Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
|
Введение 5
1 Теоретические основы организации словарной работы 9
1.1 Особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и
принципы организации словарной работы в начальной школе 9
1.2 Содержание и формы словарной работы 13
1.3 Значение словарной работы в процессе формирования УУД в
начальной школе 19
2 Методические основы организации словарной работы 28
2.1 Определение состояния развития словарной работы в начальной
школе 28
2.2 Экспериментальная проверка состояния словарной работы в
начальной школе на уроках русского языка 30
2.3 Анализ экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 61
1 Теоретические основы организации словарной работы 9
1.1 Особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и
принципы организации словарной работы в начальной школе 9
1.2 Содержание и формы словарной работы 13
1.3 Значение словарной работы в процессе формирования УУД в
начальной школе 19
2 Методические основы организации словарной работы 28
2.1 Определение состояния развития словарной работы в начальной
школе 28
2.2 Экспериментальная проверка состояния словарной работы в
начальной школе на уроках русского языка 30
2.3 Анализ экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 61
Выпускная квалификационная работа по теме «Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка» содержит 63 страницы текстового документа, 39 использованных источников, 7 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА, УДД, РУССКИЙ ЯЗЫК, МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности УУД напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Цель работы -охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
В результате исследования была изучена методика словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования, доказано, что словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще.
С целью повышения речевой культуры особое внимание необходимо уделять упражнениям, направленным на обогащение активного словаря детей, а также формированию у них навыков выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли, слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа может проводиться в разных направлениях, а именно: ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, словосочетаний; усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей трудности; обучение орфоэпическому произношению слов, в частности правильной постановке ударения; формирование умений правописания. Эффективность словарной работы зависит от того, насколько систематически она проводится и как целесообразно она построена.
В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А. Ладыженская и др. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А. Добромыслов, М.Т. Баранов, О.П. Мистратоваи др.
Важность исследуемой проблемы объясняется тем, что хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Высоко оценивая значимость трудов ученых и методистов по выбранной проблеме, необходимо отметить, что ряд аспектов требуют дальнейшей разработки, в частности - особенности развития словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель работы: охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: организация словарной работы на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В целях исследования и его гипотезы были поставлены следующие задачи:
- исследовать особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации;
- проанализировать содержание и формы словарной работы;
- изучить значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе;
- определить актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе;
- осуществить экспериментальную проверку состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка;
- разработать систему упражнений и заданий для усовершенствования словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
- осуществить проверку (контрольно - проверочный эксперимент) эффективности предложенной методики и проанализировать ее результаты.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; изучение опыта учителей; комплексное использование таких методов исследования, как наблюдение, беседа; педагогический эксперимент (поисковый и формирующий); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило на базе МБОУ «Чайдинская основная школа» во втором классе. В педагогическом эксперименте принимало участие 28 учеников.
Практическая значимость дипломной работы следует из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и уроков языка в частности, а также с гуманистических основ гармоничного развития личности младшего школьника. Материалы исследования могут использовать учителя начальной школы для эффективной реализации воспитательного и развивающего потенциала уроков развития словарной работы, дополнения учебного материала учебников и других педагогических и образовательных целей.
Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений на школьном методическом объединении, проведении открытых уроков по теме исследования
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА, УДД, РУССКИЙ ЯЗЫК, МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности УУД напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Цель работы -охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
В результате исследования была изучена методика словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования, доказано, что словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще.
С целью повышения речевой культуры особое внимание необходимо уделять упражнениям, направленным на обогащение активного словаря детей, а также формированию у них навыков выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли, слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа может проводиться в разных направлениях, а именно: ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, словосочетаний; усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей трудности; обучение орфоэпическому произношению слов, в частности правильной постановке ударения; формирование умений правописания. Эффективность словарной работы зависит от того, насколько систематически она проводится и как целесообразно она построена.
В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А. Ладыженская и др. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А. Добромыслов, М.Т. Баранов, О.П. Мистратоваи др.
Важность исследуемой проблемы объясняется тем, что хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Высоко оценивая значимость трудов ученых и методистов по выбранной проблеме, необходимо отметить, что ряд аспектов требуют дальнейшей разработки, в частности - особенности развития словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель работы: охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: организация словарной работы на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В целях исследования и его гипотезы были поставлены следующие задачи:
- исследовать особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации;
- проанализировать содержание и формы словарной работы;
- изучить значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе;
- определить актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе;
- осуществить экспериментальную проверку состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка;
- разработать систему упражнений и заданий для усовершенствования словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
- осуществить проверку (контрольно - проверочный эксперимент) эффективности предложенной методики и проанализировать ее результаты.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; изучение опыта учителей; комплексное использование таких методов исследования, как наблюдение, беседа; педагогический эксперимент (поисковый и формирующий); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило на базе МБОУ «Чайдинская основная школа» во втором классе. В педагогическом эксперименте принимало участие 28 учеников.
Практическая значимость дипломной работы следует из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и уроков языка в частности, а также с гуманистических основ гармоничного развития личности младшего школьника. Материалы исследования могут использовать учителя начальной школы для эффективной реализации воспитательного и развивающего потенциала уроков развития словарной работы, дополнения учебного материала учебников и других педагогических и образовательных целей.
Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений на школьном методическом объединении, проведении открытых уроков по теме исследования
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью работы было исследовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Гипотезой работы было исследовать, что организация словарной работы на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В первой главе были изучены особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации, ее содержание и формы, а также исследовано значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Таким образом, можно сделать выводы о том, что успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию УДД учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учениками языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Именно поэтому на уроках русского языка учащиеся начальных классов должны не только получать специальные знания по языку (фонетике, грамматике, лексике), но и обогащать свой словарный запас.
Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словаря школьников, выработку навыков сознательного овладения новыми словами, уточнение значения и сферы применения известных слов.
Во второй главе был определен актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования. В процессе экспериментального исследования мы использовали несколько способов и приемов объяснения значения существительных, среди которых наиболее эффективными были: демонстрация предмета или рисунка, использование контекста; словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ реализовывался одним или несколькими приемами.
Мы провели формирующее экспериментальное исследование, направленное на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса младших школьников средствами существительного. Его результативность проверялась на теоретико-обобщающем этапе. Расширение и обогащение запаса имен существительных и использование их в устной речи способствовало расширению и конкретизации словаря младших школьников, придавало выражению точности и выразительности.
Словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Работа, которая проводилась в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение качества знаний и умений младших школьников в области уточнения, активизации и обогащения их словарного запаса существительными. Таким образом, изучение существительного в начальных классах способствует развитию логического мышления детей, обеспечивает понимание функции этой части речи, осознание ряда грамматических категорий (рода, числа, падежа), сознательное употребление различных грамматических форм в устной и письменной речи школьников, развивает и обогащает словарный запас младших школьников. Подобранный языковой материал и отработанная система работы позволяет разнообразить работу над словарными словами, использовать игровые моменты, делает уроки более интересными и привлекательными, постоянно поддерживать интерес учащихся к слову. Опыт использования такого подхода к изучению словарных слов доказал его эффективность.
Наше исследование не исчерпывает полноту обозначенной проблемы. Требует изучения вопрос взаимосвязей существительного с другими частями речи как средства обогащения словарного запаса младших школьников.
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В первой главе были изучены особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации, ее содержание и формы, а также исследовано значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Таким образом, можно сделать выводы о том, что успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию УДД учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учениками языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Именно поэтому на уроках русского языка учащиеся начальных классов должны не только получать специальные знания по языку (фонетике, грамматике, лексике), но и обогащать свой словарный запас.
Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словаря школьников, выработку навыков сознательного овладения новыми словами, уточнение значения и сферы применения известных слов.
Во второй главе был определен актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования. В процессе экспериментального исследования мы использовали несколько способов и приемов объяснения значения существительных, среди которых наиболее эффективными были: демонстрация предмета или рисунка, использование контекста; словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ реализовывался одним или несколькими приемами.
Мы провели формирующее экспериментальное исследование, направленное на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса младших школьников средствами существительного. Его результативность проверялась на теоретико-обобщающем этапе. Расширение и обогащение запаса имен существительных и использование их в устной речи способствовало расширению и конкретизации словаря младших школьников, придавало выражению точности и выразительности.
Словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Работа, которая проводилась в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение качества знаний и умений младших школьников в области уточнения, активизации и обогащения их словарного запаса существительными. Таким образом, изучение существительного в начальных классах способствует развитию логического мышления детей, обеспечивает понимание функции этой части речи, осознание ряда грамматических категорий (рода, числа, падежа), сознательное употребление различных грамматических форм в устной и письменной речи школьников, развивает и обогащает словарный запас младших школьников. Подобранный языковой материал и отработанная система работы позволяет разнообразить работу над словарными словами, использовать игровые моменты, делает уроки более интересными и привлекательными, постоянно поддерживать интерес учащихся к слову. Опыт использования такого подхода к изучению словарных слов доказал его эффективность.
Наше исследование не исчерпывает полноту обозначенной проблемы. Требует изучения вопрос взаимосвязей существительного с другими частями речи как средства обогащения словарного запаса младших школьников.
Подобные работы
- Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка при изучении глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА АЛГОРИТМОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



