ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические обоснования выбора условий и механизмов формирования
потребности в теоретических знаниях 6
1.1 Понятие потребности и мотива в психологии 6
1.2 Детско-взрослое сообщество, как условие появления и формирования
познавательной потребности 13
1.3 Этапы формирования потребности на примере сообщества класса начальной
школы 18
2 Экспериментальное исследование 26
2.1 Разработка и проведение формирующего эксперимента 2015-2018 года. 26
2.2 Экспериментальное исследование 2017-2018 года 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По словам В.В. Давыдова, «Наиболее слабой стороной теории учебной деятельности можно считать не разработанность в ней проблемы возникновения и формирования у школьников потребности в учебной деятельности. Без чёткого понимания данного вопроса нельзя раскрыть основные условия появления у школьников готовности к усвоению теоретических знаний и желания учиться» [31, с. 267]. Приведённое двадцать лет назад заключение остаётся справедливым и сейчас. В доказательство этой точки зрения, можно привести вывод В.А. Гуружапова, сделанный в 2015 году: «Пока, видимо, нет предпосылок для решения этой проблемы (проблемы формирования потребности в теоретических знаниях; прим. авт.). Но надо хотя бы поставить ее. Потому что потребность в знаниях определяет веер ориентировочных действий ребенка в постоянно возникающих учебных задачах. Особенно важно это учитывать при проектировании начальных форм учебной деятельности» [24, с. 51].
Для того, что бы самостоятельно реализовывать именно учебную деятельность, человеку необходимо, в первую очередь, исходя из психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева [35], испытывать потребность в ней, испытывать образовательную потребность в теоретических знаниях: «Внутренним побудителем учебной деятельности выступает
соответствующая потребность (образовательная потребность), которая
отражает объективную нужду учащегося в теоретических знаниях» [31, с. 194].
С другой стороны: «В самом начале школьной жизни у ребёнка ещё нет
потребности в теоретических знаниях как психологической основы учебной
деятельности. Эта потребность возникает в процессе реального усвоения
ребёнком элементарных теоретических знаний при совместном с учителем и
сверстниками выполнении простейших учебных действий» [31, с. 157]. Иными
словами, потребность в теоретических знаниях, лежащая в основе учебной
деятельности, формируется в процессе самой учебной деятельности. Данное
3
диалектическое противоречие формирует, проблему поиска условий и механизмов формирования становящейся потребности в теоретических знаниях в динамике учебной деятельности. Это определяет цель нашего исследования.
Цель исследования. Разработать модель процесса формирования потребности в теоретических знаниях в начальной школе.
Объект исследования. Процессы формирования потребности в теоретических знаниях и способы её формирования в начальной школе.
Предмет исследования. Условия и механизмы формирования потребности в теоретических знаниях у учеников начальной школы.
Обратим внимание на существующий разрыв в понимании потребности, как таковой. С одной стороны, потребность понимается как «внутреннее состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования» [1, 40], а с другой стороны, классики объявляют её как объективированную нужду [28, с. 8], то есть положенную во вне, «между людей». Разрешение этого противоречия вынуждает нас формулировать основной тезис данной работы.
Формирование потребности в теоретических знаниях, должна подчиняется законам становления и развития высших психических функций, а именно законам интериоризации, и экстериоризации.
Анализ литературы показывает, что понятие познавательной потребности удерживается тремя категориями.
Первая категория, это категория детско-взрослого сообщества, то есть возрастная норма поведения, где ребёнок является успешным, если он эту норму (детско-взрослого сообщества), осваивает, то есть норму действия. Она напрямую связанна с нуждой быть взрослым или с нужной быть, и в определённых видах деятельности, можно говорить, что она превращается, или объективируется, в потребность, которую, так просто не увидеть [61, с. 6]. В этом месте, потребность понимается как объективированная нужда [28], и может быть понята как «высшая» форма поведения, которая соответствует возрасту. В этом смысле нужда овладения возрастом, объективируется как потребность следовать нормам поведения в этом сообществе.
Вторая категория, связанная с внутренней активностью. Это категория деятельности, то есть это те деятельности, про которые классики и сказали, что в психологической теории деятельности есть связь, между такими психологическими категориями как потребность, деятельность, мотив и действие, и связь эта такая: Мотив - Действие, Потребность - Деятельность [31, 28];
Третья категория, конкретизация потребности в системе мотивов, или мотив, как опредмеченная потребность, то есть опредмечиваясь, потребность превращается в мотив, то есть в предмет, и этот конкретный предмет, мы можем наблюдать [35].
Только через эти три, выше описанных категории, мы можем наблюдать динамику и становления потребности.
На основе этих представлений, нами была выдвинута теоретическая гипотеза.
Гипотеза исследования. Потребность в теоретических знаниях, как образовательная потребность, проходит пять этапов, причём, каждый следующий этап, зарождается в предыдущем. Эти пять этапов есть:
- потребность действовать по образцу;
- потребность в поисковой деятельности;
- потребность в знаковом замещении;
- потребность в работе со знаками и значениями;
- потребность в теоретическом способе решения задач.
Перед нами, фактически, стоят две задачи:
1. Теоретически (логически) обосновать основную гипотезу
исследования;
2. Разработать и провести формирующий эксперимент по
формированию потребности в теоретических знаниях.
При проведении констатирующего эксперимента нами было замечено, что учащиеся 4-го класса «Прогимназии № 131» испытывают определенные трудности при решении прикладных задач по математике. Работа над методикой решения таких задач позволила обнаружить два важных факта. Во- первых метод решения прикладных задач не только связан с восхождением от абстрактного к конкретному, но и требует понимания, опробования и описания границ самого метода. Во-вторых прикладные задачи строятся на теоретически сложных физических величинах, базовых и производных, которые по программе как теоретические не осваиваются, а при их изучении преобладают эмпирические методы. Все это привело к пониманию того, что в узловом месте учебной деятельности не возникает потребности в теоретических знаниях как средствах решения практических задач. Все это и позволило поставить перед нами задачу проведения формирующего эксперимента, который бы ответил на вопрос: в каком месте и как формируется в учебной деятельности потребность в теоретических знаниях.
В качестве базы проведения эксперимента были выбраны первые классы, поступившие в прогимназию № 131 в 2015 году. Эксперимент проектировался на 4 года, сейчас дети закончили третий класс и уже можно подводить первые итоги.
Дети демонстрируют способность включатся в решение предельно сложных задач, требующих использования теоретического подхода в качестве средства решения задачи. Полученные данные позволяют заметить существенный прогресс, в способности детей решать такие задачи. Ученики демонстрируют высокую индивидуальную и коллективную эффективность участия в олимпиадах конкурсах и контрольных испытаниях. По данным мониторинга высокая продуктивность решения прикладных задач и освоения сложных физических величин находится в зоне ближайшего развития. Что позволяет предположить успешное окончание эксперимента в 2018-19 учебном году.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович.— Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.
2. Брагина, О. И. Проблемы понимания текстовой и символьной информации при обучении математике / О. И. Брагина. - Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 1. С. 80-88.
3. Буренкова, Н. В. Моделирование как способ формирования обобщённого умения решать задачи - Москва, 2009. - 24 с.
4. Васильев, В. Г. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий / В.Г. Васильев, М.В. Третьяк - Психологическая наука и образование 2016. Том 8. № 4. С. 1-12.
5. Васильев, В. Г. Методика обучения решению прикладных и практических задач по математике в начальной школе / В. Г. Васильев, В. С. Китаев // Science, Technology and Life, Карловы-Вары. - 2015. - С. 389-400.
6. Васильев, В. Г. О роли текстовых задач / В. Г. Васильев, Ю. А. Ерохина, Е. А. Федорова, С. Ю. Васильева, Е. Ф. Крощихина, Н. Е. Безрученко // Бюллетень клуба конфликтологов: сборник статей. - Красноярск 1995. - Выпуск 4. - С. 73-80.
7. Васильев, В. Г. О системе универсальных учебных действий в начальной школе / В. Г. Васильев, Е. В. Дерба, Н. И. Ендеркина, Г. Р. Миннибаева, О. Е. Рехлова, Ю.Ю. Миндрина, С.Н. Епифанцева, Е. Э. Хохлова // Материалы 20-й научно-практической конференции «Практики развития: современные вызовы». - Красноярск 2013 / Красноярск 2014. - с.110 - 120.
8. Васильев, В. Г. Педагогическая практика. Диагностика сформированное™ теоретического мышления у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова // В.Г. Васильев, М.Л. Фомичёва, Е.П. Бажай, М.В. Третьяк. Учебно-методическое пособие/ - Красноярск: СФУ, 2015. 35с.
9. Васильев, В. Г. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе // В.Г. Васильев, А.В. Перевозчикова. Психологическая наука и образование, 2015. Том 7. № 1. С. 69¬79.
10. Васильев, В. Г. Прикладные задачи по математике в начальной школе // В.Г. Васильев, В.С. Китаев - Москва : Некомерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. - 48 с.
11. Васильев, В. Г. Развивающее обучение и процесс интериоризации / В.Г. Васильев. Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3- й научно-практической конференции. Красноярск 1996. с. 32-37.
12. Венгер, А. Л. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / А.Л. Вангер, Д. Б. Эльконин. — Москва: Педагогика, 1988. — 136 с.
13. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности / А.Б. Воронцов.- Москва: «РассказовЪ», 2002. - 324с.
14. Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. - Москва : Издатель Рассказов А. И., 2004. - 304 с.
15. Выготский, Л. С. Детская психология: в 6 т. / Л.С. Выготский - Москва: Педагогика, 1986. - Т.4.- 256 с.
16. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций : в 6 т. / Л.С. Выготский - Москва : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 369 с.
17. Выготский, Л. С. Кризис семи лет : в 6 т. / Л.С.Выготский - Москва : Педагогика, 1984. - Т.4. - 433 с.
18. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка: монография / Л. С. Выготский - Москва : Педагогика, 1984. - 270 с.
19. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии: в 6т. / Л. С. Выготский; - Москва : Педагогика, 1982. -Т. 2. 504 с.
20. Выготский, Л. С. Собрание сочинении: В 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.
21. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.
22. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
23. Гуружапов, В. А. / Педагогическая психология. Учебник для бакалавров/ - М.: Юрайт, 2013 - 493 с.
24. Гуружапов В.А. Перспективы исследований учебной деятельности в контексте задач современной практики начальной школы / В.А. Гуружапов. - Москва: Психологическая наука и образование, 2015. Т. 20. № 3. C. 44-55.
25. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов // Психическое развитие в младшем школьном возрасте — Москва, 1973. - С. 34-50.
26. Давыдов, В.В. Математика: Учебник для 3 класса нач. школы. В 2-х кн. Книга 1 / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. - 12-е изд. - Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
27. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 14-19.
28. Давыдов, В.В. Последние выступления / В.В. Давыдов. - Москва.: ПЦ «Эксперимент», 1998. - 88 с.
29. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.
30. Давыдов, В. В. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1969. - 288 с.
31. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва.: Интор, 1996. - 544 с.
32. Кайдановская, И. А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / Кайдановская Ирина Анатольевна.- Москва, 1985.- 153с.
33. Китаев, В. С. Методика обучения решению прикладных и практических задач по математике в начальной школе / В.С. Китаев. Бакалаврская работа - Красноярск : СФУ, 2014. - 52 с.
34. Конюхов, Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н.И. Конюхов Москва.: 1992.
35. Леонтьев, А.Н. / Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - Москва.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004.-352с.
36. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - Москва.: Издательство МГУ, 1971 - 39 с.
37. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва.: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959 - 495с
38. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности - М. Просвещение, 1999.- 142 с
39. Леонтьев, Д. А. Личностное изменение человеческого развития / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 67-80.
40. Лисина, М. И. Потребность в общении // М.И. Лисина Проблемы онтогенеза общения. - Москва.: Педагогика, 1986. С. 31-57.
41. Маркова, А. К., Т.А. Матис, А.Б. Орлов. /Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / - Москва.: Просвещение, 1990. - 192 с.
42. Нежнов, П. Г. Оценка результатов школьного образования: структурный подход / П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова, Б. Д. Эльконин // Вопросы образования. - 2011. - №1. - С. 26-43.
43. Орлов, А. Б. Конференция "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования" / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 149-152.
44. Отставнова, Д. А. Диагностика поэтапного овладения учебной деятельностью учениками первого класса / Д.А. Отставнова. Бакалаврская работа - Красноярск : СФУ, 2017. - 39 с.
45. Понарядова, Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью / Г.М. Понарядова // Вопросы психологии. ; Москва, 1982. - № 2. - С. 51-59.
46. Перевозчикова, А. В. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе / А. В. Перевозчикова,
B. Г. Васильев // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 7. - № 1. -
C. 69-79.
47. Пугачёва, А. П. Действие моделирования при решении учебной задачи в начальной школе / А.П. Пугачёва. Бакалаврская работа - Красноярск : СФУ, 2014. - 34 с.
48. Пузырей, А. А. Психология - психотехника - психагогика / А. А. Пузырей. - Москва : Смысл - ЛитРес, 2012. - 680 с.
49. Розов, Н. X. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы проф. педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / Н.Х. Розов, А.В. Бороновских. - Москва: МАКС Пресс., 2010.- 80 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург : Мастера психологии, 2012. - 590 с.
51. Солодухова, О. Г. Индивидуальные особенности внимания и
мыслительной деятельности учащихся: авторефер. дис. канд. / Ольга
Георгиевна Солодухова. - Москва, 1976. - 22с.
52. Тюменева, Ю. А. Источники ошибок при выполнении «обыденных» математических заданий / Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 21-31.
53. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") / И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин. Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.
54. Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться / Г.А. Цукерман, Чудинова Е.В. - Москва: Неккомерческое партнёрство «Авторский клуб», 2016. - 60с.
55. Цукерман, Г. А. О канонах экспериментального исследования / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С.121-122.
56. Цукерман, Г. А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С. 46¬
54.
57. Шадриков, В. Д. Мысль и ее порождение / В. Д. Шадриков // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 118-127.
58. Эльконин, Б. Д. Опосредсвование. Действие. Развитие: монография / Б. Д. Эльконин. - Ижевск : ERGO, 2010. - 280 с.
59. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин ; под ред. В.В. Давыдова. М., 1966.
60. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 287 с.