Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристики малой группы и проявление креативности её членов

Работа №21949

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы изучения малой группы и проявления креативности ее
членов 7
1.1 Сущность и структура понятия «малая группа» 7
1.2 Креативность как феномен в исследованиях отечественных и зарубежных
авторов 22
2 Эмпирическое исследование влияния внутригрупповых процессов на
индивидуальную креативность в психологии 32
2.1 Характеристика методов и методик исследования 32
2.2 Анализ полученных результатов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 73

Актуальность изучения креативности заключается в том, что в коллективных видах труда существует необходимость применения группового творчества для разработки и решения многих задач. Естественным образом возникает интерес к условиям его развития и способам интенсификации. Все больше сейчас востребованы команды и группы, а также работники с креативным мышлением, инициативой и высокой степенью самоорганизации. Творческий подход к работе приветствуется в организациях различного профиля (рекламные агентства, инженерные мастерские, научные коллективы, тренинговые компании, педагогические коллективы, политические институты и многие другие).
Знание основных социально-психологических рычагов развития групповой и индивидуальной креативности дало бы возможность эффективно и мягко снимать барьеры нововведений и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и личности. Исследуемая проблема актуальна также и в теоретическом отношении.
Анализ литературы, посвященной проблемам креативности, показывает, что существующие подходы имеют преимущественно индивидуалистическую ориентацию и не охватывают специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние на креативность социально-психологических процессов исследовано очень мало. Существуют технологии креативности и стимулирования творческой мысли, но в них практически не представлены социально - психологические характеристики креативности. В психологии творчества и педагогике, а также социальной психологии групповым механизмам и их развитию уделено недостаточно внимания.
Развитие креативности находится в сфере внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности,акмеологии, психологии профессий и ряда других отраслей психологической науки.Креативностьрассматривается как свойство воображения и мышления, способствующее оригинальному и эффективному решению задач высокой сложности.
Большой вклад в психологию творчества и креативности внесли Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров. Ряд исследований механизмов творчества и креативности провели Л.Б. Ермолаева-Томина, И.П. Калошина, Н.В. Кипиани,A.Н. Лук, С.Л.Рубинштейн, И.Н. Семенов, Н.Б. Шумакова, Е.П. Щебланова, Н.П. Щербо, Л.Е. Яковлева и др.
В зарубежной психологии творчества известны исследователи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Б. Б.Слег, М. Нёльке, К. Тейлор, Е. Торренс, М. Уоллах и др.
Существуют акмеологическийи инновационный аспекты исследования креативности и творчества. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева,B.Н. Вишняковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В. А. Лузгина, А.К. Марковой, Л. А. Рудкевича, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). Инновационный аспект связан скреативностьюкак необходимым условием нововведений в организациях Р.П. Вествуд, Г.И. Герасимов, Э.Дандон, Н.А. Ильин, JI.B. Илюхин, Э.А. Искандров, Ю.А. Карпова, В.И. Некрасов, А.И. Пригожин, О.С. Советова и др.).
Однако, социальная психология творчества остается недостаточно развитой. Требуются системные исследования механизма влияния внутригрупповых процессов на креативность в совместной деятельности. Социальная психология творчества нуждается в накоплении эмпирического опыта, выявлении закономерностей и выстраивании общей теоретико-методологической концепции группового творчества.
Таким образом, исходя из высокой теоретической и практической значимости проблемы влияния внутригрупповых процессов на индивидуальную и групповую креативность различных профессиональных групп и недостаточной ее научной разработанности, данная проблема избрана в качестве темы дипломного исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками малой группы и уровнем индивидуальной креативности ее членов.
Объект исследования: малые группы, занимающиеся профессиональной деятельностью.
Предмет исследования: взаимосвязь между социально¬психологическими характеристиками малой группы и индивидуальной креативностью членов группы.
Гипотезы исследования.
Эмпирическая/при высоком и среднем уровне развития группы и её сплоченности, уровня ценностно-смыслового ориентационного единства, и высокой степени благоприятности психологического климата группы, индивидуальная креативность ее членов будет на высоком уровне.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблемам креативности и характеристик малых групп.
2. Подобрать методы и методики для исследования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал.
4. Провести количественный анализ полученных данных.
5. Выводы и интерпретация исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
- Методика на определение уровня развития малой группы и ее сплоченности (Л.И. Уманский, С.Сишор),
- Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник),
- Методика изучения ценностно-ориентационного единства (А.В. Петровский, В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева),
- Методика изучения социально-психологического климата (Э.Г. Шелест),
- Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора («Психометрический тест К.Э. Сишора»)
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многое зависит от того, в каком окружении, в каком коллективе проходит профессиональная деятельность. Это может быть группа с высоким уровнем развития, благоприятным социально-психологическим климатом, высоким уровнем сплоченности, психологической совместимости, срабатываемости.
Среди коллективов есть те, чья деятельность связана или наоборот не связана с творческой деятельностью, в то же время следует отметить, что любая деятельность должна быть в той или иной мере продуктивной и творческой.
При таком понимании поставленной проблемы нашего исследования очевидными становятся большие потенциалы,которые есть у коллектива как малой группы для развития каждого ее члена.
Отметим, что от того уровня развития, который достигает коллектив, степени его сплоченности, организованности, совместимости его членов, благоприятности социально-психологического климата целиком зависит как эффективность работы в целом, так и психологическое благополучие каждого члена коллектива, реализация коллективных и личностных потенциалов.
Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, актуальна, ее изучали многие отечественные и зарубежные ученые, она стала предметом изучения многих отраслей науки, таких, как социальная психология, психология творчества, педагогика, социология, философия, антропология, организационная психология, психология управления и т. д.
Во введении сформулированы основные методологические позиции исследования.
В первой главе квалификационной работы рассматривается сущность и структура ключевых понятий, дается определение малой группы, называются ее характеристики, социально-психологические процессы, сравниваются различные стадии развития малой группы.
На основе теоретического анализ научной психологической и социологической литературы был сделан вывод о том, что для высокого уровня развития группы характерны ценностно-ориентационное единство, что позволяет почувствовать мы-идентичность.
Для эффективного группового взаимодействия необходимо включение в совместную деятельность определенных средств формирования групповой сплоченности.
Во втором параграфе первой главы мы, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, рассмотрели феномены психологии творчества. Так, представлена характеристика творчества как процесса, показано отличие этого понятия от понятия «креативность».
Мы исходили из того, что творчество - это процесс, когда результатом деятельности становится новый продукт. Креативность - это личностная способность к созданию нового, инициированию новых идей, проектов.
Во 2 главе квалификационной работы представлена характеристика выборки, которую составили группа с высокими показателями индивидуальной креативности ее членов и группа с невысокими показателями креативности ее членов, всего 50 человек, 23 человека в первой группе и 27 человек во второй, все группы с с одинаковым стажем профессиональной деятельности
Во 2 параграфе этой главы представлен анализ полученных результатов, было выявлен средний уровень групповой сплочённости в коллективе творческой направленности деятельности, 11,5 баллов. Другая группа людей, занимающихся нетворческой деятельностью, в проведенном исследовании имеет уровень развития «Кооперация», 6,7 баллов.
Высокий уровень креативности достигает 74% в группе педагогов- музыкантов и чуть ли не в 3 раза ниже у бухгалтеров, что можно объяснить тем, что профессиональный выбор тех и других неслучаен, сама их профессиональная деятельность требует рациональности, четкости и точности в первую очередь.
Также низкий уровень креативности выше в этой профессиональной группе.
Таким образом, гипотеза доказана, цель достигнута, решены поставленные задачи, выполненное нами исследование вносит определённый вклад в решение проблемы, в то же время исследование столь сложной проблемы требует комплексного подхода, эксперимента на большей выборке.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Андреева, Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 1981.
3. Андреева, Г. М., Яноушек Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987.
4. Антипина, Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л .: ЛГУ, 1982.
5. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат / ст. - М.: ИСИ МГУДТ, 2003.
6. Багрецов, С.А., Кулганов В.А., Горелов И.П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. - СПб.: ВИККА им. А.Ф. Можайского, 1996.
7. Байковский, Ю. В. Психодинамика, как фактор выживаемости малой группы в экстремальных условиях горной среды / Ю.В. Байковский. - М.: Дивизион, 2010. - 280 c.
8. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002
9. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
10. Богоявленская ,Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб.пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
11. Бодалев ,А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982.
12. Боно ,Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.
13. Государев, Н.А. Психодиагностика. Методология и методики исследования психологических типов / уч-к - М.: Ось, 2009.
14. Голенкова, З.Т. Общая социология: Учебное пособие / З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов; Под ред. проф. З.Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с.
15. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности / переизд. - М.: Просвящение, 1989.
16. Донцов ,А.И. Психология коллектива. - М.: изд. МГУ, 2000.
17. Елсуков, А.Н. Основы социологии: учеб.пособие / А.Н. Елсуков. - Минск: РИПО, 2009. - 330 с.
18. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности / переизд. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
19. Зебреева, Е.Н. Коммуникативная толерантность во
взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально- психологического климата служебного коллектива. - М.: Юридическая психология № 3, 2007.
20. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf)
21. Карелин ,А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Владос, 2007.
22. Корсинин, Р., Аэрбах А. Психологическая энциклопедия / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
23. Кричевский, Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: МГУ, 1991.
24. Кричевский, Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы / уч. пос. - М.: Аспект Пресс, 2001.
25. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006.
26. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива / Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.
27. Лютенс ,Ф. Организационное поведение. - М.: Инфа-М, 1999.
28. Майерс, Д. Социальная психология / перевод - СПб.: Питер, 1998.
29. Московичи, С. Социальная психология / перевод - СПб.: Питер, 2007.
30. Морено ,Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / переизд. - М.: Академический проект, 2000.
31. Малые этнические и этнографические группы. - М.: Исторический факультет СПбГУ, Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. - 352 c.
32. Миронов, В. В. Признаки Рейнина. Малые группы. В 3 томах. Том
1. Признаки Рейнина / В.В. Миронов. - М.: Великолукская типография, 2012. - 624 c.
33. Ньюстром, Д., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2000.
34. Обозов, Н. Н. Психология малых групп / Социальная психология // переизд. - СПб.: Питер, 2003.
35. Парыгин, Б.Д. Основы социальной сихологии.-М.,2003.
36. Петровский, А. В. (ред.). Психологическая теория коллектива. - М.: Педагогика, 1979.
37. Петровский, А. В. Коллектив / Общая психология. - М.: Академия, 1986.
38. Поддубный, С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы / канд. дисс. - М., 2001.
39. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: моногр. / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - Москва: Наука, 2000. - 302 c.
40. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика. Методики и тесты. - М.:
41. Реан ,А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2008
42. Слаква, С. П. Психология малой группы / С.П. Слаква. - М.: Экзамен, 2004. - 160 c.
43. Советова, О. С. Основы социальной психологии инноваций / О.С. Советова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 152 c.
44. Социология: Учеб.пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под общ. ред. А.Н. Елсукова. - 5-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 544 с.
45. Толковый словарь под ред.Ожегова С.И.-М., 1998
46. Филатова, О.Г. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 464 с.0
47. Фролов, С.С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2001.
48. Фетискин, Н.П., Козлова В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности в малой группе.- М. Инт-т Психотерапии, 2002. 339с.
49. Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. - М.: Деловая книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2000. - 448 c.
50. Элвин, Дж. ВандерГриндНеемия. Лидер - слуга. Руководство для лидера малых групп: моногр. / Элвин Дж. ВандерГринд. - М.: Мирт, 2013. - 96 c.
51. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 624 c.
52. Экспериментальная психология. Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.- сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А.Н. Леонтьева. -М.: Изд- во Прогресс, 1966.
53. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Изд-во Наука, 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ