Введение 4
1 Теоретические основы междисциплинарных связей математики и
профессиональных дисциплин и их реализация при обучении компьютерному моделированию 10
1.1 Междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин как необходимое условие профессиональной подготовки
бакалавров направления «Прикладная информатика» 10
1.2 Компьютерное моделирование как средство реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин 19
1.3 Роль междисциплинарных задач в процессе реализации междисциплинарных связей 24
2 Методика реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин в процессе обучения компьютерному моделированию бакалавров направления «Прикладная информатика»,профиль «Прикладная информатика в социальных коммуникациях» 30
2.1 Разработка методического обеспечения обучения компьютерному
моделированию, реализующего междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин 30
2.2 Опытно-экспериментальная проверка эффективности применения разработанного методического обеспечения обучения компьютерному моделированию на примере дисциплины «Компьютерное моделирование и анализ данных» 53
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 70
Приложение Б 77
Приложение В 88
Постоянно возрастающая степень интеграции информационных технологий (ИТ) со всеми сферами жизни и деятельности человека приводит к тому, что неуклонно увеличивается спрос на ИТ - специалистов, без которых не может обойтись уже ни одна отрасль экономики. Согласно стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г., для решения проблемы кадрового дефицита, учебными учреждениями до 2018 года должны быть подготовлены около 350 тысяч человек. Следовательно, перед системой высшего профессионального образования ставится задача формирования качественного человеческого капитала для отрасли информационных технологий.
В стратегии развития под отраслью информационных технологий понимается совокупность российских компаний, осуществляющих следующие виды деятельности: разработка тиражного программного обеспечения; предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации; разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части; удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [55].
В российской ИТ отрасли широко представлены сервисные компании, специализирующиеся на разработке, тестировании и сопровождении заказного программного обеспечения. В сегменте производства тиражного программного обеспечения присутствуют российские компании, успешно работающие на глобальных рынках. И еще одним важным и растущим сегментом, имеющим отношение к российской отрасли информационных технологий, является обработка информации и предоставление сервисов на сайтах в сети Интернет. [55]
Выпускник направления подготовки «Прикладная информатика», рассматриваемого в данной магистерской диссертации, может осуществлять свою профессиональную деятельность в представленных выше отраслях информационных технологий. Следовательно, перед преподавателем, ставится задача подбора эффективных методов преподавания, в рамках заданной образовательной программы, позволяющих сформировать личность будущего специалиста, готовую к успешной профессиональной деятельности.
Современное отечественное образование все более целенаправленно использует компетентностный подход, при котором для оценки качества образования применяются такие понятия как «компетенция» и «компетентность». В научно-педагогической литературе нет однозначного определения, что такое «компетенция/компетентность», также отсутствует однозначность в понимании соотношения этих понятий, их видов и классификации.
Автор полагает приемлемым определение Багировой А.П. и Щербиной Е.Ю. Компетентность специалиста - это проявленные им на практике стремление и готовность реализовать свой потенциал для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере при осознании социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности [3].
Основой профессиональной подготовки студента являются дисциплины профессионального цикла. Однако в настоящее время в вузах существует ряд направлений подготовки, для которых будущая профессиональная деятельность предполагает обладание качественными прикладными знаниями и способность работать на стыке двух областей. Направление «Прикладная информатика», рассматриваемое нами, относится к таковым. Прикладные области для него, согласно ФГОС ВО, уточняются профилем подготовки.
Например, в Сибирском федеральном университете данное направление имеет профили: Прикладная информатика в экономике; Прикладная информатика в менеджменте; Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении; Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук; Прикладная информатика в социальных коммуникациях.
В связи с комплексным характером будущей профессиональной деятельности выпускников, цикл профессиональных дисциплин включает дисциплины информатики и дисциплины, определяемые профилем.
Анализ учебных программ профессиональных дисциплин, показал, что часть их базируется на математическом аппарате. Так, например, информатика использует математические методы для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации. Использование математических методов в социальном исследовании позволяют не только доказательно представлять те или иные выводы, но и строго логично строить весь его процесс.
Кроме того, ряд профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник, указывают на интеграцию математических и профессиональных дисциплин.
В связи, с этим можно сделать вывод, что курс математических дисциплин играет особую роль в профессиональной подготовке бакалавров направления «Прикладная информатика», и является важным не только с общеобразовательной, но и с профессиональной точки зрения. Следовательно, для формирования профессиональной компетентности студента направления «Прикладная информатика» необходимо осуществление междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин.
В отдельных исследованиях изучаются сложные взаимосвязи в группах предметов, направленные на формирование целостной системы знаний: проводится дидактический анализ соответствующих областей научных знаний, обуславливающих их интеграцию как в рамках одного предмета, так и согласование между разными предметами. Кузнецова Л.Г. [31] рассматривает междисциплинарную связь математики и информатики с точки зрения их понятийного взаимодополнения. Тормасин С. И., Пучков Н. П. [58] рассматривают возможности построения междисциплинарного курса на основе анализа формируемых дисциплинами компетенций.
Междисциплинарные связи могут реализовываться как в аспекте содержания обучения, так и в аспекте деятельности.
В нашем исследовании мы рассматриваем реализацию междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин в процессе компьютерного моделирования, которое на наш взгляд является эффективным средством, позволяющим реализовать необходимую нам междисциплинарность, на основе деятельностного подхода.
Компьютерное моделирование играет важную роль в профессиональной подготовке студента направления подготовки «Прикладная информатика». Разные аспекты использования компьютерного моделирования в качестве средства обучения рассмотрены в работах исследователей М.П. Лапчика [33], А.В. Могилева, Н.И. Пака, Е.К. Хеннера [38] и других. В них отмечается эффективность применения компьютерных моделей в процессе формирования знаний, умений и навыков при изучении различных дисциплин.
Жукова Л.А. [17] рассматривает компьютерное моделирование межпредметных задач как средство становления инновационного стиля мышления студентов. Кулева Л. В. [32] исследует компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля. Прокубовской А.О. [52] рассматриваются вопросы компьютерного моделирования как средства развития самостоятельной познавательной деятельности студентов вуза в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам.
Однако анализ педагогической литературы показал, что проблема реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика» и формирование тем самым у них умения осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении задач, разработана недостаточно.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается противоречием
- между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах в области ИТ, обладающих профессиональными компетенциями и достаточной фундаментальной подготовкой, и невозможностью подготовки таких выпускников в рамках традиционной узкодисциплинарной системы;
- между необходимостью формировать умение осуществлять
междисциплинарный перенос знаний при решении задач компьютерного моделирования у студентов направления «Прикладная информатика», и отсутствием эффективных методик обучения, направленных на его формирование;
- между имеющимися потенциальными возможностями формирования умения осуществлять междисциплинарный перенос знаний у студентов направления «Прикладная информатика» на основе подходов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов в области компьютерного моделирования, и недостаточной разработкой теоретических основ обучения компьютерному моделированию им способствующих.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: каким должно быть обучение компьютерному моделированию студентов направления «Прикладная информатика», чтобы обеспечить реализацию междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин?
Цель исследования - определение принципов реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин и разработка на их основе методического обеспечения обучения компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика».
Объектом исследования является процесс обучения компьютерному моделированию студентов направления «Прикладная информатика».
Предмет исследования - реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика».
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе обучения компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика» систематически и целенаправленно реализовывать междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин, посредством согласования структур данных, алгоритмических структур и комплекса междисциплинарных задач, то это будет способствовать:
- формированию у студентов умения осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении задач компьютерного моделирования;
- повышению у студентов уровня мотивации изучения математических и профильных дисциплин.
Для достижения целей исследования и в соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ уровня изученности и разработанности проблемы реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов вузов направления подготовки «Прикладная информатика» в дидактике и методике.
2. Определить роль междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин в процессе обучения студентов направления подготовки «Прикладная информатика» в формировании их профессиональной компетентности.
3. Разработать методическое обеспечение процесса обучения компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика», с учетом реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного методического обеспечения в практике обучения.
Научная новизна исследования состоит в определении принципов реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика».
Теоретическая значимость исследования:
- определены теоретические основы реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин;
- обоснована целесообразность использования комплекса междисциплинарных задач, включающих содержание профильных дисциплин, в реализации междисциплинарных связей на уровне знаний и на уровне видов деятельности посредством компьютерного моделирования.
Практическая значимость исследования:
- разработано методическое обеспечение дисциплины «Компьютерное моделирование и анализ данных» для студентов направления подготовки «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в социальных коммуникациях», позволяющее реализовать междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин, включающее курс лекций, лабораторных работ, методические рекомендации, комплект междисциплинарных задач.
Положения, выносимые на защиту:
1. Междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика» целесообразно развивать посредством согласования структур данных и алгоритмических структур.
2. Реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика» посредством согласования структур данных, алгоритмических структур и комплекса междисциплинарных задач, формирует умение студентов осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении задач компьютерного моделирования и повышает уровень мотивации изучения математических дисциплин.
3. Разработанное методическое обеспечение процесса обучения компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в социальных коммуникациях», позволяющее реализовать междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин посредством согласования структур данных и алгоритмических структур, содержит курс лекций, курс лабораторных работ, методические рекомендации, комплекс междисциплинарных задач.
Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Ерошина, А.А. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности студентов / А.А. Ерошина // ИКТ в образовании в течение всей жизни: материалы 1-й Международной конференции; Красноярск, 16-18 сентября 2014 / отв. за выпуск О.Г. Смолянинова. - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. - 218 с.
2. Ерошина, А.А. Организация рефлексивной деятельности при обучении компьютерному моделированию / А.А. Ерошина // Электронный сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2015», 15-25 апреля 2015 года - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2015
3. Ерошина, А.А. Компьютерное моделирование как средство формирования информационно-математической компетентности студентов Вуза / А.А. Ерошина // Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования : материалы второй Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 28-29 апреля 2015 года / под. общ. ред. И.А. Ковалевича. - Красноярск : Сиб. фед. ун-т, 2015. - 186 с.
4. Ерошина, А.А. Реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении ИТ-специалистов / А.А. Ерошина // Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 21-22 апреля 2016 года / под. общ. ред. В.Т. Ковалевич. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 172 с. ISBN 978-5-7638-3441-3
Основные положения диссертации обсуждались на следующих конференциях:
1. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2015», Красноярск, 15-25 апреля 2015 г.
2. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования», Красноярск, 28-29 апреля 2015 г.
3. III Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования», Красноярск, 21-22 апреля 2016.
4. III Всероссийская конференция с международным участием «Актуальные проблемы менеджмента в образовании», 12 ноября 2015 г.
5. Международная научно-практическая конференция “Молодежь и наука: Проспект свободный-2016”, Красноярск, 15-25 апреля 2016.
Магистерская диссертация посвящена разработке, теоретическому обоснованию и апробирования методического обеспечения, реализующего междисциплинарные связи математики и профессиональных дисциплин при обучении компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика», профиль подготовки «Прикладная информатика в социальных коммуникациях».
Проведенное педагогическое исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы, положений, выносимых на защиту, и позволило сделать следующие основные выводы:
В процессе исследования нами проанализированы различные подходы к определению понятия междисциплинарных связей. За основу мы взяли определение, приведенное Шершневой В.А., в котором, под междисциплинарной связью понимается применение знаний по одной дисциплине в предметном поле другой дисциплины.
Анализ состава компетенций и формирующих их дисциплин образовательной программы направления подготовки «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в социальных коммуникациях», а также анализ учебных программ дисциплин позволил сделать вывод о необходимости реализации междисциплинарных связей математических и профессиональных дисциплин для формирования профессиональной компетентности студентов.
Реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин в процессе компьютерного моделирования обеспечиваются посредством построения компьютерных моделей задач статистического анализа экспериментальных данных.
На основе анализа различных подходов к реализации междисциплинарных связей математики, информатики и социальных дисциплин выделены следующие принципы: согласование структур данных и алгоритмических структур предметных областей, на базе структур данных, используемых в информатике; междисциплинарные задания, используемые в процессе обучения должны удовлетворять, следующим требованиям: соответствие профилю специальности; возможность математического моделирования; обеспеченность компьютерной поддержкой.
В соответствии с выделенными принципами реализации междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин разработано методическое обеспечение дисциплины «Компьютерное моделирование и анализ данных».
Проведена опытно-экспериментальная проверка и выполнена математико-статистическая обработка результатов его формирующего этапа. Полученные результаты подтверждают справедливость гипотезы о том, что систематическая и целенаправленная реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин в процессе обучения
компьютерному моделированию студентов направления подготовки «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в социальных коммуникациях», посредством согласования структур данных, алгоритмических структур и комплекса междисциплинарных задач, способствует развитию умения комплексно применять знания нескольких дисциплин и положительно влияет на уровень мотивации изучения математических дисциплин.
Исследование не является исчерпывающим в области решения проблемы реализации междисциплинарных связей математических и профессиональных дисциплин при обучении студентов направления подготовки «Прикладная информатика». Требуется дальнейшее развитие и совершенствование организации процесса междисциплинарной интеграции.
1. Арутюнян Р. В. Проблема классификации межпредметных задач: теоретический и методологический анализ / Р. В. Арутюнян // Научно-информационный журнал Армия и общество - 2015. - № 1 (44). - С. 63-67.
2. Бабкин, Е.А. О преподавании компьютерного моделирования для студентов направления информатика / Е.А. Бабкин, О.М. Бабкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - №16. - С. 11-15.
3. Багирова, А.П., Влияние новой образовательной парадигмы на будущий человеческий капитал российского населения / А.П. Багирова, Е.Ю. Щербина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 32. - С. 2-6.
4. Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. - М.:Педагогика,1990. - 184 с.
5. Башкатов, И.П. Задачный подход к формированию модели компетентности: определение оснований / И.П. Башкатов // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. - 2008. -№20. - С. 47-51.
6. Беляев М.А. Основы информатики: учебник для вузов / М.А. Беляев,
В.В. Лысенко, Л.А. Малинина. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 352 с.
7. Бондарева, Е. В. Формирование профессиональной компетентности
будущих специалистов прикладной информатики в экономике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Бондарева Елена Владимировна. - Волгоград, 2005. - 24 с. Электронный ресурс: http://nauka-pedagogika.com
/viewer/28536/a#?page=2
8. Бороненко,Т.А. Моделирование как деятельность по формированиюспециальных профессиональных компетенций бакалавра в области прикладнойинформатики / Т.А. Бороненко, О.А. Голышева // Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2010. - № 1. - С. 58-62.
9. Бурилова, С.В. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Бурилова, Светлана Юрьевна. - Новосибирск, 2001 - 21 с.
10. Бухарова Г. Д. О сущности и содержании понятий теории решения задач и теории обучения решению задач / Г. Д. Бухарова // Научные исследования в образовании. - 2011. - №2. - С.14-23.
11. Васильева, Л. Н. Методика формирования профессионально-математической компетентности студентов технических направлений на основе интеграции математики и информатики : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Васильева Лидия Николаевна. - Чебоксары, 2014. - 165 c.
12. Гоголева, И. В. Междисциплинарная интеграция курса математики для экономических направлений бакалавриата / И.В. Гоголева // Путь науки. - 2014. - №4(4). - С. 98-101.
13. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / В. А. Далингер. - Омск : Ом ИПКРО, 1993. - 323 с.
14. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. С. 42-46.
15. Ерёмкин, А. И. Педагогические основы междисциплинарного под- хода в профессиональной подготовке учителя : автореф. дис. ... д-ра. пед. на- ук / А. И. Ерёмкин. - Москва, 1991. - 32 с.
16. Ермолаев, Б.А. Многоуровневая система межпредметных задач/ Б.А. Ермолаев Б.А., И.Т. Ткачев // Информатика и образование. - 2013. - №14. - С. 78-79.
17. Жукова, Л.А. Становление инновационного стиля мышления студентов в процессе компьютерного моделирования межпредметных задач :На материале изучения математики и информатики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Жукова, Любовь Алексеевна. - Саратов, 1998. - 34 с.
18. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд / В.И. Звягинский В.И - М.: Академия, 2010. - 187 с.
19. Зайкин, М. И. Визуализация вербальных, рафических и символических характеристик сюжетных математических задач в образовательном процессе / М.И. Зайкин, А.В. Пчелин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - № 2. С. 35-39.
20. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - №3(27). - С. 42-52.
21. Зимняя, И.А. Компетенция - компетентность: субъектная трансформация / И.А. Зимняя // Акмеология. 2010. - №2(34). - С. 47-51.
22. Информационные технологии для историков: учебное пособие к практикуму по курсу "Информатика и математика" / Л.И. Бородкин [и др.]. - М.: МГУ, 2006. - 236 с.
23. Исенко, А. И. Понятия модели и моделирования в человеческой деятельности / А.И. Исенко // Концепт. - 2015. -№04. - Режим доступа: http://ekoncept.ru/2015/15095.htm.
24. Келбакиани В.Н. Межпредметная функция математики в подготовке будущих учителей / В.Н. Келбакиани. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1994.-360 с.
25. Келбакиани, В. Н. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: учеб.пособие / В. Н. Келбакиани, И.Х. Сигал. - М .: Физматлит. - 2003. - 240 с
26. Когаловский, С.Р. О моделировании в математике / С. Р. Когаловский // Научный поиск. - 2015. - №2. - С. 59-66.
27. Комарова, С. М. Компьютерное моделирование как средство развития исследовательской компетенции студентов / С. М. Комарова // Вестник
Томского государственного педагогического университета. - 2015. - №5(1580). - С. 217-224.
28. Королев А.Л. Компьютерное моделирование / А. Л. Королев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 230 с.
29. Коротенков, Ю.Г. Информатика как средство развития межпредметной связи / Ю.Г. Коротенков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2005. - № 5. - С. 71-75.
30. Крель, Н.А. Междисциплинарный практикум в системе адаптации
студентов образовательного учреждения СПО к профессиональной деятельности : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Крель Наталья Александровна. - Москва, 2009. . - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/
viewer/01004317112#?page=130
31. Кузнецова, Л.Г. Проблемы теории и практики обучения студентовинформатике и математике / Л.Г. Кузнецова // Инновационное образование и экономика - 2007. Т. 1. - № 1-1. - С. 26-45.
32. Кулева, Л.В. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кулева Любовь Владимировна. - Нижний Новгород, 2001 - 35 c.
33. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. М.: Академия, 2001. - 562 с.
34. Мамыкина, Л. А. Усовершенствование методической системы обучения математике в контексте профилизации средней школы / Л. А. Мамыкина // Вестник Поморского университета. - 2009. - № 6. - С. 162-166.
35. Манушкина, М. М. Формирование математической компетентности студентов направления подготовки прикладная информатика на бипрофессиональной основе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Манушкина Маргарита Михайловна. - Красноярск, 2013. - 24 с.
36. Манушкина, М.М. Формирование математической компетентности студентов направления подготовки «Прикладная информатика» на бипрофессиональной основе : монография / М.М. Манушкина, В.А. Шершнева, Ф.М. Носков. - Красноярск : Сибирский федеральный университет; Институт педагогики, психологии и социологии, 2014. - 178 с.
37. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
38. Могилев А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2007. - 848 с.
39. Могилев А.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 5-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2009. - 608 с.
40. Модели и структуры данных: Учебное пособие / В.Д.Далека, А.С.Деревянко, О.Г.Кравец, Л.Е.Тимановская - Харьков: ХГПУ, 2000. - 241с.
41. Никитина, А.Л. Формирование профессиональной компетентности посредством построения и анализа математических моделей прикладных задач / А.Л. Никитина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - с. 447-457.
42. Новиков, П. Н. Системный анализ педагогического процесса: методологический аспект / П. Н. Новиков. - Омск: Издательский центр КГПУ. - 2001. - 348 с.
43. Нуриева, Э. Н. Междисциплинарные связи как способ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций / Э. Н. Нуриева, Л. В. Бакеева // Вестник казанского технологического университета. - 2012. - №23. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-svyazi-kak- sposob-formirovaniya-obschekulturnyh-i-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy
44. Образцов, П. И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. / П. И. Образцов, В. М. Косухин. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. - 317 с.
45. Окулов, С.М. О моделях в педагогических исследованиях / С.М. Окулов, О.В. Сизихина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - Т. 1. №4. - С. 135-138.
46. Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, Профиль подготовки 09.03.03.19 Прикладная информатика в социальных коммуникациях, квалификация - «бакалавр», форма обучения - очная
47. Ощепкова, О.В. Теоретические основы реализации интегративного подхода в образовательном процессе / О.В. Ощепкова, Ю.В. Благов // Вестник самарского государственного технического университета. - 2014 - No 3(23). - С 164-170.
48. Пак, Н. И. О технологии компьютерного моделирования в образовании / Н. И. Пак // Педагогическая информатика. - 1994. - № 1. - С. 47-53.
49. Петрукович, Д. А Компьютерно-математическое моделирование при
решении задач мотивированного содержания / Д. А. Петрукович // Электронная библиотека БГУ. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream
/123456789/36644/1/Петрукович ДА/pdf
50. Подходова, Н. С. Межпредметные задания. Матричный классификатор межпредметных заданий / Н.С. Подходова, С.В. Аронова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №6. - с. 143-154.
51. Прозорова, Г.В. Исследование мотивационной направленности будущих ИТ - специалистов на деятельность в конкретной прикладной области / Г.В. Прозорова // Современные проблемы науки и образования - 2013. - №6 -
С. 281-287.
52. Прокубовская, А.О. Компьютерное моделирование как средство развития самостоятельной познавательной деятельности студентов вуза автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Прокубовская, Алла Олеговна. - Екатеринбург, 2002 Екатеринбург - 22 С.
53. Синяков, А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» / А. П. Синяков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009 - .№113. - С. 197-202.
54. Смирнова, Е.Е. Экспериментальная оценка сформированности междисциплинарных знаний у студентов экономического вуза / Е.Е. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. - 2015. -№1. - С. 176 - 195.
55. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
56. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. 3- е изд. / Г.В. Суходольский - Харьков: Гуманитарный центр, 2008. - 284 с.
57. Тарасова, М.А. Междисциплинарная интеграция - эффективная технология формирования профессионально-деятельного компонента компетенций / М.А. Тарасова, С.Ю. Гришина // Ученые записки Орловскогогосударственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 5. - С. 409-412.
58. Тормасин, С. И. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций / С. И. Тормасин, Н. П. Пучков // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 1 (37). С. 149-158.
59. Требования к учебно-методическим комплексам дисциплин и процедуре их размещения в электронно-образовательной среде СФУ. - Введ. 23.06.2014. - Красноярск : СФУ, 2014. - 26 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования - бакалавриат, направление подготовки - 09.03.03 Прикладная информатика от 12.03.2015.
61. Федорова, Е.Н. Проблема межпредметной интеграции в теории и практике современного обучения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Е.Н. Федорова. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2009. -154 с.
62. Хасанов, А.А. Межпредметные связи и их функции / А.А. Хасанов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 2 (5). - С. 130-132.
63. Хеннер, Е. К. Курс «Математическое моделирование» / Е. К. Хеннер // Информатика и образование. - 1996. - № 4. - С. 17-23
64. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. // Вестник Института образования человека. - 2015. - №2. - С. 16.
65. Шабалина, Е.П. Моделирование как средство развития информационной культуры учащихся / Е. П. Шабалина.,М. Н. Шипунова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №4-2. - С. 156-158.
66. Шершнева, В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02 / Шершнева Виктория Анатольевна. - Красноярск, 2011. - 49 с.
67. Шершнева, В.А. Как оценить междисциплинарные компетентности студента / В.А Шершнева // Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 48-50.
68. Шорникова, О.Н. Технология формирования информационной компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции / О. Н. Шорникова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - №12 - С. 83-85.