РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 8
1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников 14
1.3 Методы и приёмы развития логического мышления у младших школьников 17
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 26
2.1 Анализ результатов на констатирующем этапе 26
2.2 Комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления у младших
школьников при изучении математики 30
2.3 Анализ результатов повторной диагностики на контрольном этапе. Определение
эффективности проведенной работы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 8
1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников 14
1.3 Методы и приёмы развития логического мышления у младших школьников 17
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 26
2.1 Анализ результатов на констатирующем этапе 26
2.2 Комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления у младших
школьников при изучении математики 30
2.3 Анализ результатов повторной диагностики на контрольном этапе. Определение
эффективности проведенной работы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя жизни.
Большое внимание в этот трудный период уделяется воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Решаются проблемы школы, в частности начальной. Школа обеспечивает начальный этап становление личности, развитие всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнение, классификация и т.д.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключение, проводить доказательства, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлениями ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них новых психологических качеств.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развивается такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблема исследования состояла в поиске методических путей развития логического мышления у младших школьников при изучении математики.
В соответствии с проблемой была определена тема дипломной работы: «Развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики».
Гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать при изучении математики специальные задания, то это будет способствовать развитию логического мышления у младших школьников.
Цель: разработать и апробировать комплекс специальных заданий по математике, направленный на развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Объект исследования: логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: приемы развития логического мышления младших школьников при изучении математики.
Задачи:
1) изучить понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе;
2) выявить приемы и методы развития логического мышления младших школьников;
3) разработать комплекс специальных заданий по развитию логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2) обобщение передового педагогического опыта преподавания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы в работе учителя при подготовке к урокам по математике с использованием приемов развития логического мышления.
Методологическую основу исследования составили научные работы по психолого-педагогической литературе В.В. Левитеса, В.В. Давыдова, А.В. Петровского; научные работы по методике Л.Ф. Тихомировой, Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; эксперимент; анализ письменных работ учащихся.
Экспериментальная база исследования. Опытно экспериментальная работа на базе 2 класса МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Большое внимание в этот трудный период уделяется воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Решаются проблемы школы, в частности начальной. Школа обеспечивает начальный этап становление личности, развитие всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнение, классификация и т.д.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключение, проводить доказательства, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлениями ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них новых психологических качеств.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развивается такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблема исследования состояла в поиске методических путей развития логического мышления у младших школьников при изучении математики.
В соответствии с проблемой была определена тема дипломной работы: «Развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики».
Гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать при изучении математики специальные задания, то это будет способствовать развитию логического мышления у младших школьников.
Цель: разработать и апробировать комплекс специальных заданий по математике, направленный на развитие логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Объект исследования: логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: приемы развития логического мышления младших школьников при изучении математики.
Задачи:
1) изучить понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе;
2) выявить приемы и методы развития логического мышления младших школьников;
3) разработать комплекс специальных заданий по развитию логического мышления у младших школьников при изучении математики.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2) обобщение передового педагогического опыта преподавания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы в работе учителя при подготовке к урокам по математике с использованием приемов развития логического мышления.
Методологическую основу исследования составили научные работы по психолого-педагогической литературе В.В. Левитеса, В.В. Давыдова, А.В. Петровского; научные работы по методике Л.Ф. Тихомировой, Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; эксперимент; анализ письменных работ учащихся.
Экспериментальная база исследования. Опытно экспериментальная работа на базе 2 класса МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводам что в процессе обучения перед учителем постоянно стоят задачи повышения уровня развития логического мышления, так, как только в этом случае учащиеся смогут овладеть понятиями. Логическое мышление - это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Для возрастных особенностей логического мышления младших школьников, характерно однолинейное сравнение, детям 7-10 доступны логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводы.
В нашем исследовании раскрыты следующие приемы логического мышления:
- Анализ (выделение элементов объекта, его признаков и свойств).
- Синтез (соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое).
- Сравнение (установление сходства и различия между объектами явлениями).
- Классификация (умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие).
- Аналогия (сходство в каком-либо отношении между предметами, понятиями, явлениями).
- Обобщение (выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений).
- Суждение (умение обосновывать, которые высказывают учащиеся).
в классе больше половины ребят имеют уровень развития логического мышления ниже среднего.
Повторное тестирование показало, что у учащихся, после проведения комплекса специальных заданий на уроках математики. В который входили упражнения на развитие анализа и синтеза, формирование умения квалифицировать, развитие умения сравнивать, умения обобщать, нахождение закономерностей, умения выделять признаки предметов и узнавание предметов по заданным признакам, показатели значительно улучшились, в отличие от результатов первичного тестирования.
Проанализировав эффективность поведения данного комплекса упражнений, можно сделать следующие выводы. Различные задания способствуют развитию логического мышления. Эту работу необходимо целенаправленно внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов. И не только на математике, но и на других предметах.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, что комплекс заданий, проводимый систематически и направленный на развитие логического мышления, применяемый при изучении математики, способствует развитию логического мышления у младших школьников подтвердилась полностью.
В нашем исследовании раскрыты следующие приемы логического мышления:
- Анализ (выделение элементов объекта, его признаков и свойств).
- Синтез (соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое).
- Сравнение (установление сходства и различия между объектами явлениями).
- Классификация (умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие).
- Аналогия (сходство в каком-либо отношении между предметами, понятиями, явлениями).
- Обобщение (выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений).
- Суждение (умение обосновывать, которые высказывают учащиеся).
в классе больше половины ребят имеют уровень развития логического мышления ниже среднего.
Повторное тестирование показало, что у учащихся, после проведения комплекса специальных заданий на уроках математики. В который входили упражнения на развитие анализа и синтеза, формирование умения квалифицировать, развитие умения сравнивать, умения обобщать, нахождение закономерностей, умения выделять признаки предметов и узнавание предметов по заданным признакам, показатели значительно улучшились, в отличие от результатов первичного тестирования.
Проанализировав эффективность поведения данного комплекса упражнений, можно сделать следующие выводы. Различные задания способствуют развитию логического мышления. Эту работу необходимо целенаправленно внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов. И не только на математике, но и на других предметах.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, что комплекс заданий, проводимый систематически и направленный на развитие логического мышления, применяемый при изучении математики, способствует развитию логического мышления у младших школьников подтвердилась полностью.
Подобные работы
- Нестандартные задания на уроках математики как средство развития логического мышления у младших школьников (Глазовский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Развитие пространственного мышления младшего школьника на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Развитие логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020



