Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы психологического и социально-
педагогического сопровождение молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие, сущность и проблемы молодой семьи 8
1.2 Особенности ребенка младшего школьного возраста 16
1.3 Содержание психологического и социально-педагогического сопровождения молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста 24
2 Анализ психологического и социально-педагогического сопровождения
молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений и уровень
адаптации первоклассников 34
2.3 Программа психологического и социально-педагогического сопровождения молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего
школьного возраста 40
2.4 Проверка эффективности программы психологического и социальнопедагогического сопровождение молодых семей, воспитывающих ребенка
младшего школьного возраста 45
Заключение 52
Список использованных источников 55
В настоящее время каждая семья представляет собой малую социальнопсихологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Важнейшей формой организации быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, является семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. В семье сменяются поколения людей, в ней рождается человек, через нее продолжается род. Семья имеет множество функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно
бытовую, досуговую, экономическую, сексуальную.
Серьезное испытание для молодой семьи представляет появление в ней ребенка. Происходит кардинальная смена образа жизни, свободного времени остается всё меньше и меньше, появляются новые социальные роли, следовательно, меняются функции и обязанности членов семьи. Вследствие, чего появляется эмоциональное напряжение, новые страхи. По мере роста ребенка некоторые проблемы решаются, а некоторые уходят на второй план и сменяются другими, более важными на новом временном этапе.
В последнее время отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе, проблемами адаптации первоклассников. Особенности проблем в обучении связаны со множеством факторов: с попаданием в новый коллектив, незнакомую обстановку, с нарастающим объемом информации, значительной интенсификацией прохождения материала в образовательном процессе, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Решение таких проблем занимает, как правило, много времени, отнимает немало сил у родителей, а также требует особых умений и навыков. Некоторым семьям, воспитывающим ребенка младшего школьного возраста необходима своевременная, квалифицированная, систематическая помощь, для разрешения подобных моментов.
Проблемы молодой семьи - это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем [2].
В рамках психологического и социально-педагогического сопровождение молодых семей, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста применяются различные технологии работы: индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа, социальноправовое сопровождение, организация работы выездных консультативных бригад специалистов.
Актуальность данной темы определяется тем, что в повседневной жизни, родители детей младшего школьного возраста сталкиваются со множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при адаптации ребенка к школе, проблемы в обучении детей, а с другой - их сопровождают глубокие внутренние психологические проблемы,
обусловленные особенностями отношений в семье. Данные проблемы не позволяют им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми и с окружающими. А это, в свою очередь, сказывается на психологическом состоянии ребёнка и его успешности в целом.
Целью данного исследования является: изучение эффективного психологического и социально-педагогического сопровождение молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста.
Объект исследования - молодая семья воспитывающая ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования - психологическое и социально педагогическое сопровождение молодой семьи.
Гипотеза - специально организованное психологическое и социально-педагогическое сопровождение молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, позволит предупредить возможные школьные трудности в воспитании младшего школьника.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2) Определить особенности проблемы обучения и адаптации детей младшего школьного возраста.
3) Разработать и реализовать программу психологического и социально-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста.
4) Определить эффективность реализованной программы. Теоретико-методологической основой нашей работы являлись: в отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др. В зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р. А. Левис, Г. В. Спаниер.
Психологическому и социально-педагогическому сопровождению молодой семьи посвящены труды следующих авторов: Авдеева Л.Н., Аксёнова Л.И., Духновский Д.В., Жедунова Л.Г., Захарова Ж.А., Зубкова Т.С., Клюкина Э.С., Михайлова Т.А., Носкова Л.Н., Посысоев Н.Н., Смирнова Е.Г. и др.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературных источников.
2) Методы сбора эмпирических данных:
- Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин);
- Тест «Домики» (О.А.Ореховой);
3) Методы качественной и количественной обработки результатов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что при психологическом и социально-педагогическом сопровождении молодых семей.
Практическая значимость исследования - полученные в ходе экспериментального исследования данные помогут разработать программу психологического и социально-педагогического сопровождения молодых семей, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста. Данная программа позволит решить проблемы, которые возникают в молодых семьях при адаптации первоклассников и проблемы трудности обучения в школе.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время жизнедеятельность молодых семей отличается сложностью и противоречивостью. Молодая семья имеет все те же функции, что и более устоявшиеся семьи. Огромное внимание уделяется становлению и развитию молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте нередко возникают трудности в обучение, адаптации, которые имеют множество причин. Основная задача семьи на данном возрастном этапе проявляется как создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможности детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Теоретический анализ литературы показал, что:
1. На становление молодых семей большое влияние оказывает социально-психологическая работа.
2. Молодые семьи, воспитывающие ребенка младшего школьного возраста, сталкиваются с большим количеством проблем.
3. Молодые семьи сталкиваются с рядом проблем, основные из них: материально-бытовые, психологические, трудоустройства, школьного обучения, адаптации первоклассников.
4. В младшем школьном возрасте нередко возникают трудности в обучение, адаптации, которые имеют множество причин. Основная задача семьи на данном возрастном этапе проявляется как создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможности детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
5. Программа психологического и социально-педагогического сопровождения молодых семей, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста, является оптимальным средством для формирования положительных взаимоотношений в семье, и способом решения трудностей возникших в процессе обучения.
На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза: организованное психологическое и социально-педагогическое сопровождение молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, позволит предупредить возможные школьные трудности в воспитании младшего школьника.
С целью проверки этого предположения из семей, дети которых обучаются в КГБОУ "Красноярская школа-интернат № 2" было выбрано 10 семей и сформированы две группы- экспериментальная и контрольная.
С экспериментальной группой был организован формирующий эксперимент, способствующий улучшению взаимоотношений в семье, созданию благоприятного микроклимата, что способствовало нормальной адаптации детей в школе.
Для решения поставленных в исследовании задач нами были применены методики на исследование детско-родительских отношений и адаптации первоклассников: опросник родительских отношений Варга А.Я. и Столина В.В., методика «Домик» Ореховой О.А..
В результате проведённой работы содержание исследования выглядит следующим образом:
1. По всем констатирующим срезам методик у родителей и детей контрольной и экспериментальной групп достоверные различия обнаружены.
2. По всем итоговым срезам методик по уровню адаптации первоклассников контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не обнаружено, дети имеют одинаковые уровни адаптации.
На наш взгляд, причина этого в той программе психологического и социально-педагогического, которая сопровождения была реализована с родителями и школьниками из экспериментальной группы. Родители повысили компетентность в вопросах адаптации детей к школе, обучились эффективным способам общения. Произошло развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам констатировать тот факт, что программа психологического и социально-педагогического сопровождения, реализованная нами в ходе формирующего эксперимента с экспериментальной группой, оказала влияние на улучшения уровня адаптации школьников.
Следовательно, заявленная нами в исследовании гипотеза о том, что организованное психологическое и социально-педагогическое сопровождение молодой семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, позволит
предупредить возможные школьные трудности в воспитании младшего школьника, подтвердилась, задачи исследования выполнены.
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 2002. - 213 с.
2. Авдеева Л.Н. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/ Л.Н. Авдеева. - Астрахань, 2010. - 25 с.
3. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. - СПб.:Речь, 2007. - 384 с.
4. Антонов А.И., Метков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Метков. - М.: Просвещение, 2003. - 129 с.
5. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф.Басов. - М.: Академия, 2011. - 245 с.
6. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битякова. - М.: Совершенство, 2004 - 258 с.
7. Буров С.Н. Брачно - семейные отношения / С.Н. Буров. - М.: Академия, 2012. - 210 с.
8. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - 87 с.
9. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи / И.Ф. Дементьева. - М.: 2001 с.
10. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Дивицына. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 325с.
11. Захарова Ж.А. Комплексная поддержка молодой семьи / Ж.А. Захарова. - М.: Проспект, 2007. - 276 с.
12. Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей / М.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2005. - 213 с.
13. Леонтьев А. Н. Современная психология / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: МГУ, 2013. - 249 с.
14. Левко А.И. Социальная педагогика: учебное пособие / А.И. Левко. - Мн.: УП ИВЦ Минфина, 2010. - 167 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 301 с.
17. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.
18. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 213 с.
19. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.В. Овчарова. - М.: Ин-та психотерапии, 2003. - 320с.
20. Панкова Л.М. Для будущих супругов / Л.М. Панкова. - М.: 2010.- 190 с.
21. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. - М.: Дашков и К, 2009. - 260 с.
22. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье [Текст] : автореф. дис. ...канд. псих.наук/ Е.Г. Смирнова. - Екатеринбург, 2010. - 24 с.
23. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления /
А.Г.Харчев. - М., 2010. - 254 с.
24. Чеховских М.И. Психология / М.И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2013. - 380 с.
25. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебную деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман. - Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 68-81.
26. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
27. Ермоленко, Т. Н. Социально-педагогическая технология, ее
сущность и типы/ Интернет-ресурс: http://studopedia.net/
5_49277_sotsialnopedagogicheskaya-tehnologiya-ee-sushchnost-i-tipi.html Дата обращение: 16.03. 2017 г.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций / Лекция З / Электронная библиотека // Интернетресурс: http: //window.edu.m/window/library/pdf2txt?p_id=11343&p_page=4.
Дата обращение: 21.04. 2017 г.
29. Мир психологии. Психология для всех и каждого. // Интернет ресурс:http://www.psyworld.ru/index.php. Дата обращение: 23.02. 2017 г.