ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и виды должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.1 Понятие и признаки должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.2 Виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками
таможенных органов 19
2 Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 25
3 Типичные следственные ситуации, направления и особенности
расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 42
3.1 Особенности расследования преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 42
3.2 Типичные следственные ситуации и направления расследования
преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 49
4 Производство следственных действий при расследовании
должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов 56
4.1 Обыск и выемка документов 56
4.2 Осмотр предметов и документов 59
4.3 Назначение экспертиз 61
4.4 Допросы и очные ставки 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Активное развитие таможенного права и его тесная связь с деятельностью экономических субъектов обусловлены переходом Российской Федерации в последнее десятилетие XX века к рыночной модели развития экономики, формированием в государстве функциональных рыночных институтов, действующих механизмов осуществления предпринимательской деятельности, которые в настоящее время стимулируются, в том числе за счет активной международной торговли и сотрудничества. Как следствие - возросла роль государственных органов, контролирующих перемещение товаров.
Сегодня все действия, направленные на создание единого торгового, экономического, валютного (в перспективе) пространства на территории некоторых бывших союзных республик на базе действующего Евразийского экономического союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, направлены на максимальное упрощение таможенных формальностей при сохранении безопасности торгового оборота, увеличение прибыльности международной коммерческой деятельности, сохранение баланса между риском пропуска груза через таможенную и государственную границу и попытками увеличения грузооборота, и в связи с этим пополнение доходной части федерального бюджета.
Глубокие преобразования в экономике государства привели к беспрецедентному росту числа преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В связи с этим одной из основных тенденций развития таможенного права стало наращивание охранительных механизмов в данной сфере общественных отношений, в том числе развитие следственной практики, касающейся расследования уголовных преступлений в области обеспечения внутренней безопасности таможенных органов, то есть выявление и пресечение противоправных деяний, совершаемых должностными лицами таможенных органов.
Только за 2016 год в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (ЗССУТ СК РФ) зарегистрировано 13 сообщений о происшествиях и преступлениях, совершенных сотрудниками таможенных органов, по результатам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел, по 3 материалам в возбуждении уголовного дела отказано. Также в 2016 году в ЗССУТ СК РФ по результатам расследования в суд направлено 5 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов.
Необходимость разработки методики расследования должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов, обусловлена также следующими причинами.
Во-первых, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение должностных преступлений, противостоят криминализации отношений в сфере таможенного дела при выполнении различных таможенных операций, предусматривают и стоят на охране справедливости в отношениях «государство - участник внешнеэкономической деятельности», ввиду чего имеют огромное экономическое и социальное значение.
Во-вторых, диспозиции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за таможенные должностные преступления, являются бланкетными, содержание признаков преступлений определяется и раскрывается в нормах других отраслей законодательства, что влечет необходимость изучения и понимания лицом, осуществляющим расследование, специальных отраслевых норм.
В-третьих, на современном этапе развития методик расследования, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), ввиду высокой степени организованности и коррумпированности, степень латентности должностных таможенных преступлений крайне высока. Здесь же необходимо учитывать, что характерной особенностью преступлений данной сферы является «технологическая сложность» и специфичность при проведении следственных действий, так как субъектом чаще всего выступает лицо интеллектуально развитое, совершающее деяние умышленно по причинам корыстной заинтересованности, а, следовательно, усиленно пытающееся скрыть следы, последствия преступного деяния, сохранив свою деловую репутацию.
В научном плане тема настоящей дипломной работы разработана не достаточно, отсутствуют полноструктурные методики расследования преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В том или ином аспекте указанной теме посвящены работы В.Н. Андриянова, Г.Я. Барского, Б.В. Волженкина, Ю.П. Гармаева, М.П. Кузнецова, Н.И. Коржанского, Д.В. Королькова, М.Д. Лысова, А.Б. Сахарова, А.Н. Трайнина и других авторов.
Нормативной основой для работы послужили Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные законы и подзаконные акты РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, нормативная документация ФТС РФ, приказы и другие нормативные документы, методические рекомендации Следственного комитета РФ (СК РФ), в частности, Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
Практическую базу работы составили статистические сводки ЗССУТ СК РФ, материалы уголовных дел и материалы предварительных проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, находившиеся в производстве сотрудников ЗССУТ СК РФ.
Цель дипломной работы - описание расследования преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов при осуществлении ими своих служебных полномочий.
В соответствии с вышеуказанной целью поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и признаки должностного преступления, совершаемого в таможенных органах;
- систематизировать и определить виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- раскрыть криминалистическую характеристику преступлений рассматриваемой группы;
- выделить особенности расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- рассмотреть типичные следственные ситуации и направления расследования данной категории преступлений, а также различные следственные действия при его производстве.
Структурно работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников. В первой главе раскрыты понятие и виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Во второй главе описана криминалистическая характеристика рассматриваемой группы преступлений и ее основные элементы. Третья глава посвящена особенностям расследования должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. В четвертой главе рассмотрены основные следственные действия, проводимые при расследовании должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В заключении сделаны основные выводы.
Глубокие преобразования в сфере экономической политики государства привели к беспрецедентному росту числа преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, львиная доля которых не возможна без участия должностных лиц таможенных органов, будь то соучастие в совершении преступления по предварительному сговору, или же преступная халатность.
Безусловно, подавляющее большинство должностных лиц таможенных органов добросовестно относятся к исполнению своих обязанностей и выполняют свой нелегкий служебный долг, их деятельность заслуживает самой высокой оценки. Однако обвинения сотрудников таможенных органов в совершении должностных преступлений нередко имеют под собой реальные основания: личный опыт встречи коррумпированного таможенника, неофициальные каналы информации (родственники, знакомые). Институт гражданского общества, позволяющий бороться с коррупцией в РФ на этапе ее появления, с целью своевременного выявления таких преступлений и их предотвращения, еще достаточно не сформирован.
Анализ практики показывает, что основными причинами совершения преступлений сотрудниками таможенных органов являются низкий уровень правосознания и недостаточная профилактическая работа со стороны кадровых подразделении органов внутренних дел.
В борьбе с рассматриваемыми преступлениями необходимо применение комплексных мер, включающих и меры уголовного преследования.
Наиболее сложными при проведении расследования должностного таможенного преступления являются вопросы организации и планирования проведения следственных действий, чем и был обусловлен выбор темы дипломной работы.
1. Сформулированное в первом параграфе первой главы определение должностного таможенного преступления служит целям всей работы, является практически применимым, и может использоваться должностными лицами, производящими предварительное следствие по подобным уголовным делам.
Должностное таможенное преступление - совершаемое в силу служебного положения должностным лицом таможенного органа вопреки интересам службы уголовно-наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на нормальную урегулированную законом деятельность таможенного органа, влекущее за собой существенный ущерб экономическим отношениям, правам и законным интересам граждан и организаций.
В работе через классификацию должностных таможенных преступлений и перечисление их видов указываются, во-первых, основные признаки преступлений данной категории (по критериям классификации), во- вторых, очерчивается круг составов Уголовного кодекса Российской Федерации, подпадающих под определение преступления, совершаемого должностным лицом таможенного органа.
2. Также в работе выделена система признаков должностных таможенных преступлений: специальный субъект преступления - должностное лицо таможенного органа, совершение преступления с использованием служебных полномочий, должностного положения или в связи с исполнением служебных обязанностей, общий объект - существенное нарушение нормальной деятельности системы таможенных органов РФ.
3. В работе выявлены основные особенности, возникающие при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами таможенных органов, включая специфику криминалистической характеристики, а также важные моменты, вызывающие трудности при организации расследования: элитарность составов указанных преступлений, необходимость создания следственно-оперативной группы, тесную связь с таможенным нарушением и связанную с этим «двойственность» преступления, а также множественность преступлений и связанные с этим сложности выявления таких преступлений, различные варианты соучастия с недобросовестными участникам ВЭД.
4. Приведенные в дипломном исследовании типичные способы совершения преступлений, следственные ситуации и направления расследования позволяют следователю на любом этапе расследования, в условиях дефицита доказательственной информации, принимать по делу правильные процессуальные и иные решения, а также осуществлять успешное планирование, как отдельных следственных действий, так и расследования в целом.
5. Последовательность производства следственных действий, их срочность (в том числе неотложные следственные действия) подлежит формированию и отражению в плане расследования, составляемом следователем, и зависит от сложившейся следственной ситуации и обстоятельств, как известных следствию, так и подлежащих установлению, однако этот «арсенал» следственных действий ограничен рамками УПК РФ. Рассмотренные следственные действия, а именно: обыск, выемка, осмотр предметов и документов, назначение экспертиз, допросы и очные ставки являются основополагающими при расследовании должностных таможенных преступлений, составляют базис расследования.
Работа носит практический и методический характер, в некоторых аспектах дополняет существующую методику расследования должностных преступлений, применяемую в следственных отделах, проецируя ее на расследование должностных таможенных преступлений, которые в настоящее время составляют около 10% от расследуемых уголовных дел в транспортной инфраструктуре.
I. Нормативно-правовые акты и руководящие документы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 № 17 (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 13 декабря. - № 50. - Ст. 6615.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от
11. 05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - 28 июля. - № 30. - Ст. 3586.
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 29 ноября. - № 48. - Ст. 6252.
7. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №1. - Ст. 15.
8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон 12 августа 1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №33. - Ст. 3349.
9. Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 4 // Сборник основных приказов, распоряжений и указаний Председателя Следственного комитета Российской Федерации. - Москва: Следственный комитет Российской Федерации, 2011. - 703 с.
10. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный
ресурс] (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
11. Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 30.09.2011 № 142 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
II. Специальная литература:
12. Аверьянова, Т. В. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин. - М., 1997. - 400 с.
13. Аснис, А. Я. Служебное преступление: понятие и субъект / А. Я. Аснис. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. - 122 c.
14. Аснис, А. Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России / А. Я. Аснис. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2004. - 396 с.
15. Бычков, В. В. Расследование коррупционных преступлений, связанных с подкупом: учебное пособие / В. В. Бычков. - М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 253 с.
16. Волженкин, Б. В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта должностных преступлений / Б. В. Волженкин // Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С. 74-82.
17. Волженкин, Б. В. Квалификация взяточничества при отягчающих обстоятельствах / Б. В. Волженкин // Советская юстиция. - 1974. - № 2. - С. 24-26.
18. Волженкин, Б. В. Корыстные злоупотребления по службе (хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: Избранные труды / Б. В. Волженкин. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. - 136 с.
19. Волженкин, Б. В. Служебные преступления: учебно-практическое пособие / Б. В. Волженкин. - М.: Юристъ, 2000. - 368 с.
20. Гармаев, Ю. П. Квалификация и расследование взяточничества: учебно-практическое пособие / Ю. П. Гармаев, А. А. Обухов. - М.: Норма, 2009. - 304 с.
21. Гармаев, Ю. П. Раскрытие и расследование должностных преступлений, совершаемых работниками таможенных органов: методическое пособие / Предисл. В. Н. Андриянова. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1998. - 128 с.
22. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика: монография / Л. Д. Гаухман. - М., 2010. - 316 с.
23. Исаенко, В.Н.Криминалистическая характеристика преступлений и ее разновидности / В.Н. Исаенко // Криминалисты - 2014. - № 1(14). - С. 41-47.
24. Краснов, С. Использование данных ОРД при расследовании коррупционных преступлений / С. Краснов // Законность. - 2006. - № 9. - С. 15-18.
25. Лысов, М. Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву: учебник / М. Д. Лысов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1972. - 256 с.
26. Методические рекомендации по расследованию преступлений против интересов службы в органах местного самоуправления, а также совершенных должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля: сборник информационно-методических документов Следственного комитета Российской Федерации / под ред. А.П. Короткова. - М., 2012. - 212 с.
27. Мусаелян, Н. Ф. Уголовно-правовое противодействие коррупционным преступлениям в Российской Федерации / Н.Ф. Мусаелян // Российский следователь. - 2015. - № 7. - С. 38-41.
28. Организация и методика расследования взяточничества: методическое пособие. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры РФ, 2001. - С. 23-25.
29. Растропов, С. Понятие объекта преступления: история, состояние, перспектива / С. Растропов // Уголовное право. - 2002. - №1. - С.14-21.
30. Сабитов, Р. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с коррупцией: учебно- методическое пособие / Р. А. Сабитов. - Челябинск: ЧЮИ МВД России,2008. - 194 с.
31. Криминалистическая характеристика преступления / под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. - М., 1997. - 129 с.
32. Стаценко, В. Г. Особенности расследования уголовных дел о коррупционных преступлениях / В. Г. Стаценко // Следователь. - 2014. - № 6. - С. 38-40.
33. Танасевич, В. Г. Планирование и организация расследования: Руководство для следователей / В.Г. Танасевич. - М.: Де-Юре, 1995. - 367 с.
34. Филимонов, В. Д. Объект преступления и последствия преступления / В. Д. Филимонов // Уголовное право. - 2010. - № 3. - С. 25¬27.
35. Халиков, А. Н. Должностные преступления: характеристика, расследование, предупреждение (криминалистический аспект): монография / А. Н. Халиков. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 50 с.
36. Халиков, А. Н. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании преступлений, совершенных сотрудниками ОВД в связи со служебной деятельностью (на примере конкретных статей УК РФ) / А. Н. Халиков, В. И. Елинский // Российский следователь. - 2014. - № 3. - С. 5-10.
37. Халиков, А.Н. Следственные действия по делам о должностных преступлениях: система, характеристика, тактика / А. Н. Халиков. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 254 с.
38. Лубин, А.Ф. Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики / А. Ф. Лубин. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. - 400 с.
III. Судебная и следственная практика:
39. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. - 2013. - 17 июля. - № 154.
40. О практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Российская газета. -
2009. - 30 октября. - № 207.
41. Контрольное производство по уголовному делу № 26130 // Архив Красноярского Следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2009 г.
42. Контрольное производство по уголовному делу № 13281 // Архив Омского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2014 г.
43. Контрольное производство по Уголовному делу № 68176 // Архив Барнаульского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2016 г.
44. Контрольное производство по уголовному делу № 14163 // Архив Новосибирского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2016 г.
45. О практике расследования уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов за 2016 год: докладная записка // Наряд № 216-16 // Архив Красноярского следственного отдела на транспорте Западно¬Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2016 г.
46. Контрольное производство по уголовному делу № 17854 // Архив Омского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2016 г.
47. Материал предварительной проверки №186/54-17 // Архив Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2017 г.
48. Материал предварительной проверки № 74аск/12-17 // Архив Абаканского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 2017 г.