ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конституционное усмотрение как правовое средство 7
1.1. Содержание и сущность конституционно-правового усмотрения 7
1.2. Виды конституционно-правовых усмотрений 21
2 Значение правовых усмотрений в конституционном праве и процессе 36
2.1. Значение конституционно-правовых усмотрений в публичных консти-туционных отношениях 36
2.2. Конституционно-правовое усмотрение в конституционном процессе..49
2.3. Реализация правовых усмотрений в правоприменительной деятельно-сти органов государственной власти и должностных лиц 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время в условиях, когда идет процесс модернизации общественной и экономической жизни, все большое значение приобретает проблема, связанная с повышением эффективности принятия и реализации законов и подзаконных актов. В этих условиях особую значимость приобретают проблемы правотворчества и реализации права. Как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц присутствует такое правое явление как «усмотрение». Усмотрение в деятельности государственных органов и должностных лиц предполагает определенную свободу в их деятельности, которая должна способствовать разрешению практической ситуации законным и наиболее оптимальным способом. Предоставляемая свобода действовать по усмотрению должна иметь закрепленные границы и пределы ведь от усмотрения до произвола и превышения полномочий всего лишь один шаг. Так как одним из основных предметов регулирования конституционного права России являются общественные отношения, связанные с организацией государства и функционированием публичной власти, то в связи с этим, проблема усмотрения в деятельности государственных органов и должностных лиц представляет, довольно большой интерес для изучения её в рамках данной отрасли права.
Степень научной разработанности темы. Отдельные упоминания об усмотрении как правой категории можно встретить как в работах дореволюционных авторов, так и в работах которые проводились советскими учеными-правоведами первой половины прошлого века. Несмотря на это, можно отметить, что серьезные исследования указанного правового явления в отечественной правовой науке начали проводиться только с конца 60-х годов прошлого века. К этим исследованиям можно отнести работы А.А. Жданова, К.И. Комисарова, А.П. Коренева, А.Т. Боннера, Д.М. Чечота и др.
Труды названных ученых в последующем послужили теоретической базой, для дальнейшего изучения, рассматриваемого в данной работе правового явления.
В современной отечественной литературе проблема усмотрения так же остается в поле зрения исследователей. Так можно отметить диссертационные исследования В.Г. Антропова, А.А. Березина, О.В. Кораблиной, Д.В. Бойко, А.С. Скударнова в которых рассматривается правоприменительное усмотрение. Так же большое количество работ посвящено различным видам устроения, прежде всего судебному усмотрению, административному усмотрению и их пределам Л.Н. Берг, А.П. Севастьянова, П.В. Маркова, К.П. Ермакова, А.А. Пивоварова. Значимый вклад в исследования проблемы усмотрения внесли С.С. Алексеев, Д.Б. Абушенко, В.Н. Дубовицкий, Т.В. Кашанина, М.К. Маликов, А.А. Малиновский, В.М. Манохин, П.Г. Марфицин, О.А. Папкова и др. Однако усмотрения в конституционном праве исследованы довольно слабо, среди посвященных данной тематике работ можно отметить ряд статей Л.А. Шарниной, А.С. Игнатьева. В связи с этим представляется обоснованным разработка избранной темы исследования.
Объект диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления конституционно-правового усмотрения и ее правовой регламентации.
Предметом диссертационного исследования являются научные труды посвященные теме исследования, нормы отечественного законодательства, при применении которых присутствуют элементы конституционно-правового усмотрения, а так же материалы правоприменительной практики.
Цель диссертационного исследования теоретическое осмысление правовой природы усмотрения в конституционном праве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть усмотрение в праве как правовое средство;
- раскрыть содержание, социальную и правовую природу конституционно - правовго усмотрения;
- сформулировать авторское определение рассматриваемой правовой категории;
- выделить виды конституционно-правовго усмотрения;
- определить значение конституционно-правовых усмотрений в публичных конституционных отношениях;
- проанализировать конституционные-правовые усмотрения в конституционном процессе;
- рассмотреть реализацию правовых усмотрений в правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц.
Методологическая основа диссертационного исследования. В ходе работы применялся общенаучный метод диалектический познания, а также использовались методы: анализа, синтеза, обобщения, логический, системно¬структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический,
исторический и др.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды ученых-правоведов: Д.Б. Абушенко, С.С. Алексеева, В.Г. Антропова, А.Т. Боннера, Л.Н. Берг, А.А. Березина, Д.В. Бойко, В.Н. Дубовицкого, Т.В. Кашаниной, К.И. Комиссарова, О.В. Кораблиной, А.П. Коренева, А.А. Малиновского, В.М. Манохина, В.С. Нерсясянца, О.А.Папковой, А.С. Скударнова, Т.Г. Слюсаревой, Ю.А. Тихомирова, Д.М. Чечота, Л.А. Шарниной и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, составляющие основу рассматриваемой сферы общественных отношений.
Эмпирическую основу исследования составили материалы
правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что в работе предпринимается попытка формирование целостной концепции конституционно-правового усмотрения. Раскрывается содержание, и выделяются виды конституционно-правового усмотрения. Проводится анализ конституционно-правовых усмотрений в
конституционном праве и процессе, а так же рассматривается реализация правовых усмотрений в правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут представлять практический интерес для субъектов, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании конституционного права, теории государства и права, специальных курсов, а так же при проведении дальнейших работ по теме исследования, подготовки учебных пособий, содержание которых связано с проблемами конституционно-правового усмотрения.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия автора диссертации в следующих научных конференциях:
1. IV международной студенческой научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века». Конференция проведена АФ Красноярского государственного аграрного университета. Ачинск, 15 апреля 2016 г;
2. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016». Красноярск, 15¬25 апреля 2016 г.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Проведенное в рамках данной работы исследование позволяет
сформулировать следующие выводы, которые подтверждают актуальность выполненной работы и степень достижения поставленной цели исследования.
Проблема правого усмотрения, как и усмотрения в конституционном праве являются практически не разработанными. Применительно к проблеме усмотрении в праве, отечественная правовая наука до настоящего времени не сформировала целостного понимания. Среди исследователей затрагивающих в своих работах проблему усмотрения в праве встречаются противоположные точки зрения по поводу усмотрения, как положительные так и негативные. Несмотря на существования таких споров, усмотрение объективно присутствует в жизни общества, государства и права.
И это обуславливает необходимость детального, всестороннего изучения данного правового явления. Усмотрения в праве при условии их детальной регламентации позволят эффективнее и быстрее решать большое количество практических ситуаций связанных. Эффективно осуществлять правотворческую и правоприменительную деятельность.
Исследовав проблему конституционно-правовых усмотрений можно сделать ряд к выводов:
1. Усмотрение можно понимать деятельность субъекта наделенного властными полномочиями, в случаях, предусмотренных законом и в установленных им рамках, выбирать наиболее оптимальный вариант по разрешению конкретной жизненной ситуации.
2. Под Конституционно-правовыми усмотрениями, можно понимать предоставленную конституцией и законами, возможность государственных органов и должностных лиц, выбирать наиболее оптимальный вариант для разрешения конкретной ситуации возникающей при осуществлении ими своих полномочий.
В ходе исследования автор выделяет следующие признаки усмотрения:
- установленность и предусмотренность его законом (очевидно, в широком смысле);
- осуществление публичными органами или должностными лицами;
- свобода (правомочие) выбора им того или иного решения, поведения;
- наличие пределов, ограничений указанной свободы (правомочия) выбора;
- использование его при осуществлении правоприменения
- цель, достижение оптимального результата при рассмотрении правового вопроса;
- интеллектуально-волевая деятельность «усмотрителя»;
- соблюдение процессуальной формы; свобода (правомочие) выбора решения; наличие пределов, ограничений указанной свободы (правомочия) выбора
- мотивированность выносимого решения.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ. 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.10.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ. 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 7 дек. 2011 г. №1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ.14.02.2011, № 7, ст. 898.
5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. №1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 14.02.2011, № 7, ст. 898.
6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
9. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ. 29.12.2008,№ 52 (ч. 1), ст. 6228.
10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
Судебная практика
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П
«По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и
территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. № 19- П По делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края // СЗ РФ. 1996. № 50. ст. 5679.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6- П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28- П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
15.Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. № 16-О по жалобе гражданина Корнилова В.П. на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию // СЗ РФ. 2006. № 15. Ст. 1642.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. № 2-П по делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 6. Ст. 540.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. № 1-П по делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» // СЗ РФ. 2013. № 4. Ст. 304.
19.Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. № 16-О по жалобе гражданина Корнилова В.П. на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию // СЗ РФ. 2006. № 15. Ст. 1642.
20.Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1810.
Научная и специальная литература
21. Азарова Е.С. Современные субъекты правоприменительного усмотрения / Е.С. Азарова // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 9-12.
22. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. - М.: Наука, 1987, № 6. - С. 12-19.
23. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 2 / Алексеев С.С. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360 с
24. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. Конституционализация муниципальной демократии в России / Бондарь Н.С. - М.: Норма, 2008. - 592 с.
25. Аминова Ю.А. Понимание усмотрения в правоприменительной деятельности: анализ различных подходов / Ю.А. Аминова // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2012. - №3 (32). - С. 29-36.
26. Антропов В.Г. Правоприменительное усмотрение: понятие и формирование (логико-семантический аспект): дис.канд. юрид. наук: 12.00.01 / Антропов В.Г. - Волгоград. 1995. - 180 с.
27. Барак Аарон Судейское усмотрение. Перевод с английского. - М.: Изд- во НОРМА, 1999. - 376 с.
28. Берг Л.Н. Классификация судебного усмотрения / Л.Н. Берг // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 7(1). - С. 15¬16.
29. Берг Л.Н. Судебное усмотрение: причины, понятие, признаки / Л.Н. Берг // Юридические науки. - 2007. - № 3. - С.11-19.
30. Берг Л.Н. Судебное усмотрение и его пределы (общетеоретический аспект): дис. . ..канд. юрид. наук: 12.00.01/ Берг Людмила Николаевна. - Екатеринбург, 2008. - 202 с.
31. Березин, А.А. Пределы правоприменительного усмотрения: дис. .канд. юрид. наук: 12.00.01 / Березин Андрей Владимирович. - Нижний Новгород, 2007. - 200 с.
32. Бойко Д.В. Виды правоприменительного усмотрения // Юристъ- Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010, № 1. - С. 8-12.
33. Бойко Д.В. Классификация усмотрения в правоприменительной деятельности // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волжский, 28 мая 2009 г.. - Волгоград: ВА МВД России, 2009, Ч. 1. - С. 32-38.
34. Бойко Д.В. Законность и усмотрение в правоприменительной практике: вопросы теории: дис. ... канд.юр. наук: 12.00.01 / Бойко Дмитрий Валентинович. - Волгоград, 2011. - С. 221.
35. Бойко Д.В. Правоприменительное усмотрение, законность и произвол / Д.В. Бойко // Общество и право. - 2009. - № 3. - С. 16-20.
36. Боннер А.Т. Применение закона и судебное усмотрение // Советское государство и право. - М.: Наука, 1979, № 6. - С. 34-42.
37. Гессен В. М. Основы конституционного права (издание 2-е). Петроград, издание юридического книжного склада «Право», типо¬литография товарищества А. Ф. Маркс, 1918 г. (http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/5148630/)
38. Глазырин В.В., Никитинский В.И. Эффективность правоприменительных актов // Советское государство и право. - М.: Наука, 1984, № 2. - С. 11-17.
39. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права / Гревцов Ю.И. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 128 с.
40. Гук П.А. Судейское усмотрение: понятие, формы, пределы / П.А. Гук // Российское правосудие. - 2010. - № 10. - С. 40-46.
41. Елинский А.В. О критериях ограничения пределов усмотрения федерального законодателя в сфере уголовно-правового регулирования: Практика Конституционного суда России / А.В. Елинский // Журнал российского правосудия. - 2010. - № 5. - С.22-30.
42. Ермакова К.П. Пределы судебного усмотрения: дис. . ка