Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус иностранных граждан 7
§1.1. Иностранный гражданин как субъект конституционного права 7
§ 1.2. Понятие и содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан 24
§ 1.3. Основные права и обязанности иностранных граждан 56
Глава 2. Основа нормативного правового реагирования конституционно-
правового статуса иностранных граждан 72
§ 2.1. Особенности нормативного правового регулирования конституционно- правового статуса иностранных граждан 72
§ 2.2. Тенденции развития нормативного правового регулирования конституционно-правового статуса иностранных граждан 89
Заключение 96
Список литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время вопрос регулирования правового положения иностранных граждан имеет особую актуальность. Это связано, прежде всего, с возрастанием миграционных процессов, увеличением количества въезжающих и находящихся на территории Российской Федерации граждан. При этом цели въезда и пребывания, а также характер пребывания, его сроки могут быть различными: это может быть, как культурно-туристическое кратковременное посещение либо транзитный проезд через территорию страны, так и нахождение в государстве пребывания с целью работы, учебы. Кроме того, многие граждане других государств переезжают в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в том числе и с целью воссоединения семей. На последнее обстоятельство обращается внимание в утвержденной Президентом Российской Федерации Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (л. 13, 24). Необходимость совершенствования регулирования статуса иностранных граждан обусловлена, на наш взгляд, двумя факторами, которые являются следствием возрастания миграционных процессов, а именно, с одной стороны, приезд мигрантов и их последующее нахождение вызывает негативную реакцию со стороны собственных граждан государства пребывания, с другой стороны, иностранные граждане сами могут нарушать законы государства своего пребывания, в том числе совершать преступления и административные правонарушения. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации регулируется различными отраслями права. Учитывая, что основу правовой системы в Российской Федерации составляет прежде всего Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу над иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными актами, вопросы правового регулирования правового статуса иностранных граждан наибольший интерес представляют именно с позиции конституционного права. Данное обстоятельство обусловило намерение провести анализ конституционно-правового статута иностранных граждан и особенностей его регулирования.
Степень научной разработанности темы. Вопросам проблематики конституционно-правового статута иностранных граждан посвятили свои труды и работы такие ученые, как Лвакьян С.Л.. Лрбузкин Л.М.. Богуславский М.М., Витрук Н.В.. Воеводин Л.Д., Матузов H.W.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся между иностранным гражданином как субъектом права и государством.
Предметом исследования в настоящей работе являются закономерности развития конституционно-правового статуса иностранных граждан в целом и его элементов.
Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в выявлении особенностей конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации и закономерностей его регулирования. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
-изучение понятия конституционно-правового статуса иностранного гражданина, а также составляющих его элементов;
-система правовых норм, регулирующих конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации;
-изучение специфики основных прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации, их сравнительный анализ с правами и обязанностями граждан Российской Федерации;
-выявление тенденции развития нормативного правового регулирования конституционно-правового статуса иностранных граждан.
Нормативной базой исследования послужили прежде всего Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года X® П5-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых- коксштуционалистов. как Авакьян С.А.. Арбузкнн А.М.. Богуславский М.М., Васильева Л.В., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Герасименко Ю.В., Матузов Н.И., Пожидаева М.В.
Научная новизна исследования состоит в том, что автор обобщает результаты исследований, полученных авторами, изучающими вопросы правового статуса личности в целом, авторов, изучающих специфику правого статуса иностранных граждан, а также отдельных элементов их статуса, соответствующих положений нормативных правовых актов, вычленяя особенности и тенденции развития конституционно-правового статуса иностранных граждан.
Основные положения, выносимые на защиту:
-понятие и признаки иностранного гражданина;
-понятие и структура конституционно-правового статуса иностранных граждан (составляющие его элементы);
-национальный режим при определении правового статуса иностранных граждан, специфика реализации иностранными гражданами основных прав, закрепленных в Конституции РФ;
-тенденции нормативного правового регулирования конституционноправового статуса иностранных граждан.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть учтены в законотворческой и правоприменительной деятельности и использованы в практике преподавания дисциплин конституционно-правового цикла.
Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре конституционного, административного и муниципального права Юридического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный Университет», где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения, выводы и рекомендации нашли отражение в публикациях автора (к печати подготовлено
одна публикации). Структура работы обусловлена целью исследования и отражает его логику.
По итогам проведенною исследования можно сделать вывод о чрезвычайной актуальности вопроса совершенствования нормативного правового регулирования конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Вопросы нормативного правового регулирования конституционно-правового статуса иностранных граждан являются важными прежде всего в плане охраны и обеспечения интересов общества, государства и личности, в том числе защиты прав и свобод человека и гражданина. Основной проблемой нормативного правового регулирования конституционно-правовою статуса иностранных граждан является максимальное обеспечение равенства в статусе иностранных граждан и граждан Российской «Редерации и недопущение дискриминации по признаку наличия гражданства иностранного государства, при этом одновременно требуется максимально защитить собственные интересы Российской Федерации (в частности в вопросах обороноспособности, экономической безопасности) и прав, свобод и законных интересов ее граждан.
Основными краткими выводами настоящего исследования, в том числе являющимися ключом к решению обозначенной проблемы, будут такие:
- в определении понятия «иностранный гражданин» ключевым элементом является наличие правовой связи с тем иностранным государством, гражданином которого он является;
- важной и отправной особенностью конституционно-правового статуса в Российской Федерации иностранного гражданина является его двойная правовая связь с государствами, а именно правовая связь с государством гражданином (подданным) которого он является, и связь с государством его фактического местонахождения;
• основополагающим принципом конституционно-правового статуса иностранного гражданина является принцип национального режима.
заключающегося в обладании таким же набором основных прав и несении обязанностей наравне с гражданами Российской Федерации;
- равенство в правах и обязанностях иностранных граждан и граждан Российской Федерации не может быть полным и абсолютным, а установление изъятий из принципа национального режима не является дискриминацией, поскольку иностранный гражданин, находясь на территории Российской Федерации продолжает сохранять правовую связь с государством, гражданином которой он является, но такие изъятия не могут быть произвольными и должны основываться только на законе;
• в личных нравах и свободах, установленных Конституцией иностранные граждане и иностранные граждане абсолютно равны, каких-либо изъятий из национального режима здесь не существует, в то же время установление ограничений в объеме и механизме реализации иных прав (политических, экономических, социально-культурных) не должно влечь за собой ограничение личных прав:
- в отношении остальных закрепленных ы Конституции основных прав и свобод для иностранных граждан установлен особый механизм их реализации, а отправным ключевым элементом в установлении порядка реализации являются законность въезда и законность нахождения на территории Российской Федерации, что требует совершенствования законодательства в области противодействия незаконной миграции, закрепление действенного механизма контроля за въездом и пребыванием, миграционным учетом иностранных граждан;
- другим элементом, определяющим механизм реализации закрепленных Конституцией основных прав и свобод является характер, цель и сроки нахождения на территории Российской Федерации, и именно данные критерии должны учитываться при разработке и закреплении механизма реализации прав иностранных граждан;
основной тенденцией нормативного правового регулирования конституционно-правового статута иностранных граждан является упрощение механизма реализации, закрепленных Конституцией основных прав и свобод, но такое упрощение нс должно быть произвольным, а должно отмечать основным направлениям, которые обозначены в упомянутой нами Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.
Последним важным выводом настоящей работы является следующий: если иностранный гражданин желает быть равным в правах с гражданином РФ. то такой иностранный гражданин должен иметь стимул к обретению нм гражданства Российской Федерации. В этом плане наше государство при регламентации конституционно-правового статуса иностранных граждан именно к этому должно стимулировать, что собственно говоря, и составляет основную нить Концепции миграционной политики.
22. Вискулова В.В. Правовое регулирование стат>гса иностранных граждан в Российской Федерации (на примере Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) Благовещенск, 2006
23. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права //Сов. государство и право. 1965. № 2.
24. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997
25. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. - М.: Междунар. Отношения, 1982
26. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон- ситуационно-правового статуса: Лекция. —Омск, 1996
27. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.2002. ХУ 6.
28. Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. МВД России, Ом. акад., Омск, 2003
29. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997
ЗО.Златолодьский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов. - М., 2000
31. Корсик К.А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1998
32. Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия «неграждане» И Конституционное и муниципальное право. 2005. Х<> 1
33. Кручинин А.С. Совершенствование понятийного аппарата конституционного права: к вопросу определения понятия «nei-раждане» // Представительная власть- XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2004, ХУ 4
34. Кутафин О.Е. Российское гражданство: MoHOi'p. М.: Юристъ. 2004
35. Лазарев Л.В., Марышсва Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: (Правовое положение). - М., 1992
36. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. Москва, 1997
37. Манолов К.И. Сущность международно-правового статуса иностранцев и особенности их видов. Тверь, 1993
38. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Издательство Саратовского университета. Саратов. 1972
39. Мицкевич А.В. Субъекты советского права М.: Госюриздат, 1962
40. Международное право. Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. М.. 1978
41.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко, М, 2002
42.0сиовин В.С. Советские государственно-правовые отношения и правосубъектность граждан //Советское государство и право. 1963. Х° 6
43. Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право. М., 1959
44. Петров Ю.А. Соотношения понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан И Вестник Ленинградского университета. 1974. №5
45. Пожидаева М.В. Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве // Международное публичное и частное право. 2005. № 4.
46. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М.. 2003