Введение 4
1 Продвижение глобального финансового бренда на региональном рынке 10
1.1 Определение понятия «бренд», его характеристика и составляющие 10
1.2 Подходы к продвижению глобального бренда на региональном рынке.. 17
2 Особенности технологии ребрендинга 24
1.2 Определение понятия «ребрендинг» и технология его проведения 24
2.2 Изучение примеров ребрендинга финансовых организаций 33
3 Исследование выхода глобального бренда на региональный рынок на примере
ребрендинга ПАО Росбанк 50
3.1 Изучение ситуации на рынке финансовых услуг 50
3.2 Характеристика ПАО Росбанк и анализ его положения на рынке
финансовых услуг 58
3.3 Исследование узнаваемости бренда 66
3.4 Рекомендации по разработке ребрендинга 70
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложение
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим пониманием значимости бренда и ребрендинга, их роли в продвижении компании и продукта на рынке. Успешный бренд может помочь компании значительно увеличить её прибыль и узнаваемость на рынке, он является двигателем современного рынка, стимулирует покупателей совершать покупку, ориентируясь на свои личностные пристрастия, привязанности и ассоциации.
Бренд играет роль в отстройке от компаний, осуществляющих аналогичную деятельность, особенно это актуально в текущих финансовых условиях и усиливающейся конкуренции между компаниями. Продвижение бренда является важным процессом, так как основные его элементы несут в себе функцию идентификации компании, делают её и производимый продукт отличными от других, выполняют функцию позиционирования производителя продукта, помогая стать компании и продукту, отличным от других и достичь приверженности у клиента.
Процесс построения бренда является очень важной частью маркетинговых коммуникаций, благодаря которому увеличиваются показатели доходов, прибыль, количество лояльных покупателей с высоким уровнем приверженности к бренду.
Именно поэтому важным преимуществом для компании в конкурентной борьбе за потребителя становится наличие бренда. Ввиду растущего значения визуальной идентификации компании, исследования в данном направлении становятся актуальными.
Глобальной компании, в условиях продвижения бренда на региональных рынках других стран, необходимо определиться с подходом к рекламной деятельности, со вниманием отнестись к бренду. Глобальная стратегия может показаться более логичной в условиях существующих тенденций интеграции мирового сообщества и глобализации международных рынков. В этих условиях глобальные рекламные кампании приобретают все большую популярность.
Американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Теодор Левитт написал статью о появлении глобального рынка стандартизированных потребительских товаров и услуг. Созданная им теория должна была стать универсальным инструментом для планирования маркетинговых стратегий и найти свое применение на всех целевых рынках. Она представляет собой стандартизированный маркетинг-микс (концепция 4P — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования: product, price, promotion, place). В «основе данной парадигмы лежит убеждение, что потребительские ожидания в мире становятся все более однородными, стираются национальные особенности в образе жизни, культуре и этике потребления» .
В своей статье «The Globalization of Markets» Теодор Левитт сделал вывод, что на фоне всеобщей глобализации, появления новых технологий и снижения мировых цен национальные, религиозные отличия и предпочтения прекратили играть свою роль в продвижении брендов.
На наш взгляд, данный вывод является несколько поспешным, поскольку, не смотря на процессы глобализации, поведение потребителя тяжело поддается стандартизации, часто имеет эмоциональную составляющую, которая может быть основана на стереотипах, религии, культуре, а так же зависеть от экономического и социального положения.
Стопроцентное копирование иностранного бренда может привести к снижению его стоимости, увеличению затрат на рекламную коммуникацию, а так же к полному отсутствию потребления.
В сложившейся сложной экономической ситуации, при выходе иностранного бренда на российский рынок, необходимо более продуманно адаптировать свои стратегии продвижения и бренд к особенностям отечественного рынка, национальной культуре и потребительскому поведению жителей России.
Актуальность данного исследования так же обусловлена необходимостью построения методики анализа и оценки результатов ребрендинга фирменного стиля бренда, которая давала бы объективные и непротиворечивые результаты.
Степень изученности проблемы. Теории маркетинга изложены в работах Армстронга Г., Артемьевой О.А., Архиповой Л.В., Вонга В., Гречкова В.Ю., Ильичевой И.В., Карповой С.В., Келлер К.Л., Котлер Ф., Крыловой Г.Д., Колюжновой Н.Я., Корлюгова С.А., Левит Т., Ноздревой Р.Б., Огилви Д., Романова А.Н., Соколовых М.И. и В.И., Якобсона А.Я.,
Понятие о фирменном стиле представлено в трудах Веркман К., Дегтярева А.Р., Ковешниковой Н.А., Овчинниковой Р.Ю., Роуден М., Семенова В.Б.
Основы брендинга изложены в работах Дойля П., Аакера Д., Амблера Т., Домина В.Н., Келлер К.Л., Уиллер А.
Теме ребрендинга посвящены труды следующих авторов: Овчинникова О.Г., Ильичева И.В., Назайкин А.Н.
Потребительское поведение, и факторы, влияющие на него, исследованы такими учеными, как Гальперин В.М., Зимбардо Ф., Ляйппе М., Люшера М., Лейбенстайна Х., Хекхаузен Х.
Рекомендации по созданию элементов фирменного стиля и дизайна имеются в работах Роуден М., Патернотт Ж., Уильямс Р., Толлетт Д., Эйри Д.
Объект исследования: продвижение глобального финансового бренда на региональном рынке.
Предмет исследования: особенности технологии ребрендинга.
Целью данной работы является изучение особенностей продвижения глобального финансового бренда на региональном рынке в условиях ребрендинга.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
- дать определение понятию «бренд» и изучить его основные составляющие;
- рассмотреть подходы к продвижению глобального бренда на региональном рынке;
- дать определение понятию «ребрендинг» и рассмотреть основные задачи, которые он может решить;
- изучить технологии ребрендинга;
- изучить ситуацию на рынке финансовых услуг;
- сделать анализ примеров ребрендинга финансовых организаций;
- на примере ребрендинга ПАО Росбанк рассмотреть продвижение иностранного бренда «Societe Generale» на российском рынке;
- провести исследование узнаваемости бренда ПАО Росбанк после ребрендинга;
- разработать рекомендации по проведению ребрендинга.
Методологические основы дипломной работы. Методологическую основу работы составляют научные труды в области брендинга и ребрендинга. В работе использованы основные положения теории бренда, теория восприятия цвета, рассмотрено потребительское поведение, основные модели рекламных рынков, теория глобализации и концепция 4P.
Теории бренда рассматривались в работах П. Дойля, Дэвида А. Аакера, глобальный многофакторный подход к бренду — в работе Т. Амблера.
Комплекс процедур ребрендинга описан в работе О. Г. Овчинниковой.
Основы маркетинговых исследований потребительского рынка изложены в учебном пособии авторов В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко.
Использованная в исследовании теория восприятия цвета опирается на работу Макса Люшера.
Теория потребления и потребительского поведения изучалась множеством авторов, мы рассмотрели теорию о демонстративном и престижном характере потребления Т. Веблена, а так же эффект присоединения к большинству американского экономиста Харви Лейбенстайна.
Рассмотрели модель рекламного рынка, предложенную маркетологом Теодором Левитом, где он описывает роль глобализации в рекламной деятельности и маркетинговую концепцию, родоначальником которой, так же выступил Теодор Левит, 4Р, основанную на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования.
Рассмотрены маркетинговые теории Ф. Котлера и Д.Огилви, П. Дойля, Ж.-Ж. Ламбена, К. Л. Бове, У. Ф. Аренса. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов изучено по одноименной книге А. Уиллера.
Научные методы: основным методом исследования для выполнения данной дипломной работы послужил количественный и качественный анализ литературы российских и зарубежных авторов, периодических изданий и интернет-источников. Так же для выполнения данной дипломной работы использовался описательный метод: описаны функции бренда и ребрендинга в процессе продвижения иностранного бренда на региональный рынок, их основные составляющие и элементы. Исследование проводится с помощью метода сравнения и анализа транслируемых рекламных материалов и элементов бренда. Так же проводится исследование узнаваемости бренда, проводимое методом письменного анкетирования, контрольные измерения осуществляются методом волн.
Гипотеза дипломной работы. Мы предполагаем, что после проведения ребрендинга повысится уровень узнаваемости бренда потребителем.
Научная новизна. Поскольку тема ребрендинга и продвижения иностранного финансового бренда на региональном рынке недостаточно изучена, можно говорить о том, что новизна данного исследования заключается в сборе, систематизации и анализе теоретического и практического материала, касающегося методов и технологий брендинга финансовых организаций в данной области. А так же будут даны рекомендации по удержанию потребителя в условиях ребрендинга.
Теоретическая и практическая значимость результатов: основные положения и выводы данной дипломной работы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении таких курсов в ВУЗах, как «Основы рекламы», «Разработка и технология производства рекламного продукта», а также в практике рекламного бизнеса при продвижении иностранных брендов на российский рынок.
Подходы, применяемые в брендингу и ребрендингу, рассмотренные в данной работе, могут быть применены в сфере международного маркетинга при разработке стратегии выхода иностранного бренда на национальный рынок.
Выводы, сделанные в данной работе, могут применяться в проведении ребрендинга предприятия.
Анализ данных рекламной коммуникации и примеров брендов может быть применен организацией для создания руководства по фирменному стилю.
Апробация работы. Основные результаты дипломной работы и его выводы представлены в публикации автора в сборнике Всероссийской конференции, проходившей в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2016).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Завершая изучение особенностей продвижения глобального финансового бренда на региональном рынке в условиях ребрендинга, сформулируем общие результаты исследования.
Мы выделили следующие подходы к продвижению глобального бренда на региональный рынок.
Стратегия глобализации подразумевает продвижение глобальной компании с уже существующим брендом в любой стране без внесения изменений в какие-либо его атрибуты и стратегию продвижения. На некоторых рынках бренд может полностью соответствовать культуре и традициям, и компании не потребуется прилагать много усилий для продвижения, но в случае существенных различий необходимо будет затратить больше средств на знакомство аудитории с новой компанией и ее продуктом.
Стратегия адаптации подразумевает максимальное приближение и приспособление бренда и стратегии его продвижения к региональному рынку с учетом его особенностей и тенденций, что может помочь компании получить более быстрый отклик у аудитории. Такой подход должна учитывать различия политические, социальные, культурные, различия потребностей и предпочтений, различия ассоциаций и отношений к рекламе, различия языка и значение перевода, различия в законодательстве разных стран.
Стандартизация и адаптация представляют собой две крайности. Компромиссом между ними является стратегия так называемой стандартизированной адаптации, когда некоторые элементы деятельности глобализированы, а другие — адаптированы к местному окружению.
Мы проанализировали стратегию продвижения бренда Росбанка и сделали вывод о том, что пошел по пути глобальной стратегии и, в связи с этим потребовалось затратить несколько лет на подготовку аудитории к предстоящим переменам.
Мы установили, что ребрендинг — это сложный процесс, направленный на коррекцию атрибутов идентификации, образа, сложившегося в сознании потребителя, позиционирования компании на рынке, выполняющий ряд задач: рост лояльности и привлечение новых потребителей, отстройки от конкурентов и усиление уникальности бренда.
На наш взгляд технология проведения ребрендинга, включает в себя следующие этапы: анализ бренда и ресурсов компании, изучение рынка и конкурентов, анализ целевой аудитории, разработка стратегии и тактики на основании полученных данных, донесение информации и проведение ребрендинга. Каждый этап необходимо контролировать и проводить анализ результатов.
Мы выдвинули предположение о том, что после проведения ребрендинга повысится уровень узнаваемости бренда потребителем. Для подтверждения данной гипотезы мы провели исследование методом письменного анкетирования с целью проанализировать узнаваемость бренда «Росбанк». Итогом исследования стал вывод о том, что привыкания к новому дизайну логотипа требуется время. В результате частых контактов с рекламными сообщениями узнаваемость бренда растет.
Наши выводы подтверждает так же рост финансовых показателей: от даты начала ребрендинга по 31.12.2015 г. портфель депозитов вырос на 42,68%, кредитный портфель — на 67,61%, активы — на 87,68%.
Нами было разработано руководство по проведению ребрендинга. Данный процесс спланирован в соответствии с изученными нами этапами его проведения. В конце исследования мы дали оценку рентабельности инвестиций и получили положительное значение, это говорит о том, что предлагаемые затраты на кампанию ребрендинга можно считать рентабельными.
Новому бренду необходима широкая ознакомительная кампания для различных типов аудиторий, четкая идентификация бренда Росбанка с группой, поддержка со стороны разработчиков фирменного стиля на всех этапах его внедрения и создание обширного руководства по фирменному стилю, а так же контроль за исполнением данных рекомендаций. На наш взгляд, при соблюдении рекомендаций, бренд Росбанка не только не потеряет клиентов, но и укрепит свои позиции.
1. Аакер, Д. А. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений / Д. А. Аакер. — Москва : Эксмо, 2007. — 464 с.
2. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Дэвид А. Аакер ; перевод с английского С. А. Старов, Д. Л. Волков, Т. Л. Клемина, А. Л. Загорский. — Москва : Издательский дом Гребенникова, 2008. — 440 с.
3. Амблер, Т. Маркетинг и финансовый результат : перевод с английского / Тим Амблер. — Москва : Финансы и статистика, 2003. — 247 с.
4. Архипова Т. Н., Введение в профессию. Fashion-дизайн, дизайн среды / Т. Н. Архипова, А. А. Архипова. — Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015. — 134 с.
5. Базиян, А. Сбербанк России открыл первые офисы нового формата / Александр Базиян // ПАО Сбербанк [Электронный ресурс] — Москва, 2011. — Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/press_center /all/article?newsID =11000669-1-1&blockID=1303®ionID=77&lang=ru&type=NEWS.
6. Банки уходят в сеть // Экспертная группа Investpoint [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://invest-point.net/analitika /investpoint_banki_ ukhodiat_v_siet_.
7. Батра, Р. Рекламный менеджмент : перевод с английского / Р. Батра, Джон Дж. Майерс, Дэвид А. Аакер. — Москва : Вильямс, 1999. — 780 с.
8. Берстенёва, О. Г. Роль рекламы в международном маркетинге [Электронный ресурс] / О. Г. Берстенёва // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И.Вернадского : электронный научный журнал. — Тамбов: ТамбГТУ, 2007. — № 4 (10). — Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2007/04/20.pdf.
9. Бетин, С. «Перекрашиваем» бренд и меняем философию
[Электронный ресурс] / Станислав Бетин // Национальный банковский журнал : электронный журнал. — 2011. — № 12 (91). — Режим доступа: http://nbj.ru/publs/banki-i-obschestvo/2011/12/13/perekrashivaem-brend-i-menjaem- filosofiju/.
10. Бове, К. Современная реклама : перевод с английского / К. Л. Бове, У. Ф. Аренс ; предисл. к рус. изд. : М. А. Назарушкин ; ред. : О. А. Феофанова. — Тольятти : Издательский дом «Довгань», 1995. - 661 с.
11. Большой экономический словарь : [более 20000 терминов] / авт. и сост. А. Б. Борисов. — 2-е издание, перераб. и доп. — Москва : Книжный мир, 2005. — 860 с.
12. Бузин, В. Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие / В. Н. Бузин, Т. С. Бузина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 495 с.
13. Веркман, К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / Каспер Дж. Веркман ; пер. с англ.: В. Б. Боброва, О. Ю. Ивановой, Р. И. Столпера. — Москва : Прогресс, 1986. — 518 с.
14. Гальперин, В. М. Микроэкономика : учебное пособие : в 2 т. Т. 1. Микроэкономика / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. — Санкт Петербург : Экономическая школа, 1997. — 350 с.
15. Годин, А. Москва Брендинг : учебное пособие / А. Москва Годин,
A. А. Дмитриев, И. Б. Бабленков. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 364 с.
16. Домашний // СТС-медиа. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.ctcmedia.ru/rus/business/our_channels/domashniy/.
17. Домнин, В. Н. Брендинг: Новые технологии в России / В. Н. Домнин. — Санкт Петербург : Питер, 2002. — 352 с.
18. Дэвис, С. Бренд-билдинг / С. Дэвис, Москва Данн ; под. ред.
B. Н. Домнин ; перевод с английского В. Кузин. — Санкт Петербург : Питер, 2005. — 320 с.
19. Егорова, Н. Е. Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование : учебно-практическое пособие / Н. Е. Егорова, А. М. Смулов. — Москва : Дело, 2002. — 176 с.
20. Зимбардо, Ф. Социальное влияние: Пер. с англ. / Ф. Зимбардо, Москва Ляйппе. — Санкт Петербург : Питер, 2000. — 448 с.
21. Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии : учебно-методическое пособие / И. В. Ильичева. — Ульяновск : УлГТУ, 2012. — 158 с.
22. История ПАО Сбербанк // Группа Сбербанк [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sberbank.com/ru/about/history.
23. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Жан-Ноэль Капферер ; под. общ. ред. В. Н. Домнин ; пер. с англ. Е. В. Виноградова. — 3-е издание. — Москва : Вершина, 2007. — 442 с.
24. Карпова, С. В. Брендинг : учебное пособие / С. В. Карпова. — Москва : КноРус, 2008. — 220 с.
25. Коммерческая служба // Прима. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.prima-tv.ru/commercial/.
26. Котлер, Ф. Маркетинг XXI века : пер. с англ. / Филип Котлер ; пер. с англ. Т. Р. Тэор. — Санкт Петербург : Издательский дом «Нева», 2005. — 425 с.
27. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; пер. с англ. С. Жильцов, Москва Жильцов, Д. Раевская. — Санкт Петербург : Питер,
2009. — 814 с.
28. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс / Филип Котлер ; под ред. С. Г. Божук ; пер. с англ. Д. Раевская. — 2-е издание. — Санкт Петербург : Питер, 2006. — 464 с.
29. Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / Макс Люшер. — Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 176 с.
30. Люшер, М. Цвет вашего характера / Макс Люшер ; пер. с англ. Ю. В. Емельянов. — Москва : Вече, 1996. — 396 с.
31. Макиенко, И. Методы определения рекламного бюджета компании
[Электронный ресурс] / Игорь Макиенко // Маркетинг в России и за рубежом : электронный журнал. — 2003. — № 2. — Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/advertising_budget.htm.
32. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации : учеб. пособие / Л. А. Данченок [и др.] ; под общ. ред. Л. А. Данченок. — Санкт Петербург : «Питер», 2012. — 288 с.
33. Маркетинг и современность : монография / С. П. Азарова [и др.] ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ; общ. ред.
С.В. Карпова. — Москва : Издательский дом «Вузовский учебник» : ИНФРА- М, 2014. — 266 с.
34. Мудров, А. Н. Аксиомы рекламы : практическое пособие / А. Н. Мудров. — Москва : Магистр, 2014. — 462 с.
35. Мудров, А. Н. Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е издание перераб. и доп. — Москва : Магистр, 2008. — 397 с.
36. Назайкин, А.Н. Брендинг: понятие, цель, процесс / А. Н. Назайкин // А. Н. Назайкин [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/_br_branding.htm.
37. Назайкин, А.Н. Ребрендинг: цели, задачи, этапы процесс / А. Н. Назайкин // А. Н. Назайкин [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/_br_rebranding.htm.
38. Назайкин, А.Н. Узнай о рекламе процесс / А. Н. Назайкин // А. Н. Назайкин [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/index.htm.
39. Ноздрева, Р. Б. Международный маркетинг: учебник / Р. Б. Ноздрева. — Москва : Экономистъ, 2005. — 990 с.
40. О ликвидации кредитных организаций (по состоянию на 01.01.2015 г.) [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации [сайт]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/information_01012015.pdf.
41. О телеканале // Газпром-медиа. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.gazprom-media.com/ru/company/show?id=13.
42. О телеканале // Газпром-медиа. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.gazprom-media.com/ru/company/show?id=14.
43. Овчинникова, О. Г. Ребрендинг / О. Г. Овчинникова. — Москва : Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 168 с.
44. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Дэвид Огилви. — Москва : Эксмо,
2010. — 229 с.
45. Основы маркетинга : научно-популярное издание / Филип Котлер, Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс ; под ред. А. В. Назаренко ; пер. с англ. А. В. Назаренко, А. Н. Свирид. — 5-е европейское издание. — Москва : ООО «И. Д. Вильямс», 2013. — 752 с.
46. Патуева, В. В. Теоретические аспекты ребрендинга [Электронный ресурс] / В. В. Патуева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса : электронный научный журнал. — 2009. — № 2(9). — Режим доступа: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/29/fullnumber-29.pdf.
47. Ромат, Е.В. Реклама : История, теория, практика / Е. В. Ромат. — 5-е издание. — Санкт Петербург : Питер, 2002. — 544 с.
48. Сбербанк сменит логотип // АО «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1169122.
49. Стратегия развития Сбербанка до 2014 года. // ПАО Сбербанк [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //www. sberbank. ru/ru /about/today/strategy.
50. Чиненов, Д. Не все то ребрендинг, что смена логотипа [Электронный
ресурс] / Дмитрий Чиненов // Промышленный маркетинг : электронный журнал. — 2011. — № 6. — Режим доступа:
http://marketprom.ru/archive/?act=view&id=31.
51. Шведина, Е. Б. Товарный знак и бренд: семантика понятий и ее
значение в управлении брендом [Электронный ресурс] / Е. Б. Шведина // Экономические науки : научно-информационный электронный журнал. — Ростов н/Д. : 2011. — № 10(83). — Режим доступа:
http://ecsn.ru/files/pdf/201110/201110_118.pdf.
52. Vi. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://regions.vi.ru.
53. Levitt, T. The Globalization of Markets [Электронный ресурс] / Theodore Levitt // Harvard Business Review : электронный журнал. — 1983. — Режим доступа: http://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets/ar/1.
54. Plewa, C. The Impact of Rebranding on Club Member Rel ationship
[Электронный ресурс] / C. Plewa, V. Lu, R. Veale // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics : электронный журнал. — 2011. — № 23 (2). — Режим доступа: https://www.deepdyve.com/lp/emerald-publishing/the-impact-of-
rebranding-on-club-member-relationships-hqAeGAuIt4.
55. Кокорин, А. Смена вывески — хороший повод начать новую жизнь / Андрей Кокорин, Дмитрий Черногаев // Росбанк : журнал. — 2011. — №2 (34).
— С. 10-11.
56. Нагибин, Д. От спирали к квадрату / Дмитрий Нагибин // Росбанк : журнал. — 2011. — №2 (34). — С. 6.
57. Нефёдов, П. Переходим на новый фирменный стиль / Павел Нефёдов // Росбанк : журнал. — 2011. — №2 (34). — С. 8-9.
58. ПАО Сбербанк. Руководство по фирменному стилю. — Москва, 2010.