Введение 3
1. Осмысление феномена возраста в европейской
философской традиции (от Античности до современности) 5
2. Специфика «возрастного бытия» человека 24
3. Коллективное бессознательное в экзистенциальном
переживании возраста 34
Заключение 51
Список использованных источников 56
Актуальность.
Человек в своём жизненном цикле проходит ряд возрастных стадий –
детство, юность, взрослость и старость. Бытие в каждой из них имеет свою
социальную и экзистенциальную специфику.
Временные рамки этих стадий значительно варьируются в различных
культурах и в различные эпохи. Кроме того, в разных культурах существенно
различаются наборы предписываемых возрастным группам ролей и ожиданий,
а также социальные нормы, регулирующие отношения между возрастными
группами. Также могут существенно различаться и параметры
экзистенциального самочувствия возрастных групп в разных культурах. Из
этого следует, что возраст человека является не только биологическим, но и
социокультурным феноменом.
Проблема исследования заключается в непрояснённости факторов,
детерминирующих социальную и экзистенциальную специфику социального
бытия человека в каждой из возрастных стадий.
Актуальность исследования усиливается тем, что в настоящее время, в
связи с ускоряющимся темпом развития общества, традиционные возрастные
шкалы подвергаются изменению, существенно трансформируются и
дисгармонизируются взаимоотношения между возрастными группами.
Объект исследования — социальное бытие человека
Предмет исследования — возраст ка феномен социального бытия
человека.
Целью исследования является анализ содержания основных возрастных
модусов как форм и способов социального бытия человека.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Проследить эволюцию представлений о возрасте в европейской
философской традиции.
2. Выявить социальные особенности «возрастного бытия» человека.4
3. Выявить коренящиеся в коллективном бессознательном детерминанты
экзистенциального переживания человеком своего возраста.
Гипотеза 1. Основные социальные факторы, конституирующие
представления о социальном возрасте в общественном сознании -
доминирующие установки общественного сознания, «наборы «возрастных»
социальных ролей и соответствующие ожидания.
Гипотеза 2. Особенности экзистенциального переживания возраста
обусловлены архетипическими программами коллективного бессознательного.
Методологическая основа исследования.
Философское рассмотрение возраста как феномена социального бытия
человека осуществляется посредством дескриптивно-аналитического,
компаративистского методов.
В исследовании эволюции представлений о возрасте в европейской
философии применялся диалектический принцип всеобщей связи и развития.
При исследовании факторов, формирующих представления о социальном
возрасте применялись принципы системного подхода, использовалась
концепция Э. Дюркгейма о роли коллективных представлений в становлении
социальной реальности, идеи и понятия концепции символического
интеракционизма Дж. Мида, а также идеи разработанной немецким социологом
М. Вебером концепции идеальных типов.
В исследовании детерминант экзистенциального проживания возраста
использовались концепты и понятия теории коллективного бессознательного
К.-Г. Юнга.
В общественном сознании принято рассматривать возраст как
объективную характеристику жизненного цикла, как хронологически
разделенное развитие человека. Однако он содержит в себе более глубокие
смыслы.
В социальном возрасте соединяются и обретают единство био- , психо-,
социокультурные качества человека. Вместе с этим каждое из них имеет
собственные детерминанты, которые взаимосвязаны между собой. То есть
индивидуальное возрастное развитие представляет собой взаимосвязь
биологической и психологической ипостаси, которая, однако,
функционирует в постоянно изменяющейся социокультурной реальности.
Социум и культура начинают влиять уже на биологическом уровне.
Формируя специфику деятельности и набор технических средств, они
способствуют поддержанию или угасанию активности возрастного развития.
Так, например, происходит вмешательство в генетическую составляющую
процессов развития.
Наряду с влиянием социума и культуры на физиологические качества,
то же самое можно обнаружить и в отношении психологических, которые во
многом детерминированы социокультурными нормами, характеризующими
развитие человека на различных этапах жизненного цикла.
Также понимание возрастного процесса исходит из существующих в
конкретном обществе и культуре традиций и представлений. Вместе с
другими характеристиками человека возраст влияет на самосознание,
социальную идентификацию и служит «маяком» в процессе взаимодействия
в социуме. Так, например, идентификация себя или другого по возрасту
возникает исходя из личного опыта индивида, установок, воспринятых от
людей той же возрастной группы и общества в целом. Таким образом,
рассуждая о возрастном развитии, нужно принимать во внимание
существующие в социокультурной реальности смыслы, относящиеся как к
возрасту в целом, так и к его этапам.51
Возраст определяется только в отношении ко всему жизненному пути,
а не исходя какой-то его части, так как по своей сути детство, взрослость и
прочие этапы всегда определяются в отношении к друг другу. Однако можно
говорить о существовании в общественном сознании образа идеального
ребенка, взрослого и так далее, за которыми закреплены стереотипы
поведения, социальные роли, нормы и ожидания. То есть они служат
образцами поведения в ценностном отношении, которым человек должен
либо подражать, либо, наоборот, избегать. Эти идеальные образы
структурируют все аспекты социальной жизни человека. Так для К.Г. Юнга
наличие подобных образцов обусловлено существованием архетипов
коллективного бессознательного, которые детерминируют как социальное
бытие индивида, так и его экзистенциальные переживания.
В экзистенциальном переживании человеком своего и чужого возраста
участвуют как природные, так и социокультурные факторы, сознательная и
бессознательная составляющие сливаются в единое целое.
На современном этапе развития общества экзистенциальное
переживание человеком своего возраста на «восходящей» стадии жизненного
цикла и «плато» обладают вследствие «перегруженности» его бытия
ограничениями со стороны общества, главным образом, негативную окраску.
На «нисходящей» стадии экзистенциальные и социальные проблемы
стареющих людей усугубляются на фоне увеличения продолжительности
жизни человека и устаревания их социального и профессионального опыта.
Таким образом, возраст — динамическая категория, определение
которой невозможно без опоры на социокультурные изменения.
В традиционном обществе выделяют те стадии жизненного цикла,
которые обеспечивают определенную социальную идентификацию,
принадлежность к коллективному возрасту, принцип старшинства и так
далее. При этом хронологический возраст индивида имеет достаточно
широкие вариации.52
Для индустриального общества большое значение имеет именно
хронологическая характеристика человеческого развития, призванная
упростить контроль государства над взаимодействием человека с социальной
реальностью. Возраст институализируется.
Для постиндустриального общества характерна тенденция к продлению
времени «социального взросления» и «отодвиганию границ» биологической
старости. Вследствие этого изменяются набор и содержание социальных
ролей, предлагаемых обществом на каждом из этапов жизненного цикла
человека, а экзистенциальная составляющая его социального бытия
деградирует и всё чаще опускается в область отрицательных значений:
- в детстве и юности человек сталкивается с весьма
трудновыполнимыми требованиями со стороны взрослых, подчинение
которым в большинстве случаев отнюдь не гарантирует ему построения
сколько-нибудь привлекательной жизненной траектории.
- постиндустриальный массовый человек «в расцвете лет» склонен
проявлять инфантильность в решении «взрослых» проблем: в своём
стремлении оставаться «вечно молодым и вечно пьяным» он использует весь
арсенал предоставляемых ему социумом «взрослых» средств, но в результате
идентифицирует себя как «стареющего неудачника».
- в постиндустриальной социокультурной ситуации старость
утрачивает многие привлекательные стороны (в том числе уважение со
стороны общества и комфортное внимание со стороны прямых потомков),
она всё более ассоциируется с дряхлостью как следствием недостатка средств
для сохранения кондиций взрослости.
В связи с изложенным в современном обществе актуализируется
проблема наполнения позитивным содержанием экзистенциальной
составляющей социального бытия человека на каждом этапе его
жизненного цикла.
Аврелий Августин. Исповедь / Аврелий Августин; перевод М.Е.
Сергиенко. – Москва : Гендальф, 1992. – 544 с.
2. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. – Москва : РАГС, 2002. –
261 с.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г.
Ананьев. – Спб : Питер, 2001. – 230 с.
4. Андреева, Г. М. Символический интеракционизм / Г. М.
Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская // Современная социальная
психология на Западе (теоретические направления). – Москва : Изд-во Моск.
ун-та, 1978. – С. 183-194.
5. Анцыферова, Л. И. Психология личности. Архетипическая теория
развития личности Карла Густава Юнга (Статья первая: Особенности
развития личности в первой половине жизни) / Л. И. Анцыферова //
Психологический журнал. – 2000. – №2. – С. 15–25.
6. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф.
Арьес.– Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999. – 221 с.
7. Беляков, С. С. Гумилев сын Гумилева / С. С. Гумилев. – Москва :
АСТ, 2014. – 800 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский //
Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. – Москва : Педагогика, 1984. – С. 244–268.
9. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель; по ред. Е. С.
Ситковского // Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3. – Москва :
Мысль, 1977. – 471 с.
10. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н. С.
Глуханюк, Т. Б. Гершкович; Российская Академия образования, Московский
психолого — социальный институт. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва :
Полиграф Центр, 2003. –– 112 с.54
11. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы
глазами современников / А. Я. Гуревич. – Москва : Искусство, 1989. – 368 с.
12. Евангелие от Марка // Новый завет. – Москва : Благовест, 2012. –
542 с.
13. Зеленский, В. В. Послесловие к книге К. Г. Юнга «Аналитическая
Психология: Прошлое и настоящее» / К. Г. Юнг , Э. Сэмюэлс, В. Одайник,
Дж. Хаббэк; Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич // Аналитическая
психология: Прошлое и настоящее. – Москва : Мартис, 1995. – С. 273 – 309.
14. Зеленский, В. В. Базовый курс аналитической психологии, или
Юнгианский бревиарий / В. В. Зеленский. – Москва : Когито-Центр, 2004. –
256 с.
15. Златоуст, И. Беседа на слова: «Вдовица должна быть избираема
не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о
милостыне / И. Златоуст // Полное собрание творений. В 12 т. Т. 3. кн. 1.–
Москва : Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2009. – С.
330 – 348.
16. Златоуст, И. Толкование на 1 послание к Тимофею. (1 Тим. 2:11-
15) / И. Златоуст // Полное собрание творений. В 12 т. Т. 3. кн. 1.– Москва :
Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2009. – С. 677 – 682.
17. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб.
Пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой. – Москва : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. – 544 с.
18. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант
// Сочинения. В 6 т. Т. 6. – Москва : Мысль, 1966.— С.349—587.
19. Кант, И. О способности духа силою только воли побеждать
болезненные ощущения / И. Кант // Трактаты и письма. – Москва : Наука,
1980. – С. 298 – 317.
20. Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? / И. Кант //
Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. – Москва : Чоро, 1994. — С. 29 –37.55
21. Кант, И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие
/ И. Кант // Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2. – Москва : Чоро, 1994. — С.
191—203.
22. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев. –
Спб : Земля, 1915 – 746 с.
23. Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностноориентированного образования в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо и Л.
Н. Толстого : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Колодяжная Татьяна
Павловна. – Ростов-на-Дону, 2001. – 138 с.
24. Колчанова, Е. А. «Архетип» как категория философии культуры :
дисс. … канд. филос. наук : 24.00.01 / Колчанова Елена Августовна. –
Тюмень, 2006. – 160 с.
25. Кон, И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного
исследования / И. С. Кон; сост. Л. В. Куликов // Психология личности в
трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – С.
269-279.
26. Кон, И. С. Возраст и возрастные категории / И. С. Кон; сост. И. В.
Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. –
Москва : Академия, 2001. – С. 59 – 61.
27. Кононыгина, Т. М. Герагогика (пособие для тех, кто занимается
образованием пожилых людей) / Т. М. Кононыгина. – Орел, 2006. – 151 с.
28. Коскинен, М. Книга о прекрасных дамах и благородных рыцарях
/ М. Коскинен. – Москва : Алгоритм, 2014. – 272 с.
29. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму
социологического воображения / С. А. Кравченко. – Москва : Экзамен, 2002.
– 315 с.
30. Лишаев, С. А. Возраст в истории европейской философии
(историческое введение в философию возраста) / С. А. Лишаев // Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. –
№4. – С. 66 – 77.56
31. Маркс, К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической
экономии» / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. В 50 т. Т. 42. –
Москва : Издательство политической литературы, 1961. – С. 18 – 40.
32. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К.
Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. В 50 т. Т. 42. – Москва :
Издательство политической литературы, 1961. – С. 41 – 174.
33. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. – Москва: Голос, 1992. – 454
с.
34. Мотрошилова, Н. В. Иммануил Кант: Повседневность,
Tischgesellschaft в единстве с философией в эпоху просвещения
[Электронный ресурс] / Н. В. Мотрошилова // Интернет-портал,
посвященный философии Иммануила Канта. – Москва, 2014. – Режим
доступа: http://kant-online.ru/?p=1680.
35. Мухранова, Е. Н. Возраст как феномен культуры : дисс. … канд.
филос. Наук : 24.00.01 / Мухранова Елизавета Николаевна. – СанктПетербург, 2006. – 180 с.
36. Найдыш, В. М. Происхождение архетипов коллективного
бессознательного / В. М. Найдыш // Вестник РУДН. Сер. Философия. – 2004-
2005. – №1 (10-11). – С.27–47.
37. Нахов И. М. Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет.
Керкид. Дион / И. М. Нахов. – Москва : Наука, 1984. – 398 с.
38. Нефёдова, Л. К. Феномен детства в основных формах его
репрезентации (философия, миф, фольклор, литература) : дисс. … д-ра
филос. наук : 09.00.13 / Нефёдова Людмила Константиновна. – Омск, 2005.
– 337 с.
39. Никитина, Э. В. Специфика менталитета чувашского народа:
Философский аспект исследования сущности этнического менталитета: дисс.
… канд. филос. наук : 09.00. / Никитина Эрбина Витальевна. – Чебоксары,
2004. – 169 с.57
40. Ницше, Ф. Странник и его тень / Ф. Ницше. – Москва : Азбука,
2014. – 224 с.
41. Новая философская энциклопедия /Ин-т философии РАН; Нац.
обществ.-науч. фонд; Под ред. В. С. Степина // Новая философская
энциклопедия. В 4 т. Т. 2 — Москва : Мысль, 2010. – 634 с.
42. Петрарка, Ф. Старческие письма / Ф. Петрарка Ф. // Канцоньере.
Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах
повседневных. Старческие письма. – Москва: РОСАД , 1997. – 733 с.
43. Платон. Государство / Платон // Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. I.
Москва : Мысль, 1971. – С. 327– 621.
44. Роттердамский, Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский. –
Москва : Азбука, 2010. – 192 с.
45. Руководство к проведению семинарских и практических занятий
по курсу «Психология развития и возрастная психология»: учебное пособие /
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. – Ставрополь : Изд-во
СГУ, 2003. – 373 с.
46. Руссо, Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж. Ж. Руссо; сост.,
предисл. И. Верцман // Избранное [Главы и отрывки из сочинений] . –
Москва : Детская литература, 1976. – 190 с.
47. Рыбаков, Н. С. Проблема старости в историко-философском
контексте [Электронный ресурс] / Н. С. Рыбаков, Н. А. Рыбакова //
Полигнозис. – 2009. – №1(34). – Режим доступа:
http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2=431.
48. Рыбакова, Н. А. О философии старости Ф. Петрарки / Н. А.
Рыбакова // Вестник ОГУ. – Оренбург. – 2003. – № 2. – С. 18-22.
49. Сагайдак, А.Н. Палеопсихические детерминанты формирования
архетипа Ужасного младенца / А. Н. Сагайдак // Вісник Одеського
національного університету. Психологія. — 2012. — Т. 17, Вип. 8. — С. 228-
235.58
50. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. –
Москва : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
51. Смирнов, С. А. Культурный возраст человека: Философское
введение в психологию развития : монография / С. А. Смирнов. –
Новосибирск : Офсет, 2001. – 261 с .
52. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под
ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — Москва :
Издательство Московского университета, 1984. — 256 с.
53. Толстых, А. В. Опыт конкретно-исторической психологии
личности / А. В. Толстых. с Спб : Алетейя, 2000. – 288 с.
54. Франц, М.-Л. Вечный юноша: монография. Puer Aeternus / М.-Л.
фон Франц; Пер. с англ. В. Мершавки. – Москва : Класс, 2009. – 384 с.
55. Хендерсон, Д. Л. Древние мифы и современный человек / Джозеф
Л. Хендерсон // Человек и его символы / К. Г. Юнг, М. – Л. фон Франц, Д. Л.
Хендерсон, И. Якоби, А. Яффе. – Москва: Серебряные нити, 2004. – 352 с.