Характеристики малой группы и проявление креативности её членов
|
Введение
1 Теоретические основы изучения малой группы и проявления креативности ее
членов 7
1.1 Сущность и структура понятия «малая группа» 7
1.2 Креативность как феномен в исследованиях отечественных и зарубежных
авторов 22
2 Эмпирическое исследование влияния внутригрупповых процессов на
индивидуальную креативность в психологии 32
2.1 Характеристика методов и методик исследования 32
2.2 Анализ полученных результатов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 73
1 Теоретические основы изучения малой группы и проявления креативности ее
членов 7
1.1 Сущность и структура понятия «малая группа» 7
1.2 Креативность как феномен в исследованиях отечественных и зарубежных
авторов 22
2 Эмпирическое исследование влияния внутригрупповых процессов на
индивидуальную креативность в психологии 32
2.1 Характеристика методов и методик исследования 32
2.2 Анализ полученных результатов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 73
Актуальность изучения креативности заключается в том, что в коллективных видах труда существует необходимость применения группового творчества для разработки и решения многих задач. Естественным образом возникает интерес к условиям его развития и способам интенсификации. Все больше сейчас востребованы команды и группы, а также работники с креативным мышлением, инициативой и высокой степенью самоорганизации. Творческий подход к работе приветствуется в организациях различного профиля (рекламные агентства, инженерные мастерские, научные коллективы, тренинговые компании, педагогические коллективы, политические институты и многие другие).
Знание основных социально-психологических рычагов развития групповой и индивидуальной креативности дало бы возможность эффективно и мягко снимать барьеры нововведений и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и личности. Исследуемая проблема актуальна также и в теоретическом отношении.
Анализ литературы, посвященной проблемам креативности, показывает, что существующие подходы имеют преимущественно индивидуалистическую ориентацию и не охватывают специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние на креативность социально-психологических процессов исследовано очень мало. Существуют технологии креативности и стимулирования творческой мысли, но в них практически не представлены социально - психологические характеристики креативности. В психологии творчества и педагогике, а также социальной психологии групповым механизмам и их развитию уделено недостаточно внимания.
Развитие креативности находится в сфере внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности,акмеологии, психологии профессий и ряда других отраслей психологической науки.Креативностьрассматривается как свойство воображения и мышления, способствующее оригинальному и эффективному решению задач высокой сложности.
Большой вклад в психологию творчества и креативности внесли Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров. Ряд исследований механизмов творчества и креативности провели Л.Б. Ермолаева-Томина, И.П. Калошина, Н.В. Кипиани,A.Н. Лук, С.Л.Рубинштейн, И.Н. Семенов, Н.Б. Шумакова, Е.П. Щебланова, Н.П. Щербо, Л.Е. Яковлева и др.
В зарубежной психологии творчества известны исследователи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Б. Б.Слег, М. Нёльке, К. Тейлор, Е. Торренс, М. Уоллах и др.
Существуют акмеологическийи инновационный аспекты исследования креативности и творчества. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева,B.Н. Вишняковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В. А. Лузгина, А.К. Марковой, Л. А. Рудкевича, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). Инновационный аспект связан скреативностьюкак необходимым условием нововведений в организациях Р.П. Вествуд, Г.И. Герасимов, Э.Дандон, Н.А. Ильин, JI.B. Илюхин, Э.А. Искандров, Ю.А. Карпова, В.И. Некрасов, А.И. Пригожин, О.С. Советова и др.).
Однако, социальная психология творчества остается недостаточно развитой. Требуются системные исследования механизма влияния внутригрупповых процессов на креативность в совместной деятельности. Социальная психология творчества нуждается в накоплении эмпирического опыта, выявлении закономерностей и выстраивании общей теоретико-методологической концепции группового творчества.
Таким образом, исходя из высокой теоретической и практической значимости проблемы влияния внутригрупповых процессов на индивидуальную и групповую креативность различных профессиональных групп и недостаточной ее научной разработанности, данная проблема избрана в качестве темы дипломного исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками малой группы и уровнем индивидуальной креативности ее членов.
Объект исследования: малые группы, занимающиеся профессиональной деятельностью.
Предмет исследования: взаимосвязь между социально¬психологическими характеристиками малой группы и индивидуальной креативностью членов группы.
Гипотезы исследования.
Эмпирическая/при высоком и среднем уровне развития группы и её сплоченности, уровня ценностно-смыслового ориентационного единства, и высокой степени благоприятности психологического климата группы, индивидуальная креативность ее членов будет на высоком уровне.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблемам креативности и характеристик малых групп.
2. Подобрать методы и методики для исследования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал.
4. Провести количественный анализ полученных данных.
5. Выводы и интерпретация исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
- Методика на определение уровня развития малой группы и ее сплоченности (Л.И. Уманский, С.Сишор),
- Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник),
- Методика изучения ценностно-ориентационного единства (А.В. Петровский, В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева),
- Методика изучения социально-психологического климата (Э.Г. Шелест),
- Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора («Психометрический тест К.Э. Сишора»)
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Знание основных социально-психологических рычагов развития групповой и индивидуальной креативности дало бы возможность эффективно и мягко снимать барьеры нововведений и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и личности. Исследуемая проблема актуальна также и в теоретическом отношении.
Анализ литературы, посвященной проблемам креативности, показывает, что существующие подходы имеют преимущественно индивидуалистическую ориентацию и не охватывают специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние на креативность социально-психологических процессов исследовано очень мало. Существуют технологии креативности и стимулирования творческой мысли, но в них практически не представлены социально - психологические характеристики креативности. В психологии творчества и педагогике, а также социальной психологии групповым механизмам и их развитию уделено недостаточно внимания.
Развитие креативности находится в сфере внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности,акмеологии, психологии профессий и ряда других отраслей психологической науки.Креативностьрассматривается как свойство воображения и мышления, способствующее оригинальному и эффективному решению задач высокой сложности.
Большой вклад в психологию творчества и креативности внесли Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров. Ряд исследований механизмов творчества и креативности провели Л.Б. Ермолаева-Томина, И.П. Калошина, Н.В. Кипиани,A.Н. Лук, С.Л.Рубинштейн, И.Н. Семенов, Н.Б. Шумакова, Е.П. Щебланова, Н.П. Щербо, Л.Е. Яковлева и др.
В зарубежной психологии творчества известны исследователи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Б. Б.Слег, М. Нёльке, К. Тейлор, Е. Торренс, М. Уоллах и др.
Существуют акмеологическийи инновационный аспекты исследования креативности и творчества. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева,B.Н. Вишняковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В. А. Лузгина, А.К. Марковой, Л. А. Рудкевича, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). Инновационный аспект связан скреативностьюкак необходимым условием нововведений в организациях Р.П. Вествуд, Г.И. Герасимов, Э.Дандон, Н.А. Ильин, JI.B. Илюхин, Э.А. Искандров, Ю.А. Карпова, В.И. Некрасов, А.И. Пригожин, О.С. Советова и др.).
Однако, социальная психология творчества остается недостаточно развитой. Требуются системные исследования механизма влияния внутригрупповых процессов на креативность в совместной деятельности. Социальная психология творчества нуждается в накоплении эмпирического опыта, выявлении закономерностей и выстраивании общей теоретико-методологической концепции группового творчества.
Таким образом, исходя из высокой теоретической и практической значимости проблемы влияния внутригрупповых процессов на индивидуальную и групповую креативность различных профессиональных групп и недостаточной ее научной разработанности, данная проблема избрана в качестве темы дипломного исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками малой группы и уровнем индивидуальной креативности ее членов.
Объект исследования: малые группы, занимающиеся профессиональной деятельностью.
Предмет исследования: взаимосвязь между социально¬психологическими характеристиками малой группы и индивидуальной креативностью членов группы.
Гипотезы исследования.
Эмпирическая/при высоком и среднем уровне развития группы и её сплоченности, уровня ценностно-смыслового ориентационного единства, и высокой степени благоприятности психологического климата группы, индивидуальная креативность ее членов будет на высоком уровне.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблемам креативности и характеристик малых групп.
2. Подобрать методы и методики для исследования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал.
4. Провести количественный анализ полученных данных.
5. Выводы и интерпретация исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
- Методика на определение уровня развития малой группы и ее сплоченности (Л.И. Уманский, С.Сишор),
- Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник),
- Методика изучения ценностно-ориентационного единства (А.В. Петровский, В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева),
- Методика изучения социально-психологического климата (Э.Г. Шелест),
- Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора («Психометрический тест К.Э. Сишора»)
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Многое зависит от того, в каком окружении, в каком коллективе проходит профессиональная деятельность. Это может быть группа с высоким уровнем развития, благоприятным социально-психологическим климатом, высоким уровнем сплоченности, психологической совместимости, срабатываемости.
Среди коллективов есть те, чья деятельность связана или наоборот не связана с творческой деятельностью, в то же время следует отметить, что любая деятельность должна быть в той или иной мере продуктивной и творческой.
При таком понимании поставленной проблемы нашего исследования очевидными становятся большие потенциалы,которые есть у коллектива как малой группы для развития каждого ее члена.
Отметим, что от того уровня развития, который достигает коллектив, степени его сплоченности, организованности, совместимости его членов, благоприятности социально-психологического климата целиком зависит как эффективность работы в целом, так и психологическое благополучие каждого члена коллектива, реализация коллективных и личностных потенциалов.
Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, актуальна, ее изучали многие отечественные и зарубежные ученые, она стала предметом изучения многих отраслей науки, таких, как социальная психология, психология творчества, педагогика, социология, философия, антропология, организационная психология, психология управления и т. д.
Во введении сформулированы основные методологические позиции исследования.
В первой главе квалификационной работы рассматривается сущность и структура ключевых понятий, дается определение малой группы, называются ее характеристики, социально-психологические процессы, сравниваются различные стадии развития малой группы.
На основе теоретического анализ научной психологической и социологической литературы был сделан вывод о том, что для высокого уровня развития группы характерны ценностно-ориентационное единство, что позволяет почувствовать мы-идентичность.
Для эффективного группового взаимодействия необходимо включение в совместную деятельность определенных средств формирования групповой сплоченности.
Во втором параграфе первой главы мы, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, рассмотрели феномены психологии творчества. Так, представлена характеристика творчества как процесса, показано отличие этого понятия от понятия «креативность».
Мы исходили из того, что творчество - это процесс, когда результатом деятельности становится новый продукт. Креативность - это личностная способность к созданию нового, инициированию новых идей, проектов.
Во 2 главе квалификационной работы представлена характеристика выборки, которую составили группа с высокими показателями индивидуальной креативности ее членов и группа с невысокими показателями креативности ее членов, всего 50 человек, 23 человека в первой группе и 27 человек во второй, все группы с с одинаковым стажем профессиональной деятельности
Во 2 параграфе этой главы представлен анализ полученных результатов, было выявлен средний уровень групповой сплочённости в коллективе творческой направленности деятельности, 11,5 баллов. Другая группа людей, занимающихся нетворческой деятельностью, в проведенном исследовании имеет уровень развития «Кооперация», 6,7 баллов.
Высокий уровень креативности достигает 74% в группе педагогов- музыкантов и чуть ли не в 3 раза ниже у бухгалтеров, что можно объяснить тем, что профессиональный выбор тех и других неслучаен, сама их профессиональная деятельность требует рациональности, четкости и точности в первую очередь.
Также низкий уровень креативности выше в этой профессиональной группе.
Таким образом, гипотеза доказана, цель достигнута, решены поставленные задачи, выполненное нами исследование вносит определённый вклад в решение проблемы, в то же время исследование столь сложной проблемы требует комплексного подхода, эксперимента на большей выборке.
Среди коллективов есть те, чья деятельность связана или наоборот не связана с творческой деятельностью, в то же время следует отметить, что любая деятельность должна быть в той или иной мере продуктивной и творческой.
При таком понимании поставленной проблемы нашего исследования очевидными становятся большие потенциалы,которые есть у коллектива как малой группы для развития каждого ее члена.
Отметим, что от того уровня развития, который достигает коллектив, степени его сплоченности, организованности, совместимости его членов, благоприятности социально-психологического климата целиком зависит как эффективность работы в целом, так и психологическое благополучие каждого члена коллектива, реализация коллективных и личностных потенциалов.
Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, актуальна, ее изучали многие отечественные и зарубежные ученые, она стала предметом изучения многих отраслей науки, таких, как социальная психология, психология творчества, педагогика, социология, философия, антропология, организационная психология, психология управления и т. д.
Во введении сформулированы основные методологические позиции исследования.
В первой главе квалификационной работы рассматривается сущность и структура ключевых понятий, дается определение малой группы, называются ее характеристики, социально-психологические процессы, сравниваются различные стадии развития малой группы.
На основе теоретического анализ научной психологической и социологической литературы был сделан вывод о том, что для высокого уровня развития группы характерны ценностно-ориентационное единство, что позволяет почувствовать мы-идентичность.
Для эффективного группового взаимодействия необходимо включение в совместную деятельность определенных средств формирования групповой сплоченности.
Во втором параграфе первой главы мы, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, рассмотрели феномены психологии творчества. Так, представлена характеристика творчества как процесса, показано отличие этого понятия от понятия «креативность».
Мы исходили из того, что творчество - это процесс, когда результатом деятельности становится новый продукт. Креативность - это личностная способность к созданию нового, инициированию новых идей, проектов.
Во 2 главе квалификационной работы представлена характеристика выборки, которую составили группа с высокими показателями индивидуальной креативности ее членов и группа с невысокими показателями креативности ее членов, всего 50 человек, 23 человека в первой группе и 27 человек во второй, все группы с с одинаковым стажем профессиональной деятельности
Во 2 параграфе этой главы представлен анализ полученных результатов, было выявлен средний уровень групповой сплочённости в коллективе творческой направленности деятельности, 11,5 баллов. Другая группа людей, занимающихся нетворческой деятельностью, в проведенном исследовании имеет уровень развития «Кооперация», 6,7 баллов.
Высокий уровень креативности достигает 74% в группе педагогов- музыкантов и чуть ли не в 3 раза ниже у бухгалтеров, что можно объяснить тем, что профессиональный выбор тех и других неслучаен, сама их профессиональная деятельность требует рациональности, четкости и точности в первую очередь.
Также низкий уровень креативности выше в этой профессиональной группе.
Таким образом, гипотеза доказана, цель достигнута, решены поставленные задачи, выполненное нами исследование вносит определённый вклад в решение проблемы, в то же время исследование столь сложной проблемы требует комплексного подхода, эксперимента на большей выборке.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ КОМАНДНОГО ЕДИНСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУППАХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Изучение феномена лидера в студенческой среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого мышления обучающихся профессиональной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА ЮМОРА С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАЦИЕНТОВ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА ЮМОРА С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАЦИЕНТОВ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017



