий по информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
- Описать особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью и компенсаторные механизмы обучения;
- Выделить принципы организации содержания и методические приемы обучения информатике обучающихся с легкой умственной отсталостью в 9-ом классе;
- Разработать факультативные занятия по информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью 9 класса;
- Апробировать факультативные занятия на практике.
Гипотеза: организации факультативных занятий по информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 9-ом классе будет эффективна, если:
- содержание направленно на приобретение необходимых в жизни умений;
- учителем организовано разнообразие действий учеников при работе с предметным материалом;
- учителем используются средства визуализации информации.
Практическая значимость. Описанные проекты факультативных занятий по информатике для детей с легкой умственной отсталостью могут быть использованы учителями и методистами при разработке уроков для обучения детей с ОВЗ.
Необходимость изучения компьютерной грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью неоспорима. В дальнейшем информатика станет основным предметом для обучения детей с ограниченными возможностями, так как мир не стоит на месте и владение компьютером и различными гаджетами переходит в неотъемлемую часть жизни.
Целью данной работы было разработать факультативные занятия по информатике для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью. Первая задача заключалась в описании особенностей, обучающихся с легкой умственной отсталостью. В ходе решения этой задачи были выделены особенности обучения и компенсаторные механизмы обучающихся с легкой умственной отсталостью. Они проявляются в речи, способах освоения материала, в социальной адаптации и организации ручного труда. Так же обозначено, что для обучения детей с легкой умственной отсталостью базовыми компенсаторными механизмами является развитие одних процессов, за счет развития других, также значима роль коллектива в становлении данных функций у обучающихся.
Следующей задачей стало описание принципов обучения информатике обучающихся с легкой умственной отсталостью. При выполнении данной задачи, были описаны принципы и приемы, которые можно использовать при разработке факультативных занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью, что достаточно помогает работе педагога. Базовым принципом отбора информации становится принцип нормализации. Она должна быть доступной для обучающихся и задавать алгоритм действия в жизненных ситуациях. Принцип создания условий для освоения материала. Способы работы с обучающимися должны быть разнообразными и воздействовать на разные анализаторы, для усвоения материала большинства обучающихся.
В рамках решения третьей задачи были разработаны три факультативных занятия по информатике для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью. При разработке учтены методические разработки учителя, используемые в МАОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска. В дипломной работе представлены занятия, согласованные с принципами обучения учеников с легкой умственной отсталостью: «Безопасность в Интернете», «Интернет-магазины», «Бронирование электронного билета».
Проведенная работа подтверждает предположения гипотезы о том, что эффективность факультативных занятий по информатике для обучающихся с легкой умственной отсталостью зависит от содержания, направленного на приобретение необходимых в жизни умений; организации разнообразия действий учеников при работе с предметным материалом; использования учителем средств визуализации информации.
1. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. -94 с.
2. Богданова, О.Н., «Реализация примерной адаптивной основной общеобразовательной программы по предмету «Информатика, ИКТ» для обучения умственно отсталых детей» / О.Н. Богданова, В.И. Дианова.- Красноярск, 2014.-108 с.
3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. - 673 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В6-ти т. Т.5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
5. Грюнельвальд, К. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / Пер. со шведск. А. Львовского; Сост., ред. и автор предисл. К. Грюнельвальд. -
- СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
6. Жаринова, Н.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе / Н.Д. Жаринова. // Вестник ТОГИРРО. -2011. - 1. - С. 2-130.
7. Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// base.garant.ru/10164504/, свободный. - Загл. с экрана.
8. Зайков, Л.В. Облик умственно отсталого школьника. - Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951. - С.88
9. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - СПб. : КАРО,2012. - 177 c.
10. Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-
pedagogika/library/2015/01/20/ispolzovanie-innovatsionnykh-tekhnologiy- v, свободный. - Загл. с экрана.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
12. Любвин, И.Н. Использование элементов математической подготовк на уроках информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Н. Любвин. // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2017. - № 2 (40). - С. 96-100.
13. Макарова, Л.Д. активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на занятиях факультатива «Основы компьютерной грамотности» / Л. Д. Макарова. // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. - № 111. - С. 33-36.
14. Певзнер, М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клинико-генетическое исследование олигофрении / под ред. М.С. Певзнер. -М.:Педагогика,-1972. -С. 3-22.
15. Петрова, В.Г. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед / В.Г. Петрова, И.В. Белякова -М.: Академия, 2002. -160 с
16. Проект Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sochi-schools.ru/int2/im/d_340.pdf
17. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1986. -192 с.
18. Статья по теме: Дефект и компенсация. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-
pedagogika/library/2016/09/12/defekt-i-kompensatsiya, свободный. - Загл. с экрана.
19. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1965. -334 с.
20. Учебно-методический кабинет. Педагогические технологии при работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/pedagogicheskie- tehnologi-primenjaemye-pri-rabote-s-detmi-obuchayuschimisja-v-shkole- viii-vida.html, свободный. - Загл. с экрана.
21. Учительский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-8216, свободный. - Загл. с экрана.
22. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://
base.garant.ru/10164504/, свободный. - Загл. с экрана.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2017. -404 с.
24. Харлова, Е.В. Активные формы обучения на уроках информатики.
[Электронный ресурс] / Харлова Е.В. - Режим доступа:
https://videouroki.net/razrabotki/aktivnye-formy-obucheniya-na-urokakh-informatiki.html
25. Швец, С.Н. ФГОС образования обучающихся у умственной отсталостью в коррекционно-педагогическом процессе / С. Н. Швец. // В сборнике: Актуализация педагогического опыта: ФГОС-урок Материалы Международной учебно-методической конференции.
Главный редактор: Нечаев Михаил Петрович. - 2016. - №4. - С. 141¬145.
26. Шиф, Ж.И. Некоторые особенности наглядного мышления детей- олигофренов // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. - М., 1961. С. 38 - 53.
27. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420317971, свободный. - Загл. с экрана.