Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трудности саморегуляции как фактор риска зависимости от компьютерных игр с асоциальной направленностью

Работа №21852

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
569
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Феномен компьютерной игровой зависимости 8
1.1 Понятие аддиктивного поведения, его разновидности 8
1.2 Зависимость от компьютерных игр ..14
1.3 Специфика компьютерных игр с асоциальной направленностью 22
2 Саморегуляция как внутренний ресурс человека 27
2.1 Подходы к рассмотрению понятия саморегуляции 27
2.2 Структура саморегуляции 33
3 Исследование саморегуляции как фактора риска зависимости от компьютерных игр с асоциальной направленностью 38
3.1 Программа исследования 38
3.2 Ход исследования 39
3.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 40
3.4 Описание выборки испытуемых 40
3.5 Выводы 54
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложение

В настоящее время вследствие развития технологий и увеличения доступности Интернета компьютерные игры привлекают большое количество людей разного пола и возраста. В отличие от различных медиа (телевидение, газеты, книги), они позволяют человеку быть не пассивным зрителем, а активным действующим лицом, живущем в виртуальном игровом мире, что делает компьютерные игры более популярным видом времяпровождения.
Рассматривая классификации компьютерных игр, многие авторы говорят о том, что большинство геймеров привлекают компьютерные игры по типу ролевых жанра «шутеры», в которых игроку предоставляется большая реалистичность виртуального пространства, а также возможность развивать качества своего персонажа (силу, ловкость, авторитет и пр.). Как считает М.С. Иванов, такие игры являются «сильными» с точки зрения сопровождающих психологических аспектов, так как в них соединены сразу два психологически важных свойства - богатый виртуальный мир и эффект развития персонажа. Богатый виртуальный мир создает сильный эффект «присутствия», а элемент развития персонажа придает игре субъективно значимый, при условии принятия роли, смысл. [13].
Среди таких ролевых игр можно выделить одну особую категорию - игры, в которых игроку предлагается роль бандита, преступника либо лица, которое в процессе сюжета включается в преступную деятельность, становясь ее субъектом. Примерами таких игр можно назвать следующие игры: Kane & Lynch: Dead Men, Kane & Lynch: dogdays 2, серия игр Mafia, серия игр GTA и др. Игры такого типа устроены следующим образом. Действия игры разворачиваются в вымышленном либо существующем в реальности городе, спрограммированном с высокой степенью реалистичности, что в большей степени помогает созданию эффекта «присутствия» у играющего. При этом игра погружает в атмосферу криминальной среды. Присутствует очень много ненормативной лексики. Большинство миссий, задающихся сюжетом, имеют асоциальный характер, т.е. направлены на нарушение общепринятых норм и отношений (заказные убийства, угон различных видов автотранспорта, ограбления банков и др.). Анализируя привлекательность такого вида игр, их направленность на нарушение социальных норм, мы предполагаем, что у игроков в процессе игры происходит сублимация внутренней нереализованной потребности в риске. Благодаря таким играм, игрокам становится доступна особая форма самочувствия, являющаяся безопасной в плане сохранности собственного здоровья и несения ответственности за свои действия в силу ее реализации в рамках виртуальной среды. За счет таких игр игроки испытывают яркие эмоциональные переживания, недоступные для них в реальной жизни.
Являясь сильными с психологической точки зрения, такие игры легко «затягивают» тип людей, имеющих определенные дефициты, которые геймеры компенсируют при помощи этих игр, и более того, демонстрируют признаки зависимого поведения от них.
Хасан Б.И., Федоренко Е.Ю. в своей работе пишут, что в основе появления зависимых форм поведения лежат две причины. Первая - это дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей действительности, а вторая - их избыточность по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствия в освоенных ситуациях. В рамках первого можно выделить дефициты самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других), дефицит эмоционально-волевой сферы (отсутствие эмоционального диапазона, категоричность эмоций), функциональные дефициты.
Человек не склонен к патологической зависимости, если он находится в относительном согласии с самим собой, своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства, если он поддерживает здоровые отношения с другими людьми и может заботиться о себе. Появление зависимости служит симптомом наличия некоторых дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции, включающие четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. Таким образом, ключевая причина зависимого поведения находится внутри человека в виде психологической предрасположенности к появлению аддиктивного поведения. [32].
Саморегуляция - это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. [1].
Рассматривая характеристики лиц с асоциальной направленностью, авторы выделяют у них определенные нарушения в сфере саморегуляции. Так, например, Петрусевич Д.Ф. [28] и Лазаренко Д.В. [20] в своих исследованиях выявляют низкий уровень волевого самоконтроля у лиц, проявляющих девиантное поведение. Помимо проблем в сфере волевой регуляции, некоторые авторы выделяют у девиантных лиц неспособность оптимально сочетать процессы целеполагания и целеосуществления, а также суженный диапазон восприятия возможностей самореализации [21].
Таким образом, мы предполагаем, что у лиц, склонных к зависимости от компьютерных игр с асоциальной направленностью, будут обнаруживаться проблемы в сфере саморегуляции, а именно дефициты волевой саморегуляции, а также трудности процессов целеполагания и целеосуществления. Для нашего исследования мы выбрали людей с признаками зависимости от игры GTA, так как на данный момент эта игра является одной из самых популярных среди геймеров.
Итак, основные положения нашей работы можно сформулировать следующим образом:
Цель работы: выявить взаимосвязь между риском зависимости от компьютерных игр с асоциальной направленностью и трудностями саморегуляции.
Объект исследования: люди от 18 лет с признаками риска зависимости от компьютерной игры GTA.
Предмет исследования: особенности саморегуляции у людей с признаками зависимости от компьютерной игры GTA.
Гипотезы:
- у людей с риском зависимости от GTA будут наблюдаться нарушения саморегуляции в виде трудностей целеполагания и целеосуществления;
- у людей с риском зависимости от GTA будет наблюдаться нарушения саморегуляции на волевом уровне.
Задачи исследования:
Теоретические:
а) На основе анализа исследований и публикаций, посвященных компьютерной игровой аддикции, выделить индикаторы и описать механизм данного вида аддикции.
б) Описать понятие, структуру и проблематику исследований саморегуляции относительно асоциального поведения, как внутренний ресурс человека на основе анализа литературы.
Эмпирические:
а) Сформировать экспериментальную (лица с риском зависимости от игры GTA асоциальной направленности) и контрольную (лица с риском зависимости от игры Enforcer: Police Crime Action просоциальной направленности) группы посредством проведения психодиагностической работы.
б) Провести исследование особенностей саморегуляции лиц в контрольной и экспериментальной группах посредством проведения батареи методик.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В силу качественного скачка в развитии компьютерной игры в настоящее время довольно актуальной и обсуждаемой является тема пагубного воздействия компьютерной игры на личность играющего, в литературе подробнее начинают описываться особенности компьютерной игровой зависимости, а также сопровождающие ее феномены.
Зависимость от компьютерных игр формируется из-за недостатка, либо избытка личных ресурсов, а также из-за воздействий внешних факторов, в нашем случае, недостаточным ресурсом является саморегуляция.
В нашем исследовании мы рассмотрели особенности саморегуляторной сферы играющих людей в компьютерные игры с асоциальной направленностью и выявили наличие определенных дефицитов. В ходе исследования были обнаружены трудности в сфере волевой саморегуляции, а также помимо этого были установлены проблемы с процессами целеполагания и целеосуществления, которые проявились у респондентов в трудностях с постановкой цели, оценкой своих ресурсов и средств среды, а также в проблеме построения программы действий для достижения цели.
Данные полученные в нашем исследовании могут быть использованы при составлении профилактических программ, диагностике, коррекции, а также прогнозирования этого типа аддиктивного поведения, однако только в совокупности с другими внешними предпосылками.



1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни : учебное пособие / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Блясова, И.Ю. Социально-педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И.Ю. Блясова // Вестник тюменского гос. ун-та. - 2015. - № 3. - С. 122-127.
3. Большой психологический словарь. [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко В.П. - Прайм-Еврознак, 2003. - 658 с.
4. Большой энциклопедический словарь. [Текст] : Под редакцией Прохорова А. М. - М. ; СПб., 2000. - 1456 с.
5. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета : Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М., «Можайск-Терра», 2000. - 431 с.
6. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми / А.В. Гришина // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. - 2014. - №4. - С. 131-141.
7. Гунзунова, Б.А. Теоретические подходы к исследованию произвольной активности субъекта деятельности / Б.А. Гунзунова // Вестник бурятского госуниверситета. - 2010. - №5. - С. 3-7.
8. Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание / З.К. Давлетбаева // Известия самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, №2. - С. 137-145.
9. Зверков, А.Г., Эйдман, Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) [Текст] : Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М. : Изд-во МГУ, 1990.
10. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // психологический журнал. - 1989. - Т10. - № 2.
11. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции : учебное пособие / В. А. Иванников. - М. : УРАО, 1998. - 144 с.
12. Иванов, М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности : монография / М.С. Иванов. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. - 151 с.
13. Иванов, М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр : монография / М.С. Иванов. - Кемерово, 1999. - 175 с.
14. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - №2.
15. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности : учебное пособие / О.А. Конопкин. - М., 1980. - 320 с.
16. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - №1.
17. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология : учебное пособие / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск : Изд. «Олсиб», 2001. - 251 с.
18. Котляров, А.В. Другие наркотики или Homo addictus : монография / А.В. Котляров. - М. - 2006. - 480 с.
19. Кулаков, С.А. Выявление зависимости от компьютерных игр : монография / С.А. Кулаков. - М. - 2007. - 135 с.
20. Лазаренко, Д.В. Взаимосвязь черт личности и склонности старшеклассников к девиантному поведению / Д.В. Лазаренко // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №1. - С. 131-133.
21. Ловпаче, Ф.Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте / Ф.Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 3-8.
22. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевич. - Издательство : Речь, 2008. - 445с.
23. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте : учебное пособие / Ю.А. Миславский. М. : Педагогика.
- 1991. - 152 с.
24. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - Москва : Наука, 1998. - 192 с.
25. Моросанова, В.И. Опросник стиль саморегуляции поведения (ССПМ) : психологический инструментарий / В.И. Моросанова. - М. : Когито-Центр, 2004. - 44 с.
26. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2004. - №1.
27. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - №1.
28. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2011. - №6. - С. 195-198.
29. Полутина, Н.С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры / Н.С. Полутина // Интеграция образования.
- 2010. - №4.
30. Психология и лечение зависимого человека [Текст] : Под ред. С. Даулинга. - М. : Независимая фирма «Класс», 2000. - 240 с.
31. Фридман, С.А. Человек. Характер и поведение : монография / С.А. Фридман. - М. : Мнемозина, 2003. - 148 с.
32. Хасан, Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций [Текст] : Организационно-метод. пособие / Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. - Красноярск : краснояр. гос. ун-т, 2003. - 430 с.
33. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. - №1. - С. 47-67.
34. Юдин, В.Д. Новая чума нашего времени : монография / В.Д. Юдин. - М., 2006. - 198 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ