Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ

Работа №22090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностных особенностей
подростков с различным социометрическим статусом в группе 8
1.1 Подростковый возраст как период становления личностных особенностей 8
1.2 Подростковая группа как условие формирования личностных особенностей учащихся 19
2. Экспериментальное исследование личностных особенностей подростков
с различным социометрическим статусом в группе 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Описание, анализ и интерпретация результатов
исследования 29
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для формирования
подросткового коллектива 45
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б


В подростковом возрасте все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают новые психологические образования. Главное содержание этого возраста составляет переход ребенка от детства к взрослости, который сопровождается появлением у подростка значительных субъективно переживаемых трудностей, а также возникновением объективных трудностей в его воспитании. Многие психологи определяют этот возраст как кризисный. С одной стороны, подросток переходит на новую социальную позицию, приобщается к миру общественных ценностей, формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. С другой стороны, происходит процесс индивидуализации - утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
В этот период огромное значение для подростка приобретает общение со сверстниками; ему важно не только быть вместе с ними, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. В том числе это стремление может быть выражено в желании занять в группе позицию лидера. Особое значение имеет потребность в высоком социометрическом статусе для подростков находящихся в интернате и других учреждениях подобного типа.
В работах отечественных психологов теоретически и экспериментально изучались личностные особенности подростков (Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев). В зарубежной психологии данной проблеме посвящены работы Г. Ю. Айзенка, Р. Кеттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, З.Фрейда.
Однако экспериментальные исследования, посвященные проблеме личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе, немногочисленны.
Цель исследования: изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Объект - личностные особенности подростков.
Предмет - личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме становления личностных особенностей в подростковом возрасте;
2. Описать особенности подростковой группы как условие формирования личностных особенностей учащихся;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе;
4. Охарактеризовать психолого-педагогические методы развития подросткового коллектива.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирический метод (Социометрический тест Я. Морено; Методика 14 PF (тест-опросник Кеттелла для подростков);
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тейская средняя школа №3». Выборка исследования представлена группой детей подросткового возраста в количестве 12 человек, возраст испытуемых 15-16 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей подростков.
Второй этап (декабрь 2015 г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования, направленного на изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом в группе», который может быть использован при написании студентами курсовых и дипломных работ, а также при подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников состоящих из 43 наименований, двух приложений. Объем работы составляет 57 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме становления личностных особенностей в подростковом возрасте, можно сделать вывод, что подростковый возраст называют промежуточным между детством и взрослостью. Психологическими новообразованиями этого периода, по мнению Д. Б. Эльконина, являются личностное самоутверждение, потребность молодого человека в общении, увеличение его контактов, формирование нового мировоззрения, пересмотр и изменение ранее установившихся убеждений и представлений, а также усвоение ценности и нормы жизни подростковой среды.
Подростковая группа является одним из условий формирования личностных особенностей учащихся. Подростки в зависимости от уровня развития коллектива, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо уверенными в себе, более эмоционально устойчивыми, что, в свою очередь, влияет на их взаимоотношения со сверстниками и на социометрический статус.
Нами проводилось эмпирическое исследование с целью изучения личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Анализируя результаты, полученные с помощью социометрического теста, мы выявили, что 42% подростков в данной группе является «принятыми», 42%. учащихся имеют социометрический статус «отвергнутые», 8% исследуемых «лидеры» - 8% «предпочитаемые». Это свидетельствует о низком уровне сплоченности классного коллектива, нет эффективного взаимодействия учащихся друг с другом; психологический климат в коллективе не благоприятный.
Проанализировав результаты, полученные с помощью 14-факторного личностного опросника РБ. Кеттелла (14-PF), мы пришли к выводу, что у подростка с социометрическим статусом «лидер» развиты такие личностные особенности как: легкость в общении, доброжелательность, внимательность к людям, хорошая приспособляемость, легкая включаемость в активные группы; гибкое поведение в стрессовых ситуациях, упорность в достижении цели; присущи хорошие организаторские способности, сознательны, настойчивы, на них можно положиться.
У подростка со статусом «предпочитаемый» присутствуют следующие личностные особенности: склонность к сотрудничеству, хорошая приспособляемость, сознательны, настойчивы, на них можно положиться; очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях; не хватает решительности, необходима поддержка группы.
У подростков с социометрическим статусом «принятые» проявляются такие личностные особенности как: хорошая приспособляемость, им присущи гибкие установки, которые легко меняются; они легко возбудимы; нетерпеливы, требовательны, несдержанны, нетерпеливы, непрактичны; слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны.
У подростков с социометрическим статусом «отвергнутые» проявляются такие личностные особенности как: сдержанность, обособленность,критичность, холодность, склонность к ригидности, скептицизму, отчужденности; они впечатлительны, склонны к субдепрессиям; у них проявляется подсознательное чувство вины, собственной неполноценности.
Нами был разработан тренинг «Класс глазами каждого» (Приложение Б) с целью сплочения классного коллектива и построения эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развития коммуникативных навыков.
На основе результатов исследования работу педагога-психолога по формированию подросткового коллектива можно условно разделить на три направления:
3) Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы».
4) Работа с семьей: беседы с родителями, семейное консультирование, выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д.
4) Совместная работа с классным руководителем: использовать
возможности детей для повышения статуса в классе.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург, 2013.
2. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. - Москва : ЭКСМО - Пресс, 2013. - 480 с.
3. Алейникова, Т В. Возрастная психофизиология : учебник / Т
B. Алейникова. - Ростов-на-Дону, 2012.
4. Аверин, В. А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. - Санкт-Петербург, 2012.
5. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / под ред. Н.
М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2014 - 56 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии / Б.
Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 288 с.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие / А.
C. Белкин. - Москва : Академия, 2014. - 192 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - 2-е изд. / Л. И. Божович. - Москва : Мысль, 2014. - 313с.
9. Драгунова Т В. Кризис объясняли по - разному : хрестоматия по возрастной психологии / Т В. Драгунова ; Институт практической психологии. - Москва, 2014.
10. Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессиональноличностного становления студентов-психологов / М. В. Донцова. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013.
11. Захаров, Н. Н Профессиональная ориентация школьников / Н.
Н. Захаров. - Москва : Просвещение, 2013. - 242 с.
12. Кеттелл, Р Теория личности / Р Кеттелл. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012.
13. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. - Москва, 2014.
14. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов / Я. Л. Коломинский - Москва : Просвещение, 2015.
15. Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости / Ю. М. Кондратьев. - Москва: ПЕР СЭ, 2014.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург, 2012.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В.
Н. Колюцкий. - Москва, 2013 - 390 с.
18. Кравченко, М. Использование темпераментных детерминант при допросе
несовершеннолетних правонарушителей / М. Кравченко, М. Зинченко.- Москва, 2014.
19. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. - Москва : Алетейя, 2012.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва, 2013.
21. Марченко, Л. Подростковых лидеров возьмут на учет / Л. Марченко. - Москва : Просвещение, 2012.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2012.
23. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Москва : МПСИ, МОДЭК, 2013.
24. Немов, Р С. Психология. Психология образования / Р С. Немов. - ВЛАДОС, 2012. - 608 с.
25. Никифорова, Г. С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмент / Г. С. Никифорова. - Санкт-Петербург : Лань,2013. - 246 с.
26. Обухова, Л. Ф. Возрастная психологи : учебник / Л. Ф. Обухова. - Москва, 2012.
27. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. - Москва : ЭКСМ-Пресс,2014.
28. Петровский, А. В. Общая психология : учебник / А. В. Петровский. - Москва : Просвещение, 2012.
29. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. - Москва, 2012.
30. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. - Санкт-Петербург, 2014.
31. Роевич, И. В. Психология : учебник / И. В. Роевич. - Москва : Прогресс, 2012. - 280 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 2013. - 245 с.
33. Хьелл, Л, Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 608 с.
34. Чернышев, А. С. Психологическая школа молодежных лидеров : учебное пособие / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, Ю. А. Лунев. - Москва : Просвещение, 2013.
35. Цуранова, С. П. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии / С. П. Цуранова. - Москва : РНПО 2013. - 420 с.
36. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2015.
37. Щербакова, Н. М. Психологические методики для определения характера / Н. М. Щербакова, М. Я. Ливинцева. - Иркутск : ИГПУ, 2014.
38. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - Москва : Смысл, 2013. - 351 с.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. Москва : Академия,
2014. - 384 с.
Электронные ресурсы
40. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А. Е. Личко // Все грани психологии. - Режим доступа: http://www. psyinst.ru/library.php?part=article&id=1306
41. Методика 14 PF, 142 вопроса. Тест-опросник Кеттелла для подростков. [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy/693
42. Особенности поведения подростков [Электронный ресурс] // Дом Солнца. - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/journal/118670
43. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
[Электронный ресурс] // Психология жизни. - Режим доступа:
http://www.psylive.ru/articles/118_tipi-temperamentov-i-ih-psihologicheskaya- harakteristika.aspx


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ