ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 8
1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников 14
1.3 Методы и приёмы развития логического мышления у младших школьников 17
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 26
2.1 Анализ результатов на констатирующем этапе 26
2.2 Комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления у младших
школьников при изучении математики 30
2.3 Анализ результатов повторной диагностики на контрольном этапе. Определение
эффективности проведенной работы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя жизни.
Большое внимание в этот трудный период уделяется воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Решаются проблемы школы, в частности начальной. Школа обеспечивает начальный этап становление личности, развитие всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнение, классификация и т.д.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключение, проводить доказательства, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлениями ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них новых психологических качеств.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развивается такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблема исследования состояла в поиске методических путей развития логического мышления у младших школьников при изучении математики.
В соответствии с проблемой была определена тема дипломной работы: «Развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики».
Гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать при изучении математики специальные задания, то это будет способствовать развитию логического мышления у младших школьников.
Цель: разработать и апробировать комплекс специальных заданий по математике, направленный на развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Объект исследования: логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: приемы развития логического мышления младших школьников при изучении математики.
Задачи:
1) изучить понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе;
2) выявить приемы и методы развития логического мышления младших школьников;
3) разработать комплекс специальных заданий по развитию логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2) обобщение передового педагогического опыта преподавания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы в работе учителя при подготовке к урокам по математике с использованием приемов развития логического мышления.
Методологическую основу исследования составили научные работы по психолого-педагогической литературе В.В. Левитеса, В.В. Давыдова, А.В. Петровского; научные работы по методике Л.Ф. Тихомировой, Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; эксперимент; анализ письменных работ учащихся.
Экспериментальная база исследования. Опытно экспериментальная работа на базе 2 класса МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводам что в процессе обучения перед учителем постоянно стоят задачи повышения уровня развития логического мышления, так, как только в этом случае учащиеся смогут овладеть понятиями. Логическое мышление - это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Для возрастных особенностей логического мышления младших школьников, характерно однолинейное сравнение, детям 7-10 доступны логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводы.
В нашем исследовании раскрыты следующие приемы логического мышления:
- Анализ (выделение элементов объекта, его признаков и свойств).
- Синтез (соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое).
- Сравнение (установление сходства и различия между объектами явлениями).
- Классификация (умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие).
- Аналогия (сходство в каком-либо отношении между предметами, понятиями, явлениями).
- Обобщение (выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений).
- Суждение (умение обосновывать, которые высказывают учащиеся).
в классе больше половины ребят имеют уровень развития логического мышления ниже среднего.
Повторное тестирование показало, что у учащихся, после проведения комплекса специальных заданий на уроках математики. В который входили упражнения на развитие анализа и синтеза, формирование умения квалифицировать, развитие умения сравнивать, умения обобщать, нахождение закономерностей, умения выделять признаки предметов и узнавание предметов по заданным признакам, показатели значительно улучшились, в отличие от результатов первичного тестирования.
Проанализировав эффективность поведения данного комплекса упражнений, можно сделать следующие выводы. Различные задания способствуют развитию логического мышления. Эту работу необходимо целенаправленно внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов. И не только на математике, но и на других предметах.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, что комплекс заданий, проводимый систематически и направленный на развитие логического мышления, применяемый при изучении математики, способствует развитию логического мышления у младших школьников подтвердилась полностью.
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. - Москва : Просвещение. - 2012. - 98 с.
2. Аленьтьева, Е.И. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности / Е.И. Аленьтьева, Ю.Ю. Курбангалиева, О.А. Попова // Гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (52). - С.109 - 112.
3. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - Москва : Знание. - 2013. - 96 с.
4. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. Москва : МГУ. - 2015. - С. 220 -228.
5. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение в поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. - Москва : Наука, - 2014. - 268 с.
6. Грицощенко, Е.С. Формирование умения самоконтроля у младших школьников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. / Е.С. Грицощенко // Педагогическое образование в России. - 2013. - №6. - С. 212 - 216.
7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ПНТОР. - 2012. - 544 с.
8. Демидова, Т.Е. Формирование умений логического мышления у младших школьников на уроках математики / Т.Е. Демидова, И.Н. Чижевская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №10. - С.10 - 15.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. / И.А. Зимняя. - Москва : Логос, 2012. - 384 с.
10. Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - Москва : Модек. - 2014. - 224 с.
11. Кабалевский, Ю.Д. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике / Ю.Д. Кобалевский // Москва : Просвещение. - 2013. - 348 с.
12. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. // Москва : Политиздат. -1985. - 431 с.
13. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. // Москва : Наука. - 2014. - 256 с.
14. Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа - 2010. - №2. - С.37 - 39.
15. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. - Москва : Издательство Юрайт. 2016. - 291с.
16. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника // Москва : Ленинград. 2013 г. - 342с.
17. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников /Методическое пособие для учителя. - Москва : Просвещение, 2015. - 254 с.
18. Маклаков, А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург : 2005. - 583 с.
19. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д Марцинковская. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС. 2007 - 176 с.
20. Матюшкин, А.М. Актуальные проблемы дидактики / А.М. Матюшкин. - Львов : ЛГПИ. 2002. - 48 с.
21. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов - Москва : «Педагогика». 2005.- 184 с.
22. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика / Н.А. Менчинская. - Москва : «Просвещение». 2013 г. - 243 с.
23. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь / Для учителей и руководителей общеобразоват. учреждений // В.А. HYPERLINK "http://librarv.univer.kharkov.ua/QpacUnicode/index.php7urWauteurs/view/6905/so urce:default"Мижериков■ - Ростов на Дону: Феникс. - 1998 . - 540 с. (Дата обращения: 13.06.2017).
24. Никифоров, Г.С. Логическое мышление. / Г.С. Никифоров. - Львов : ЛГУ, 2012. - 192 с.
25. Овчиникова, В.С. Дидактические игры - способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. - 2010. - № 9. -С.19 -24.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. - Москва : 2016. - 942 с.
27. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е. И. Рогов. - Москва : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 448 с.
28. Пачина, А.Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачина// Начальная школа. - 2015. - №11. - С.31 - 37.
29. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие / П. И., Пидкасистый. - Москва : 2008. - 168 с.
30. Петровский, А.В.Основы педагогики и психологии высшей школы / А.В. Петровского. - Москва : МГУ, 2015. - 273 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: уч. пособие для студ. / И.П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС. - 2008. - 474 с.
32. Потапенко, Н.В. Игра «Математические пазлы» / Н.В. Потапенко //Начальная школа. - 2013. - №9. - 91 с.
33. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированное учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск : Пеленг. - 2003. - 322 с.
34. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе - 1980. - №3. - С.26 - 30.
35. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. - Москва : ВЛАДОС. - 2002. - 384 с.
36. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и школьном возрастах / Е.О. Смирнова. - Москва : Институт практической психологии, - 2010. - 256 с.
37. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль : «Академия развития». 1997. - 240 с.
38. Тихомирова, Л.Ф.Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль : «Академия развития». 1997. - 240 с.
39. Ушинский, К.Д. Логическое мышление / К.Д. Ушинский. - Москва :«Педагогика»1974 г. -203с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации 2009. -URL: http:// минобрнауки.рф / документы / 922 (дата обращения: 5.05.2017).
41 .Хабирова Р.В Москва: Современные формы и виды контроля учащихся на уроке [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2013/12/25/sovremennye-formy-i-vidy-kontrolya-uchashchikhsya-na- uroke-iz (дата обращения: 5. 05. 2017).
42. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : 1988. - 255 с.