ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
Введение 3
1 Актуальность исследования 3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с умеренной
степенью умственной отсталости 10
1.2 Социальная компетентность, как объект педагогического анализа 21
1.3 Театрализованная деятельность как предмет педагогического анализа.. 40
Выводы по Главе 1 54
2 Экспериментальная работа по созданию условий для развития социальной
компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталостью средствами театральной деятельности 55
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 55
2.2 Особенности организации жизнедеятельности детей с умеренной
степенью умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате 64
2.2.1 Разработка и апробация условий для развития социальной компетентности средствами театральной деятельности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталостью, проживающих в условиях интерната 78
2.3 Результаты экспериментальной работы 86
Выводы по 2 главе 93
Заключение 95
Список использованных источников 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110
1 Актуальность исследования 3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с умеренной
степенью умственной отсталости 10
1.2 Социальная компетентность, как объект педагогического анализа 21
1.3 Театрализованная деятельность как предмет педагогического анализа.. 40
Выводы по Главе 1 54
2 Экспериментальная работа по созданию условий для развития социальной
компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталостью средствами театральной деятельности 55
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 55
2.2 Особенности организации жизнедеятельности детей с умеренной
степенью умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате 64
2.2.1 Разработка и апробация условий для развития социальной компетентности средствами театральной деятельности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталостью, проживающих в условиях интерната 78
2.3 Результаты экспериментальной работы 86
Выводы по 2 главе 93
Заключение 95
Список использованных источников 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110
Изменения, произошедшие в последние десятилетия в общественной жизни России, проявились в усилении внимания к проблемам воспитания, обучения, социальной адаптации, развития социальных компетентностей детей и подростков с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. Этому во многом способствовала деятельность международных сообществ и ряд опубликованных документов: «Декларация прав ребенка» (1959), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975), «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Закон об образовании» (1992), «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995); ФЗ № 122-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”; ФЗ № 195-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; в целевой программе “Дети-сироты”.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в мире проживает более одного миллиарда людей с нарушениями психического и физического развития. Число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 миллиона - 5% от общего числа детей в мире.
Еще в недавнем прошлом людей с ограниченными возможностями предпочитали изолировать от общества не только в моральном, но и физическом отношении. Со второй половины XX века общество подошло к пониманию необходимости социальных изменений. С того момента свое развитие получают практики реабилитационной работы с людьми-инвалидами, направленные на их социальную адаптацию, развитие социальной компетентности и улучшение условий жизни в обществе.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных вопросов дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.
Таким образом, современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых методов и технологий обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости, которые способствовали бы решению следующих проблем:
- коррекция высших психических функций;
- развитие умений практической деятельности;
- развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта;
- развитие социально-адаптационных способностей;
- развитие и овладение основами социальной компетентности.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, а так же, развитие социальной компетентности у детей и подростков данной группы, способствующих их успешной социализации и адаптации в общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой, Н.М. Борытко, А.Б. Георгиевским, в психологии - Т.В. Антоновой, Н.В. Калининой, Е.В. Коблян- ской, В.Н. Куницыной, М.И. Лукьяновой, Г.И.Марасановым, Дж. Равеном, H.A. Рототаевой, Т.И. Самсоновой, Ю.А.Тюменевой, в педагогике Ю.К. Ба-банским, В.И.Загвязинским, И.А. Липским, в социальной педагогике В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Л.В. Мардахаевым, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном.
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.).
Также анализ литературы показал, что под воздействием обучения и воспитания у подростков с умеренной степенью умственной отсталости постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность (в определенных границах). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено развитию социальной компетентности в подростковом возрасте с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная проблема является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, может выступать театральная деятельность.
Занятия театром с детьми с ограниченными возможностями оказывают воспитательное воздействие на развитие личности в целом и на развитие его социальной компетентности. Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он познаёт окружающий мир, себя в окружающем мире и самое главное познает свой внутренний мир. Театр позволяет понять: что есть Я, что творится внутри меня.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Театральная деятельность, как средство развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости».
Целью исследования является изучение влияния занятий театральной деятельностью на овладение основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях интерната.
Объектом исследования является социальная компетентность подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Предметом исследования являются условия организации театральной деятельности как средства овладения основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: театрализованная деятельность может быть эффективной в процессе развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости при следующих условиях, если:
- процесс обучения будет основываться на принципах доступности, систематичности, непрерывности, отвечать интересам, способностям и интеллектуальным возможностям подростков данной группы;
- будет предусмотрено использование разнообразных форм, методов, игровых технологий при организации коррекционно - развивающего процесса;
- будут обеспечены мотивация и эмоционально-положительный настрой на конечный результат деятельности, возможность самовыражения и самореализации в коллективе сверстников;
- будет создана атмосфера доверия и сотрудничество между взрослыми и детьми.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику развития основ социальной компетентности у подростков средствами театрализованной деятельности.
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости средствами театрализованной деятельности.
3. Подобрать методики и с их помощью изучить условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
4. Разработать и апробировать педагогическую программу по театральной деятельности, способствующей развитию социальной компетентности у подростков данной группы.
Проводимая экспериментальная работа по развитию социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате будет проводиться в три этапа.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по освоению подростками основ социальной компетентности в процессе участия их в театральной деятельности;
- разработка и апробация дополнительной программы по театральной деятельности «Юный артист», построенной по принципу единства обучения, развития и воспитания. Указанная программа будет способствовать развитию личностного, интеллектуального и социального потенциала подростков с умеренной степенью умственной отсталости, через специально подобранные игровые технологии, формы, методы и средства театральной деятельности.
3 этап - контрольный мониторинг развития социальной компетентности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы. Данный метод применялся с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения, проблем развития основ социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
2. Эмпирические методы - выяснение уровня развития социальных компетенций учащихся на различных этапах исследования:
- наблюдение за деятельностью детей в свободное время и на занятиях, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса формирования социальной компетентности у подростков.
- эксперимент (констатирующий, формирующий).
3. Метод математической обработки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы особенности психического развития подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях театральной деятельностью, способствующие овладению подростками данной группы основ социальной компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях психоневрологического интерната;
- теоретически обоснована структура и содержательные компоненты социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции;
- раскрыты наиболее эффективные организационно-педагогические условия, формирующие основы развития социальной компетентности средствами театральной деятельности, способствующие успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана дополнительная образовательная программа по театральной деятельности, которая будет способствовать развитию социальной компетентности подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната;
- получены результаты исследования о развитии социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью средствами театральной деятельности;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогического коллектива интернатного учреждения.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г. Красноярск; ул. Сады 12)
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Куропаткина Н.Г. «Театральная деятельность, как средство социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
2. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в мире проживает более одного миллиарда людей с нарушениями психического и физического развития. Число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 миллиона - 5% от общего числа детей в мире.
Еще в недавнем прошлом людей с ограниченными возможностями предпочитали изолировать от общества не только в моральном, но и физическом отношении. Со второй половины XX века общество подошло к пониманию необходимости социальных изменений. С того момента свое развитие получают практики реабилитационной работы с людьми-инвалидами, направленные на их социальную адаптацию, развитие социальной компетентности и улучшение условий жизни в обществе.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных вопросов дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.
Таким образом, современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых методов и технологий обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости, которые способствовали бы решению следующих проблем:
- коррекция высших психических функций;
- развитие умений практической деятельности;
- развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта;
- развитие социально-адаптационных способностей;
- развитие и овладение основами социальной компетентности.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, а так же, развитие социальной компетентности у детей и подростков данной группы, способствующих их успешной социализации и адаптации в общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой, Н.М. Борытко, А.Б. Георгиевским, в психологии - Т.В. Антоновой, Н.В. Калининой, Е.В. Коблян- ской, В.Н. Куницыной, М.И. Лукьяновой, Г.И.Марасановым, Дж. Равеном, H.A. Рототаевой, Т.И. Самсоновой, Ю.А.Тюменевой, в педагогике Ю.К. Ба-банским, В.И.Загвязинским, И.А. Липским, в социальной педагогике В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Л.В. Мардахаевым, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном.
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.).
Также анализ литературы показал, что под воздействием обучения и воспитания у подростков с умеренной степенью умственной отсталости постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность (в определенных границах). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено развитию социальной компетентности в подростковом возрасте с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная проблема является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, может выступать театральная деятельность.
Занятия театром с детьми с ограниченными возможностями оказывают воспитательное воздействие на развитие личности в целом и на развитие его социальной компетентности. Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он познаёт окружающий мир, себя в окружающем мире и самое главное познает свой внутренний мир. Театр позволяет понять: что есть Я, что творится внутри меня.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Театральная деятельность, как средство развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости».
Целью исследования является изучение влияния занятий театральной деятельностью на овладение основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях интерната.
Объектом исследования является социальная компетентность подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Предметом исследования являются условия организации театральной деятельности как средства овладения основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: театрализованная деятельность может быть эффективной в процессе развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости при следующих условиях, если:
- процесс обучения будет основываться на принципах доступности, систематичности, непрерывности, отвечать интересам, способностям и интеллектуальным возможностям подростков данной группы;
- будет предусмотрено использование разнообразных форм, методов, игровых технологий при организации коррекционно - развивающего процесса;
- будут обеспечены мотивация и эмоционально-положительный настрой на конечный результат деятельности, возможность самовыражения и самореализации в коллективе сверстников;
- будет создана атмосфера доверия и сотрудничество между взрослыми и детьми.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику развития основ социальной компетентности у подростков средствами театрализованной деятельности.
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости средствами театрализованной деятельности.
3. Подобрать методики и с их помощью изучить условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
4. Разработать и апробировать педагогическую программу по театральной деятельности, способствующей развитию социальной компетентности у подростков данной группы.
Проводимая экспериментальная работа по развитию социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате будет проводиться в три этапа.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по освоению подростками основ социальной компетентности в процессе участия их в театральной деятельности;
- разработка и апробация дополнительной программы по театральной деятельности «Юный артист», построенной по принципу единства обучения, развития и воспитания. Указанная программа будет способствовать развитию личностного, интеллектуального и социального потенциала подростков с умеренной степенью умственной отсталости, через специально подобранные игровые технологии, формы, методы и средства театральной деятельности.
3 этап - контрольный мониторинг развития социальной компетентности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы. Данный метод применялся с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения, проблем развития основ социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
2. Эмпирические методы - выяснение уровня развития социальных компетенций учащихся на различных этапах исследования:
- наблюдение за деятельностью детей в свободное время и на занятиях, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса формирования социальной компетентности у подростков.
- эксперимент (констатирующий, формирующий).
3. Метод математической обработки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы особенности психического развития подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях театральной деятельностью, способствующие овладению подростками данной группы основ социальной компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях психоневрологического интерната;
- теоретически обоснована структура и содержательные компоненты социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции;
- раскрыты наиболее эффективные организационно-педагогические условия, формирующие основы развития социальной компетентности средствами театральной деятельности, способствующие успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана дополнительная образовательная программа по театральной деятельности, которая будет способствовать развитию социальной компетентности подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната;
- получены результаты исследования о развитии социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью средствами театральной деятельности;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогического коллектива интернатного учреждения.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г. Красноярск; ул. Сады 12)
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Куропаткина Н.Г. «Театральная деятельность, как средство социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
2. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017.
Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы развития социальной компетентности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие навыков социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости - важнейшая задача коррекционной педагогики. Чтобы развитие социальной компетентности у подростков в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все службы учреждения, включая специалистов, занимающихся вопросами психо - коррекции с подростками данной группы.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью, и влияние на освоение навыков социальной компетентности средств театральной деятельности. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по театральной деятельности «Юный артист» для подростков с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций по работе с подростками 14-18 лет с целью развития у детей данной возрастной группы социальной компетентности в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 подростков 14-18 лет (юноши).
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей данной группы, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе уровень развития социальной компетентности у подростков показал: на низком уровне 1 ребенок, ниже среднего 5 детей, высокий уровень не зарегистрирован. В экспериментальной группе уровень развития социальной компетентности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего - 3 ребенка, средний уровень - 3 ребенка. Показателей высокого уровня не выявлено.
Итак, в результате проведенных формирующих мероприятий с подростками экспериментальной группы произошли положительные изменения по всем критерия, мы отмечаем развитие познавательных интересов и стремление детей к участию в социально одобряемой деятельности, в способах решения конфликтных ситуаций, в умении контролировать свое поведение как со взрослыми, так и со сверстниками. Подростки стали более открыты в общении с педагогом, появилось чувство доверия, дети чаще стали задавать вопросы и вступать в разговор при обсуждении различных поведенческих ситуаций. Наблюдаются более яркие проявления положительных эмоций, поднятие настроения, снижение уровня тревожности и агрессивных проявлений в коллективе сверстников, дети стали чаще обращать внимание на последствия своих и чужих поступков, понимать их влияние на эмоциональное состояние других людей, появилась потребность в уважительном отношении к себе и к окружающим его людям.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.
Развитие навыков социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости - важнейшая задача коррекционной педагогики. Чтобы развитие социальной компетентности у подростков в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все службы учреждения, включая специалистов, занимающихся вопросами психо - коррекции с подростками данной группы.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью, и влияние на освоение навыков социальной компетентности средств театральной деятельности. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по театральной деятельности «Юный артист» для подростков с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций по работе с подростками 14-18 лет с целью развития у детей данной возрастной группы социальной компетентности в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 подростков 14-18 лет (юноши).
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей данной группы, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе уровень развития социальной компетентности у подростков показал: на низком уровне 1 ребенок, ниже среднего 5 детей, высокий уровень не зарегистрирован. В экспериментальной группе уровень развития социальной компетентности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего - 3 ребенка, средний уровень - 3 ребенка. Показателей высокого уровня не выявлено.
Итак, в результате проведенных формирующих мероприятий с подростками экспериментальной группы произошли положительные изменения по всем критерия, мы отмечаем развитие познавательных интересов и стремление детей к участию в социально одобряемой деятельности, в способах решения конфликтных ситуаций, в умении контролировать свое поведение как со взрослыми, так и со сверстниками. Подростки стали более открыты в общении с педагогом, появилось чувство доверия, дети чаще стали задавать вопросы и вступать в разговор при обсуждении различных поведенческих ситуаций. Наблюдаются более яркие проявления положительных эмоций, поднятие настроения, снижение уровня тревожности и агрессивных проявлений в коллективе сверстников, дети стали чаще обращать внимание на последствия своих и чужих поступков, понимать их влияние на эмоциональное состояние других людей, появилась потребность в уважительном отношении к себе и к окружающим его людям.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.
Подобные работы
- Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022



