Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь акцентуации читателей и психолингвистических особенностей литературных произведений

Работа №22301

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологические особенности автора и читателя литературного
произведения 8
1.1 Личность автора литературного произведения 8
1.2 Психологический феномен акцентуации характера 11
1.3 Особенности восприятия текста читателями 14
2. Психолингвистические особенности литературного произведения 18
2.1 Литературный текст как объект психолингвистического анализа 18
2.2 Эмоционально-смысловая доминанта в литературном произведении .. 19
2.3 Психолингвистические особенности текстов с различными
доминантами 22
3. Исследование связи акцентуации читателей и психолингвистических
особенностей литературных произведений 37
3.1 Исследование особенностей психологического портрета читателя 39
3.2 Исследование восприятия литературных произведений читателями .... 41
3.3 Исследование степени выраженности акцентуации читателей 42
3.4 Исследование выбора читателями литературных произведений 50
3.5 Исследование связи выраженности акцентуации читателей и
вероятности выбора литературных произведений 55
3.6 Статистическое обоснование данных исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В


В эпоху глобализации, коммуникации посредством сети интернет, где общение зачастую опосредованно, изучение личности через ее речевые проявления и предпочтения является актуальной областью исследования. Также, все большую популярность приобретают исследования на стыке нескольких научных направлений называемые междисциплинарными. Наше исследование проводится в рамках таких наук как психология, лингвистика, литературоведение и посвящено изучению особенностей личности читателей и авторов в процессе выбора актуальных для читателя произведений.
Литературные произведения обладают огромным потенциалом для самоисследования и самопознания человеком самого себя и других. Так, многие исследователи подчеркивают психологизм художественных произведений (К.А.Альбуханова-Славская, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, М.Ю.Лотман, М.М.Бахтин, В.П.Белянин и др.) и возможность обращения к ним для знакомства с характерами, особенностями личности, моделями мышления и поведения. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, читатель примеряет их на себя, проживает ситуации, которые происходят с литературными героями, находит ответы на важные для себя вопросы.
Однако насколько полно реализуется потенциал художественных произведений в современной действительности? Знакомясь с литературой в школе, мы изучаем структуру текста, учимся запоминать содержание произведения, аргументировать свою позицию. Но не учимся формировать собственный читательский запрос и в связи с этим организовывать поисковую активность по поводу авторов, которые такой запрос могут удовлетворить. Если это и происходит, то скорее стихийно, непроизвольно. Если будет осмыслен процесс поиска нужного литературного произведения, он станет более продуктивен.
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, у каждого из нас существуют собственные запросы, предпочтения. Более того, в литературном произведении также присутствует индивидуальность автора, делающая его произведения особенными, отличными от остальных. И среди этого многообразия читателю приходится выбирать то, что ему подходит, соответствует его актуальным потребностям. Сейчас существует великое множество произведений, а благодаря доступности печати и всемирной паутине, их количество растёт, поэтому необходимы специальные инструменты, чтобы произошла продуктивная встреча автора и читателя посредством актуальных для него произведений.
В связи с этим, возникает круг вопросов:
1. Чем руководствуется читатель, выбирая то или иное произведение?
2. Каковы запросы читателя к литературным произведениям?
3. Возможно ли подобрать актуальную литературу для читателя, зная его психологические особенности и психолингвистические особенности литературного произведения?
В своём исследовании мы опираемся на гипотезу о сходстве психологических характеристик читателя и писателя Геннекена-Рубакина, исследование В.П.Белянина, предполагавшего, что читатели определенного психологического типа выбирают для чтения произведения авторов того же типа. Так, у В.П.Белянина существует типология, где психологические черты автора находят отражение в произведениях. Такие «следы личности автора» в произведениях учёный обозначил понятием эмоционально-смысловой доминанты (где доминанта определяется как система когнитивных и эмотивных эталонов). В.П.Белянин в результате проведённых исследований делает вывод о том, что читатель необязательно выберет схожего со своими психологическими особенностями автора (его произведения), речь скорее идёт об «адекватности» восприятия текста (интерпретации текста близко к замыслу автора).
В основу типологии положена концепция акцентуаций характера личности, где акцентуация - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. Каждому типу текста соответствует своя акцентуация. В.П.Белянин выделяет следующие типы текстов в соответствии с встречающимися в тексте психолингвистическими признаками и определяет соответствующие им акцентуации: «красивый» (истероидная акцентуация), «сложный» (шизоидная акцентуация), «светлый» (паранойяльная акцентуация), «активный» (паранойяльная акцентуация), «темный» (эпилептоидная акцентуация), «веселый» (маниакальная акцентуация), «печальный» (депрессивная акцентуация).
На данный момент известен также психиатрический взгляд на художественную литературу, основы которого заложены в работах таких ученых, как В. Гирш, Е. Кречмер, Ц. Ломброзо, Моро де Тур, Дж. Нисбет, А. Один, В. Штекель. По мнению В.П.Белянина, применение психиатрических знаний в отношении семантики языкового материала позволяет исследователям проводить идентификацию не только личностных черт автора, но и «личностей» персонажей художественного текста. Примером подобного исследования является монография Карла Леонгарда «Акцентуированные личности» (1981). В первой части работы - «Типология личностей», он излагает основы своей концепции акцентуированных (социально дезадаптированных) личностей, близкую классификации психопатических личностей П.Б. Ганнушкина. Нужно принять во внимание, что в нашем исследовании речь не идет об установлении акцентуации в строгом смысле слова, предполагается выявление наиболее выраженной черты характера по соответствующим шкалам для выявления связи между особенностями читателя и особенностями писателя, которые проявляются в тексте.
Некоторые авторы опускают слово «характер» из термина «акцентуация характера», однако при употреблении имеют это ввиду. Мы также в нашем исследовании будем употреблять термин «акцентуация читателя», подразумевая «акцентуация характера читателя».
Таким образом, в ходе исследования мы собираемся выяснить, выбирает ли читатель литературу для чтения в соответствии с акцентуацией своего характера и существует ли связь между акцентуацией и выбором литературы для чтения, полагая, что каждое произведение в той или иной степени содержит характеристики такого же плана.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут лечь в основу технологии формирования читательского запроса, а также открыть новые аспекты в отрасли библиопсихологии.
Исследовательский вопрос: как связаны степень выраженности акцентуации читателей и психолингвистические особенности произведений, которые читатели выбирают?
Цель исследования: проверить и описать характер связи между акцентуацией читателей и психолингвистическими особенностями литературных произведений, такими как эмоционально-смысловая доминанта и семантика языкового материала.
Объект исследования: русскоязычные читатели.
Предмет исследования: связь акцентуации читателей и психолингвистических особенностей литературных произведений.
Гипотеза исследования: читатели выберут те произведения, психолингвистические особенности которых (эмоционально-смысловая доминанта и семантика текста) соответствуют акцентуации читателей при условии верного семантического распознавания этих произведений.
Задачи исследования:
1. Применение диагностической процедуры по определению выраженности акцентуации характера читателей.
2. Разработка диагностической процедуры выбора читателями литературных произведений, соответствующих определённой акцентуации.
3. Апробирование диагностического материала, проведение пилотажного исследования.
4. Коррекция процедуры исследования.
5. Исследование связи выраженности акцентуации читателей и психолингвистических особенностей произведений, статистическая обработка данных.
Методы: наблюдение, измерение, анализ полученных данных.
Выборка: в исследовании приняли участие 43 читателя в возрасте от 17 до 57 лет. Выборка формировалась по возможности и по решению. Способ привлечения испытуемых - прямое приглашение принять участие в исследовании.
План исследовательской работы:
1. Провести анализ научной психологической литературы по проблеме исследования, обобщить полученные материалы.
2. Подобрать существующие диагностические методики и разработать новые для определения выраженности акцентуаций у читателей, выбора читателями литературных произведений определенных типов, где каждый тип произведения соотносится с определённой эмоционально-смысловой доминантой (соответствует акцентуации).
3. Апробировать диагностический материал и определить связь между степенью выраженности акцентуации читателя и психолингвистическими особенностями литературных произведений.
4. Проанализировать полученные результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована гипотеза, для подтверждения или опровержения которой было проведено корреляционное исследование. В нем приняло участие 43 читателя в возрасте от 17 до 57 лет.
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, измерения и следующие методики: «Анкета читателя» Д.В.Капенкиной, методика Н.И.Козлова «Акцентуация характера», методика А.С.Штерн «Ключевые слова», методика «Выбор литературных произведений», типология текстов В.П.Белянина. Так же было проведено качественное исследование, а именно - анкетирование, для обнаружения особенностей читательского поведения.
Таким образом, большинство читателей указало, что читает до 10 книг в год (28% респондентов). Самыми востребованными оказались жанры: «Фантастика» (44%), «Фентези» (40%), «Классика» (37%); тематики: «О любви» (37%), «О преодолении трудностей» (26%). Абсолютное большинство респондентов (72%) указали, что чтение является способ познания мира, получения новой информации.
Самую многочисленную группу составили читатели с маниакальной акцентуацией (17 человек), далее следует группа с истероидной акцентуацией (11 человек), эпилептоидная (6 человек), паранойяльная (5 человек), шизоидная (4 человека), депрессивная (4 человека).
Выводы по степени выраженности акцентуаций:
- респонденты с ярко выраженной акцентуацией присутствуют во всех группах, кроме депрессивной, и составляет в среднем 13% от общего числа респондентов (акцентуация выражена в среднем у 1-2 респондентов в каждой из групп);
- средняя степень выраженности акцентуаций присутствует во всех группах, больше всего выражена в депрессивной и составляет 75%, в группах с шизоидной, эпилептоидной, истероидной, маниакальной акцентуациями составляет от 50 до 55% и соответствует общей тенденции в 51%;
- минимальная выраженность акцентуации присутствует у респондентов во всех группах кроме депрессивной, и составляет 28% от общего числа респондентов. Для шизоидной, паранойяльной и эпилептоидной групп прослеживается та же тенденция, что и при ярко выраженной степени акцентуации (1/2/1 респондент в каждой группе соответственно). Для истероидной и маниакальной групп такая тенденция не прослеживается и минимально выраженная степень акцентуации преобладает над ярко выраженной (1/1 против 3/6);
- отсутствуют признаки выраженности или невыраженности в 2 группах: с депрессивной акцентуаций и маниакальной акцентуацией, в депрессивной такой процент составляет 25% (1 респондент), в маниакальной 6% (1 респондент), средняя тенденция 4% (2 респондента);
- не выражена минимально: данная степень выраженности акцентуаций присутствует в 2-х группах: эпилептоидной (1 респондент, 16,6%) и истероидной (1 респондент, 9%).
Выраженность доминанты по одной из 6 акцентуаций:
- у 36 из 43 респондентов выражена одна из 6 акцентуаций (набрали самый большой балл по одной шкале);
- у 7 из 43 респондентов выражены 2 акцентуации (одинаково набрали самый большой балл по двум шкалам).
Совпадение выраженности акцентуации и доминанты предпочитаемого произведения:
- 3 из 43 респондентов выбрали произведения с доминантой, соответствующей их акцентуации;
- 6 из 43 респондентов выбрали как произведения с доминантой, соответствующей акцентуации, которая у них выражена, но кроме того предпочли и произведения, в которых доминанты были выражены меньше, либо слабо;
- 26 из 43 респондентов выбрали произведения с доминантой, не соответствующей той акцентуации, которая у них выражена сильнее других (ведущей);
- у 3 из 43 респондентов не выражена ни одна из акцентуаций;
- 5 из 43 респондентов не выбрали произведения ни одного типа.
Гипотеза в ходе исследования подтвердилась лишь частично: для истероидной и шизоидной акцентуаций справедливо утверждение, что чем больше выражена акцентуация у читателя, тем выше вероятность, что он выберет литературное произведение, соответствующее этой акцентуации. Однако, связь слабая.
Для остальных акцентуаций анализ показал, что связь статистически не значима. При этом в паранойяльной и эпилептоидной группах наблюдалась обратная зависимость: чем больше выражена акцентуация у читателя, тем ниже была вероятность, что он выберет литературное произведение, соответствующее этой акцентуации.
В ходе исследования наметилась следующая тенденция: в большинстве случаев читатель выбирает произведение с доминантой, акцентуация которой находится в диапазоне от минимально невыраженной до выраженной средне. Таким образом, справедливо утверждение, что ярко выраженная, а также ярко невыраженная акцентуация не способствуют выбору произведения читателем. Возможно, это связано с тем, что читателю нежелательно увеличивать уровень самой выраженной акцентуации еще больше, ведь как известно, слишком высокий уровень акцентуации станет мешать социализации и иметь весьма негативные последствия, стать причиной неустойчивости к определённым психогенным факторам. Справедливо и то, что наименее выраженная акцентуация также не является залогом выбора соответствующего произведения читателем. Таким образом, читателю действительно комфортнее познавать мир через произведения автора, схожего по профилю личности, однако выбор уравновешивался и предпочтением произведений другого типа (где акцентуация выражена менее или не выражена). Основной тенденцией стал выбор читателями произведений с минимальной или средней выраженностью доминанты, соответствующей акцентуации читателя.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы для разработки технологии выявления читательского запроса, его формирования и подбора актуальной для читателей литературы.



1. Айдархан, А. А. Отражение личности автора в художественном произведении // Молодой ученый. - 2018. - №19. - С. 391-393.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство. - 1979 - 424 с.
3. Белянин, В. П. Антология черного юмора / Белянин В. П., Бутенко И. А.; Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. - М.: ПАИМС. - 1996. - 191 с.
4. Белянин, В. П. Введение в психолингвистику. - М.: ЧеРо. - 2001. - 126 с.
5. Белянин, В. П. Депрессивный компонент в русской литературе // Rusistica Espanola. Мадрид. - 1997. - №7 - С. 35-41.
6. Белянин В.П. Непримиримые фантасты. // Экслибрис. Научно-информ. бюллетень. - М.: НИИ Книги НПО "Всесоюзная книжн. палата". -
1989. - № 1/1989 - C.37-38.
7. Белянин, В. П. К вопросу о функционально-речевой синонимии // Проблемы связности и цельности текста. М.: Ин-т языкознания РАН. - 1982. - С. 45-49.
8. Белянин В. П. К построению психостилистики художественных текстов. // Ученые записки Тартуского ун-та. Поэтика жанра и образа. - Тарту. - 1990. - № 879
9. Белянин, В. П. Моделирование комического текста и его перевод / В. П. Белянин, Д. О. Лебедев // Перевод как моделирование и моделирование перевода. - Тверь. - 1991. - С. 64-69.
10. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) - М.: Тривола. - 2000. - 248 с.
11. Белянин, В. П. Психологические литературоведение: текст как отражение внутр. миров авт. и читателя - М: Генезис. - 2006. - 320 с.
12. Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: Изд-во Моек, ун-та,. - 1988. - 123 с.
13. Белянин, В. П. Учебное пособие по курсу "Психолингвистика". - М: Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой. - 1999. - 44 с.
14. Белянин, В. П. Экспериментальное выявление психологического тезауруса жанра текста / В. П. Белянин, Л. Т. Ямпольский // Общение: структура и процесс. - М.: ИНИОН РАН. - 1982. - С. 44-54.
15. Бехтерев, В. М. Объективная психология. - М.: Наука. - 1991 - 488 с.
16. Брудный, А. А. Общение и деятельность / А. А. Брудный, Д. С. Сыдыкбекова. - М.: Эргономика. - 1976. - 33 с.
17. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высшая школа. - 1990. - 176 с.
18. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Высшая школа. - 1984. - 200 с.
19. Виноградов, В. В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. - М.: Изд-во АН СССР. - 1963. - 74 с.
20. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы. - М.: Наука. - 1991. - 360 с.
21. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Гослитиздат. - 1961. - 198 с.
22. Выготский, Л. С. Психология искусства: учебное пособие / Выготский Л. С. - Ростов н/Д: Феникс. - М.: Современное Слово. - 1998. - 480 с.
23. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М.:Астрель. - 2011. - 640 с.
24. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. - М: КомКнига. - 2006. - 144 с.
25. Гумбольдт, В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. - СПб.: Изд-во Енукеева. - 1859. - 34 с.
26. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения.
//Смысловое восприятие речевого сообщения. /Под ред. Т. М. Дридзе и А. А. Леонтьева. - М.: Наука. - 1976. - С.5-33.
27. Куфаев, М. Н. Книга в процессе общения. - М.: 1927. - 108 с.
28. Леонгард, Карл Акцентуированные личности: монография / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2000. - 544 с.
29. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл. -1999. - 288 с.
30. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: МГУ. - 1969. - 214 с.
31. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина. - 1983. - 256 с.
32. Личко, А. Е. Определение понятий «психопатия» и акцентуация характера // Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо. - 2000. С. 664-666.
33. Лурия, А. Р. Язык и сознание. - М.: Наука. - 1998. - 336 с.
34. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание. - М.: Наука. - 1987. - 272 с.
35. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 76-82.
36. Мурзин, Л. Н., Текст и его восприятие. / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. - С.: Урал. ун-т. - 1991. - 172 с.
37. Налимов, В. В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука. - 1974. - 272 с.
38. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного
творчества: учебное пособие. - М.: Академический проект: Гаудеамус. - 2008. - 490 с.
39. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества: учебное пособие для академического бакалавриата / В. И. Петрушин. - М.: Издательство Юрайт. - 2018. - 232 с.
40. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт. - 2001. - 144 с.
41. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга. - 1977. - 263 с.
42. Теплов, Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. Том 1. - М.: Педагогика. - 1985. - 360 с.
43. Толстой, Л. Н. Что такое искусство? // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература. - 1983. - Т. 15. - С. 41—221
44. Ухтомский, А. А. Доминанта. - М.:Наука. - 1966. - 272 с.
45. Фарино, Е. Введение в литературоведение. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - 639 с.
46.Эльконин, Б. Д. Психология развития: учебное пособие - М.: Академия. - 2001. - 144 с.
47. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Академический проект. - 2007. - 280 с.
48. Янкелевич, М. С. Отражение личности автора в художественном произведении / М. С. Янкелевич // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.15. № 2. - Самара, 2013 г. - С. 163 -168.
4 9 . Allport , G. Personality: A psychological interpretation. - N. Y.: Holt. - 1937
50.Frey, James N. How to write a damn good novel. - N.Y.: St. Martin's Press.- 1987


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ