Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения темы «Моделирование и формализация» в школьном курсе информатики (на примере факультатива)

Работа №22035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ
ЛИНИИ«МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Понятие модели и их классификация 8
1.2 Основные этапы информационного моделирования 16
1.3 Анализ содержательной линии «Моделирование и формализация» в
школьном курсе информатики 21
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ»
2.1 Пояснительная записка 32
2.2 Тематическое планирование и его содержание 33
2.3 Особенности преподавания по теме «Моделирование и формализация»
на факультативе 45
Заключение 50
Список использованных источников 51


Начиная с древних времен, становление человеческой цивилизации неразрывно связанно с моделированием. С первых дней жизни человек познает окружающий мир с помощью моделей - игрушек. Процесс обучения в школе, вузе по всем направлениям без исключения также сопровождается использованием разнообразных моделей. Ни одна область человеческой деятельности сегодня не обходится без применения моделей. Компьютерное моделирование - самый прогрессивный на сегодняшний день метод исследования окружающей действительности.
Современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Одной из причин этого является повышение уровня абстрактности знаний, получаемых в процессе обучения.
Абстрактный характер теоретических построений в современных науках и появление специальных языков - это свидетельство развития познания от непосредственного контакта с окружающей человека действительностью к опосредованному ее освоению, которое совершается, в частности, с помощью методов и средств моделирования. При этом не только научное познание, но и процесс обучения базируется на использовании методов моделирования, так как любая передача знаний подразумевает их описание на том или ином языке и представление в той или иной форме. Поэтому знакомство школьника с методами компьютерного моделирования актуально для современной школы, особенно в условиях постоянно увеличивающего объема информатики, появление новых ее носителей и средств доступа к ней.
Умение построить модель какого - либо проблемы реальной действительности, исследование этой модели и правильная интерпретация результатов являются сегодня важнейшими элементами информационной культуры.
Важность обучения моделированию вообще и математическому моделированию, в частности определяется ролью рассматриваемых задач в развитии познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, умению обобщать знания, полученные при изучении разных предметов.
Актуальность темы исследования обусловлена снижением значимости естественных наук, и недостаточным раскрытием содержательной линии «Моделирование и формализация» в школьном курсе информатики.
Технология компьютерного математического моделирования требует от исследователя умения ставить корректно проблемы и задачи. Прогнозировать результаты исследования, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов и др. При этом сам исследователь не только достигает целей исследования, но и приобретает знания, умения и навыки в большом спектре фундаментальных и прикладных наук. Таким образом, построение и использование моделей является мощными орудием познания.
Объект исследования: процесс обучения информатике в профильной школе.
Предмет исследования: особенности изучения темы «Моделирование и формализация» на примере задачи внутривидовой конкуренции «хищник- жертва».
Цель исследования: разработать факультативный курс на тему «Моделирование и формализация» на примере задачи «хищник-жертва» для учащихся старших классов профильного обучения.
Задачи исследования:
• проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
• раскрыть основные понятие по теме «Моделирование и формализация» и этапы информационного моделирования;
• разработать электронное приложение по теме «Моделирование и формализация» для проведения факультатива.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, и задачи исследования. В заключении даны выводы и обобщения по теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационной роботы была направлена на разработку факультативного курса на примере задачи «хищник - жертва» для учащихся старших классов средней школы в условия профильного обучения.
В ходе данного исследования нами были: проанализированы научная и учебно-методическая литература; рассмотрены основные понятия по теме «Моделирование и формализация»; выделены этапы информационного моделирования: постановка задачи, разработка информационной модели, построение компьютерной модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования; рассмотрены особенности моделирования динамики популяций на примере таких типов взаимодействия, как модель внутривидовой конкуренции, логическая модель межвидовой конкуренции, модель динамики численности популяции хищника и жертвы.
Для наглядной реализации теоретической и практической части раздела компьютерного моделирования нами было разработано электронное приложение по теме «Моделирование и формализация» для проведения факультатива.
В качестве среды для реализации и исследования математических моделей предложено использовать табличный процессор MSExcel, который позволяет без изучения языка программирования выполнять расчеты по сложным формулам, включающим в себя проверку необходимых условий и реализацию различных алгоритмов, а также увеличить наглядность результатов, путем составления графиков и диаграмм.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены.



1. Агапова, Р. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе / Р.С. Агапов // Информатика и образование. - 2014. - №2.
2. Алексеев, В.В. Физическое и математическое моделирование / В.В. Алексеев. - Санкт-Петербург : Питер, 1992.
3. Басова, Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Басова. -Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Басова, Л.Л. Информатика. Методические пособия / Л.Л. Басова, А.Ю. Басова. -Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
5. Бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.intuit.ru/
6. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация / С.А. Бешенков, Ракитина Е. А. -Москва: Лаборатория базовых знаний, 2014.
7. Бешенков, С. А. Непрерывный курс информатики / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. -Москва: Бином, 2015.
8. Бешенков, С.А. Еще раз о формализации и моделировании в курсе информатики / С.А.Бешенков // Информатика и образование. - 2015. - №5.
9. Бирюков, Б. В. Моделирование / Б.В. Бирюков, Ю.А. Гастев, Е.С. Геллер. -Москва: БСЭ, 1994.
10. Бояринов, В.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики / В.Г. Бояринов // Информатика и образование. - 2011. - №7.
11. Водовозов, В.М. Информационная подготовка в среде визуальных объектов / В.М Водовозов // Информатика и образование. - 2000. - №4.
12. Гейн, А. Т. Информатика. 11 класс / А. Т. Гейн. -Москва: Просвещение. - 2014.
13. Гейн, А.Г. Информатика. Методические рекомендации / А.Г. Гейн. - Москва:Просвещение, 2013.
14. Гейн, А.Г. Информатика. 7-9 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович. -Москва: Дрофа, 2005.
15. Гультяев, А.Г. Визуальное моделирование / А.Г. Гультяев. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.
16. Ефимова, О.Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов / О.Н. Ефимова, В.С. Морозов, Н.Г. Угринович. -Москва:ДБЕ, 1999.
17. Красовский, Н.Н. Моделирование - математика, информатика, логика - в школе / Н.Н. Красовский, Т.Н. Решетов // Информатика и образование. - 1997. - №2.
18. Кузнецов, А. А. Методика обучения информационному моделированию в основной школе / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова. - Москва: Бином, 2015.
19. Кушниренко, А. Г. Информатика. 7-9 класс / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева, Я. Н. Зайдельман. -Москва: Дрофа, 2013.
20. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик. - Москва: Академия, 2016.
21. Лыскова, В.Ю. Учебные задачи в курсе информатики / В.Ю. Лыскова,
У.Ф. Ракитина //Информатика и образование. - 1998. -№4.
22. Макарова, Н. В. Информатика: 9 класс / Н.В. Макарова. - Санкт - Петербург: Питер, 2001.
23. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 - 9 класса / Н.В. Макарова. - Питер, 2014.
24. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулинга.- Москва: Академия, 2001.
25. Могилев, А.В. О понятии «Информационное моделирование» / А.В. Могилев // Информатика и образование. - 1998.-№8.
26. Мясникова, О.К. Моделирование и формализация / О.К. Мясникова// Информатика и образование. - 2011. - №9.
27. Николаев, А.С. Информатика. 9 класс. Поурочное планы по учебнику Н.Д. Угриновича / А.С. Николаев. -Волгоград: Учитель, 2013.
28. Олзоева, С.И. Моделирование и расчёт распределённых информационных систем / С.И. Олзоева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.
29. Островская, Е.М. Моделирование на компьютере / Е.М. Островская //Информатика и образование. - 1999. -№1.
30. Островская, Е.М. Моделирование на компьютере/ Е.М. Островская. //Информатика и образование. - 1998. -№7.
31. Петросян, В.Г. Методы решения физических задач на компьютере /
В.Г. Петросян, И.Р. Перепеча, Л.В. Петросян // Информатика и образование. - 1996. - № 5.
32. Пономарева, Е.А. Урок по изучению понятия модели / Е.А. Пономарева //Информатика и образование. - 1999. -№6.
33. Розов, Н.Х. Компьютер и учебный процесс / Н.Х. Розов // Информатика. - 2012. - №7.
34. Селиванов, В.Л. Организация учебно - исследовательской работы студентов и школьников по информатике. / В.Л. Селиванов, А.П. Гришаева, Э.Т. Селиванова. -Новосибирск: Перо, 2011.
35. Семакин, И. Г Информатика и информационные технологии. 10 - 11класс/ И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович. - Москва: Бином, 2011.
36. Семакин, И. Г. Информатика. Задачник-практикум. 7 класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - Москва: Лаборатория базовых знаний, 2014.
37. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 10 - 11 класса / И.Г. Семакин, И.Н. Бежина. -Москва: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2016.
38. Семакин, И.Г. Информатика: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - Москва: Бином. Лабораториязнаний, 2015.
39. Семакин, И. Г. Информатика. 9 класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - Москва: Лаборатория базовых знаний, 2015.
40. Смолянинов, А.А. Первые уроки по теме «Моделирование». / А.А. Смолянинов // Информатика и образование. - 1998. -№8.
41. Смолянинов, А.А. Элементы математической статически в теме «Моделирование» / А.А Смолянинов // Информатика. - 2000. - №44.
42. Угринович, Н.Д. Информатика: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. -Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
43. Угринович, Н.Д. Информатика. Программа для основной школы. ФГОС / Н.Д. Угринович, М.С. Цветкова, Н.Н. Самылкина. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
44. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-11 класс / Н.Д. Угринович. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
45. Федотова, С.Г. Курс лекций по информатике. Учебное пособие / С.Г. Федотова. -Москва: Форум, 2016
46. Формализация и моделирование. / В.А. Бешенков, В.Ю. Лыскова, Н.В. Матвеева, Е.А. Ракитина. - Москва: ACB, 2011.
47. Фридланд, А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы / А.Я. Фридланд. -Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
48. Хеннер, Е.К. Курс «Математическое моделирование» / Е.К. Хеннер,
А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 1996. - №4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ