ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕО ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДЕОТОВКУ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
|
Введение 4
1 Специальная физическая подготовка баскетболистов 6
1.1 Физическая подготовка баскетболиста 6
1.2 Специальная физическая подготовка баскетболиста. 12
1.3 Средства и методы развития специальной физической
подготовки у баскетболистов 15
1.4 Упражнения для развития основных специальных
физических качеств у баскетболистов 20
1.5 Возрастные особенности развития специальной физической
подготовки у баскетболистов 25
1.6 Индивидуальный профиль функциональной асимметрии у
баскетболистов 27
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация и проведение исследования 29
2.2 Характеристика методов исследования 31
2.3 Педагогический эксперимент 32
3 Результаты исследования и их обсуждение 34
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение
1 Специальная физическая подготовка баскетболистов 6
1.1 Физическая подготовка баскетболиста 6
1.2 Специальная физическая подготовка баскетболиста. 12
1.3 Средства и методы развития специальной физической
подготовки у баскетболистов 15
1.4 Упражнения для развития основных специальных
физических качеств у баскетболистов 20
1.5 Возрастные особенности развития специальной физической
подготовки у баскетболистов 25
1.6 Индивидуальный профиль функциональной асимметрии у
баскетболистов 27
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация и проведение исследования 29
2.2 Характеристика методов исследования 31
2.3 Педагогический эксперимент 32
3 Результаты исследования и их обсуждение 34
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение
В данной работе произведен обзор литературных источников, в которых рассматривалось представление об общих понятиях физической подготовки. Разобрались в особенностях специальной физической подготовки. Проанализированы средства и методы развития специальных физических качеств. Изучили мнения авторов, связанные с вопросами асимметрических особенностей организма и ее влияния на развитие физических способностей у баскетболистов. Отметили возрастные особенности развития специальной физической подготовки у подростков 13-14 лет.
Современный баскетбол, одна из самых напряженных игр в мире, поэтому каждому игроку необходимо быть в состоянии максимальной физической готовности.
Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специальная физическая подготовка представляет собой физиологическую основу для достижения высоких спортивных результатов в определенном виде спорта. Иногда ее называют физической кондицией или, иначе, физическим условием, которое определяет возможности спортсмена на данном этапе.
Постоянный прогресс спортивных результатов тесно связан с совершенствованием методики тренировки и развитием знаний о физических резервных возможностях человека.
Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.
К.Д. Чермит [48] ставит баскетбол к категории видов спорта, увеличивающих у спортсменов асимметрию верхних конечностей, а по воздействию на ноги баскетбол относит в категорию видов спорта, образовывающий оптимальный уровень асимметрии.
Для того что быть разносторонним спортсменом, по мнению С.В. Чернова [49], необходима при построении тренировочного процесса отводить развитию способности к специфической ориентировке спортсмена.
Исследования, которые всесторонне учитывают особенности проявления моторной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов, еще не достаточно изучены. Следовательно, тема определения влияния индивидуального профиля на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет является актуальной.
Объект исследования: специальная физическая подготовка
баскетболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: влияние индивидуального профиля
функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет.
Цель исследования: определить влияние профиля функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов 13-14 лет.
Гипотеза исследования: индивидуальный профиль функциональной асимметрии оказывает влияние на показатели специальной физической подготовки у баскетболистов 13-14 лет.
Задачи:
1 Анализ литературных источников.
2 Определение индивидуального профиля функциональной асимметрии баскетболистов 13-14 лет.
3 Определить влияние индивидуальных особенностей в профиле функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов 13-14 лет.
Современный баскетбол, одна из самых напряженных игр в мире, поэтому каждому игроку необходимо быть в состоянии максимальной физической готовности.
Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специальная физическая подготовка представляет собой физиологическую основу для достижения высоких спортивных результатов в определенном виде спорта. Иногда ее называют физической кондицией или, иначе, физическим условием, которое определяет возможности спортсмена на данном этапе.
Постоянный прогресс спортивных результатов тесно связан с совершенствованием методики тренировки и развитием знаний о физических резервных возможностях человека.
Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.
К.Д. Чермит [48] ставит баскетбол к категории видов спорта, увеличивающих у спортсменов асимметрию верхних конечностей, а по воздействию на ноги баскетбол относит в категорию видов спорта, образовывающий оптимальный уровень асимметрии.
Для того что быть разносторонним спортсменом, по мнению С.В. Чернова [49], необходима при построении тренировочного процесса отводить развитию способности к специфической ориентировке спортсмена.
Исследования, которые всесторонне учитывают особенности проявления моторной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов, еще не достаточно изучены. Следовательно, тема определения влияния индивидуального профиля на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет является актуальной.
Объект исследования: специальная физическая подготовка
баскетболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: влияние индивидуального профиля
функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет.
Цель исследования: определить влияние профиля функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов 13-14 лет.
Гипотеза исследования: индивидуальный профиль функциональной асимметрии оказывает влияние на показатели специальной физической подготовки у баскетболистов 13-14 лет.
Задачи:
1 Анализ литературных источников.
2 Определение индивидуального профиля функциональной асимметрии баскетболистов 13-14 лет.
3 Определить влияние индивидуальных особенностей в профиле функциональной асимметрии на специальную физическую подготовку баскетболистов 13-14 лет.
В результате проведения работы мы пришли к следующим выводам:
1 В результате обзора литературных источников мы пришли к выводу что под СФП понимают процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой избранного вида спорта и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
В изученных нами работах никто не сомневается о влиянии асимметрии на подготовку спортсменов. Учет асимметрии - это резерв в решении задач спортивной подготовки баскетболистов.
2 После определения профиля природной асимметрии (ног и рук) у баскетболистов 13-14 лет по методики Е. Б. Сологуб (1996) и И.ПВолкова (2002) по следующим тестам: «Нога на ногу», «Опускание на одно колено», «Длина шага», «Замок», «Хлопок», «Поза Наполеона». Мы пришли к выводу, что для асимметричных и ациклических упражнений в баскетболе выполнение технических приемов характерно выполняют в основном ведущей конечностью, а не ведущая выполняет вспомогательную функцию, роль опоры. При прыжке ведущая нога является маховой (у большинства - правая), а неведущая - толчковой (чаще всего это левая нога). При выполнении броска ведущая рука является бросковой рукой, в основном также чаще доминирует правая рука.
3 Установлено, что применения упражнений с асимметричным отягощением во время проведения учебно -тренировочного процесса у баскетболистов 13-14 лет, влияют на показатели специальной физической подготовленности баскетболисток.
Сопоставление результатов тестирования первой (не ведущий профиль) и второй (ведущий профиль) групп показывает, что применение упражнений с асимметричным отягощением во второй группе ведущего профиля дало более положительные результаты на показатели специальной физической подготовки.
Сравнение результатов тестов, оценивающих специальную физическую подготовку, показало статистически значимое улучшение результатов к концу эксперимента во второй группе (ведущего профиля) по двум тестам. Произошел прирост показателей уровня развития специальной физической подготовки. Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов. В первой группе (не ведущего профиля) после эксперимента тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем во второй.
Применение в тренировочном процессе упражнений с асимметричным отягощением оказали положительное влияние на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет в обеих группах, однако наибольшие результаты мы наблюдали во второй группе (ведущей по асимметрии). Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов.
Однако стоит отметить, что усиление асимметрии также оказывает отрицательное влияние на здоровье спортсменов. Поэтому применение в тренировочном процессе упражнения с асимметричным отягощением лучше использовать только для достижения высоких спортивных результатов в профессиональных командах.
1 В результате обзора литературных источников мы пришли к выводу что под СФП понимают процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой избранного вида спорта и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
В изученных нами работах никто не сомневается о влиянии асимметрии на подготовку спортсменов. Учет асимметрии - это резерв в решении задач спортивной подготовки баскетболистов.
2 После определения профиля природной асимметрии (ног и рук) у баскетболистов 13-14 лет по методики Е. Б. Сологуб (1996) и И.ПВолкова (2002) по следующим тестам: «Нога на ногу», «Опускание на одно колено», «Длина шага», «Замок», «Хлопок», «Поза Наполеона». Мы пришли к выводу, что для асимметричных и ациклических упражнений в баскетболе выполнение технических приемов характерно выполняют в основном ведущей конечностью, а не ведущая выполняет вспомогательную функцию, роль опоры. При прыжке ведущая нога является маховой (у большинства - правая), а неведущая - толчковой (чаще всего это левая нога). При выполнении броска ведущая рука является бросковой рукой, в основном также чаще доминирует правая рука.
3 Установлено, что применения упражнений с асимметричным отягощением во время проведения учебно -тренировочного процесса у баскетболистов 13-14 лет, влияют на показатели специальной физической подготовленности баскетболисток.
Сопоставление результатов тестирования первой (не ведущий профиль) и второй (ведущий профиль) групп показывает, что применение упражнений с асимметричным отягощением во второй группе ведущего профиля дало более положительные результаты на показатели специальной физической подготовки.
Сравнение результатов тестов, оценивающих специальную физическую подготовку, показало статистически значимое улучшение результатов к концу эксперимента во второй группе (ведущего профиля) по двум тестам. Произошел прирост показателей уровня развития специальной физической подготовки. Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов. В первой группе (не ведущего профиля) после эксперимента тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем во второй.
Применение в тренировочном процессе упражнений с асимметричным отягощением оказали положительное влияние на специальную физическую подготовку у баскетболистов 13-14 лет в обеих группах, однако наибольшие результаты мы наблюдали во второй группе (ведущей по асимметрии). Хотя на исходном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы показателей контрольных тестов.
Однако стоит отметить, что усиление асимметрии также оказывает отрицательное влияние на здоровье спортсменов. Поэтому применение в тренировочном процессе упражнения с асимметричным отягощением лучше использовать только для достижения высоких спортивных результатов в профессиональных командах.



