Отношение учащихся старших классов города Красноярска к представителям других национальностей
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии 6
1.2 Особенность отношения к различным этносам в молодежной среде 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ г.КРАСНОЯРСКА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Анализ результатов социологического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии 6
1.2 Особенность отношения к различным этносам в молодежной среде 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ г.КРАСНОЯРСКА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Анализ результатов социологического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Составление штатского общества в России вполне вероятно только при усвоении базовых демократических ценностей. Одной из этих ценностей считается толерантность - обязательное условие выживания и становления прогрессивной цивилизации. Высочайшие темпы перемещения и передвижения населения привели к социальному взаимодействию адептов различных общин и этносов. Неувязка толерантности животрепещуща для прогрессивной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а еще в связи с особенностями переживаемого периода ситуации - распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, подъемом государственного экстремизма и т.д. Во многом данным фактом объясняются те старания, которые предпринимаются в реальное время разными социальными и муниципальными институтами РФ для формирования в обществе высочайшей межэтнической толерантности.
Молодежная среда - это одна из более напряженных зон межэтнических контактов, отличающаяся высочайшей степенью открытости для становления националистических настроений. В итоге этих контактов в молодежной среде транслируются и укрепляются всевозможные установки межнационального восприятия и поведения, которые имеют все шансы оказывать плохое воздействие как на отношение молодежи к представителям другой национальности, так и на народную историю в обществе в целом.
Красноярский край является многонациональным регионом: по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. здесь проживают представители 159 национальностей. К концу 2012 г. на территории Красноярского края действовали свыше 70 национально-культурных объединений. С учетом их филиалов и центров в муниципалитетах, общее количество институтов гражданского общества, организаций с этнической составляющей достигает двух сотен. Наряду с этим происходит интенсивный приток в Красноярский край иностранной трудовой миграции. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема межнациональных отношений в городском населении, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, город является местом компактного проживания представителей различных национальностей, что создает условия для их непосредственных контактов. Во-вторых, не ослабевает поток иностранной трудовой миграции, направленный в города, т.к. город - это место, в котором существуют широкие возможности для реализации целей иностранных трудовых мигрантов. Особенно данное утверждение справедливо в отношении Красноярска, получившего в 2012 году статус мегаполиса. В третьих, в городском населении имеет высокую плотность молодежная среда - одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов, отличающаяся высокой степенью открытости для развития националистических настроений. В результате таких контактов в молодежной среде транслируются и закрепляются различные установки межэтнического восприятия и поведения, которые могут оказывать негативное влияние как на отношение молодежи к представителям инонациональностей, так и на этническую ситуацию в обществе в целом [28].
Большинство учащихся красноярских средних общеобразовательных школ являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Данное обстоятельство делает этнотолерантность в молодежной среде актуальным предметом социологического изучения.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Проблемы этнической толерантности в молодежной среде».
Целью данной работы является изучение отношения учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии;
2. Изучить особенности отношения молодежи к представителям различных этносов;
3. Разработать методическое обоснование исследования;
4. Провести анализ результатов социологического исследования.
Объект исследования: учащиеся старших классов города Красноярска.
Предмет исследования: отношение учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Гипотеза: среди учащихся старших классов доминирует толерантное отношение к иным этносам (национальностям).
Интерпретация основных понятий:
Толерантность - свойство этнической общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов.
Интолерантность - идеи отрицания прав иных этносов на собственные ценности, культуру, коммуникативные и поведенческие модели, образ жизни.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей племя, народность.
Нация - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.
Этнические установки — готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.
Национальные отношения - различные проявления отношения социальных групп, индивидов к представителям различных национальностям. Прежде всего, такие отношения проявляются в толерантном и инталерантном отношении к лицам других национальностей.
Учащиеся старших классов - ученики выпускных (10-11) классов средних общеобразовательных школ города Красноярска.
Молодежная среда - это одна из более напряженных зон межэтнических контактов, отличающаяся высочайшей степенью открытости для становления националистических настроений. В итоге этих контактов в молодежной среде транслируются и укрепляются всевозможные установки межнационального восприятия и поведения, которые имеют все шансы оказывать плохое воздействие как на отношение молодежи к представителям другой национальности, так и на народную историю в обществе в целом.
Красноярский край является многонациональным регионом: по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. здесь проживают представители 159 национальностей. К концу 2012 г. на территории Красноярского края действовали свыше 70 национально-культурных объединений. С учетом их филиалов и центров в муниципалитетах, общее количество институтов гражданского общества, организаций с этнической составляющей достигает двух сотен. Наряду с этим происходит интенсивный приток в Красноярский край иностранной трудовой миграции. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема межнациональных отношений в городском населении, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, город является местом компактного проживания представителей различных национальностей, что создает условия для их непосредственных контактов. Во-вторых, не ослабевает поток иностранной трудовой миграции, направленный в города, т.к. город - это место, в котором существуют широкие возможности для реализации целей иностранных трудовых мигрантов. Особенно данное утверждение справедливо в отношении Красноярска, получившего в 2012 году статус мегаполиса. В третьих, в городском населении имеет высокую плотность молодежная среда - одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов, отличающаяся высокой степенью открытости для развития националистических настроений. В результате таких контактов в молодежной среде транслируются и закрепляются различные установки межэтнического восприятия и поведения, которые могут оказывать негативное влияние как на отношение молодежи к представителям инонациональностей, так и на этническую ситуацию в обществе в целом [28].
Большинство учащихся красноярских средних общеобразовательных школ являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Данное обстоятельство делает этнотолерантность в молодежной среде актуальным предметом социологического изучения.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Проблемы этнической толерантности в молодежной среде».
Целью данной работы является изучение отношения учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии;
2. Изучить особенности отношения молодежи к представителям различных этносов;
3. Разработать методическое обоснование исследования;
4. Провести анализ результатов социологического исследования.
Объект исследования: учащиеся старших классов города Красноярска.
Предмет исследования: отношение учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Гипотеза: среди учащихся старших классов доминирует толерантное отношение к иным этносам (национальностям).
Интерпретация основных понятий:
Толерантность - свойство этнической общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов.
Интолерантность - идеи отрицания прав иных этносов на собственные ценности, культуру, коммуникативные и поведенческие модели, образ жизни.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей племя, народность.
Нация - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.
Этнические установки — готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.
Национальные отношения - различные проявления отношения социальных групп, индивидов к представителям различных национальностям. Прежде всего, такие отношения проявляются в толерантном и инталерантном отношении к лицам других национальностей.
Учащиеся старших классов - ученики выпускных (10-11) классов средних общеобразовательных школ города Красноярска.
Без всякого сомнения, можно признать, что сейчас толерантность в обществе - важный элемент последующего удачного развития. Толерантность, то есть равное признание способности всех людей реализовываться в обществе, автономно от религиозных, государственных, расовых различий, - залог финансовой и политической прочности в обществе. Толерантность выделяет людям вероятность воплотить в жизнь себя, сотрудничать меж собой.
В обществе, в котором есть возвышенный степень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит станут трудиться на укрепление такого общества.
Как было сказано раньше, прогрессивная социокультурная обстановка обозначила насущную надобность в формировании толерантности в качестве обстоятельства выживаемости человечества в будущем; как значения социокультурной системы; как общепризнанных мерок гуманных человеческих отношений, как миропонимания и осмысленного ориентира возведения отношений с находящимся вокруг миром. Это разрешает рассматривать толерантность как многокомпонентное появление беспристрастной действительности.
Образование в духе толерантности, до этого всего, постановляет задачу раскрытия значения бытия человека в мире сквозь осознание нрава и методик его взаимодействия с данным миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде произведено в осмыслении человеком собственного пространства в мире, в овладении методами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой значения.
Как показали результаты исследования, практически каждый второй представитель учащейся молодежи города Красноярск в целом равнодушно относится к факту многонациональности красноярского социума и чаще всего не обращает внимания на национальную принадлежность своих друзей и знакомых. С другой стороны, четверть представителей учащихся старших классов скорее недовольны необходимостью жить в многонациональной среде. Три четверти молодых людей Красноярска никогда не сталкивались с фактами проявления недоброжелательного отношения лично к ним по национальному признаку.
Вместе с тем, как показали результаты исследований, в массовом сознании учащихся старших классов Красноярска действует ряд актуальных нормативных предписаний, с которыми солидаризуется большинство представителей учащейся молодежи. Так, молодые люди, имеющие друзей и близких - представителей других национальностей, чаще всего не обращают внимания на их национальную принадлежность. Они соглашаются с суждением, что о человеке следует судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности; необходимости в ограничении проживания в Красноярске представителей других национальностей и этносов; что разделение людей по национальному признаку - это пережиток прошлого. Также представители данной категории молодежи согласны с тем, что нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди. Отрицательные оценки приведенных прослеживаются во мнениях молодых людей, в круг общения которых не входят представители других национальностей.
В целом данные факты характеризуют межэтническую ситуацию в молодежной среде Красноярска как относительно стабильную, без явных признаков массовых социально опасных проявлений на национальной почве.
Наиболее активными источниками сведений о межнациональных отношениях в среде учащейся молодежи выступают средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, а также сеть интернет). На втором месте - традиционные институты социализации (школа, институт, семья, друзья, соседи). При этом, по оценкам представителей учащейся молодежи, наибольшее количество негативной информации о межнациональных отношениях они получают из периодической печати, телевидения, радио.
Учащаяся молодежь Красноярска в большинстве (до 65%) считает необходимым улучшение качества информации о национальностях и межнациональных отношениях среди молодежи. Наиболее эффективными мерами, способствующими распространению таких знаний и информации, по мнению учащейся молодежи, будут являться тематические сюжеты в СМИ, транслирующие ценности этнической толерантности, информирующие о культуре, истории, образе жизни различных народов; межнациональные встречи, форумы, иные мероприятия, проводимые в пространстве современной молодежной культуры; организация образовательных мероприятий, интегрированных в системы образования всех уровней, с целью распространения знаний о современных межнациональных отношениях в молодежной среде и ценности толерантного отношения к представителям различных национальностей.
Высокой степени проблемы интолерантности в школе, по мнению большинства, нет. Но хотя и отмечаются отдельные факты недоброжелательных высказываний как в адрес не титульных наций, так и в отношении коренной.
Таким образом, отношение к этническому фактору между учащимися старших классов города Красноярска характеризуется следующими чертами:
• в условиях, когда в круг общения большинства молодых людей входят представители иных национальностей, в молодежной среде сформировано в целом толерантное отношение к представителям данных групп. Общественные контакты в молодежной среде уточняются в большей мере на базе оценки собственных морально-нравственных и профессиональных свойств подростков, чем их национальной принадлежности;
• учащаяся молодежь Красноярска чувствует недостаток качественной информации, касающейся народного фактора, при этом в молодежной среде есть важная надобность в подобной информации. Важными источниками предоставленной информации молодежь отмечает средства массовой информации, а так же основные институты социализации - семью и школу;
• деятельность национально-культурных объединений проводящая различные национальные праздники, такие как дни диаспор, молодежь склонна оценивать скорее как позитивную, способствующую улучшению межнациональных отношений в Красноярске;
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, собственно, что толерантность учащихся старших классах ситуативна. Молодые люди чаще всего пользуют личные установки и определения в построении отношений с адептами иных национальностей, но при этом они охраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников. В подростковом возрасте в оценке как собственной, например и посторонний народных групп наличествует уже ориентация не лишь только на соображение собственного окружения, но и на личные познания и представления. Более того, молодые люди в целом готовы расширять собственные познания о государственном окружении и государственных особенностях.
Этим образом, образование толерантности у молодежи должно стать одной из основных образовательных задач нового века. Особенная надобность в ней в современную эпоху обуславливается глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, как благополучно смогут ужиться общества, придерживающихся всевозможных, нередко обратных общепризнанных мерок и ценностей.
Формирование у молодежи толерантного сознания, развитие межкультурных коммуникаций остаются актуальными проблемами современного общества, учиться жить в мире и согласии, учиться общаться лучше в молодом возрасте.
В заключении следует отметить, что деятельность по формированию этнической толерантности у молодежи должна иметь различные направления и проводиться на всех уровнях. Работа по формированию народной толерантности у молодежи обязана иметь всевозможные направленности и проводиться на всех уровнях. Ценностные ориентации прогрессивной молодежи города Красноярска находятся в процессе изменений. При этом возможно говорить о конкретных направленностях. В частности, растет роль прагматических ценностей. Это случается на фоне снижения значительности этих ценностных мнений, как мораль, обязанность. Безусловно, и толерантность сейчас невозможно именовать необходимой ценностью для прогрессивной молодежи. Анализ материалов социологических изучений демонстрирует, следует усилить работу по формированию народной толерантности учащихся старших классов города Красноярска, подключение ее в систему ценностных ориентаций. Важным условием формирования толерантности считается ее необходимость на личностном уровне и общественная значимость на уровне общества. Нужно сберечь положительный потенциал межнационального взаимодействия, который заключен в прогрессивной молодежи. В процессе социализации прогрессивной молодежи следует принимать во внимание этнический фактор и создавать этническую толерантность, собственно, что требует в свою очередь свежих исследовательских методов с позиции междисциплинарного расклада.
В обществе, в котором есть возвышенный степень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит станут трудиться на укрепление такого общества.
Как было сказано раньше, прогрессивная социокультурная обстановка обозначила насущную надобность в формировании толерантности в качестве обстоятельства выживаемости человечества в будущем; как значения социокультурной системы; как общепризнанных мерок гуманных человеческих отношений, как миропонимания и осмысленного ориентира возведения отношений с находящимся вокруг миром. Это разрешает рассматривать толерантность как многокомпонентное появление беспристрастной действительности.
Образование в духе толерантности, до этого всего, постановляет задачу раскрытия значения бытия человека в мире сквозь осознание нрава и методик его взаимодействия с данным миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде произведено в осмыслении человеком собственного пространства в мире, в овладении методами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой значения.
Как показали результаты исследования, практически каждый второй представитель учащейся молодежи города Красноярск в целом равнодушно относится к факту многонациональности красноярского социума и чаще всего не обращает внимания на национальную принадлежность своих друзей и знакомых. С другой стороны, четверть представителей учащихся старших классов скорее недовольны необходимостью жить в многонациональной среде. Три четверти молодых людей Красноярска никогда не сталкивались с фактами проявления недоброжелательного отношения лично к ним по национальному признаку.
Вместе с тем, как показали результаты исследований, в массовом сознании учащихся старших классов Красноярска действует ряд актуальных нормативных предписаний, с которыми солидаризуется большинство представителей учащейся молодежи. Так, молодые люди, имеющие друзей и близких - представителей других национальностей, чаще всего не обращают внимания на их национальную принадлежность. Они соглашаются с суждением, что о человеке следует судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности; необходимости в ограничении проживания в Красноярске представителей других национальностей и этносов; что разделение людей по национальному признаку - это пережиток прошлого. Также представители данной категории молодежи согласны с тем, что нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди. Отрицательные оценки приведенных прослеживаются во мнениях молодых людей, в круг общения которых не входят представители других национальностей.
В целом данные факты характеризуют межэтническую ситуацию в молодежной среде Красноярска как относительно стабильную, без явных признаков массовых социально опасных проявлений на национальной почве.
Наиболее активными источниками сведений о межнациональных отношениях в среде учащейся молодежи выступают средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, а также сеть интернет). На втором месте - традиционные институты социализации (школа, институт, семья, друзья, соседи). При этом, по оценкам представителей учащейся молодежи, наибольшее количество негативной информации о межнациональных отношениях они получают из периодической печати, телевидения, радио.
Учащаяся молодежь Красноярска в большинстве (до 65%) считает необходимым улучшение качества информации о национальностях и межнациональных отношениях среди молодежи. Наиболее эффективными мерами, способствующими распространению таких знаний и информации, по мнению учащейся молодежи, будут являться тематические сюжеты в СМИ, транслирующие ценности этнической толерантности, информирующие о культуре, истории, образе жизни различных народов; межнациональные встречи, форумы, иные мероприятия, проводимые в пространстве современной молодежной культуры; организация образовательных мероприятий, интегрированных в системы образования всех уровней, с целью распространения знаний о современных межнациональных отношениях в молодежной среде и ценности толерантного отношения к представителям различных национальностей.
Высокой степени проблемы интолерантности в школе, по мнению большинства, нет. Но хотя и отмечаются отдельные факты недоброжелательных высказываний как в адрес не титульных наций, так и в отношении коренной.
Таким образом, отношение к этническому фактору между учащимися старших классов города Красноярска характеризуется следующими чертами:
• в условиях, когда в круг общения большинства молодых людей входят представители иных национальностей, в молодежной среде сформировано в целом толерантное отношение к представителям данных групп. Общественные контакты в молодежной среде уточняются в большей мере на базе оценки собственных морально-нравственных и профессиональных свойств подростков, чем их национальной принадлежности;
• учащаяся молодежь Красноярска чувствует недостаток качественной информации, касающейся народного фактора, при этом в молодежной среде есть важная надобность в подобной информации. Важными источниками предоставленной информации молодежь отмечает средства массовой информации, а так же основные институты социализации - семью и школу;
• деятельность национально-культурных объединений проводящая различные национальные праздники, такие как дни диаспор, молодежь склонна оценивать скорее как позитивную, способствующую улучшению межнациональных отношений в Красноярске;
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, собственно, что толерантность учащихся старших классах ситуативна. Молодые люди чаще всего пользуют личные установки и определения в построении отношений с адептами иных национальностей, но при этом они охраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников. В подростковом возрасте в оценке как собственной, например и посторонний народных групп наличествует уже ориентация не лишь только на соображение собственного окружения, но и на личные познания и представления. Более того, молодые люди в целом готовы расширять собственные познания о государственном окружении и государственных особенностях.
Этим образом, образование толерантности у молодежи должно стать одной из основных образовательных задач нового века. Особенная надобность в ней в современную эпоху обуславливается глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, как благополучно смогут ужиться общества, придерживающихся всевозможных, нередко обратных общепризнанных мерок и ценностей.
Формирование у молодежи толерантного сознания, развитие межкультурных коммуникаций остаются актуальными проблемами современного общества, учиться жить в мире и согласии, учиться общаться лучше в молодом возрасте.
В заключении следует отметить, что деятельность по формированию этнической толерантности у молодежи должна иметь различные направления и проводиться на всех уровнях. Работа по формированию народной толерантности у молодежи обязана иметь всевозможные направленности и проводиться на всех уровнях. Ценностные ориентации прогрессивной молодежи города Красноярска находятся в процессе изменений. При этом возможно говорить о конкретных направленностях. В частности, растет роль прагматических ценностей. Это случается на фоне снижения значительности этих ценностных мнений, как мораль, обязанность. Безусловно, и толерантность сейчас невозможно именовать необходимой ценностью для прогрессивной молодежи. Анализ материалов социологических изучений демонстрирует, следует усилить работу по формированию народной толерантности учащихся старших классов города Красноярска, подключение ее в систему ценностных ориентаций. Важным условием формирования толерантности считается ее необходимость на личностном уровне и общественная значимость на уровне общества. Нужно сберечь положительный потенциал межнационального взаимодействия, который заключен в прогрессивной молодежи. В процессе социализации прогрессивной молодежи следует принимать во внимание этнический фактор и создавать этническую толерантность, собственно, что требует в свою очередь свежих исследовательских методов с позиции междисциплинарного расклада.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Наставничество детей-сирот как направление добровольческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Гравюры суримоно как часть изобразительного искусства Японии
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологическая адаптированность обучающихся тувинской национальности к условиям учреждения среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ЦИКЛАХ Н.А. НЕКРАСОВА «НА УЛИЦЕ» И «О ПОГОДЕ» И РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



