Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №22440

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
920
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Актуальность исследования 3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с умеренной
степенью умственной отсталости 10
1.2 Социальная компетентность, как объект педагогического анализа 21
1.3 Театрализованная деятельность как предмет педагогического анализа.. 40
Выводы по Главе 1 54
2 Экспериментальная работа по созданию условий для развития социальной
компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталостью средствами театральной деятельности 55
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 55
2.2 Особенности организации жизнедеятельности детей с умеренной
степенью умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате 64
2.2.1 Разработка и апробация условий для развития социальной компетентности средствами театральной деятельности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталостью, проживающих в условиях интерната 78
2.3 Результаты экспериментальной работы 86
Выводы по 2 главе 93
Заключение 95
Список использованных источников 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110


Изменения, произошедшие в последние десятилетия в общественной жизни России, проявились в усилении внимания к проблемам воспитания, обучения, социальной адаптации, развития социальных компетентностей детей и подростков с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. Этому во многом способствовала деятельность международных сообществ и ряд опубликованных документов: «Декларация прав ребенка» (1959), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975), «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Закон об образовании» (1992), «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995); ФЗ № 122-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”; ФЗ № 195-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; в целевой программе “Дети-сироты”.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в мире проживает более одного миллиарда людей с нарушениями психического и физического развития. Число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 миллиона - 5% от общего числа детей в мире.
Еще в недавнем прошлом людей с ограниченными возможностями предпочитали изолировать от общества не только в моральном, но и физическом отношении. Со второй половины XX века общество подошло к пониманию необходимости социальных изменений. С того момента свое развитие получают практики реабилитационной работы с людьми-инвалидами, направленные на их социальную адаптацию, развитие социальной компетентности и улучшение условий жизни в обществе.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных вопросов дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.
Таким образом, современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых методов и технологий обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости, которые способствовали бы решению следующих проблем:
- коррекция высших психических функций;
- развитие умений практической деятельности;
- развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта;
- развитие социально-адаптационных способностей;
- развитие и овладение основами социальной компетентности.
Одна из центральных задач стационарных учреждений социальной защиты для детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, а так же, развитие социальной компетентности у детей и подростков данной группы, способствующих их успешной социализации и адаптации в общество.
Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой, Н.М. Борытко, А.Б. Георгиевским, в психологии - Т.В. Антоновой, Н.В. Калининой, Е.В. Коблян- ской, В.Н. Куницыной, М.И. Лукьяновой, Г.И.Марасановым, Дж. Равеном, H.A. Рототаевой, Т.И. Самсоновой, Ю.А.Тюменевой, в педагогике Ю.К. Ба-банским, В.И.Загвязинским, И.А. Липским, в социальной педагогике В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Л.В. Мардахаевым, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном.
В специальной литературе проблема формирования навыков у детей с нарушением интеллекта отражена достаточно полно (Г.Г. Зак, В.Ю. Карвялис, Е.Л. Ковалева, В.В. Коркунов, В.Ф. Мачихина, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, В.А. Пашков, Б.И. Пинский, В.И. Лубовский, Н.Б. Лурье и др.).
Также анализ литературы показал, что под воздействием обучения и воспитания у подростков с умеренной степенью умственной отсталости постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность (в определенных границах). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено развитию социальной компетентности в подростковом возрасте с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная проблема является актуальной для специальной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Средством развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, может выступать театральная деятельность.
Занятия театром с детьми с ограниченными возможностями оказывают воспитательное воздействие на развитие личности в целом и на развитие его социальной компетентности. Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он познаёт окружающий мир, себя в окружающем мире и самое главное познает свой внутренний мир. Театр позволяет понять: что есть Я, что творится внутри меня.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Театральная деятельность, как средство развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости».
Целью исследования является изучение влияния занятий театральной деятельностью на овладение основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях интерната.
Объектом исследования является социальная компетентность подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Предметом исследования являются условия организации театральной деятельности как средства овладения основами социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: театрализованная деятельность может быть эффективной в процессе развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости при следующих условиях, если:
- процесс обучения будет основываться на принципах доступности, систематичности, непрерывности, отвечать интересам, способностям и интеллектуальным возможностям подростков данной группы;
- будет предусмотрено использование разнообразных форм, методов, игровых технологий при организации коррекционно - развивающего процесса;
- будут обеспечены мотивация и эмоционально-положительный настрой на конечный результат деятельности, возможность самовыражения и самореализации в коллективе сверстников;
- будет создана атмосфера доверия и сотрудничество между взрослыми и детьми.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику развития основ социальной компетентности у подростков средствами театрализованной деятельности.
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости средствами театрализованной деятельности.
3. Подобрать методики и с их помощью изучить условия эффективного развития социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
4. Разработать и апробировать педагогическую программу по театральной деятельности, способствующей развитию социальной компетентности у подростков данной группы.
Проводимая экспериментальная работа по развитию социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате будет проводиться в три этапа.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
2 этап - разработка индивидуальных программ развития по освоению подростками основ социальной компетентности в процессе участия их в театральной деятельности;
- разработка и апробация дополнительной программы по театральной деятельности «Юный артист», построенной по принципу единства обучения, развития и воспитания. Указанная программа будет способствовать развитию личностного, интеллектуального и социального потенциала подростков с умеренной степенью умственной отсталости, через специально подобранные игровые технологии, формы, методы и средства театральной деятельности.
3 этап - контрольный мониторинг развития социальной компетентности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости;
- обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научно-методической и педагогической литературы, нормативных документов по исследуемой проблематике для ознакомления и использования в теоретическом обосновании работы. Данный метод применялся с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения, проблем развития основ социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости.
2. Эмпирические методы - выяснение уровня развития социальных компетенций учащихся на различных этапах исследования:
- наблюдение за деятельностью детей в свободное время и на занятиях, беседа, рефлексия для сбора данных и анализа процесса формирования социальной компетентности у подростков.
- эксперимент (констатирующий, формирующий).
3. Метод математической обработки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы особенности психического развития подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях театральной деятельностью, способствующие овладению подростками данной группы основ социальной компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной компетентности подростков, аргументирована значимость ее формирования в условиях психоневрологического интерната;
- теоретически обоснована структура и содержательные компоненты социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции;
- раскрыты наиболее эффективные организационно-педагогические условия, формирующие основы развития социальной компетентности средствами театральной деятельности, способствующие успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана дополнительная образовательная программа по театральной деятельности, которая будет способствовать развитию социальной компетентности подростков с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната;
- получены результаты исследования о развитии социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью средствами театральной деятельности;
- разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогического коллектива интернатного учреждения.
Экспериментальной базой проводимого исследования является Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» (г. Красноярск; ул. Сады 12)
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы психоневрологического интерната.
По вопросам исследования, автором опубликованы следующие работы:
1. Куропаткина Н.Г. «Театральная деятельность, как средство социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости»; Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016», публикация в сборнике статей;
2. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г., Проект «Политехническая школа» / Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов DiscoveryScience - 2016/ - Москва;
3. Белкина Е.Н., Куропаткина Н.Г. Профориентация детей, проживающих в психоневрологическом интернате / Е.Н. Белкина, Н.Г. Куропаткина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской НПК. - Красноярск, 2017.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы развития социальной компетентности у подростков 14-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости в условиях психоневрологического интерната позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие навыков социальной компетентности у подростков с умеренной степенью умственной отсталости - важнейшая задача коррекционной педагогики. Чтобы развитие социальной компетентности у подростков в условиях психоневрологического интерната было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие все службы учреждения, включая специалистов, занимающихся вопросами психо - коррекции с подростками данной группы.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Поисково - подготовительный этап: теоретическое изучение психолого - педагогической литературы, разработка диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме развития социальной компетентности у подростков с умственной отсталостью, и влияние на освоение навыков социальной компетентности средств театральной деятельности. Сформулирована гипотеза.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Нами был проведен мониторинг испытуемых по разработанной нами диагностике, затем полученные результаты были обработаны и сведены в общую таблицу.
3. Формирующий этап: разработка и реализация программы по театральной деятельности «Юный артист» для подростков с умеренной степенью умственной отсталостью в условиях проживания в психоневрологическом интернате.
4. Контрольно - обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, выработка рекомендаций по работе с подростками 14-18 лет с целью развития у детей данной возрастной группы социальной компетентности в условиях интерната.
В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально диагностической методики.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в эксперименте участвовали 12 подростков 14-18 лет (юноши).
Данные, полученные при диагностическом исследовании детей данной группы, участвующих в формирующем эксперименте, позволили определить, что в контрольной группе уровень развития социальной компетентности у подростков показал: на низком уровне 1 ребенок, ниже среднего 5 детей, высокий уровень не зарегистрирован. В экспериментальной группе уровень развития социальной компетентности оказался гораздо выше: на низком уровне ни одного ребенка, уровень ниже среднего - 3 ребенка, средний уровень - 3 ребенка. Показателей высокого уровня не выявлено.
Итак, в результате проведенных формирующих мероприятий с подростками экспериментальной группы произошли положительные изменения по всем критерия, мы отмечаем развитие познавательных интересов и стремление детей к участию в социально одобряемой деятельности, в способах решения конфликтных ситуаций, в умении контролировать свое поведение как со взрослыми, так и со сверстниками. Подростки стали более открыты в общении с педагогом, появилось чувство доверия, дети чаще стали задавать вопросы и вступать в разговор при обсуждении различных поведенческих ситуаций. Наблюдаются более яркие проявления положительных эмоций, поднятие настроения, снижение уровня тревожности и агрессивных проявлений в коллективе сверстников, дети стали чаще обращать внимание на последствия своих и чужих поступков, понимать их влияние на эмоциональное состояние других людей, появилась потребность в уважительном отношении к себе и к окружающим его людям.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.



1. Аверкин, А.В. Изучение социальной компетентности у подростков с ДЦП в условиях инклюзивного обучения / А.В. Аверкин, С.Н. Сорокоумова // Инициативы XXI века. -Москва, 2012. -No1. -С.152¬155]
2. Агаева, И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями : учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 114 с.
3. Азбукина, Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками / Е.Ю. Азбукина // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 1.
4. Акулова, О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 6-8.
5. Антонова, Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. - 2014. - № 2.1. - С. 5.
6. Ахтаов, Р.А. Адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности / Р.А. Ахтаов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8 № 5-3. - С. 26-29.
7. Баева, И. А. «Психологическая безопасность в образовании: Монография.» — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
8. Баряева, Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с
9. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. -С.42-57.
10. Белоцерковец, Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. - Ставрополь, 2002. - 18 с.
11. Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С 8-14.],
12. Бондаревская, О.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования: монография. Ростов н/Д., 2000. — 236 с.].
13. Бочарова, В.Г. Педагогика отношений в социуме: Перспективная альтернатива // Программы высших учебных заведений для специальности 031300 «Социальная педагогика». — М., 1991. — С. 20—21.
14. Богомолова, М.Н. «Ретроспективный обзор ряда исследований проблемы влияния музыкально-театральной деятельности на развитие целостной личности ребенка». - Ж.: «Искусствоведение», 2013
15. Васильева, Ю. А., Паршина Т.А. «Театральный кружок в деятельности клубов по месту жительства». - Ж.: «Научный поиск», №1.2 2015
16. Выготский, Л. С./ Педагогическая психология / JI.C. Выготский. - М., 1999.
17. Данилов, Н.А., Мишагина О.М. «Игровое моделирование как средство оптимизации социально-педагогического и социально- акмеологического процессов». - Ж.: «Научный поиск», №1.2 2015
18. Дащинская, Т.Н., Дащинский В.Е. «Технология развития творческих способностей». - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(12), 2012
19. Двойникова, Е.Ю. Особенности влияния психических состояний
личности на социальную адаптацию / Е.Ю. Двойникова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого¬ педагогические науки. - 2010. - № 6. - С. 58-63.
20. Ермолаева, К.М. Развитие навыков межличностной коммуникации подростков в школьном театральном коллективе / К.М. Ермолаева // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции. 28-29 апреля 2016 г., часть 1 / ред. кол., Е.А. Гнатышина, М.В. Потапова и др. - Челябинск: Изд-во «Золотой феникс», 2016. - 354 с. - С. 274-276.
21. Ефимова, Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2013. - № 5 (11). - С. 87-91.
22. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психолого¬педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1988.
23. Забранная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/С.Д. Забранная - М.: ВЛАДОС, 1993. - 534 с.
24. Загвязинский, В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер.М.: Академия, 2005. 208 с.
25. Зайцев, А.С. Школьный театр как фактор творческого развития и социализации подростка : монография / А.С. Зайцев. - М. : МАО, 2015. - 175 с.
26. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. — С. 34-42.]
27. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/Д.Н. Исаев. - СПб.: Изд-во Речь 2006. - 298 с.
28. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] // Психологическая наука и образование.- 2001.- №4.-С.16-19.
29. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. - 160с.
30. Коханая, О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра : автореф. дисс. ... д-ра культурологии / О.Е. Коханая. - М., 2009. - 46 с.
31. Кочина, Л.И. Развитие познавательной активности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в процессе организации проектной деятельности / Л.И. Кочина, Т.Н. Сенотрусова // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 123-127.
32. Коблянская, Е.В./ Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Елена Владимировна Коблянская. - СПб., 1995. - 22 с., 2008 г.
33. Куницина, В. Н./ Социальный интеллект и социальная компетентность. - СПб.: СпбГУ, 1995. - С. 34 - 36.Марченко, Л.Л. Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей / Л.Л. Марченко // Амурский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 124-132.
34. Лукьянова, И. И./ Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков//Психологическая наука и образование. 2001. - №4. - С. 41 - 47.
35. Мачехина, О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. - С. 15-19.)
36. Морозова, Н.Г. Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста: методическое письмо / Н.Г. Морозова, Г.В. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 1978. - 31 с.
37. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф ; пер. Е. Будагов, М. Васильев, А. Кулаков и др. - СПб. : Прайм- Еврознак, 2003. - 511 с.
38. Намазбаева, Ж.И. Понимание собственного дефекта и выбор профессии как показатель развития самооценки умственно отсталых старшеклассников / Ж.И. Намазбаева, О.Ф. Чумакова // Вопросы коррекционно¬воспитательной работы с аномальными детьми. - Алма-Ата, 1988. - С. 14-17.
39. Новикова, Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики / Н.И. Новикова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.
40. Отто Шпек «Люди с умственной отсталостью». - М.: Академия, 2003г. -427с.
41. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. «Технологии социальной работы с различными группами населения».Учебное пособие. - Москва, ИН ФРА- М.,2009
42. Павловская, В.А. Включение родителей в воспитательную деятельность дошкольного учреждения через театрализованную деятельность / В.А. Павловская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 2 (9). - С. 163-165.
43. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены: Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 484 с.
44. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии?/ В.Г. Петрова., Белякова И.В. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 45 с.
45. Пиюк, Н.С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников / Н.С. Пиюк, Е.Ю. Лешкунова // SCIENCE TIME. - 2016. - № 11 (35). - С. 364-367.
46. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Л.М.Шипицына, В.М.Сорокин, Д.Н.Исаев и др.; под ред.Л.М.Шипицыной. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с. - (Сер. Бакалавриат).
47. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей. /Под ред. Л.Е. Курнешова. - М.: “Школьная книга”, 2002, - 112 с.
48. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002. - 198 с.
49. Развитие творческих способностей детей средствами театра и музыки: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”; отв. за выпуск А. А. Коваленко. - Томск, 2012. - 36 с.; 21.
50. Рубцова, В.А. Формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыков ухода за одеждой на уроках самообслуживания / В.А. Рубцова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 3 (8). - С. 357-359.
51. Румянцева Н. В. «Детское театральное объединение как фактор развития эстетического отношения к действительности» - Ж. «Общая педагогика», 2013.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
53. Рябова, Н.С. Изучение особенностей социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната / Н.С. Рябова // Вопросы педагогики. - 2016. - № 10. - С. 52-54.
54. Савина, Н.В. Социальная и психологическая адаптация детей- инвалидов, их интеграция в общество / Н.В. Савина, И.В. Клюева, Н.В. Бекк // THEORETICAL &APPLIED SCIENCE. - 2013. - № 7(3). - С. 95-98.
55. Садыкова, Е.Н. Театрализованная деятельность - это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки / Е.Н. Садыкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 1 (6). - С. 283¬284.
56. Сафонова, Л.М. Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта / Л.М. Сафонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9.
57. Сивкова, Г.И. Социальная компетентность / Г.И. Сивкова // Вакансия.-2001,-№13.-С.98-104.
58. Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С.314-318.
59. Токарская, Л.В. Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В.
60. Токарская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 527-532.
61. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2002.
62. Уфимцева, Л.П. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2009. - № 1. - С. 52-58.
63. Файрушина, Е.П. Использование приёмов театральной деятельности в обучении детей с умственной отсталостью / Е.П. Файрушина, И.В. Кижапкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 214-216.
64. Фасхутдинова, Э.С. Театрализованная деятельность как один из методов игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности / Э.С. Фасхутдинова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 14. - С. 185-188.
65. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
66. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003. №2. - С.58-64.
67. Цветкова, И.В. Школа социального успеха: развитие воспитания в системе дополнительного образования: метод, пособие для спец. Учрежд. Доп. Образования / И.В. Цветкова. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 84с.
68. Чистюхина, Е.В. Театральная деятельность в организации развивающего досуга детей и подростков / Е.В. Чистюхина, И.Н. Чистюхин // Научный поиск. - 2015. - № 4.1. - С. 48-50.
69. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. - М., ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
70. Шафикова, А. А. «Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра».- Ж.: «Педагогическое образование в России»,2015. № 5
71. Шипицина, Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицины. - СПб. : Филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 302 с.
72. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Речь, 2005. - 477 с.
73. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин -М. : Мозаика -Синтез, 2013. - 107 с.
74. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
75. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978
76. Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
77. Яковлева, Т.В. «Социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в детском творческом коллективе. - Ж.: «Мир науки, культуры, образования». № 3 (52), 2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ