Расследование преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и виды должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.1 Понятие и признаки должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.2 Виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками
таможенных органов 19
2 Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 25
3 Типичные следственные ситуации, направления и особенности
расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 42
3.1 Особенности расследования преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 42
3.2 Типичные следственные ситуации и направления расследования
преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 49
4 Производство следственных действий при расследовании
должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов 56
4.1 Обыск и выемка документов 56
4.2 Осмотр предметов и документов 59
4.3 Назначение экспертиз 61
4.4 Допросы и очные ставки 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
1 Понятие и виды должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.1 Понятие и признаки должностных преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 7
1.2 Виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками
таможенных органов 19
2 Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 25
3 Типичные следственные ситуации, направления и особенности
расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 42
3.1 Особенности расследования преступлений, совершаемых
сотрудниками таможенных органов 42
3.2 Типичные следственные ситуации и направления расследования
преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов 49
4 Производство следственных действий при расследовании
должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов 56
4.1 Обыск и выемка документов 56
4.2 Осмотр предметов и документов 59
4.3 Назначение экспертиз 61
4.4 Допросы и очные ставки 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Активное развитие таможенного права и его тесная связь с деятельностью экономических субъектов обусловлены переходом Российской Федерации в последнее десятилетие XX века к рыночной модели развития экономики, формированием в государстве функциональных рыночных институтов, действующих механизмов осуществления предпринимательской деятельности, которые в настоящее время стимулируются, в том числе за счет активной международной торговли и сотрудничества. Как следствие - возросла роль государственных органов, контролирующих перемещение товаров.
Сегодня все действия, направленные на создание единого торгового, экономического, валютного (в перспективе) пространства на территории некоторых бывших союзных республик на базе действующего Евразийского экономического союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, направлены на максимальное упрощение таможенных формальностей при сохранении безопасности торгового оборота, увеличение прибыльности международной коммерческой деятельности, сохранение баланса между риском пропуска груза через таможенную и государственную границу и попытками увеличения грузооборота, и в связи с этим пополнение доходной части федерального бюджета.
Глубокие преобразования в экономике государства привели к беспрецедентному росту числа преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В связи с этим одной из основных тенденций развития таможенного права стало наращивание охранительных механизмов в данной сфере общественных отношений, в том числе развитие следственной практики, касающейся расследования уголовных преступлений в области обеспечения внутренней безопасности таможенных органов, то есть выявление и пресечение противоправных деяний, совершаемых должностными лицами таможенных органов.
Только за 2016 год в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (ЗССУТ СК РФ) зарегистрировано 13 сообщений о происшествиях и преступлениях, совершенных сотрудниками таможенных органов, по результатам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел, по 3 материалам в возбуждении уголовного дела отказано. Также в 2016 году в ЗССУТ СК РФ по результатам расследования в суд направлено 5 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов.
Необходимость разработки методики расследования должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов, обусловлена также следующими причинами.
Во-первых, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение должностных преступлений, противостоят криминализации отношений в сфере таможенного дела при выполнении различных таможенных операций, предусматривают и стоят на охране справедливости в отношениях «государство - участник внешнеэкономической деятельности», ввиду чего имеют огромное экономическое и социальное значение.
Во-вторых, диспозиции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за таможенные должностные преступления, являются бланкетными, содержание признаков преступлений определяется и раскрывается в нормах других отраслей законодательства, что влечет необходимость изучения и понимания лицом, осуществляющим расследование, специальных отраслевых норм.
В-третьих, на современном этапе развития методик расследования, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), ввиду высокой степени организованности и коррумпированности, степень латентности должностных таможенных преступлений крайне высока. Здесь же необходимо учитывать, что характерной особенностью преступлений данной сферы является «технологическая сложность» и специфичность при проведении следственных действий, так как субъектом чаще всего выступает лицо интеллектуально развитое, совершающее деяние умышленно по причинам корыстной заинтересованности, а, следовательно, усиленно пытающееся скрыть следы, последствия преступного деяния, сохранив свою деловую репутацию.
В научном плане тема настоящей дипломной работы разработана не достаточно, отсутствуют полноструктурные методики расследования преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В том или ином аспекте указанной теме посвящены работы В.Н. Андриянова, Г.Я. Барского, Б.В. Волженкина, Ю.П. Гармаева, М.П. Кузнецова, Н.И. Коржанского, Д.В. Королькова, М.Д. Лысова, А.Б. Сахарова, А.Н. Трайнина и других авторов.
Нормативной основой для работы послужили Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные законы и подзаконные акты РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, нормативная документация ФТС РФ, приказы и другие нормативные документы, методические рекомендации Следственного комитета РФ (СК РФ), в частности, Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
Практическую базу работы составили статистические сводки ЗССУТ СК РФ, материалы уголовных дел и материалы предварительных проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, находившиеся в производстве сотрудников ЗССУТ СК РФ.
Цель дипломной работы - описание расследования преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов при осуществлении ими своих служебных полномочий.
В соответствии с вышеуказанной целью поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и признаки должностного преступления, совершаемого в таможенных органах;
- систематизировать и определить виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- раскрыть криминалистическую характеристику преступлений рассматриваемой группы;
- выделить особенности расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- рассмотреть типичные следственные ситуации и направления расследования данной категории преступлений, а также различные следственные действия при его производстве.
Структурно работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников. В первой главе раскрыты понятие и виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Во второй главе описана криминалистическая характеристика рассматриваемой группы преступлений и ее основные элементы. Третья глава посвящена особенностям расследования должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. В четвертой главе рассмотрены основные следственные действия, проводимые при расследовании должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В заключении сделаны основные выводы.
Сегодня все действия, направленные на создание единого торгового, экономического, валютного (в перспективе) пространства на территории некоторых бывших союзных республик на базе действующего Евразийского экономического союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, направлены на максимальное упрощение таможенных формальностей при сохранении безопасности торгового оборота, увеличение прибыльности международной коммерческой деятельности, сохранение баланса между риском пропуска груза через таможенную и государственную границу и попытками увеличения грузооборота, и в связи с этим пополнение доходной части федерального бюджета.
Глубокие преобразования в экономике государства привели к беспрецедентному росту числа преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В связи с этим одной из основных тенденций развития таможенного права стало наращивание охранительных механизмов в данной сфере общественных отношений, в том числе развитие следственной практики, касающейся расследования уголовных преступлений в области обеспечения внутренней безопасности таможенных органов, то есть выявление и пресечение противоправных деяний, совершаемых должностными лицами таможенных органов.
Только за 2016 год в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (ЗССУТ СК РФ) зарегистрировано 13 сообщений о происшествиях и преступлениях, совершенных сотрудниками таможенных органов, по результатам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел, по 3 материалам в возбуждении уголовного дела отказано. Также в 2016 году в ЗССУТ СК РФ по результатам расследования в суд направлено 5 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов.
Необходимость разработки методики расследования должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов, обусловлена также следующими причинами.
Во-первых, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение должностных преступлений, противостоят криминализации отношений в сфере таможенного дела при выполнении различных таможенных операций, предусматривают и стоят на охране справедливости в отношениях «государство - участник внешнеэкономической деятельности», ввиду чего имеют огромное экономическое и социальное значение.
Во-вторых, диспозиции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за таможенные должностные преступления, являются бланкетными, содержание признаков преступлений определяется и раскрывается в нормах других отраслей законодательства, что влечет необходимость изучения и понимания лицом, осуществляющим расследование, специальных отраслевых норм.
В-третьих, на современном этапе развития методик расследования, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), ввиду высокой степени организованности и коррумпированности, степень латентности должностных таможенных преступлений крайне высока. Здесь же необходимо учитывать, что характерной особенностью преступлений данной сферы является «технологическая сложность» и специфичность при проведении следственных действий, так как субъектом чаще всего выступает лицо интеллектуально развитое, совершающее деяние умышленно по причинам корыстной заинтересованности, а, следовательно, усиленно пытающееся скрыть следы, последствия преступного деяния, сохранив свою деловую репутацию.
В научном плане тема настоящей дипломной работы разработана не достаточно, отсутствуют полноструктурные методики расследования преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В том или ином аспекте указанной теме посвящены работы В.Н. Андриянова, Г.Я. Барского, Б.В. Волженкина, Ю.П. Гармаева, М.П. Кузнецова, Н.И. Коржанского, Д.В. Королькова, М.Д. Лысова, А.Б. Сахарова, А.Н. Трайнина и других авторов.
Нормативной основой для работы послужили Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные законы и подзаконные акты РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, нормативная документация ФТС РФ, приказы и другие нормативные документы, методические рекомендации Следственного комитета РФ (СК РФ), в частности, Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
Практическую базу работы составили статистические сводки ЗССУТ СК РФ, материалы уголовных дел и материалы предварительных проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, находившиеся в производстве сотрудников ЗССУТ СК РФ.
Цель дипломной работы - описание расследования преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов при осуществлении ими своих служебных полномочий.
В соответствии с вышеуказанной целью поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и признаки должностного преступления, совершаемого в таможенных органах;
- систематизировать и определить виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- раскрыть криминалистическую характеристику преступлений рассматриваемой группы;
- выделить особенности расследования преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- рассмотреть типичные следственные ситуации и направления расследования данной категории преступлений, а также различные следственные действия при его производстве.
Структурно работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников. В первой главе раскрыты понятие и виды должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Во второй главе описана криминалистическая характеристика рассматриваемой группы преступлений и ее основные элементы. Третья глава посвящена особенностям расследования должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. В четвертой главе рассмотрены основные следственные действия, проводимые при расследовании должностных преступлений, совершенных сотрудниками таможенных органов. В заключении сделаны основные выводы.
Глубокие преобразования в сфере экономической политики государства привели к беспрецедентному росту числа преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, львиная доля которых не возможна без участия должностных лиц таможенных органов, будь то соучастие в совершении преступления по предварительному сговору, или же преступная халатность.
Безусловно, подавляющее большинство должностных лиц таможенных органов добросовестно относятся к исполнению своих обязанностей и выполняют свой нелегкий служебный долг, их деятельность заслуживает самой высокой оценки. Однако обвинения сотрудников таможенных органов в совершении должностных преступлений нередко имеют под собой реальные основания: личный опыт встречи коррумпированного таможенника, неофициальные каналы информации (родственники, знакомые). Институт гражданского общества, позволяющий бороться с коррупцией в РФ на этапе ее появления, с целью своевременного выявления таких преступлений и их предотвращения, еще достаточно не сформирован.
Анализ практики показывает, что основными причинами совершения преступлений сотрудниками таможенных органов являются низкий уровень правосознания и недостаточная профилактическая работа со стороны кадровых подразделении органов внутренних дел.
В борьбе с рассматриваемыми преступлениями необходимо применение комплексных мер, включающих и меры уголовного преследования.
Наиболее сложными при проведении расследования должностного таможенного преступления являются вопросы организации и планирования проведения следственных действий, чем и был обусловлен выбор темы дипломной работы.
1. Сформулированное в первом параграфе первой главы определение должностного таможенного преступления служит целям всей работы, является практически применимым, и может использоваться должностными лицами, производящими предварительное следствие по подобным уголовным делам.
Должностное таможенное преступление - совершаемое в силу служебного положения должностным лицом таможенного органа вопреки интересам службы уголовно-наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на нормальную урегулированную законом деятельность таможенного органа, влекущее за собой существенный ущерб экономическим отношениям, правам и законным интересам граждан и организаций.
В работе через классификацию должностных таможенных преступлений и перечисление их видов указываются, во-первых, основные признаки преступлений данной категории (по критериям классификации), во- вторых, очерчивается круг составов Уголовного кодекса Российской Федерации, подпадающих под определение преступления, совершаемого должностным лицом таможенного органа.
2. Также в работе выделена система признаков должностных таможенных преступлений: специальный субъект преступления - должностное лицо таможенного органа, совершение преступления с использованием служебных полномочий, должностного положения или в связи с исполнением служебных обязанностей, общий объект - существенное нарушение нормальной деятельности системы таможенных органов РФ.
3. В работе выявлены основные особенности, возникающие при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами таможенных органов, включая специфику криминалистической характеристики, а также важные моменты, вызывающие трудности при организации расследования: элитарность составов указанных преступлений, необходимость создания следственно-оперативной группы, тесную связь с таможенным нарушением и связанную с этим «двойственность» преступления, а также множественность преступлений и связанные с этим сложности выявления таких преступлений, различные варианты соучастия с недобросовестными участникам ВЭД.
4. Приведенные в дипломном исследовании типичные способы совершения преступлений, следственные ситуации и направления расследования позволяют следователю на любом этапе расследования, в условиях дефицита доказательственной информации, принимать по делу правильные процессуальные и иные решения, а также осуществлять успешное планирование, как отдельных следственных действий, так и расследования в целом.
5. Последовательность производства следственных действий, их срочность (в том числе неотложные следственные действия) подлежит формированию и отражению в плане расследования, составляемом следователем, и зависит от сложившейся следственной ситуации и обстоятельств, как известных следствию, так и подлежащих установлению, однако этот «арсенал» следственных действий ограничен рамками УПК РФ. Рассмотренные следственные действия, а именно: обыск, выемка, осмотр предметов и документов, назначение экспертиз, допросы и очные ставки являются основополагающими при расследовании должностных таможенных преступлений, составляют базис расследования.
Работа носит практический и методический характер, в некоторых аспектах дополняет существующую методику расследования должностных преступлений, применяемую в следственных отделах, проецируя ее на расследование должностных таможенных преступлений, которые в настоящее время составляют около 10% от расследуемых уголовных дел в транспортной инфраструктуре.
Безусловно, подавляющее большинство должностных лиц таможенных органов добросовестно относятся к исполнению своих обязанностей и выполняют свой нелегкий служебный долг, их деятельность заслуживает самой высокой оценки. Однако обвинения сотрудников таможенных органов в совершении должностных преступлений нередко имеют под собой реальные основания: личный опыт встречи коррумпированного таможенника, неофициальные каналы информации (родственники, знакомые). Институт гражданского общества, позволяющий бороться с коррупцией в РФ на этапе ее появления, с целью своевременного выявления таких преступлений и их предотвращения, еще достаточно не сформирован.
Анализ практики показывает, что основными причинами совершения преступлений сотрудниками таможенных органов являются низкий уровень правосознания и недостаточная профилактическая работа со стороны кадровых подразделении органов внутренних дел.
В борьбе с рассматриваемыми преступлениями необходимо применение комплексных мер, включающих и меры уголовного преследования.
Наиболее сложными при проведении расследования должностного таможенного преступления являются вопросы организации и планирования проведения следственных действий, чем и был обусловлен выбор темы дипломной работы.
1. Сформулированное в первом параграфе первой главы определение должностного таможенного преступления служит целям всей работы, является практически применимым, и может использоваться должностными лицами, производящими предварительное следствие по подобным уголовным делам.
Должностное таможенное преступление - совершаемое в силу служебного положения должностным лицом таможенного органа вопреки интересам службы уголовно-наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на нормальную урегулированную законом деятельность таможенного органа, влекущее за собой существенный ущерб экономическим отношениям, правам и законным интересам граждан и организаций.
В работе через классификацию должностных таможенных преступлений и перечисление их видов указываются, во-первых, основные признаки преступлений данной категории (по критериям классификации), во- вторых, очерчивается круг составов Уголовного кодекса Российской Федерации, подпадающих под определение преступления, совершаемого должностным лицом таможенного органа.
2. Также в работе выделена система признаков должностных таможенных преступлений: специальный субъект преступления - должностное лицо таможенного органа, совершение преступления с использованием служебных полномочий, должностного положения или в связи с исполнением служебных обязанностей, общий объект - существенное нарушение нормальной деятельности системы таможенных органов РФ.
3. В работе выявлены основные особенности, возникающие при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами таможенных органов, включая специфику криминалистической характеристики, а также важные моменты, вызывающие трудности при организации расследования: элитарность составов указанных преступлений, необходимость создания следственно-оперативной группы, тесную связь с таможенным нарушением и связанную с этим «двойственность» преступления, а также множественность преступлений и связанные с этим сложности выявления таких преступлений, различные варианты соучастия с недобросовестными участникам ВЭД.
4. Приведенные в дипломном исследовании типичные способы совершения преступлений, следственные ситуации и направления расследования позволяют следователю на любом этапе расследования, в условиях дефицита доказательственной информации, принимать по делу правильные процессуальные и иные решения, а также осуществлять успешное планирование, как отдельных следственных действий, так и расследования в целом.
5. Последовательность производства следственных действий, их срочность (в том числе неотложные следственные действия) подлежит формированию и отражению в плане расследования, составляемом следователем, и зависит от сложившейся следственной ситуации и обстоятельств, как известных следствию, так и подлежащих установлению, однако этот «арсенал» следственных действий ограничен рамками УПК РФ. Рассмотренные следственные действия, а именно: обыск, выемка, осмотр предметов и документов, назначение экспертиз, допросы и очные ставки являются основополагающими при расследовании должностных таможенных преступлений, составляют базис расследования.
Работа носит практический и методический характер, в некоторых аспектах дополняет существующую методику расследования должностных преступлений, применяемую в следственных отделах, проецируя ее на расследование должностных таможенных преступлений, которые в настоящее время составляют около 10% от расследуемых уголовных дел в транспортной инфраструктуре.
Подобные работы
- Деятельность таможенных органов, как органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Преступления в таможенной сфере: характеристика, выявление, ответственность
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2016 - Первоначальный этап расследования уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Использование специальных экономических (Бухгалтерских) знаний при расследовании преступлений, совершаемых в сфере Банковской деятельности
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (БУХГАЛТЕРСКИХ) ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан)
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (БУХГАЛТЕРСКИХ) ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Контрабанда (ст.188 УК РФ).
Историко-правовое, социологическое,
уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Вопросы, возникающие в ходе выявления и рассмотрения административных дел, связанных с нарушением таможенных правил
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000



