ВВЕДЕНИЕ 8
1 Проблемы обеспечения безопасности и механизмы развития территориальных систем 10
1.1 Состояние безопасности на территории Российской Федерации .... 10
1.2 Социально-природно-техногенная система - механизм устойчивого
развития территорий 11
1.3 Системы территориального управления 15
1.4 Общая характеристика безопасности на территории Красноярского
края 19
1.5 Мониторинг - как механизм предотвращения опасности 23
2 Модели оценки техногенных рисков 33
2.1 Нормативно-правовая база в сфере рисков 33
2.2 Классификация и виды методов оценки рисков 37
2.3 Зарубежные программные комплексы по оценки риска 46
2.4 Отечественные программные аппараты оценки риска 47
3 Анализ и количественная оценка базовых рисков от ЧС в С-П-Т системе на
примере территорий Красноярского края 51
3.1 Виды ЧС и их влияние на развитие территорий Красноярского края.
Определение базовых рисков 51
3.2 Оценка техногенного риска ЧС на примере Красноярского края... 55
3.3 Анализ безопасности территорий Красноярского края 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Научно-техническое развитие страны предопределяется наличием в городах критически и стратегически важных и потенциально опасных объектов техносферы. Проявляется две тенденции: с одной стороны формирование критической инфраструктуры техносферы, и как следствие, выдающиеся достижения в различных областях, с другой стороны наличие объектов техносферы приводят к возникновению угроз среде обитания, человеку и обществу в целом. Следует учитывать, что безопасность и защищенность объектов повышенного риска от аварий и катастроф не в полной мере соответствует современным требованиям. Ненулевая концепция риска аварий и катастроф отражает тот факт, что не возможно полностью предотвратить и исключить возникновение техногенных аварий, природных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, возможно снизить их количество, уменьшить ущерб от их последствий путем мониторнга и анализа рисков развития. Для оценки комплексной безопасности территориальных образований большое внимание уделяется разработке и использованию критериев и методов анализа рисков. Под рисками понимается вероятность возникновения угрозы бедствия или катастрофы, ведущая к значительному ущербу.
Социально-природно-техногенная система (С-П-Т система) представляет собой единую систему, включающую элементы техносферы, социосферы и экосферы. На сегодняшний день в России отсутствует единая информационная система комплексного мониторинга экологического состояния окружающей среды и прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций.
Актуальность работы определяется необходимостью реализации стратегии национальной безопасности на региональном уровне.
Цель работы заключается в разработке методов и моделей анализа природно-техногенной безопасности региональных социально-природнотехногенных систем в рамках концепции устойчивого развития на основе управления рисками чрезвычайных ситуаций.
В работе поставлены следующие задачи:
- определение базовых рисков техносферы;
- расчет и анализ рисков ЧС техногенного характера на примере Красноярского края;
- анализ безопасности региона.
Анализ территориальных рисков требует комплексного подхода, учитывающего всю номенклатуру источников угроз и формы их проявления на рассматриваемой территории. Наиболее известны труды в области анализа и оценки риска промышленных аварий и катастроф представлены В.А. Акимовым, К.А. Козловым, A.M. Лепихиным, Н.А. Махутовым, В.В. Москвичевым, М.И. Фалеевым. Большинство методик по оценке территориальных рисков основываются на статистических данных о количестве ЧС по видам, времени, территории возникновения. Нормативные документы, регламентирующие методические и технологические принципы количественной оценки территориальных рисков, до настоящего времени не разработаны, что предопределяет актуальность постановки данной работы.
Анализ базовых рисков развития социально-природно-техногенных систем является исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определение базовых рисков развития обеспечит органами территориального управления на региональном и муниципальном уровнях возможность принятия объективных управленческих решений, обеспечивающих устойчивое развитие территориальных образований.
Возрастает актуальность проблем снижения техногенного риска. Снижение рисков ЧС обеспечивает более устойчивое функционирование региона и позволяет минимизировать затраты на ликвидацию последствий техногенных чрезвычайных ситуаций и катастроф. Рациональное планирование основывается на уровнях приемлемого риска. Управление рисками позволит обеспечить устойчивое развитие общества (безопасность человека и окружающей среды, в условиях повышения качества жизни). Цель управления рисками - повышение уровня благосостояния общества. Практическая деятельность не может быть оправдана, если ущерб превышает выгоду от нее для общества. Устойчивое развитие напрямую связано с минимизацией рисков.
На основании анализа существующих подходов к оцениванию и управлению территориальными рисками можно сделать вывод, что ощутимый прогресс в поиске путей достижения приемлемых значений рисков может быть достигнут при комплексном системном подходе к многофункциональному мониторингу территорий. Перечень показателей, используемых для оценки состояния социально-природно-техногенных систем должен формироваться не только на основе анализа предметной области, но и с учётом доступности актуализируемых данных мониторинга территорий, объёмов и качества архивов наблюдений.
В рамках магистерской диссертации были получены следующие результаты:
1. Определены базовые риски развития и алгоритмы оценки территориальных рисков с использованием статистического анализа, позволившие осуществить расчеты значений индивидуальных, коллективных, социальных и материальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения городов и районов Красноярского края.
2. Для Красноярского края получен диапазон значений
индивидуального риска при ЧС техногенного характера от 5,97 10-6 до 6,56 ■ 10-5. Среднее значение индивидуального риска при ЧС техногенного характера
1,5 10-5, наблюдается превышение допустимого показателя риска.
3. Получен диапазон значений материального риска, который находится в условно приемлемой, повышенной и неприемлемой зонах.
4. Нормативные методики оценки коллективного и социального риска не имеют предельно-допустимых показателей, на основании которых возможен анализ. Необходима доработка нормативно-правовой базы.
5. Проведено ранжирование территорий Красноярского края по степени техногенной опасности (высокоопасные, пограничные, безопасные). Наиболее опасными являются Боготольский, Большеулуйский, Козульский, Манский, Туруханский и Эвенкийский районы края (значение индивидуального риска превышает допустимый уровень более чем в 10 раз).
1 О состоянии защиты населения и территорий Красноярского края от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Государственный доклад. - Москва: МЧС России, 1996-2016 гг.
2 Интеграция информационно-аналитических ресурсов и обработка пространственных данных в задачах управления территориальным развитием / И.В. Бычков и др. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — 369 с.
3 Якубайлик О.Э. Проблемы формирования информационно- вычислительного обеспечения систем экологического мониторинга // Вестник СибГАУ. № 3. 2012. С. 96-102.
4 Шокин Ю.И., Москвичев В.В., Ноженкова Л.Ф., Ничепорчук В.В. Кризисные базы данных для управления территориальными рисками // Вычислительные технологии. 2011. №6. С. 115-125.
5 Шокин Ю.И., Москвичев В.В., Ничепорчук В.В. Методика оценки антропогенных рисков территорий и построения картограмм рисков с использованием геоинформационных систем // Вычислительные технологии. 2010. Т.15, №1. С. 120-131.
6 Данилин А.В. Технологии интеграции информационных систем на основе стандартов XML и Web-служб // Современные технологии в информационном обеспечении науки: Сборник научных трудов десятого семинара. - Москва: Научный Мир, 2003. C. 134-140.
7 Москвичев В.В., Шокин Ю.И. Антропогенные и природные риски на территории Сибири // Вестник РАН. 2012. № 2. С. 131-140.
8 Махутов Н.А., Кузык Б.Н. Абросимов Н.В. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков. - Москва: ИНЭС, 2011. 137 с.
9 Махутов Н.А., Абросимов Н.В., Гаденин М.М. Обеспечение безопасности - приоритетное направление в области фундаментальных и прикладных исследований // Экологические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 3 (27). С. 46-71.
10 Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности. В 2-х книгах / В.Л. Шульц, В.А. Соболев, Н.А. Махутов - М.: Наука, 2012. - Кн.1-414 с., кн.2-141 с.
11 Москвичев В.В., Бычков И.В., Потапов В.П., Тасейко О.В., Шокин Ю.И. Информационная система территориального управления рисками развития и безопасностью // Вестник Российской академии наук. 2017. № 8. С. 696-705.
12 Безопасность и риски устойчивого развития территорий / В.Е. Левкевич, В.В. Москвичев, А.М. Лепихин и др. - Красноярск: СФУ, 2014. 222 с.
13 Системные стратегические риски и приоритеты прогнозного социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года / Н.А. Махутов, Б.Н. Кузык и др. - Москва: ИНЭС РАН, ИМАШ РАН, 2012. 78 с.
14 Далматов В.В., Стасенко В.Л., Турчаннинов Д.В. Реализация системного подхода в теории и практике современной эпидемиологии // Здоровье населения и среда обитания. - 2004. - №5. - С. 29-34.
15 Геоинформационные TexHoaornn.GIStechnik: [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: //gistechnik.ru/publik/ git.html.
16 Шибаков В.Г., Котляр Л.В., Шибакова Н.А. Город как сложная эколого-социально-экономическая система // Фундаментальные исследования.
- 2004. - № 5. - С. 71-72;
17 Большаков Б.Е., Шевенина Е.В. Методологические принципы бездефектного управления безопасностью и развитием территориальных и производственных систем // Науковедение. Том 8. №2. 2016. С 1-18.
18 Немтинов В.А. Bнфopмaциoнныe технологии принятия решений по обеспечению экологической безопасности промышленных объектов // Вестник ТЕТУ. -2008. - №14. С. 13-19.
19 Состояние окружающей среды: Постановление Правительства РФ № 477 от 6 июня 2013 г. «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meteorf.ru/upload/iblock/30b/PPRF-477-20130606.pdf
20 Приказ Федерального агентства по недропользованию «Об
утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга состояния недр единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 24.11.2005 № 1197: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc
LAW 224058/
21 Курдюмов А.В. Концептуальные основы экономико-экологического моделирования процесса управления природно-техногенной территориальной системой // Экономика природопользования. -2011. -№33. С. 136-141.
22 Распоряжение правительства РФ от 27.08.2005 № 1314-р «Об
одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=55325&fld=1 34&dst=100008,0&rnd=0.9947080386050011
23 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
24 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от
11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/
cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164761
25 Постановление Правительства РФ № 681 от 9 августа 2013 г. «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного
экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4bd/%E2%84%96681 09-08-2013.pdf
26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года / Утверждена Указом Презедента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/
27 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на
2015-2030 гг. / Принята на Третьей Всемирной конференции в Сендае (Япония) 18 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.preventionweb.net/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri.pdf
28 Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №1120- р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103600/
29 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Биологическая безопасность. - М.: МГОФ «Знание», 2010. 800 с.
30 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Безопасность строительного комплекса. - М.: МГОФ «Знание», 2012. 800 с.
31 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Безопасность и защищенность критически важных объектов. В 2-х частях. / 4.1. Научные основы безопасности и защищенности критически важных для национальной безопасности объектов. - М.: МГОФ «Знание», 2012. 896 с.
32 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Безопасность и защищенность критически важных объектов. В 2-х частях. / 4.2. Обеспечение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от чрезвычайных ситуаций. - М.: МГОФ «Знание», 2012. 588 с.
33 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. ГГЛОНАСС в системе обеспечения безопасности. - М.: МГОФ «Знание», 2013. 480 с.
34 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Системные исследования чрезвычайных ситуаций / С.И. Абрахин, С.Е. Байда. - Москва: МГОФ «Знание», 2015. 864 с.
35 Техногенные риски с учетом территориальных особенностей Красноярского края / В.В. Москвичев, С.П. Воронов. - Препринт № 4. - Красноярск: ИВМ СО РАН, 2004. 60 с.
36 Акимов В.А. Козлов К.А. Оценка природной и техногенной опасности субъектов Сибирского региона России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000. № 5. С. 229-241.
37 Акимов В.А. Козлов К.А. Региональный аспект государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций) // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1997. № 7. С. 3-23.
38 Шокин Ю.И., Махутов Н.А., Москвичев В.В. Природно-техногенная безопасность регионов Сибири: состояние проблемы и направления действий // Вычислительные технологии, 2001. Т. 6, Ч. 2. С. 427-436.
39 Потапов Б.В., Радаев Н.Н. Экономика природного и техногенного рисков. - Москва: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. 513 с.
40 Сборник методических документов, применяемых для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороне и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Союз организаций, осуществляющих, экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций промышленной, пожарной и экологической безопасности. - Москва, 2008. Ч. 1. 704 с.
41 Сборник методических документов, применяемых при анализе и оценке техногенных рисков. Союз организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности. - Москва,
2011. 416 с.
42 МР 2-4-71-40 Методические рекомендации «По порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территорий (объектов): утв. Министерством РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.07.2016).
43 Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций (Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации) / В.А. Акимов, А.А. Быков и др. // Проблемы анализа риска. 2005. №1. C. 6-32.
44 Amine Dakkoune, Lamiae Vernieres-Hassimi, Sebastian Leveneur, Dimitri Lefebvre Risk alalysis of French chemical industry // Safety Science/ -2018. - №105. 77-85 p.
45 Ale, B.J.M., Kluin, M.H.A., Koopmans, I.M. Safety in the Dutch chemical industry 40 years after Seveso // Loss Prev. Process Ind / - 2017. - №47. 203-209 p.
46 Sari M, Selcuk A S, Karpuz C and Duzgun H S B Stochastic modeling of accident risks associated with an underground coal mine in Turkey // Saf. Sci. / - 2009 / - №47. 78-87 p.
47 Onder M, Onder S, Akdag T and Ozgun F Investigation of dust levels in different areas of underground coal mines. // Int. J. Occup. Saf. Ergon / -2009 / - № 15. 125-130 p.
48 Ciarapica F. E., Giacchetta G. Classification and prediction of occupational injury risk using soft computing techniques // Saf. Sci. / - 2009 / - №47.36-49 p.
49 Zhang M, Kecojevic V and Komljenovic D 2014 Investigation of haul truck-related fatal accidents in surface mining using event tree analysis. // Saf. Sci. / - 2014. - №65: 106-117 p.
50 Sanmiquel L., Freijo M., Rossell J. Exploratory analysis of Spanish energetic mining accidents // Int. J. Occup. Saf. Ergon. / -2012. - №18. 209-219 p.
51 Mizrak Ozfirat P. A new risk analysis methodology integrating fuzzy prioritization method and failure modes and effects analysis // J. Fac. Eng. Archit. Gazi Univ / -2014. - №29: 755-768 p.
52 Onder M., Onder S., Adiguzel E. Applying hierarchical loglinear models to nonfatal underground coal mine accidents for safety management // Int. J. Occup. Saf. Ergon / -2014. - №20. 239-248 p.
53 Chan A. H. S., Ng A. W. Y. The guessing of mine safety signs meaning: effects of user factors and cognitive sign features // Int. J. Occup. Saf. Ergon. / -2012.
- №18. 195-208 p.
54 Martyka J., Lebecki K. Safety culture in high-risk industries // Int. J. Occup. Saf. Ergon. / -2014. - № 20. 561-572 p.
55 Владимиров B.A., Измалков В.И., Измалков A.B. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. - Москва: Деловой экспресс, 2002. 183 с.
56 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Космические системы и технологии повышения безопасности и снижения рисков / Н.В. Абросимов, А.М. Лепихин, Н.А. Махутов, В.В. Москвичев и др. - Москва: МГОФ «Знание», 2017. 608 с.
57 Государственный доклад МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - Москва: МЧС России, 1996-2016 гг.
58 Москвичев В.В., Тасейко О.В., Иванова У.С., Черных Д.А. Базовые риски природно-техногенной безопасности Красноярской промышленной агломерации // Проблемы анализа рисков. - 2018. - №15. С. 42-47.
59 Иванова У.С. Динамика изменений техногенных рисков
промышленных регионов: Красноярский край, Кемеровская область //
Обработка пространственных данных в задачах мониторинга природных и антропогенных процессов (SDM-2017): Труды Всероссийской конференции - Новосибирск: ИВТ СО РАН, 2017. С. 316-318.
60 Иванова У.С. Показатели и риски развития промышленной агломерации на примере Красноярского края // Конференция молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям: Тезисы докладов XVIII Всероссийской конференции (г. Иркутск 21-25 августа 2017 г.).
- Новосибирск: Издательство ИВТ СО РАН, 2017. С. 35.
61 Иванова У.С. Модели оценки техногенных рисков промышленных регионов на примере Красноярского края // Проспект Свободный: - Красноярск: СФУ, 2017. С. 3-7.
62 Иванова У.С., Тасейко О.В. Анализ индивидуальных рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера в регионах Сибири // Решетневские чтения: - Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2017. Ч. 2. С. 102-103.