ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы коммерческой деятельности 5
1.1 Коммерческая деятельность: понятие и сущность розничной торговли 5
1.2 Функции и механизмы организации коммерческой деятельности 12
1.3 Формы и методы розничной продажи товаров 27
1.4 Подходы к оценке эффективности коммерческой деятельности торгового
предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико - организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.
В настоящее время экономика в России предполагает, что организации и фирмы должны постоянно развиваться, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли усовершенствования организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
Продукция или услуга должна быть оптимальным образом продана: то есть с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов и с получением наибольшей выгоды. Поэтому основная задача любого предпринимателя - совместить желания клиентов и собственные возможности. В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара или услуги. Именно поэтому система сбыта является центральной в организации коммерческой деятельности на предприятии. И это не лишено обоснования - именно в процессе сбыта продукции выясняется, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль - конечная цель любой предпринимательской деятельности - не заставит себя ждать. В противном случае ни о каких высоких доходах и говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока. Предпринимательство в нашей стране находится
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями современного общества. Она опосредует собой баланс интересов потребителей и производителей товаров и услуг на местных, региональных и международных рынках.
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы.
Целью бакалаврской работы является изучение организации коммерческой деятельности предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
Для эффективного достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы коммерческой деятельности;
- рассмотреть и представить организационно - экономическую характеристику объекта исследования;
- изучить организацию коммерческой деятельности объекта исследования и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Объект исследования - ИП Темных, магазин «Продукты».
Предмет исследования в бакалаврской работе - коммерческая деятельность торговой организации.
Бакалаврская работа содержит 22 таблицы, 13 рисунков, список литературы включает в себя 31 источник. Общий объем работы 92 страницы.
Предметом исследования является коммерческая деятельность данного торгового предприятия.
Целью бакалаврской работы являлось изучение организации коммерческой деятельности предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Торговая площадь осталась неизменной и составляет 60 м2. В связи с увеличением товарооборота, товарооборот на 1 м2 торговой площади увеличился на 27,83 тыс. руб. или 28,15 %.
Численность персонала также осталась неизменной, при этом производительность труда одного работника и одного работника обслуживающего персонала увеличилась на 334 и 835 тыс. руб. соответственно.
В связи с тем, что себестоимость увеличилась большими темпами в сравнении с товарооборотом, валовая прибыль имеет отрицательную динамику.
Несмотря на положительную динамику расходов на оплату труда, их уровень к товарообороту снизился на 2,07 пункта, что положительно характеризует деятельность магазина «Продукты».
Прибыль от продаж снизилась на 100 тыс. руб. или 21,59 %, что связано с увеличением коммерческих расходов. Соответственно рентабельность продаж также имеет отрицательную динамику, так в 2016 г. по сравнению с 2015 г. она снизилась на 4,51 %.
Прочие доходы в отчетном году увеличились на 17 тыс. руб. и составили 18 тыс. руб., а среди прочих расходов, наоборот наблюдается уменьшение с 386 тыс. руб. до 203 тыс. руб. Данная динамика является причиной повышения в 2016 году прибыли до налогообложения на 21,13% (2015 г. - 478 тыс. руб., 2016 г. - 579 тыс. руб.). Несмотря на увеличение прибыли до налогообложения,
Чистая прибыль в отчетном году увеличилась на 21,26% и составила 576 тыс. руб., а рентабельность конечной деятельности составила 7,58%, что на 0,43% меньше чем в предыдущем году.
В целом, деятельность предприятия можно охарактеризовать как условно положительную, так как анализ основных показателей выделил как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательные моменты требуют разработки мероприятий, направленных на их устранение в дальнейшем.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности в работе были предложены следующие мероприятия.
Мероприятие 1. Приобретение товаров со скидкой, предоставленной поставщиком, за досрочную оплату;
Мероприятие 2. Увеличение количества часов в неделю с 70 до 84 часов;
Мероприятие 3. Правильное и своевременное составление заказа поставщикам товара через интернет;
Мероприятие 4. Применение обучающих мероприятий по обслуживанию покупателей;
Мероприятие 5. Применение световых эффектов.
В рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой отрасли в соответствии передовым зарубежным опытом, где доля торговли в общем числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении магазин «Продукты» не представляет исключения - на предприятии требуется решение ряда ключевых задач, главной из которых, несомненно, является повышение товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
В организации торговли большую роль играет разработка технологических процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных методов и дополнительных услуг.
В данном случае также можно применить новые подходы к развитию оборота розничной торговли, наметившиеся в условиях становления рыночной экономики, обострении конкуренции. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения.
По мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений в России создаются предпосылки для дальнейшего развития оборота розничной торговли. В перспективе ожидается рост реальных доходов населения, формирующих преобладающую часть конечного потребления. На этой основе будут созданы условия для устойчивого массового внутреннего спроса.
Основной задачей ИП Темных «Продукты» является изучение и формирование спроса покупателей на товары. Однако предприятиями - изготовителями нередко нарушается поставка продукции, пользующейся наибольшим спросом. На предприятии ведется учет реализованного спроса по номенклатуре, ежеквартально составляются конъюнктурные обзоры, которые направляются на предприятии- изготовителя. Работники в конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар. После этого управляющий вносит данные в компьютер - эта работа занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно предложить предприятию расширить возможность локальной сети.
Реальные пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия на сегодняшний день - это рост объема товарооборота, ускорение товарооборачиваемости путем грамотного составления ценовой политики в условиях повышения конкурентной борьбы за предпочтение потребителей.
Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа оборота розничной торговли. К числу таких задач относится следующее:
- оценка рыночной активности, где предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность;
- изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;
- разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;
- оценка объема и структуры оборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.
В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятие изучает свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:
- соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка;
- показатели оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды;
- показатели структуры объема продаж;
- показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция);
- расчеты влияния на величину объема продаж розничной торговли основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).
Особое внимание необходимо уделять изучению такого показателя, как удельный вес (доля) предприятия в обороте розничной торговли региона. Речь идет о роли предприятия на потребительском рынке. Каждое предприятие может оценивать свои успехи в конкурентной борьбе при устойчивой доле его в обороте розничной торговли региона или ее повышении. Этот показатель рассчитывают путем отношения фактического объема продаж предприятия или определенной товарной группы к соответствующему показателю в целом по региону.
На изменение объема продаж значительное влияние оказывают примененные ресурсы и показатели эффективности их использования.
Одним из определяющих факторов развития объема продаж является использование оборотных средств и величина устанавливаемых торговых наценок. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет соответственно увеличивать объем продаж или освобождать собственные оборотные средства и использовать их для развития других видов деятельности.
Значительное влияние на объем продаж оказывают такие экстенсивные факторы, как увеличение числа работников торговых залов (продавцов, кассиров и др.), увеличение торговых площадей за счет их реконструкции или пристройки помещений.
Немаловажное значение имеет и использование таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота с 1 м2 торговой площади, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Положительное влияние на объем продаж оказывает продолжительность работы магазинов (перевод их на круглосуточный график работы, без выходных, без перерывов на обед и т. д.).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. в 4ч : по состоянию на 01.01.2015г. — Москва: АКАЛИС, 2015. — 408 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный
ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 03.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007г. № 209 ред. от 03.07.2016г.— Москва: Омега-Л, 2015. — 48 с.
4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2009г. №381- 1 ред. от 03.07.2016г.— Москва: Омега-Л, 2013. — 52 с.
5. ГОСТ Р 51303 - 2008. Торговля. Термины и определения. - Введ. 01.01.2010. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 27с.
6. ГОСТ Р 51304 - 2009. Услуги торговли. Общие требования. - Введ. 15.12.2009. - Москва: Издательство стандартов, 2010. - 12 с.
7. Абчук, В.А. Коммерция: учебник / В.А. Абчук. — Санкт - Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2013. — 475 с.
8. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: науч. изд. / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва: Академия, 2010. - 256 с.
9. Алексина, С.Б. Методы стимулирования продаж в торговле: учеб. пособие / С.Б. Алексина, Г. Г. Иванов, В. К. Крышталев. - Москва: Форум, 2013. - 303 с.
10. Арустамов, Э. А. Оборудование предприятий торговли: учебное пособие / Э.А. Арустамов. - Москва: Дашков и К, 2012. - 451 с.
11. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России : монография / Ю.К. Баженов. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 238 с.
12. Бакаева, В. В. Технологии продаж: монография / В. В. Бакаева. -Новосибирск: СибУПК, 2010. - 204 с.
13. Гуняков, Ю.В. Коммерциология: Организация коммерческой деятельности: монография / Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т; Торг. экон. ин-т. - Красноярск: СФУ, 2015. -160с.
14. Денисова, Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли: учебное пособие / Н.И. Денисова. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 480 c.
15. Дианова, С.Н. Система управления коммерческой деятельностью предприятий торговли: монография / С. Н. Дианова, Ю. Г. Авагян; под общ. ред. В. М. Бочарова. - Краснодар: КФ РГТЭУ, 2012. - 132с.
16. Иванова, М.Б. Коммерческая деятельность: учебное пособие / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванова. - Москва: РИОР, 2013. - 266 c.
17. Иванов, Г.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Г.Г. Иванов. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 384 c.
18. Коник, Н. В. Организация и проектирование предприятий торговли: учебное пособие / ИВ. Коник. - Москва: Альфа-М, 2014. - 301 с.
19. Куимов, В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск : СФУ, 2016. - 204 с.
20. Левкин, Г. Г. Основы коммерции: конспект лекций / Г. Г. Левкин. - Москва: Директ- Медиа, 2016. - 109 с.
21. Мазилкина, Е. И. Маркетинговые коммуникации: учебно - практическое пособие/ Е.И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2010. - 256 с.
22. Маслова, Т.Д. Маркетинг: учебное пособие / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 400 с.
23. Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология. 4.1. Организационно-экономические предпосылки
коммерческой деятельности: учеб. пособие / Сиб. федер. ун-т; Торг. экон. ин-т под ред. В.В. Куимова. - Красноярск : СФУ, 2016.- 112 с.
24. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: практикум/ Л.В. Осипова, И.М. Синяева. -Москва: Юнити, 2014. - 364 с.
25. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ О. В. Памбухчиянц. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2013. - 452 с.
26. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность : учебник/ Ф.Г. Панкратов. - 12-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2010. - 500 с.
27. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2012. - 500 с.
28. Предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью торговой организации: учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, Санкт - Петерб. гос. фин. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : СПбФА, 2013. - 231 с.
29. Синяева, И. М. Коммерческая деятельность: учебник для бакалавров / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, С. В. Земляк. - Москва: Директ- Медиа, 2016. - 506 c.
30. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 295 с.
31. Яковлев, Г.А. Основы коммерции : учебное пособие / Г. А. Яковлев. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 223 с.