Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам

Работа №21876

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ СФУ К СВАДЕБНЫМ РИТУАЛАМ 6
1.1 Анализ теоретических подходов социологического изучения свадебных ритуалов 6
1.2. Социально-демографический портрет студентов старших курсов СФУ, в контексте их отношения к свадебным ритуалам 14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОТНОШЕНИЕ
СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ СФУ К СВАДЕБНЫМ РИТУАЛАМ» 24
2.1 Методическое обоснование исследования «Отношение студентов старших
курсов СФУ к свадебным ритуалам» 24
2.2 Анализ результатов исследования «Отношение студентов старших курсов
СФУ к свадебным ритуалам» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список использованных источников

Свадьба - это древнейшая традиция, выраженная в праздновании заключения брака между мужчиной и женщиной. Образование семьи издавна сопровождается пышным празднованием, весельем и гуляньями. Празднование носит символический характер, поскольку наряду с субъективной оценкой социальной реальности происходит объективное и общественно-значимое явление - воспроизводство социальной структуры общества. Свадьба, ее качество и масштаб организации теперь может рассматриваться как индикатор социального престижа молодой пары. На сегодняшний день не традиции, заимствованные с древних времен, делают свадьбу социально значимой. Участие родителей в подготовке свадебного торжества, игровые обряды отходят на второй план. Приобретают значение экономические и социально¬статусные показатели. Престижность теперь понимается по-другому, и планирование свадебного дня отныне может считаться одной из разновидностей реализации демонстративного потребления.
В доиндустриальную эпоху свадебные ритуалы выполняли ряд важнейших функций, связанных с социализацией человека, передачей опыта между поколениями, связью между природной и социальной средой. Также ритуалы играли особую роль в формировании и укреплении границ того или иного сообщества людей (племени, сословия, религиозной конфессии и др.). Быть причастным к ритуальной практике, соблюдать ритуалы сообщества значило быть его полноправным членом.
В настоящее время проведение свадьбы не ассоциируется только с традициями обязательного празднования. Сейчас свадьба выступает социальным актом, который символизирует обеспеченность самой пары, готовность нести ответственность, осознанный выбор спутника жизни, а также финансовую состоятельность пары и их способность самостоятельно оплатить такое дорогостоящее мероприятие, как свадьба.
Актуальность дипломного исследования заключается в том, что ритуалы являются неотъемлемой частью жизни общества на протяжении всей его истории. Ритуал - это важное средство организации общественной жизни. Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающих всех обратить внимание на какое-либо явление и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание, зависит от конкретной цели.
Слабая изученность тематики свадебных ритуалов как социального явления и отношения к ним общества, является основной для постановки проблемы исследования: отсутствие актуальных данных об отношении студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам.
Объектом данного исследования являются студенты старших курсов СФУ.
Предмет исследования отношение студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам.
Цель исследования выяснить отношение студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам.
В рамках данной цели поставлены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы социологического изучения свадебных ритуалов;
2. Изучить социально-демографический портрет студентов старших курсов СФУ, в контексте их отношения к свадебным ритуалам;
3. Методически обосновать исследование отношения студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам;
4. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза: отношение студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам носит преимущественно позитивный характер.
Обоснование и определение ключевых понятий исследования
Ритуал - совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо.
Свадебный ритуал - порядок совершения самого свадебного обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.( Выбор даты, число гостей, кольца, букет невесты т.д.)Считается, что грамотное выполнение каждого из них дает возможность сделать жизнь молодоженов удачной и благополучной.
Отношение - социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся готовность человека действовать определенным образом.
Студент - лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования.
Студент СФУ - лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования в Сибирском Федеральном Университете.
Обоснование метода исследования
В качестве метода исследования выбран анкетный опрос. Данный метод лучше всего подходит в том случае, если нужно выяснить мнение большого количества людей относительно какой-либо проблемы, т.к. число всех респондентов данного исследования составляет 180 человек, анкетный опрос является одним из самых оптимальных методов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема нашего исследования состояла в отсутствии актуальных данных об отношении студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам. Для решения данной проблемы нами было проведено социологическое исследование «Отношение студентов старших курсов СФУ к свадебным ритуалам».
Особенность студентов СФУ, как социальной группы сводится в основном к тому, что в молодости формируется базис нравственных позиций, трудовых отношений, ценностные ориентации. Значимость изучаемой нами социальной группы обусловлена макросоциальными и микросоциальными условиями жизни. Основные черты социально демографического портрета студентов СФУ, как части студенческой молодежи, зависят от того, как они выполняет такие функции как: трансляционная, инновационная, воспроизводственная. Студентов, как часть молодежи необходимо рассматривать как часть современного общества, которая несет в себе функцию ответственности за развитие и сохранение этого общества, страны. Студентов характеризует общий вид деятельности, а именно познавательная, учебная деятельность.
Мы выбрали методом сбора данных анкетный опрос, это предпочтительный для нас метод изучения отношения студенческой молодежи.
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
- большинство студентов, а именно 74% старших курсов СФУ хорошо знакомы с термином «свадебный ритуал». Не знают данного термина лишь малая часть опрошенных. Следовательно, студенты старших курсов СФУ знакомы с термином «свадебный ритуал»;
- под термином «свадебный ритуал» большинство студентов старших курсов СФУ понимают совокупность обычаев, традиций, которые передаются из поколения в поколение и обязательны к соблюдению между женихом и невестой;
- среди респондентов, а именно 49% ответивших отметили самый популярный свадебный ритуал - это выкуп невесты. Второй по популярности ответ составляет 29% мнений респондентов, они выбрали - кольца для жениха и невесты. И третий по популярности ответ, это 22% респондентов, ответили - отпускать в раз белых голубей. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты старших курсов СФУ знают свадебные ритуалы, и мы выбрали наиболее частый ответ - это выкуп невесты;
- респонденты в большинстве случаев, а именно 51% выделяют светские виды свадебных ритуалов. Второй по популярности ответ - церковные свадебные ритуалы составил 34% ответов респондентов. 14% респондентов выбрали национальные свадебные ритуалы и лишь 1% респондентов ответил, что нравятся другие виды свадебных ритуалов. Таким образом, можно сделать вывод, что светский вид свадебных ритуалов на сегодняшний день популярен и востребован у студентов старших курсов СФУ;
- большинство студентов старших курсов СФУ, а именно 79% считают, что свадебные ритуалы популярны;
- основными причинами популярности свадебных ритуалов у студентов старших курсов СФУ респонденты назвали: красочность события, проведение веселого и интересного праздника, который включает в себя выкуп, катание на лимузине, бросание букета, конкурсов и т.д. Также стоит отметить, что большая часть студентов старших курсов СФУ, а именно 51% считают, что основной причиной непопулярности свадебных ритуалов, является то, что у студентов старших курсов СФУ просто не хватает денег, многие из них не хотят просить помощи у родителей, поэтому не видят необходимости в их проведении;
- студентам старших курсов СФУ доводилось посещать свадьбы, на которых они наблюдали проведение различных ритуалов, а это значит, они имеют представление о том, что такое свадебные ритуалы;
- по данным результатов видно, что у респондентов существует интерес к свадебным ритуалам, студенты старших курсов СФУ нашли большое количество положительных характеристик свадебных ритуалов. Большинство ответивших респондентов, а именно 57% отметили, что самой основной положительной характеристикой является незабываемое веселье, обычно пару дней, с конкурсами и тамадой, а также, что за свадебными ритуалами интересно наблюдать и принимать участие;
- также большинство ответивших респондентов, а именно 44% отметили основную негативную характеристику проведения свадебных ритуалов, они утверждают, что многие ритуалы, которые проводятся на свадьбах, не несут в себе первоначального смысла, а проводятся, потому что так принято. Следует отметить, что по мнению респондентов, что свадебные ритуалы на много чаще стали проводиться напоказ, для гостей и родственников торжества;
- подавляющая часть студентов старших курсов СФУ считают, что экономический кризис повлиял на проведение свадебных ритуалов и сейчас ритуалы намного экономнее;
- большинство респондентов, а именно 48% считают, что основная причина проведения свадебных ритуалов это духовная поддержка.



1. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.-М.: Никколо- Медиа, 2001. - 320с.
2. Белановский С.А. Метод фокус групп.-М.:Никколо-Медиа, 2001. - 280с.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.-2-е изд., исп.- М:КДУ,2002.-296с.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учеб. изд., М.,2006. - 767с.
5. Дрогонько Е.В. Обработка и анализ социологических данных с помощью пакета SPSS.- Сургут: СурГУ, 2010.-107с.
6. Ерофеев С.А. Контексты современности -1.-Казань: КГУ, 2000.- 176с.
7. Ерофеев С.А. Контексты современности -2.-Казань: КГУ, 2001.- 188с.
8. Зубок Б.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи//Социологические исследования.-2008.-№7.- с. 108-117.
9. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития в условиях риска//Социологические исследования.-2003.-№4-с.44
10. Как делают выборку. Сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/sampling/ (дата обращения 10.05.2014г.)
11. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. - М.:Проспект, 2009.- 352с.
12. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2000. - 434с.
13. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма.- СПБ.:Алетейя, 2000.¬347с.
14. Матецкая А.В. Социология культуры: Учебное пособие. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2006.- 260с.
15. Немировский В.Г. Социология: учеб.- М.: Проспект, 2010.-544с.
16. Немировский В.Г. Социология человека: от неклассических к постнеклассическим подходам. / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко,- Красноярск: СибЮИ, 2006.-396с.
17. Немировский В.Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: постнеклассический подход./ В.Г. Немировский, Е.В. Соколова, - Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.-161с.
18. Немировский В.Г. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие./В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко.- Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997.-253с.
19.Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001. — 368с.
20. Попов Е.А. Основные проблемы современной социологии искусства//Известия АлтГУ.-2007.-№2. - с.51.
21. Романова М. Прорыв в иное. Сайт журнала «Эксперт» [Электронный
ресурс]. URL: http://expert.ru/ural/2012/15/proryiv-v-inoe/(дата обращения: 12.05.2012г.)
22. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники.-М.:КомКнига,2007.-256с.
23 . Толстова Ю.Н. Принципы анализа данных в социологии. Сайт Института социологии РАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/4M/1/T olstova.pdf (дата обращения: 15.05.2014г.)
24. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- 2-е изд.,доп. и перераб, - М.:Прометей:Юрайт-М, 2001.-511с.
25. Фархутдинов Ш. Ф., Бушуев А.С. Обработка и анализ данных социологических исследований в пакете SPSS 17.0.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.- 220с.
26. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-3-е изд.,- М:Омега-Л,2009.-576с.
27. Alexander V. Sociology of the Arts: Exploring Fine and Popular Forms. Cornwall, 2003.
28. Dillmah D.A. Mail and internet surveys.2nd ed. New York: John Wiley&Sons, inc.,2000 (ch.3)
29. Rosalind E. Krauss. Perpetual Inventory. The MIT Press, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ