Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексная реабилитация детей-жертв физического насилия в семье

Работа №22342

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы реабилитации детей - жертв
семейного насилия 6
1.1 Семейное насилие в отношении детей: понятие, виды, причины .... 6
1.2 Социально-криминологическая характеристика ребёнка - жертвы
семейного насилия 14
1.3 Юридические аспекты защиты детей от семейного насилия 18
2 Прикладные аспекты комплексной реабилитации детей - жертв
физического насилия в семье 26
2.1 Исследование состояния здоровья детей - жертв физического
насилия в семье 26
2.2 Разработка комплекса мероприятий по реабилитации детей - жертв
физического насилия в семье 38
2.3 Анализ первичных результатов апробации комплекса
реабилитационных мероприятий для детей - жертв физического насилия в семье 50
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А Перечень критериев для установления факта причинения вреда физическому здоровью ребёнка 63
Приложение Б Перечень критериев для установления факта причинения вреда психологическому здоровью ребёнка 64
Приложение В Перечень критериев для установления факта причинения вреда духовному здоровью ребёнка

Семья по праву считается ведущим институтом воспитания ребёнка. На сегодняшний день это признают не только специалисты в области психологии и педагогики, но и органы государственной власти, которые в 2013 году закрепили в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» норму о том, что государственные образовательные организации исполняют лишь вспомогательную функцию, а основная нагрузка по формированию личности ребёнка во всех её аспектах (физическом, физиологическом, психологическом, нравственном) ложится на семью. Эта норма корреспондирует к Семейному Кодексу Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим ответственность родителей за благополучие их детей.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема насилия над детьми в семье, масштабы распространения которой, несмотря на все меры профилактики и противодействия распространению этого явления, по- прежнему остаются очень значительными.
Появлению и увеличению численности семей, в которых над детьми совершается какое-либо насилие, способствует множество факторов: сложные социально-экономические условия жизни многих российских семей, неблагополучный жизненный опыт родителей, отклонения в их психическом здоровье, кризисные ситуации в семье, а, главное, существенные структурно-содержательные деформации института российской семьи как такового.
Существует множество разнообразных форм семейного насилия, в том числе - насилие физическое. Опасность физического насилия над ребёнком в семье состоит в том, что определённый набор проявлений этого вида насилия традиционно считается нормой в семейном воспитании. При этом не учитывается тот факт, что результат физического семейного насилия всегда одинаков - ребёнок либо утрачивает целый ряд очень важных для его дальнейшего существования в обществе и развития функций (навыков), в том числе - утрату физического здоровья, вплоть до инвалидности, либо формирование этих функций (навыков) идёт по пути деформации, что в дальнейшем осложняет социализацию личности.
Следовательно, реабилитация детей - жертв физического семейного насилия должна носить комплексный характер.
Объектом настоящего исследования является комплексная реабилитация детей - жертв физического насилия в семье.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию детей - жертв физического насилия в семье.
Целью исследования является разработка и первичная апробация комплекса мероприятий по реабилитации детей - жертв физического насилия в семье.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения ряда задач:
- раскрыть сущность понятия «семейное насилие», его типологию и причины появления;
- составить социально-криминологическую характеристику ребёнка - жертвы семейного насилия;
- рассмотреть проблему семейного насилия в юридическо-правовом аспекте;
- сформировать выборку из детей, ставших жертвами физического насилия в семье и изучить состояние их здоровья;
- разработать комплекс мероприятий по восстановлению физического, психического и духовного здоровья детей - жертв физического насилия в семье;
- проанализировать первичные результаты апробации комплекса реабилитационных мероприятий для детей - жертв физического насилия в семье.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что комплексная реабилитация детей - жертв физического насилия в семье будет успешной, если при проведении комплекса исследовательских мероприятий:
- выявлены источники и формы насилия в семье;
- систематизированы правовые меры защиты несовершеннолетних от семейного насилия;
- разработан комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и духовного здоровья детей - жертв семейного насилия.
Исследование осуществлялось с применением таких методов, как анализ литературы, обобщение, систематизация, контент-анализ, анкетирование, тестирование, моделирование, эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников по теме исследования позволяет утверждать, что проблема семейного насилия в целом и насилия в отношении детей, в частности, не просто остаётся актуальной, а приобретает всё большую значимость в связи с теми неблагоприятными последствиями, которые наступают для ребёнка, пережившего насилие в семье.
Психологами и криминологами давно установлено, что жертвам домашнего насилия свойственны самые разнообразные деформации в психическом развитии, нарушения физического и физиологического состояний, появление психосоматических расстройств, устойчивая социальная дезадаптация.
Физическое насилие над детьми в семьях по праву считается самым опасным, ведь, во-первых, оно может привести к стойким нарушениям здоровья, вплоть до инвалидности, и даже к гибели ребёнка; а, во-вторых, физическое насилие над ребёнком в семье зачастую выявляется тогда, когда психике, духовному миру и телесному благополучию ребёнка уже причинён значительный вред.
Наибольшие опасения у специалистов вызывает стереотип массового сознания россиян о том, что телесные наказания - это норма в воспитании ребёнка, это традиция, которую родители перенимают из поколения в поколение. Как всякий стереотип, этот стереотип очень устойчив не только к разрушению, но и к элементарному логическому переосмыслению.
Физическое насилие по отношению к ребёнку может применяться старшими членами семьи под благовидным предлогом - «отбить охоту поступать неправильно» и т.п.
В ходе анализа деятельности сотрудников КГБУ СО Центр семьи «Берёзовский» выяснилось, что доля детей, помещаемых в стационар Учреждения после того, как был установлен факт физического насилия над ними в семьях, невелика и гомогенна по своему составу.
Девочки, которые на момент проведения настоящего исследования находились в Центре и составляли немногочисленную категорию жертв физического насилия в семье, до помещения в стационарное отделение воспитывались в семьях, не обладающих внешними типовыми признаками социального неблагополучия. Более того, физическую агрессию по отношению к своим дочерям проявляли матери, которые по месту жительства и работы характеризуются исключительно с положительной стороны.
В процессе оценки здоровья детей - жертв физического насилия в семье обнаружились многочисленные нарушения состояния физического, психологического и духовного здоровья.
С учётом выявленных отклонений был составлен комплекс реабилитационных мероприятий, состоящий из трёх блоков - медицинская реабилитация, психологическая и социальная - и предназначенный не только для детей, но и для их родителей.
Необходимость оказания одновременной помощи детям и их родителям обусловлена, в первую очередь, принципом системности, которому должна отвечать любая реабилитационная программа (в противном случае она будет не более сем набором отдельных действий, не приводящих к достижению долгосрочного результата), а также выявленным нами фактом наличия у женщин, проявлявших физическую агрессию в отношении своих детей, нарушений в родительских установках по отношению к детям (низкий уровень принятия, инфантилизация и т.д.). Обнаружение таких установок, которые деструктивным образом влияют на родительско-детские отношения, делая их устойчиво напряжёнными, указало на то, что при отсутствии комплексной разносторонней помощи родителям устранить одну из ведущих причин жестокости матерей будет невозможно, и любая реабилитационная работа с детьми не принесёт ожидаемых положительных результатов.
Первичная апробация предложенных мероприятий, которая осуществлялась на протяжении четырёх месяцев, показала, что комплексный подход к реабилитации детей - жертв физического насилия в семье приводит к уменьшению выраженности негативной симптоматики физического, психологического и духовного здоровья детей.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза об условиях эффективности комплексной программы реабилитации детей - жертв физического насилия в семье подтвердилась.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Семейный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) : федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Акулич, М. М. Жестокое обращение с детьми в семье: научное определение и общественное мнение о проблеме / М. М. Акулич, О. А. Беседина // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. - 2014. - № 8. - С. 147-156.
8. Бадонов, А. М. Проблемы выявления жестокого обращения в условиях семьи / А. М. Бадонов // Вестник БГУ. - 2012. - № 5. - С. 196-200.
9. Богомягкова, О. Н. Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе / О. Н. Богомягкова // Вестник ПермГГПУ. Серия № 1. психологические и педагогические науки. - 2016. - № 1. - С. 27-37.
10. Бриш, К. Х. Терапия нарушений привязанности : От теории к практике / К. Х. Бриш. - Москва : Когито-Центр, 2012. - 320 с.
11. Ганджи, П. Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей / П. Ганджи // Молодой ученый. -2013. - № 7. - С. 366-369.
12. Грицай, А. Г. Проблема насилия над ребёнком в семье и формы его проявления / А. Г. Грицай // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 268-273.
13. Грицай, А. Г. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми / А. Г. Грицай, В. И. Спирина // Вестник АГУ. -2011. - № 1. - С. 7-11.
14. Дерябина, В. В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: дис. ... канд. психол. наук / В. В. Дерябина. - М.,2010. - 333 с.
15. Дети - жертвы насилия и жестокого обращения : опыт, проблемы, перспективы : Мат-лы заочной Республиканской научно-практической конференции 30 апреля 2015 года. - Уфа : Изд-во ГБУ Республиканский Социальный приют, 2015. - 80 с.
16. Дидрих, М. П. Практика защиты несовершеннолетних от насилия в семье: достаточны ли возможности полиции? / М. П. Дидрих // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 3 (33). - С. 191-199.
17. Жестокое обращение с детьми: защита, профилактика и
ответственность [Электронный ресурс] // Правовой портал «Народный СоветникЪ» - Режим доступа:
http://sovetnik.consultant.ru/roditelskie_prava_obyazannosti/zhestokoe_obrawenie_s _detmi_zawita_profilaktika_i_otvetstvennost/
18. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 248 с.
19. Илгамова, Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э.
З. Илгамова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 1. - С. 280-292.
20. Ильяшенко, А. Н. Перспективы законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» в контексте мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье / А. Н. Ильяшенко, А. Г. Сапрунов // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4 (30). - С. 49¬53.
21. Курзин, Л. М. Синдром жестокого обращения с ребёнком / Л. М. Курзин, А. А. Ефимов, Е. Н. Лазарева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19. - № 2. - С. 753-757.
22. Лафицкая, Н. В. Родительское поведение в контексте внутрисемейного насилия / Н. В. Лафицкая, В. Г. Семёнова // Гуманизация образования. - 2014. - № 1. - С. 48-53.
23. Левушкин, А. Н. Деятельность органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних: анализ теории и судебная практика (на примере Ульяновской области) / А. Н. Левушкин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 217-225.
24. Лотова, И. П. Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства / И. П. Лотова // Учёные записки ЗГУ. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 178-185.
25. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. - Москва : Эксмо, 2006. - 343 с.
26. Манухина, С. Ю. Основы практической психологии : Хрестоматия / С. Ю. Манухина. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 87 с.
27. Мигунова Ю.В. Жестокое обращение с детьми в семье как предмет социологического анализа [Электронный ресурс] / Ю.В. Мигунова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zhestokoe-obraschenie-s-detmi-v-semie-kak-predmet- sotsiologicheskogo-analiza
28. Насилие в семье - это преступление. Методическое пособие для полицейских и судей [Электронный ресурс] / Под ред. Е. А. Яблочкиной, Н. В. Васильевой, Е. Д. Огинской. - Псков, 2013. - Режим доступа: http://iswc.ru
29. Нейпир, О. Семья в кризисе : Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю её жизнь / О. Нейпир, К. Витакер. - 3-е изд. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 344 с.
30. Нор-аревян, О. А. Насилие над детьми в семье : состояние, проблемы и пути решения / О. А. Нор-аревян // Вестник Мордовского ун-та. -2012. - № 1. - С. 149-155.
31. Пономаренко, Н. О. Латентные аспекты семейного насилия (на примере контент-анализа региональных газет г. Мурманска) [Электронный ресурс] / Н. О. Пономаренко // Наука. Общество. Государство. - 2016. - Т. 4. - № 2 (14). - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
32. Попов, Г. Н. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье / Г. Н. Попов, Н. В. Шевелёва // Вестник ТомГПУ. - 2015. - № 5 (158). - С. 239-243.
33. Прончев, К. В. Последствия семейного насилия в отношении несовершеннолетних / К. В. Прончев // Территория науки. - 2013. - № 4. - С. 146-150.
34. Райхерт, Л. С. О некоторых проблемах предупреждения и профилактики сексуального насилия в быту / Л. С. Райхерт // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 83-84.
35. Родители и дети. Насилие над детьми в семье // Российская газета. -2014. - 28 июля.
36. Ситкова, О. Ю. Проблемы реализации права на защиту несовершеннолетними гражданами / О. Ю. Ситкова // Вестник Омской юридической академии. - 2013. - № 2 (21). - С. 59-62.
37. Следственный комитет РФ предлагает ввести уголовную ответственность за укрывательство насилия над детьми [Электронный ресурс] //
Гарант: инф.-правовой портал. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/news/430505/
38. Смагина, М. В. Государственная политика РФ в отношении защиты детей как средство преодоления семейного насилия / М. В. Смагина // Власть. -2011. - № 2. - С. 51-53.
39. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 960 с.
40. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа : Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - Москва : Дашков и К, 2015. - 292 с.
41. Челышева, И. В. Подросток и экранное насилие : проблемы семейного воспитания : научно-популярное издание. - Москва : Директ-Медиа,2013. - 211 с.
42. Шикула, И. Р. К вопросу профилактики семейно-бытового насилия в отношении детей / И. Р. Шикула // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 3. - С. 28-30.
43. Ягуби Дуст Махмуд Али. Насилие родителей над детьми в семье: социально-философский анализ (на примере Республики Иран) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Ягуби Дуст Махмуд Али. - Душанбе, 2014. - 146 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ