Введение 5
1 Теоретические основы организации словарной работы 9
1.1 Особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и
принципы организации словарной работы в начальной школе 9
1.2 Содержание и формы словарной работы 13
1.3 Значение словарной работы в процессе формирования УУД в
начальной школе 19
2 Методические основы организации словарной работы 28
2.1 Определение состояния развития словарной работы в начальной
школе 28
2.2 Экспериментальная проверка состояния словарной работы в
начальной школе на уроках русского языка 30
2.3 Анализ экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 56
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 61
Выпускная квалификационная работа по теме «Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка» содержит 63 страницы текстового документа, 39 использованных источников, 7 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА, УДД, РУССКИЙ ЯЗЫК, МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности УУД напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Цель работы -охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
В результате исследования была изучена методика словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования, доказано, что словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще.
С целью повышения речевой культуры особое внимание необходимо уделять упражнениям, направленным на обогащение активного словаря детей, а также формированию у них навыков выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли, слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа может проводиться в разных направлениях, а именно: ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, словосочетаний; усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей трудности; обучение орфоэпическому произношению слов, в частности правильной постановке ударения; формирование умений правописания. Эффективность словарной работы зависит от того, насколько систематически она проводится и как целесообразно она построена.
В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А. Ладыженская и др. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А. Добромыслов, М.Т. Баранов, О.П. Мистратоваи др.
Важность исследуемой проблемы объясняется тем, что хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем.
Высоко оценивая значимость трудов ученых и методистов по выбранной проблеме, необходимо отметить, что ряд аспектов требуют дальнейшей разработки, в частности - особенности развития словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования- методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель работы: охарактеризовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: организация словарной работы на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В целях исследования и его гипотезы были поставлены следующие задачи:
- исследовать особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации;
- проанализировать содержание и формы словарной работы;
- изучить значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе;
- определить актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе;
- осуществить экспериментальную проверку состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка;
- разработать систему упражнений и заданий для усовершенствования словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
- осуществить проверку (контрольно - проверочный эксперимент) эффективности предложенной методики и проанализировать ее результаты.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; изучение опыта учителей; комплексное использование таких методов исследования, как наблюдение, беседа; педагогический эксперимент (поисковый и формирующий); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило на базе МБОУ «Чайдинская основная школа» во втором классе. В педагогическом эксперименте принимало участие 28 учеников.
Практическая значимость дипломной работы следует из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и уроков языка в частности, а также с гуманистических основ гармоничного развития личности младшего школьника. Материалы исследования могут использовать учителя начальной школы для эффективной реализации воспитательного и развивающего потенциала уроков развития словарной работы, дополнения учебного материала учебников и других педагогических и образовательных целей.
Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений на школьном методическом объединении, проведении открытых уроков по теме исследования
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью работы было исследовать особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Гипотезой работы было исследовать, что организация словарной работы на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
- педагоги будут опираться на положения методики организации словарной работы в начальных классах;
- каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
- будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий;
- микроклимат.
В первой главе были изучены особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации, ее содержание и формы, а также исследовано значение словарной работы в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Таким образом, можно сделать выводы о том, что успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию УДД учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учениками языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Именно поэтому на уроках русского языка учащиеся начальных классов должны не только получать специальные знания по языку (фонетике, грамматике, лексике), но и обогащать свой словарный запас.
Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словаря школьников, выработку навыков сознательного овладения новыми словами, уточнение значения и сферы применения известных слов.
Во второй главе был определен актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе; осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования. В процессе экспериментального исследования мы использовали несколько способов и приемов объяснения значения существительных, среди которых наиболее эффективными были: демонстрация предмета или рисунка, использование контекста; словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ реализовывался одним или несколькими приемами.
Мы провели формирующее экспериментальное исследование, направленное на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса младших школьников средствами существительного. Его результативность проверялась на теоретико-обобщающем этапе. Расширение и обогащение запаса имен существительных и использование их в устной речи способствовало расширению и конкретизации словаря младших школьников, придавало выражению точности и выразительности.
Словарная работа на уроках родного языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем реализации задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Работа, которая проводилась в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение качества знаний и умений младших школьников в области уточнения, активизации и обогащения их словарного запаса существительными. Таким образом, изучение существительного в начальных классах способствует развитию логического мышления детей, обеспечивает понимание функции этой части речи, осознание ряда грамматических категорий (рода, числа, падежа), сознательное употребление различных грамматических форм в устной и письменной речи школьников, развивает и обогащает словарный запас младших школьников. Подобранный языковой материал и отработанная система работы позволяет разнообразить работу над словарными словами, использовать игровые моменты, делает уроки более интересными и привлекательными, постоянно поддерживать интерес учащихся к слову. Опыт использования такого подхода к изучению словарных слов доказал его эффективность.
Наше исследование не исчерпывает полноту обозначенной проблемы. Требует изучения вопрос взаимосвязей существительного с другими частями речи как средства обогащения словарного запаса младших школьников.
1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Салмина, Н.Г. Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008. - 180с.
2. Байкова, Т.А. Русский язык: методическое пособие / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова - 2-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2009. - 215 с.
3. Боровых, О.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках
русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/ctat-ia-formirovaniie- kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na- primierie-umk-pierspiektiva
4. Воробьёва, Т.А. Формируем универсальные учебные действия
//Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — С. 170-175.
5. Гусева, Т.Н. Формирование речевой деятельности младших школьников, 2005. - 380с.
6. Зимнякова,И.Ю. Формирование коммуникативных и
регулятивних универсальных учебных действий в
процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6). — С. 532-534.
7. Зорина, Ж.Г.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС // ***festival.1september.ru/articles/612345/ (дата обращения: 28.02.2016)
8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по
образовательной системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. - М. ,2010. - 250 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
10. Константинова, А.М.
Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальних классов во внеурочной деятельности
//Сборники конференций НИЦСоциосфера. — 2014. — № 57. — С. 61-63.
11. Косикова, Л.В.
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Психология обучения. — 2014. — № 2. — С. 114121.
12. Кусова, М.Л., Табатчикова, К.Д.
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста // Педагогическое образование в России - 2011. - № 1. - С.7-14.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания руського языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 464 с.
14. Мали, Л.Д., Арямова, О.С., Климова, С.А., Пескова, Н.С. Уроки развития речи в 1-4 классе: Учебно-методическое пособие для работы по программе «Речь». - М.: Астрель, 2006-2008. - 450 с.
15. Марахова, В.А.
Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2013. — № 3. — С. 23-26.
16. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) / Науч. - практ.
жур.«Академический вестник» // Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
17. Михеева, Ю.В. Проектирование урока с
позиции формирования универсальных учебных действий. /Учительская газета, 2012 . - 210с.
18. Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения: программа коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова. - Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. - 55 с.
19. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та.: Челябинск, 2012.-№ 10.- С. 131-146.
20. Новикова, С. Г. Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка в начальной школе с позиции требований ФГОС [Текст] / С. Г. Новикова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 108-110.
21. Нургалиева, Э.Г.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий //Современный взгляд на будущее науки, 2015. — С. 219-221.
22. Оценкадостиженияпланируемыхрезультатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
23. Пегова, Е.В.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. — 2015. — С. 215-217.
24. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студентов и аспирантоввузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 450с.
25. Петерсон, Л.Г., Агапов, Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. - М., 2008. - 310с.
26. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
27. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. - М.: Академкнига, 2010. - 150с.
28. Речевое развитие младших школьников: Дидактические материалы для учащихся начальних классов, обучающихся по программе «Речь», 1-4 классы. - Пенза, 2005-2006. - 380с.
29. Розова, Е.А. Формирование личностных УУД на
уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-vazvk-
iliteratura/all/2013/06/21/formirovanie-lichnostnykh-uud-na-urokakh
30. Ромаданова, Е. Значимость формирования УУД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-5387
31. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н. Российская. - Изд. 2-е. - М. : Айрис пресс : Айрис дидактика, 2005. -230 с.
32. Русскийязык и культура речи: учебник для бакалавров / ред. В.Д. Черняк. - М.: Юрайт, 2012. - 493 с.
33. Сиротинина, О.Б. От кого зависит судьба русского языка?// Русская речь, 2007. - № 1-2. - С. 44-50.
34. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие /
Урал.гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. - 272с.
35. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для высш. пед. учеб.заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
36. Титов, В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка.
Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 174 с.
37. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой
О.Л.- М., 2007. - 450с.
38. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/ М.И.Фомина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2005. - 415с.
39. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011. - 154с.