Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНИКИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ГАРМОНИЯ»)

Работа №22081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий у младших школьников 9
1.1 Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению в контексте формирования универсальных учебных действий 9
1.2 Приоритетность формирования универсальных учебных действий
в системе современного начального образования и их характеристик... 14
2 Методические возможности учебников по литературному чтению для
начальных классов образовательной системы «Гармония» по формированию универсальных учебных действий 20
2.1 Анализ программы и учебников по литературному чтению
образовательной системы «Гармония» в аспекте формирования универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования 20
2.2 Анализ вопросов и заданий в методическом аппарате учебников по литературному чтению образовательной системы «Гармония»,направленных на формирование универсальных учебных действий 29
Заключение 52
Список использованных источников


Актуальность исследования. За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. С 2011 - 2012 учебного года педагогам начальных классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного образования с позиции новых стандартов.
Вместо простой передачи знаний, навыков и умений от учителя к ученику на первое место становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, оценивать свои результаты и достижения. Приоритетной целью школьного образования является формирование умения учиться. Задача, которая стоит перед ребенком, - это научить себя учиться. В решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках, в том числе и на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить в методическом аппарате учебников по литературному чтению для начальных классов образовательной системы «Гармония» вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: вопросы и задания в методическом аппарате учебников по литературному чтению для начальной школы, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: учебники по литературному чтению образовательной системы «Гармония» являются действенным методическим средством формирования универсальных учебных действий, если в методическом аппарате вопросы и задания направлены на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению в контексте формирования универсальных учебных действий;
• рассмотреть и охарактеризовать универсальные учебные действия в системе современного начального образования;
• проанализировать программу и учебники по литературному чтению образовательной системы «Г армония» в аспекте формирования универсальных учебных действий;
• проанализировать методический аппарат учебников по литературному чтению образовательной системы «Гармония» и выявить вопросы и задания направленные на формирование универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования.
Методологическая основа исследования: работы А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой, Е. А. Пономаревой и др.
Методы исследования: анализ нормативных документов, анализ методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования: выявленные в методическом аппарате учебников по литературному чтению образовательной системы «Гармония» по классам вопросы и задания, направленные на формирование видов универсальных учебных действий, являются ценным методическим материалом, который может быть использован учителем, работающим по
данной системе, при составлении технологической карты урока литературного чтения.
Апробация результатов исследования состоялась в виде выступления с докладом на внутривузовской научно - практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты», состоявшейся в ЛПИ - филиале СФУ в апреле 2016 года, а также в виде публикации статьи «Учебники по литературному чтению как методическое средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников (на примере образовательной системы «Гармония»)» в сборнике по материалам конференции «Современный взгляд на будущее науки», состоявшейся в городе Уфа в мае 2016 г. (Заочная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, включающего 42 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные, предметные. Согласно требованиям по литературному чтению, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, у учащихся начальных классов необходимо формировать универсальные учебные действия: личностные (самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации, морально-этическая ориентация и нравственная оценка), регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), познавательные (постановка вопросов по изучаемому произведению, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности и т.д.), коммуникативные (участие в диалоге или дискуссии, поиск и выделение необходимой информации).
У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Успешность развития универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных) зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определенных предметных областях. На данный момент более популярным является использование методов, приемов, которые формируют, развивают у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Учебники образовательной системы «Гармония» по литературному чтению являются методическим средством, так как с их помощью возможно осуществить современные требования к содержанию и организации образовательного процесса младших школьников. Учебники данной системы обеспечивают достижение предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования метапредметных результатов начального образования у младших школьников. У всех учебников образовательной системы «Гармония» существуют: цель (тот результат, который в итоге должен получиться, те качества, которыми должен владеть учащийся), задачи (те шаги, при содействии которых достигается цель), принципы (особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов), содержание (учебный материал, который будет постигать учащийся в процессе обучения). В каждом из учебников системы «Гармония» предусмотрено решение задач личностного развития младших школьников, их духовнонравственное воспитание в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности учащихся, системы учебных заданий, применяемых средств обучения.
Проведенный нами анализ методического аппарата учебников по литературному чтению О. В. Кубасовой образовательной системы «Гармония» позволяет утверждать, что разработанные автором вопросы и задания к текстам литературных произведений направлены на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий, что в целом соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Учебники по литературному чтению данной системы являются действенным методическим средством формирования универсальных учебных действий.



1. Азимова, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимова, А. М. Щукина. - Москва : Икар, 2010. - 448 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2010. - 355 с.
3. Балашова, А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Москва : Икар, - 2009. - №5. - С. 69 - 73.
4. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки / Н. А. Вольнова // Практика административной работы в школе. - 2011. - №5. - С. 12 - 13.
5. Гайворонская, Н. И. Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность / Н. И. Гайворонская // Начальная школа. - 2012. - №17. - С. 31 - 33.
6. Дятлова, К. Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К. Д. Дятлова // Школьные технологии. - 2014. - №9. - С. 150 - 163.
7. Егорова, Л. М. Формирование универсальных учебных действий через работу детского объединения / Л. М. Егорова // Методист. - 2014. - №9. - С. 40 - 47.
8. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Курс литературного чтения / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 49 - 57.
9. Карабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12. - С. 9 - 11.
10. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / А. О. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Москва : Просвещение, 2010. - №5. - С. 11 - 12.
11. Климанова, Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой. - Москва : Просвещение, 2010. - №10. - С. 20 - 25.
12. Кубасова, О. В. Литературное чтение: Программа. 1 - 4 классы. Поурочно - тематическое планирование. 1 - 4 классы / О. В. Кубасова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 416 с.
13. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. - 11-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 176 с.
14. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 1 / О. В. Кубасова. - 12е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 176 с.
15. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2 / О. В. Кубасова. - 12е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 176 с.
16. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 3 / О. В. Кубасова. - 12е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 176 с.
17. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1 / О. В. Кубасова. - 11е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
18. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 2 / О. В. Кубасова. - 11е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
19. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 3 / О. В. Кубасова. - 11е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
20. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 4 / О. В. Кубасова. - 11е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
21 . Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1 / О. В. Кубасова. - 10е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
22. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 2 / О. В. Кубасова. - 10е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
23. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 3 / О. В. Кубасова. - 10е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
24. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 4 / О. В. Кубасова. - 10е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
25. Либеров, А. Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А. Ю. Либеров // Биология в школе. - Москва : Просвещение, 2011. - №5. - С. 23 - 27.
26. Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева // Управление начальной школой. - Москва : Просвещение, 2011. - №12. - С. 24 - 28.
27. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - Москва : Икар, 2011. - № 11. - С. 59 -62.
28. Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И. П. Мураль // Начальная школа. - Москва : Просвещение, 2009. - №12. - С.11-13.
29. Истомина, Н. Б. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» / Н.Б. Истоминой. - Смоленск : Ассоциация XXI век,
2013. - 88с.
30. Павлова, В. В. Диагностические качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В. В. Павлова // Начальная школа. - 2011. -№5. - С. 26 - 31.
31. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 39 - 42.
32. Пудова, Ю. В. Учебно - методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий и способ деятельности для получения нового качества образования / Ю. В. Пудова // Управление современной школой. - 2014. - №6. - С. 22 - 35.
33. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.
34. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. - Москва : Просвещение, 2011. - 153 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - Москва : Просвещение, 2009. - 187 с.
36. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - Москва : Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 125 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
37. Згурская, Т. В. Формирование познавательных потребностей младших школьников [Электронный ресурс] / Т. В. Згурская // Начальная школа. - 2013. - №6. - Режим доступа: http: // www/vandex/ru/vandsearch?text
38. Ильясова, И. И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение [Электронный ресурс] / И. И. Ильясова // Начальная школа. - 2012. - №3. - Режим доступа: http: // issues/1996/963/963138.htm
39. Образовательная система «Гармония». - Режим доступа: http://umk- garmoniya.ru/
40. Огнева, Н. А. Формируем УУД средствами литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. А. Огнева // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 10 - 12. - Режим доступа: http: //www.zheschool3 .ru/index.php/innova/80-ogneva2
41. Требования ФГОС: начальная школа Личностные и метaпредметные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannve-vazvki/librarv/2012/12/26/trebovaniya-fgos- nachalnaya-shkola-lichnostnye-i
42. Тусуповa, Н. А. Формирование универсальных учебных действийна уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. А. Тусупова // Инфoурок. - 2015. - 10 с. - Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie- formirovanie-universalnih-uchebnih-devstviv-na-urokah-literaturnogo-chteniva- 957070.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ