Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния процессов структурной трансформации на эффективность региональной экономической системы

Работа №22157

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы178
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
654
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретико-методологические основы изучения структуры экономики
Красноярского края, её эффективности и процессов трансформации 10
1.1 Сравнительная характеристика существующих подходов
к изучению структурной трансформации экономики 12
1.2 Методологические основы оценки структурных изменений
в экономике 15
1.3 Методологические основы исследования взаимосвязей между процессами структурной трансформации экономики
и уровнем её эффективности 19
2 Оценка направлений структурной трансформации экономики
Красноярского края 24
2.1 Изучение особенностей динамики показателей социально-экономического развития Красноярского края 27
2.1.1 Анализ основных социально-экономических показателей
Красноярского края в 2004-2015 годах 27
2.1.2 Анализ изменений, произошедших в структуре экономики
Красноярского края в 2004-2014 гг 36
2.2 Исследование схожести отраслевой структуры ВРП
Красноярского края и других субъектов Российской Федерации 42
2.3 Определение «естественных» направлений структурной
трансформации экономики Красноярского края 49
3 Исследование взаимосвязей между структурой экономики
Красноярского края и социальными показателями её эффективности 60
3.1 Оценка влияния выпуска экономики на стоимостной показатель
уровня жизни 61
3.2 Оценка влияния выпуска экономики на «не денежный» показатель
уровня жизни 68
Заключение 72
Список использованных источников 78
Приложения А - З

Проблемы структурной трансформации экономики являются одними из наиболее широко обсуждаемых вопросов как в академических кругах, так и в сфере государственного управления многих стран мира. Исследования, проводимые в этой области, затрагивают как государства с развивающейся экономикой, так и экономически развитые страны. Очевидно, что высокий научный и практический интерес, проявляемый к теме структурной трансформации экономики, среди прочего, вызван тесной взаимосвязью этой категории с концепцией экономической эффективности и, как следствие, с категориями экономического роста и уровня жизни населения.
Вместе с этим, данная проблема является не менее актуальной и для экономики многих регионов России, ведь именно их совокупный экономический вклад предопределяет структурную форму национальной экономики. При этом на сегодняшний день опубликовано не так много исследований, посвящённых субнациональному уровню изучения взаимосвязей между экономической структурой региона и уровнем жизни населения. Другими словами, большинство существующих работ фокусируются на анализе национальных показателей и не принимают во внимание данные по муниципалитетам, которые в своей совокупности формируют агрегированные индикаторы по входящим субъектам.
Преодоление этих и подобных им ограничений, в свою очередь, составляет теоретическую мотивацию проведения настоящего исследования. В его рамках изучение взаимосвязей между трансформацией экономики и уровнем жизни населения проводится на примере Красноярского края, который является одним из ярчайших представителей той когорты российских регионов, в экономике которых наблюдается явный дисбаланс в сторону добычи
полезных ископаемых и ассоциируемых с данной отраслью прочих видов промышленной деятельности.
Мотивация настоящего исследования носит также и прикладной характер: на сегодняшний день в практике регионального управления не сформировался информационно ориентированный (то есть опирающийся в первую очередь на имеющиеся количественные и качественные данные и не использующий предопределённых весов и экспертных оценок) механизм установления приоритетов развития того или иного вида экономической деятельности, а также оценки влияния складывающейся экономической структуры на уровень жизни. Настоящее исследование призвано предложить вариант такого механизма.
Особую актуальность настоящее исследование приобретает в свете принятия Концепции промышленной политики Красноярского края до 2030 г. [1], разработанной краевым министерством промышленности, энергетики и торговли. Данная концепция предусматривает модернизацию краевой экономики посредством дальнейшего развития промышленного комплекса как совокупности видов экономической деятельности, предопределяющих формирование основных макроэкономические показателей региона. При этом цели и задачи концепции фактически проводят параллель между развитием промышленного производства (выраженного, в частности, максимизацией таких стоимостных показателей, как объем отгруженной продукции и инвестиции в основной капитал) и повышением уровня жизни населения края (посредством повышения уровня занятости и увеличения производительности труда). Вместе с этим, представляется наиболее вероятным тот факт, что под индикатором уровня жизни в данном контексте понимается, в первую очередь, его стоимостной аспект (как, например, заработная плата работников организаций), поскольку перечисленные механизмы его регулирования, наиболее тесно связаны именно с этой экономической категорией.
Разрабатываемая Правительством Красноярского края Стратегия социально-экономического развития до 2030 года также определяет дальнейшее развитие промышленных видов деятельности в качестве главного приоритета по укреплению экономики региона [2].
При этом взаимосвязь между стоимостным показателем структуры экономики (выпуском организаций) и уровнем жизни населения остаётся для системы регионального управления малоизученной областью. В Красноярском крае ранее не проводилось детального изучения вопроса о том, способна ли структурная трансформация экономики оказать статистически и экономически значимое влияние на формирование уровня жизни населения (т.е. социального аспекта эффективности экономической системы) или этот социальный индикатор предопределяется неким иным набором показателей, для максимизации которых следует рассмотреть альтернативные сценарии распределения имеющихся государственных ресурсов. Кроме того, требует дополнительного изучения вопрос о том, согласуется ли дальнейшее наращивание промышленного потенциала Красноярского края с повышением устойчивости его экономики к кризисным воздействиям или для достижения этой цели следует сфокусироваться на «оздоровлении» других видов экономической деятельности. Настоящее исследование предполагает поиск ответов на оба эти вопроса.
Таким образом, перед настоящим исследованием была поставлена следующая цель: определение направлений структурной трансформации экономики Красноярского края, которые будут способствовать увеличению устойчивости региональной экономики к кризисным воздействиям в кратко- и среднесрочной перспективах, и оценка степени влияния структуры краевой экономики на уровень жизни населения.
В свою очередь, для достижения поставленной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1) выполнить анализ социально-экономического положения Красноярского края с целью выявления периодов-маркеров, во время которых краевая экономика подверглась наиболее значительным рецессионным воздействиям;
2) сформировать группу регионов РФ, структура экономики которых подобна экономической структуре Красноярского края;
3) провести анализ отобранных регионов на предмет стабильности их экономических структур, а также их устойчивости к кризисным воздействиям;
4) выявить подгруппу регионов, экономика которых демонстрирует более высокие по сравнению с Красноярским краем показатели устойчивости и стабильности;
5) сформулировать направления структурной трансформации экономики Красноярского края на основе опыта целевых регионов;
6) выявить и оценить взаимосвязь между экономической структурой Красноярского края и уровнем жизни населения путём построения и анализа системы эконометрических моделей.
Преимуществом данной работы является обширная информационная база, которая была предоставлена Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (Красноярскстатом) специально для целей настоящего исследования. В частности, была получена база данных, необходимая для расчёта показателя экономического выпуска (одного из двух основных компонентов валового муниципального продукта, расчёт которого на сегодняшний день остаётся предметом дискуссий) в разрезе каждого городского округа и муниципального района Красноярского края; база данных об умерших, необходимая для расчёта медианного возраста смерти по муниципальным образованиям края.
Источником большинства прочих показателей, характеризующих происходящие в Красноярском крае социально-экономические явления, также послужил Красноярскстат. Данные, относящиеся к другим субъектам Российской Федерации, в том числе сведения о валовом региональном продукте (ВРП) в разрезе видов экономической деятельности, были предоставлены Росстатом.
Научно-методологическая новизна работы заключается в том, что предлагаемые направления структурной трансформации экономики Красноярского края определяются исходя из опыта более успешных в этой области регионов, группа которых была сформирована не по традиционному для практики государственного управления географическому принципу, а по принципу подобия их экономических структур экономике Красноярского края.
Практическая полезность результатов настоящего исследования заключается в использовании таких показателей официальной статистики России, расчёт которых в разрезе муниципальных образований ранее не проводился (например, выпуск экономики края как совокупности экономического выпуска муниципалитетов; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций и медианный возраст смерти). Это повышает востребованность результатов исследования со стороны органов государственного управления для анализа состояния краевой экономики. (В этом смысле настоящая работа отличается от исследований, которые изучают взаимосвязь между структурой экономики и благосостоянием населения в общем смысле и задействуют абстрактные показатели полезности и выпуска). В свою очередь применяемые экономико-статистические модели позволяют оценить степень воздействия практически каждого приоритетного вида экономической деятельности на уровень жизни населения (в отличие от часто встречающейся в литературе трёхсекторной концепции).
Настоящее исследование состоит из трёх частей. В первой части рассматриваются теоретико-методологические основы работы: приводится сравнительная характеристика существующих теоретических подходов к изучению взаимосвязей между структурной трансформацией экономики и уровнем жизни населения, определяется методология исследования.
Во второй части работы анализируется социально-экономическое положение Красноярского края; выявляются периоды-маркеры, которые впоследствии служат опорными точками для оценки устойчивости экономик исследуемых регионов к неблагоприятным рецессионным воздействиям. Исследование продолжается формированием группы регионов РФ, структура экономики которых имеет существенную степень подобия существующей экономической структуре Красноярского края. Из сформированной группы затем выделяется подгруппа субъектов-эталонов, экономика которых на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрирует более высокую по сравнению с Красноярским краем степень устойчивости, а также показывает опережающие темпы экономического роста. На основе показателей экономической структуры эталонных регионов определяются направления структурной трансформации экономики Красноярского края на кратко- и среднесрочную перспективу. В заключении второй главы приводится краткая характеристика особенностей экономических систем эталонных регионов, а также предлагаются возможные варианты достижения соответствующих целевых значений в Красноярском крае. При анализе используются данные Красноярскстата или Росстата, если не указано иное.
Третья часть настоящей работы посвящена исследованию взаимосвязей между процессами структурной трансформации краевой экономики и социальными аспектами её эффективности. При этом под социальными аспектами понимаются показатели средней заработной платы и продолжительности жизни населения. Данные индикаторы представляют собой стоимостную и «не денежную» интерпретации категории уровня жизни населения, повышение которого является ключевым требованием эффективной экономики. Анализ проводится посредством оценки системы эконометрических моделей, которые позволяют определить, в какой мере процессы преобразования структуры краевой экономики предопределяют изменения в социальных аспектах её эффективности на протяжении всего рассматриваемого периода.
В заключительной части исследования приводятся основные выводы, рассматриваются ограничения представленных моделей, а также формулируются перспективы дальнейших исследований в данной области.
Все расчёты в рамках настоящего исследования проводились в программе статистического анализа R версии 3.2.3 с использованием пакетов car, ggplot2.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом проведённого исследования стало достижение обеих поставленных перед ним целей. Во-первых, были выявлены направления структурной трансформации экономики Красноярского края, следование которым может способствовать увеличению устойчивости региональной экономической системы к неблагоприятным кризисным воздействиям в кратко- и среднесрочной перспективах. Во-вторых, была исследована взаимосвязь между процессами структурной трансформации экономики и уровнем её социальной эффективности.
В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что одним из условий повышения уровня устойчивости экономики края к неблагоприятным воздействиям кризисных явлений является увеличение в структуре краевого ВРП удельного веса таких видов деятельности, как A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» и G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», которое должно сопровождаться снижением доли вида деятельности C «Добыча полезных ископаемых». При этом уменьшение удельного веса последнего не обязательно должно осуществляться за счёт снижения физического объёма добавленной стоимости данной отрасли; наиболее целесообразным способом реализации этой задачи представляется укрепление позиций прочих секторов деятельности.
В этом контексте полученные выводы частично согласуются с основными положениям двух ключевых документов долгосрочного планирования, разрабатываемых Правительством края, - Стратегией социальноэкономического развития до 2030 г. [2] и Концепцией промышленной политики до 2030 г. [1], которые в качестве приоритета укрепления региональной экономики называют снижение её зависимости от добычи полезных ископаемых за счёт перехода к наукоёмким промышленным производствам с высоким инновационным потенциалом.
Вместе с этим, изучение влияния структуры краевой экономики (выраженное изменением экономического выпуска во времени) на социально ориентированный аспект эффективности краевой экономики (выраженный изменением показателей средней заработной платы и медианного возраста смерти) позволило получить доказательства в пользу того, что в настоящее время данные категории изменяются практически независимо друг от друга. Другими словами, исследование показало, что выпуск не имеет экономически значимого влияния на формирование таких показателей уровня жизни населения, как средняя заработная плата и медианный возраст смерти. Причём под выпуском понимается как выпуск в целом по всем видам экономической деятельности, так и выпуск по секторам, определённым в качестве приоритетных с точки зрения трансформации региональной экономики.
Данный вывод не согласуется с положениями, содержащимися в упомянутых выше краевых документах долгосрочного планирования, которые связывают дальнейшее развитие производственного комплекса края, отождествляемое с увеличением выпуска в соответствующих отраслях, с повышением уровня жизни населения, а, следовательно, и с увеличением эффективности региональной экономической системы.
Полученный вывод может свидетельствовать о наличии неравномерности в перераспределении стоимости, генерируемой региональной экономикой. Это, в свою очередь, может быть проявлением недостаточной социальной ориентированности экономической системы Красноярского края и свидетельствовать о том, что общество, в целом, получает недостаточную положительную отдачу в виде различного рода благ от функционирования экономики, в которой оно задействовано. Учитывая, что инвестирование в развитие человеческого капитала является общепризнанным двигателем устойчивого экономического развития, текущая ситуация, согласно результатам исследования, требует стратегического решения.
Вместе с этим, учитывая, что экономика Красноярского края почти наполовину состоит из видов деятельности, связанных с промышленным производством, на которые приходится большая часть налоговых поступлений в краевой бюджет, задача о повышении социальной ориентированности экономики должна, в первую очередь, быть решена в отношении именно этого сектора. Одним из вариантов её решения может стать повышение уровня социальной ответственности, а также степени вовлечённости в развитие местных сообществ, предприятий, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. Этому может способствовать, например, открытие соответствующими предприятиями корпоративных центров социальной помощи, детских садов, медицинских центров, доступ к которым имели бы все лица, проживающие на территории функционирования таких организаций.
Учитывая актуальность сформированных выводов для практики регионального управления, результаты настоящего исследования могут оказаться полезными для Правительства Красноярского края, а также для профильных ведомств, участвующих в формировании экономической политики региона, при принятии ими управленческих решений.
Особенную практическую пользу способны принести сильные стороны алгоритмов и эконометрических моделей, построенных автором диссертации. Среди них, во-первых, следует отметить ориентированность моделей на количественные данные: в расчётах не используются экспертные оценки или иные предопределённые веса, что позволяет минимизировать «человеческий фактор» при расстановке приоритетных направлений трансформации и определении степени влияния выпуска экономики на уровень жизни населения.
Во-вторых, в моделях используются относительно доступные данные, что даёт возможность свободного обновления расчётов при поступлении новой информации. Исследование опирается на данные федеральных статистических наблюдений и значения показателей, рассчитываемых органами государственной статистики. При этом отсутствует необходимость организации сбора дополнительных данных от респондентов или проведения других экономико-социологических исследований на полевом уровне.
В-третьих, сильной стороной исследования является его научная обоснованность и относительная простота интерпретации параметров и условий разработанных моделей. Методология исследования опирается на принятые в международной практике подходы к анализу социальноэкономических данных, что позволило построить модели, которые имеют достаточно чёткую интерпретацию. Это позволит провести их оперативное внедрение в практику регионального управления.
В-четвёртых, использованные в исследовании модели обладают гибкостью настройки и потенциалом для усовершенствования. Например, алгоритм определения естественных пределов трансформации экономики позволяет выявить направления структурных преобразований не только на следующий плановый период, но и на несколько лет вперёд (при наличии необходимых механизмов прогнозирования входной информации), причём план достижения целей трансформации может быть распределён на несколько этапов и подлежать реализации в течение нескольких лет. В этом ключе предложенный алгоритм может оказаться полезным также и при формировании проектов стратегий социально-экономического развития региона.
В свою очередь, регрессионные модели, предназначенные для оценки влияния изменения структуры краевой экономики на формирование уровня жизни населения, могут быть дополнены другими актуальными переменными, характеризующими, например, климатические условия того или иного муниципалитета. Это позволит определить прочие факторы, влияющие на формирование исследуемых социальных показателей эффективности региональной экономики.
Необходимо отметить, что, как и практически все модели, используемые для анализа социально-экономических явлений, результаты настоящего исследования имеют также и ряд ограничений.
Во-первых, алгоритм определения направлений трансформации региональной экономики подходит только для целей планирования на кратко- и среднесрочную перспективу. Это связано с тем, что представленный алгоритм априори не предполагает резких радикальных перемен в краевой экономической структуре и представляет собой инструмент для точечного исправления кризисной ситуации и предотвращения «проседания» результата функционирования экономики во время кризисного периода. При этом построенный автором алгоритм основывается на опыте более успешных в этом направлении регионов, экономика которых имеет существенную степень подобия экономике Красноярского края. Вместе с этим, понятие «подобие» предполагает схожесть как сильных, так и слабых сторон экономической структуры, взаимное влияние которых может дать непредсказуемый результат в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, алгоритм выявления направлений трансформации не является панацеей от всех типов неблагоприятных кризисных воздействий и не может гарантировать устойчивость экономики, если природа последующих кризисов будет существенно отличаться от тех, которые наблюдались в обозримой ретроспективе (например, в случае, если рецессионные явления проявятся не в виде сокращения объёмов производства, а в виде повышения уровня инфляции или безработицы).
В-третьих, средняя номинальная начисленная заработная плата и медианный возраст смерти не являются всеобъемлющими показателями уровня жизни. В связи с этим они могут не отражать всё полноту аспектов данной категории, в том числе и те, которые могут иметь существенную зависимость от объёма экономического выпуска.
Так, научно доказанным считается утверждение о том, что для повышения уровня жизни человеку не обязательно иметь бесконечный доход: предельное качество жизни увеличивается лишь до достижения индивидуумом определённого уровня дохода; преодоление этого уровня отражается на увеличении уровня жизни незначительно.
В свою очередь, показатели длительности жизни, такие как её ожидаемая продолжительность или медианный возраст смерти, не делают различий между периодами здоровой жизни и периодами жизни, в которые возможности человека становятся ограниченными в связи с заболеваниями (не все заболевания ведут к смерти; многие могут стать причиной существенного снижения физического качества жизни).
Кроме того, выпуск организаций сам по себе может не в полной мере характеризовать процессы, протекающие в экономической структуре края. Например, в случае, когда регион имеет достаточно тесные экономические отношения с другими субъектами, отсутствие взаимосвязи между выпуском и уровнем жизни населения не обязательно означает недостаточную степень эффективности региональной экономической системы. В действительности основная часть выпуска региона может направляться на экспорт в другие субъекты, в то время как фактическое потребление населения может формироваться за счёт выпуска других субъектов, поступающего в региональную экономику в виде импорта. В подобных условиях даже регионы с высокой степенью специализации экономики могут характеризоваться высоким уровнем жизни.
Рассмотренные ограничения настоящей работы представляют собой базис для дальнейших исследований взаимосвязи процессов структурной трансформации экономики и уровня жизни населения. Так, будущие исследования могут быть посвящены изучению влияния выпуска экономики Красноярского края на комплексный показатель уровня жизни, такой как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Также представляется целесообразным более детальное изучение экономических связей края с другими регионами с целью определения возможной степени влияния их выпуска на уровень жизни в крае.
С точки зрения определения направлений структурной трансформации экономики, целью потенциальных исследований может стать разработка алгоритма, позволяющего выявить ориентиры структурных преобразований на долгосрочную перспективу.



1 Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края. Концепция промышленной политики Красноярского края до 2030 года. - 2015. [Электронный-ресурс]: режим доступа: http://www.krskstate.ru/dat/bin/ art_attach/5948_koncepciy.docx (доступ осуществлён 21.05.2016). - Загл. с экрана.
2 Правительство Красноярского края. Стратегия социально
экономического развития Красноярского края до 2030 года. - 2016. [Электронный-ресурс]: режим доступа: http://www.krskstate.ru/dat/
bin/art/20859_strateg_2016.pdf (доступ осуществлён 21.05.2016). - Загл. с экрана.
3 Barr, Nicholas. Economics of the Welfare State, 5th edition / Nicholas Barr. - OUP Oxford, 2012. - 386 c.
4 Kuznets, Simon. Modern Economic Growth: Findings and Reflections / Simon Kuznets // American Economic Review. - 1973. - № 63. - С. 247-258.
5 United Nations Statistics Division. [Электронный-ресурс]: режим доступа:
http://unstats.un. org/unsd/environmentgl/gesform. asp?getitem=936 (доступ
осуществлён 09.03.2016). - Загл. с экрана.
6 The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). Russia: Modernising the Economy / OECD // Better Policies. - OECD Publishing. - Paris, 2013. - 46 с.
7 Fisher, Allan G.B. Production, Primary, Secondary and Tertiary / A. Fisher // The Economic Record. - 1939. - № 15.1. - С. 24-38.
8 Clark, Colin. The Conditions of Economic Progress / C. Clark. - Macmillan and Co., Limited, 1940. - 504 с.
9 Fourastie, Jean. Die groBe Hoffnung des 20. Jahrhunderts. (“The Great Hope of the 20th Century”). - Koln-Deutz, 1954.
10 Lucas, R. E. On the Mechanics of Economic Development / R. Lucas // Journal of Monetary Economics. - 1988. - № 22. - С. 3-42.
11 Romer, P. M. Endogenous Technological Change / P. Romer // The Journal of Political Economy. - 1990. - № 98.5.2. - С. S71-S103.
12 Dietrich, A. Does growth cause structural change, or is it the other way round? A Dynamic Panel Data Analyses aor Seven OECD Countries / A. Dietrich // Empirical Economics. - 2012. - № 43-3. - С. 915-944.
13 Gillman, Max. A Simple Theory of Structural Transformation / M. Gillman // Cardiff University, Cardiff Economics Working Papers. - № E2011/4. - 2011
14 Herrendorf, Berthold. Growth and Structural Transformation / B. Herrendorf // Handbook of Economic Growth. - 2014. - № 2. - С. 855-941.
15 Трифонов, Ю. В., Веселова, Н. В. Методологические подходы к анализу структуры экономики на региональном уровне / Ю. В. Трифонов, Н. В. Веселова // Вопросы статистики. - 2015. - № 2. - С. 37-49.
16 Кофанов А. А. Диверсификация региональной экономики как доминирующая стратегия структурного развития в условиях глобализации экономических отношений : автореф. дис. ... доктор экономических наук : 08.00.05 / Кофанов Антон Александрович. - Краснодар, 2011. - 34 с.
17 Турганова Л. В. Диверсификация экономики как инструмент устойчивого развития региона (на примере Липецкой области): автореф. дис. ... кандидат экономических наук : 08.00.05 / Турганова Лилия Викторовна. - Москва, 2011. - 26 с.
18 Stamer, M. Strukturwandel und Wirtschaftliche Entwicklung in Deutschland, den USA und Japan / M. Stamer. - Shaker Verlag. - Aachen, 1999.
19 Lilien, D.M. Sectoral Shifts and Cyclical Unemployment / D.M. Lilien // Journal of Political Economy. - 1982. - № 90. - С. 777-793.
20 Cressie, Noel A.C. Statistics for Spatial Data. / Noel A.C. Cressie. - John Wiley & Sons, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ