Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания
у социальных работников и личностных ресурсов его преодоления 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания как психологическое явление 9
1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у социальных
работников 15
1.3 Личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального выгорания 19
2 Экспериментальное исследование личностных ресурсов преодоления
синдрома эмоционального выгорания у социальных работников 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов первичной диагностики 30
2.3 Психологическая программа, направленная на развитие личностных ресурсов по преодолению синдрома эмоционального
выгорания 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методика диагностики уровня эмоционального выгорания,
В.В. Бойко 48
Приложение Б Опросник «Профессиональное выгорание» 54
Приложение В Копинг - тест Р.С. Лазаруса 56
Приложение Г Программа «Метафора проблемы»
Актуальность работы.Исследования личностных ресурсов относятся к числу актуальных и перспективных направлений в психологии личности, психологии труда. В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания (СЭВ), снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Проблемой синдрома эмоционального выгорания в разные годы занимались многие отечественные исследователи: Н.Е.Водопьянова,Н.В.Мальцева,В.Е. Орел, Е.С.Старченкова ,Т.В.Форманюк , и др., и, все же, эта проблема остается на сегодняшний день открытой и актуальной для теоретического и экспериментального изучения.
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. В теоретическом плане требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания, поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить появления СЭВ.
Наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания является категория социальных работников. Для того чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности социального работника, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо стимулировать развитие личностных ресурсов, способных, подобно иммунитету, противостоять факторам, вызывающим СЭВ. Все вышеизложенное и определило актуальность данного исследования.
Цель работы: выявление и изучение личностных ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Объект: синдром эмоционального выгорания.
Предмет: личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы по проблеме синдрома эмоционального выгорания, определить проявление синдрома эмоционального выгорания у социальных работников, раскрыть понятие «личностные ресурсы» и определить их место в преодолении синдрома эмоционального выгорания.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению синдрома эмоционального выгорания и личностных ресурсов преодоления СЭВ у социальных работников.
3. Разработать психологическую программу, направленную на развитие личностных ресурсов по преодолению СЭВ.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Диагностика эмоционального выгорания личности» Бойко В.В., опросник «Профессиональное выгорание» Водопьяновой Н. Е.,«Копинг-тест» ЛазарусаР.С.).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической и теоретической основойработы являются труды: Р.С. Лазаруса, С.К. Нартовой-Бочавер, П.И. Сидорова, С. Джексона,К. Маслач, С. Фолкмана, Г. Фреденберга, Э. Фромма, С. Хобфолла. Экспериментальное исследование проводилось на базе управления социальной защиты населения (УСЗН) г. Лесосибирска в течение 2016 года, количество участников эксперимента - 15 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, гипотезы, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2016 - март 2016) - подбор методик, направленных на выявление эмоционального выгорания у социальных работников и личностных ресурсов по преодолению СЭВ; реализация экспериментального исследования.
3 этап (март 2016 - июнь 2016) - анализ результатов исследования;разработка психологической программы, направленной на развитие личностных ресурсов по преодолению СЭВ;подведение итогов.
Практическая значимость данной работы состоит в подборе диагностического инструментария для исследования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников и личностных ресурсов, помогающих совладать с данным синдромом. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями,
руководителями в своей педагогической деятельности, а так же студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам.
Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 наименований. Результаты работы представлены в 3 таблицах, 4 приложениях. Общий объем работы - 72 печатных листов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что синдром эмоционального выгорания - самая опасная и профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, в том числе и социальных работников, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов человека. В то же время личностные ресурсы помогают человеку преодолеть последствия эмоционального выгорания.
Личностные ресурсы непосредственно входят в систему жизненного и ситуативного ориентирования человека, которое направляет реальное поведение личности через построение стратегии, рефлексию ситуации, мотивацию, поведенческую готовность, достижение результата и контроля.
Анализ научной литературы показал, что личностные ресурсы, примером которых являются стратегии совладания с СЭВ, могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностносмыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.
Результаты проведенного нами исследования на базе управления социальной защиты населения (УСЗН) г. Лесосибирска показали, что:
• в группе испытуемых, у многих участников исследования наблюдаются высокий уровень СЭВ;
• проведенный анализ результатов психодиагностики, выявляющей
предпочтения в использовании определенных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях,показывает, что социальным работникам характерно использование широкого спектра используемых копинг - стратегий реагирования в стрессовых ситуациях. Использование широкого спектра конструктивных стратегий совладающего поведения позволяет повысить адаптационные резервы личности (личностные ресурсы), помогает реализовать профессиональный потенциал, положительно влияет на профессиональную самоидентификацию работника.
Считаем, что в системе повышения психологического благополучия социального работника, необходима система психологической профилактики, включая формирование и развитие личностных ресурсов для преодоления синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Для решения этой проблемы нами была разработана программа психологического тренинга по формированию и развитию личностных ресурсовпреодоления синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Результаты данной работы могут служить основой для дальнейшего изучения особенностей стресс-преодолевающего поведения и личностных ресурсов преодоления СЭВ у данного контингента работников, могут быть полезны для разработки психопрофилактических и психокорекционных мероприятий, а также учитываться при планировании профессиональной подготовки социальных работников с учетом современных требований к представителям данных специальностей.
1. Андреева, Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности / Н. Ю. Андреева // Отдел кадров. - 2009. - № 9. - С. 67 - 70.
2. Анциферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Л.И. Анциферова. - Москва,2000. - 202 с.
3. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.
4. Беляева, О. В. Формирование стрессоустойчивости у сотрудников социальной службы: (программа семинара-тренинга) / О. В. Беляева // Работник социальной службы. - 2011. - № 7. - С. 104 - 112.
5. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса /В. А. Бодров // Психологический журнал- 2006. -Т. 27. - № 2.- С. 113 - 122.
6. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров. - Москва, 2001. - 56 с.
7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. -Москва: Информационно - издательский дом «Филинъ»,2006. - 264 с.
8. Бойко, О. В. Охрана психического здоровья / О. В. Бойко - Москва: Информационно - издательский дом "Филинъ", 2006. - 234 с.
9. Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова: под ред. Л. И. Анциферовой. -Москва: Наука, 2001. - 35с.
10. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - Москва: Мысль,2008. - 302 с.
11. Братусь, Б. С. Возможна ли нравственная психология / Б. С. Братусь.- Москва: Мысль, 2008. 59 с.
12. Водопьянова, Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 336 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 336 с.
14. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург, 2005. - 336 с.
15. Волобаев, В. М. О феномене «выгорания» с позиции синдромного метода исследования / В. М. Волобаев// Психотерапия. - 2008. - № 7. - С. 56-57.
16. Гориславская, И. Решение проблемы выгорания в организации / И. Г ориславская // Отдел кадров. - 2006. - № 3. - С. 111-114.
17. Грабе, М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени / М. Грабе. - Москва, 2009. - 98 с.
18. Густелева, А. Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к «выгоранию» / А.Н.Густелева // Психология обучения. - 2011. - № 3. - С. 90-98.
19. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебное пособие / И. В. Дубровина.- Санкт-Петербург: Питер, 2004.- 592 с.
20. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. - 2010.
- № 1. - С. 27 - 39.
21.Засыпкина, Н. Н. Плата за мастерство: эмоциональное выгорание работника / Н. Н. Засыпкина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 70-72.
22. Зуева, О. В. Роль психолога учреждения социального обслуживания в формировании благоприятного психологического климата в трудовом коллективе: (предупреждение синдрома эмоционального выгорания) /
О. В. Зуева // Работник социальной службы. - 2011. - № 8. - С. 89 - 127.
23. Иванова, Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова.- Москва, 2002.- 45 с.
24. Исмагилова, Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда / Ф. С. Исмагилова.- Екатеринбург, 2009. -156 с.
25. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / Т. С. Кабаченко. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 45 с.
26. Каверин, С. Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин.- Москва, 2008. - 230 с.
27. Калашникова, М. Б. Копинг-стратегии / М. Б. Калашникова, Ю. С. Широкова // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 50-57.
28. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие / Е. А. Климов.- Москва , 2005.- 65 с.
29. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда / Е. А. Климов. - Москва, 2006. - 35 с.
30. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - Москва, 2006. - 85 с.
31. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 84 с.
32. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов.- Москва,2013. - 345 с.
33. Котик, М. А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде / М. А. Котик // Вопросы психологии.- 2009.- С.81-92.
34. Котова, Е. В. Социально-психологические факторы, обуславливающие синдром эмоционального выгорания / Е. В. Котова, С. В. Койвестонена // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 13-27.
35. Куликов, Л. В. Психогигиена личности / Л. В. Куликов.- Санкт- Петербург: Питер, 2004.- 464 с.
36. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений /С. Р. Мадди// Психологический журнал.- Москва, 2009.- С. 87-101.
37. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания / Г. А. Макарова. - Москва,2006. - 424 с.
38. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции : структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. - Москва,2008. - 39 с.
39. Никифоров, Г. С. Практикум по психологии здоровья / Г. С. Никифоров.- Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 351 с.
40. Пискова, Д. М. Закономерности формирования профессионального выгорания / Д. М. Пискова, И. В. Михалец // Вестник высшей школы. - Москва. - 2012. - № 6. - С. 36 - 41.
41. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. - Самара, 2001. - 672 с.
42. Сафаргалиева, С. Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания /
С. Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы - 2011. - № 10. - С. 93-106.
43. Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания (лекция) / П. И. Сидоров. - Москва, 2007. -392 с.
44. Сорокумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, профилактика / Г. В. Сорокумова // Работник социальной службы. -2012. - № 6. - С. 94 - 99.
45. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов.- Москва,2010. - 174 с.
46. Шадриков, В. Д. Психология личности в трудах отечественных психологов / В. Д. Шадриков. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 426 с.