Введение…………………………………………………………………………...3
1. Культурная модель Тибета…………………………………………………….4
2. Охрана памятников культуры………………………………………………..13
3. Продолжение и развитие традиций национальной культуры и искусства…………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...24
В силу исторических причин в Тибете долгое время господствовал теократический феодально-крепостной строй, при котором вся власть была сосредоточена в руках небольшой горстки верхушки духовенства и знати. На протяжении длительного времени доминирующее положение занимала культура, тесно связанная с буддистским культом. Такое положение существовало вплоть до 1959 г., когда в Тибете начались демократические преобразования. В то время верхушка духовенства и знати монополизировала основные средства производства и все блага культуры и просвещения Тибета; культура и искусство служили лишь средством развлечения для высокопоставленного духовенства и аристократической знати. А широкие массы крепостных и рабов, составлявшие 95 процентов населения Тибета, влачили нищенское существование, не имея никаких гарантий права даже на выживание, где уже тут было говорить о праве на культуру и образование. Теократический феодально-крепостной строй, господствовавший в Тибете несколько столетий, не только серьезно сковывал развитие производительных сил, но и обрекал традиционную культуру Тибета, в том числе архитектурные и культурные памятники, на замкнутость в отрыве от внешнего мира и атрофирование. Что касается современных науки и техники, культуры и образования, то в Тибете вместо них были сплошные "белые пятна".
Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Для удовлетворения непрерывно возрастающих материальных и культурных потребностей тибетцев в течение четырех с лишним десятилетий Центральное народное правительство и народное правительство Тибетского автономного округа, проводя в жизнь "Конституцию КНР" и "Закон КНР о национальной районной автономии", наряду с развитием в ТАР социальной и экономической сфер, проделали большую работу в области охраны и продолжения лучших традиций культуры, для чего были затрачены огромные людские, финансовые и материальные ресурсы и использованы правовые, экономические и административные рычаги. Были направлены силы на создание и развитие современной науки, культуры и просвещения. Успехи были достигнуты впечатляющие.
Сегодня все тибетцы выступают хозяевами новой эпохи, наследниками и участниками развития и потребителями лучших национальных культурных традиций. Они совместными усилиями создают современную цивилизацию и культуру, результатом чего стали невиданные дотоле процветание и прогресс в области культуры.
1. Азия. Диалог цивилизаций. СПб., 1996.
2. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999.
3. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.
4. Дылыкова В.С. Тибетская литература. Краткий очерк. М.,1990.
5. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры. М., 2006.
6. Лысенко В.Г. Будда как личность и личность в буддизме // Бог — Человек — общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
7. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
8. Эррикен К. «Религии мира. Буддизм». Москва, 2002
9. http://www.zencenter.ru
10. http://www.savetibet.ru