Современным городам необходимо двигаться в социальном развитии, надо развивать и ужесточать контроль, а так же требования к установке технических средств - будь это простой магазин, подземный или надземный переход, уклоны при съезде на проезжую часть для пересечения дороги и заезды обратно на тротуар, правильное открытие дверей в сторону технических средств, необходимые размеры горизонтальной площадки до/после подъёма. Одним из направлений являются пандусы.
Пандус - это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения. Пандус всегда состоит из трех частей (рисунок 1): Горизонтальная площадка в начале пандуса; наклонная поверхность пандуса; горизонтальная площадка в конце пандуса.
Одна из самых распространенных ошибок проектирования пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку в начале пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к началу наклонной части пандуса.
А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом человек с ограниченными возможностями не сможет. Размеры площадки в конце пандуса должны обеспечить возможность полностью горизонтального размещения на ней кресла- коляски. Это обеспечит стабильное и безопасное положение коляски, при котором инвалид может убрать руки с колес и освободить их для других действий (достать ключ из кармана, открыть дверь и т.п.). Наклонная часть пандуса не может начинаться близко от стены (или другого препятствия) и не может заканчиваться вплотную к двери (или другому препятствию). Угол наклона технических средств в большинстве случаев является непреодолимым барьером без лишней помощи.
Существуют коммуникации по которым необходимо передвигаться людям с ограниченными возможностями, но установить пандусы на них не представляется возможным, так как препятствие является слишком длинным, и имеет большой угол наклона. Человек с ограниченными возможностями физически не сможет преодолеть это препятствие. Примером такого строительного объекта является набережная города Красноярска, которая на всем своем протяжении не имеет ни одного доступного спуска.
С целью адаптации этого объекта перемещению людей с ограниченными возможностями предлагается разработать техническое устройство полностью адаптирующее данный объект для выполнения данных функций. С целью анализа необходимых технических характеристик устройства, проведены исследования набережной г.Красноярска. Замерив все данные, пришли к выводу, что угол подъёма 16 градусов не соответствует требованиям СНиП и задачам безбарьерной среды.
В качестве технического устройства предлагается наклонный подъемник, решающий следующие проблемы: подъём по наклонной местности с сохранением горизонтального положения платформы с пассажирами, обеспечивающего возможность и безопасность перемещения по данному участку , а так же для непосредственного подъёма на необходимую высоту.
В результате выполнения дипломного проекта была разработана конструкция технического устройства для обеспечения доступной среды людям с ограниченными возможностями.
При выполнении дипломного проекта был произведен обзор конструкций наклонных подъемников, с целью обеспечения высокого технологического уровня проектируемого объекта и использования современных научно¬технических достижений.
В конструкторской части настоящей записке выполнены следующие расчеты: тяговый расчет, расчет привода, проверочный расчет валов, расчеты шпоночных соединений, расчет и выбор подшипников, расчет натяжного устройства, расчет технико-экономических показателей, расчет заземления.
На основании произведенных расчетов и выбранных элементов были выполнены чертежи: чертеж общего вида наклонного подъемника; чертеж общего вида платформы; чертеж общего вида металлоконструкции; чертеж общего вида узла соединения настила и цепи; сборочный чертеж приводной станции; сборочный чертеж натяжной станции
1. Спиваковский И.О., Дьячков В.Л., Транспортирующие машины: Учебное пособие для машиностроительных вузов. - 3-е изд; перераб. - М. : Машиностроение, 1983. - 487с.
2. Ю. А. Пертен. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984 - 367с.
3. Галиченко А. Н., Гехт А. Х. Строительные грузовые и грузопассажирские подъёмники. - М.: Высшая школа, 1989 - 255с.
4. Павлов Н. Г. Лифты и подъёмники. - М.: Машиностроение, 1965 - 204 с.
5. Федорова З. М. и др. Подъёмники. - Киев: Высшая школа, 1976 - 296 с.
6. Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъёмных для инвалидов (ПБ 10-403-01). Серия 10. Колл. авт. - Государственное унитарное предприятие «Научно технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2002. - 104с.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
8. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», приказ Ростенадзора от 12.11.2013 N 533 (ред. от 12.04.2016).
9. Свод правил СП 59.13330.2012"СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605).
10. Расчёт заземляющего устройства: метод. указания к выполнению контрольной работы / С.В. Петухов [и др.] - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2011. - 22 с.: ил.
11. Безопасность жизнедеятельности в техносфере: Учеб. пособие / Под ред. О.Н. Русака, В.Я. Кондрасенко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2011. 431 с.