Введение 5
1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностных особенностей
подростков с различным социометрическим статусом в группе 8
1.1 Подростковый возраст как период становления личностных особенностей 8
1.2 Подростковая группа как условие формирования личностных особенностей учащихся 19
2. Экспериментальное исследование личностных особенностей подростков
с различным социометрическим статусом в группе 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Описание, анализ и интерпретация результатов
исследования 29
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для формирования
подросткового коллектива 45
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б
В подростковом возрасте все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают новые психологические образования. Главное содержание этого возраста составляет переход ребенка от детства к взрослости, который сопровождается появлением у подростка значительных субъективно переживаемых трудностей, а также возникновением объективных трудностей в его воспитании. Многие психологи определяют этот возраст как кризисный. С одной стороны, подросток переходит на новую социальную позицию, приобщается к миру общественных ценностей, формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. С другой стороны, происходит процесс индивидуализации - утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
В этот период огромное значение для подростка приобретает общение со сверстниками; ему важно не только быть вместе с ними, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. В том числе это стремление может быть выражено в желании занять в группе позицию лидера. Особое значение имеет потребность в высоком социометрическом статусе для подростков находящихся в интернате и других учреждениях подобного типа.
В работах отечественных психологов теоретически и экспериментально изучались личностные особенности подростков (Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев). В зарубежной психологии данной проблеме посвящены работы Г. Ю. Айзенка, Р. Кеттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, З.Фрейда.
Однако экспериментальные исследования, посвященные проблеме личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе, немногочисленны.
Цель исследования: изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Объект - личностные особенности подростков.
Предмет - личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме становления личностных особенностей в подростковом возрасте;
2. Описать особенности подростковой группы как условие формирования личностных особенностей учащихся;
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе;
4. Охарактеризовать психолого-педагогические методы развития подросткового коллектива.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирический метод (Социометрический тест Я. Морено; Методика 14 PF (тест-опросник Кеттелла для подростков);
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тейская средняя школа №3». Выборка исследования представлена группой детей подросткового возраста в количестве 12 человек, возраст испытуемых 15-16 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей подростков.
Второй этап (декабрь 2015 г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования, направленного на изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом в группе», который может быть использован при написании студентами курсовых и дипломных работ, а также при подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников состоящих из 43 наименований, двух приложений. Объем работы составляет 57 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме становления личностных особенностей в подростковом возрасте, можно сделать вывод, что подростковый возраст называют промежуточным между детством и взрослостью. Психологическими новообразованиями этого периода, по мнению Д. Б. Эльконина, являются личностное самоутверждение, потребность молодого человека в общении, увеличение его контактов, формирование нового мировоззрения, пересмотр и изменение ранее установившихся убеждений и представлений, а также усвоение ценности и нормы жизни подростковой среды.
Подростковая группа является одним из условий формирования личностных особенностей учащихся. Подростки в зависимости от уровня развития коллектива, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо уверенными в себе, более эмоционально устойчивыми, что, в свою очередь, влияет на их взаимоотношения со сверстниками и на социометрический статус.
Нами проводилось эмпирическое исследование с целью изучения личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом в группе.
Анализируя результаты, полученные с помощью социометрического теста, мы выявили, что 42% подростков в данной группе является «принятыми», 42%. учащихся имеют социометрический статус «отвергнутые», 8% исследуемых «лидеры» - 8% «предпочитаемые». Это свидетельствует о низком уровне сплоченности классного коллектива, нет эффективного взаимодействия учащихся друг с другом; психологический климат в коллективе не благоприятный.
Проанализировав результаты, полученные с помощью 14-факторного личностного опросника РБ. Кеттелла (14-PF), мы пришли к выводу, что у подростка с социометрическим статусом «лидер» развиты такие личностные особенности как: легкость в общении, доброжелательность, внимательность к людям, хорошая приспособляемость, легкая включаемость в активные группы; гибкое поведение в стрессовых ситуациях, упорность в достижении цели; присущи хорошие организаторские способности, сознательны, настойчивы, на них можно положиться.
У подростка со статусом «предпочитаемый» присутствуют следующие личностные особенности: склонность к сотрудничеству, хорошая приспособляемость, сознательны, настойчивы, на них можно положиться; очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях; не хватает решительности, необходима поддержка группы.
У подростков с социометрическим статусом «принятые» проявляются такие личностные особенности как: хорошая приспособляемость, им присущи гибкие установки, которые легко меняются; они легко возбудимы; нетерпеливы, требовательны, несдержанны, нетерпеливы, непрактичны; слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны.
У подростков с социометрическим статусом «отвергнутые» проявляются такие личностные особенности как: сдержанность, обособленность,критичность, холодность, склонность к ригидности, скептицизму, отчужденности; они впечатлительны, склонны к субдепрессиям; у них проявляется подсознательное чувство вины, собственной неполноценности.
Нами был разработан тренинг «Класс глазами каждого» (Приложение Б) с целью сплочения классного коллектива и построения эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развития коммуникативных навыков.
На основе результатов исследования работу педагога-психолога по формированию подросткового коллектива можно условно разделить на три направления:
3) Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы».
4) Работа с семьей: беседы с родителями, семейное консультирование, выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д.
4) Совместная работа с классным руководителем: использовать
возможности детей для повышения статуса в классе.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург, 2013.
2. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. - Москва : ЭКСМО - Пресс, 2013. - 480 с.
3. Алейникова, Т В. Возрастная психофизиология : учебник / Т
B. Алейникова. - Ростов-на-Дону, 2012.
4. Аверин, В. А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. - Санкт-Петербург, 2012.
5. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / под ред. Н.
М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2014 - 56 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии / Б.
Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 288 с.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие / А.
C. Белкин. - Москва : Академия, 2014. - 192 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - 2-е изд. / Л. И. Божович. - Москва : Мысль, 2014. - 313с.
9. Драгунова Т В. Кризис объясняли по - разному : хрестоматия по возрастной психологии / Т В. Драгунова ; Институт практической психологии. - Москва, 2014.
10. Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессиональноличностного становления студентов-психологов / М. В. Донцова. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013.
11. Захаров, Н. Н Профессиональная ориентация школьников / Н.
Н. Захаров. - Москва : Просвещение, 2013. - 242 с.
12. Кеттелл, Р Теория личности / Р Кеттелл. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012.
13. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. - Москва, 2014.
14. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов / Я. Л. Коломинский - Москва : Просвещение, 2015.
15. Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости / Ю. М. Кондратьев. - Москва: ПЕР СЭ, 2014.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург, 2012.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В.
Н. Колюцкий. - Москва, 2013 - 390 с.
18. Кравченко, М. Использование темпераментных детерминант при допросе
несовершеннолетних правонарушителей / М. Кравченко, М. Зинченко.- Москва, 2014.
19. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. - Москва : Алетейя, 2012.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва, 2013.
21. Марченко, Л. Подростковых лидеров возьмут на учет / Л. Марченко. - Москва : Просвещение, 2012.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2012.
23. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Москва : МПСИ, МОДЭК, 2013.
24. Немов, Р С. Психология. Психология образования / Р С. Немов. - ВЛАДОС, 2012. - 608 с.
25. Никифорова, Г. С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмент / Г. С. Никифорова. - Санкт-Петербург : Лань,2013. - 246 с.
26. Обухова, Л. Ф. Возрастная психологи : учебник / Л. Ф. Обухова. - Москва, 2012.
27. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. - Москва : ЭКСМ-Пресс,2014.
28. Петровский, А. В. Общая психология : учебник / А. В. Петровский. - Москва : Просвещение, 2012.
29. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. - Москва, 2012.
30. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. - Санкт-Петербург, 2014.
31. Роевич, И. В. Психология : учебник / И. В. Роевич. - Москва : Прогресс, 2012. - 280 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 2013. - 245 с.
33. Хьелл, Л, Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 608 с.
34. Чернышев, А. С. Психологическая школа молодежных лидеров : учебное пособие / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, Ю. А. Лунев. - Москва : Просвещение, 2013.
35. Цуранова, С. П. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии / С. П. Цуранова. - Москва : РНПО 2013. - 420 с.
36. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2015.
37. Щербакова, Н. М. Психологические методики для определения характера / Н. М. Щербакова, М. Я. Ливинцева. - Иркутск : ИГПУ, 2014.
38. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - Москва : Смысл, 2013. - 351 с.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. Москва : Академия,
2014. - 384 с.
Электронные ресурсы
40. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А. Е. Личко // Все грани психологии. - Режим доступа: http://www. psyinst.ru/library.php?part=article&id=1306
41. Методика 14 PF, 142 вопроса. Тест-опросник Кеттелла для подростков. [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy/693
42. Особенности поведения подростков [Электронный ресурс] // Дом Солнца. - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/journal/118670
43. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
[Электронный ресурс] // Психология жизни. - Режим доступа:
http://www.psylive.ru/articles/118_tipi-temperamentov-i-ih-psihologicheskaya- harakteristika.aspx