Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ РОССИИ И США

Работа №21839

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Визуализация данных в научно-популярных СМИ 9
1.1 Понятие и специфика визуализации данных 9
1.1.1 История развития визуализации данных в научно-популярных
СМИ 9
1.1.2 Понятие визуализации данных 17
1.1.3 Формы визуализации данных 21
1.1.4 Инфографика как жанр журналистики 35
1.2 Специфика научно-популярных изданий 40
1.2.1 Научно-популярные СМИ в контексте теории журналистики 40
1.2.2 Типология научно-популярных сайтов 42
2 Анализ визуализации данных в научно-популярных онлайн-изданиях 45
2.1 Методы и критерии анализа 45
2.2 Визуализации данных в научно-популярных онлайн-изданиях США . 47
2.2.1 Визуализации National Geographic 47
2.2.2 Визуализации Scientific American 60
2.2.3 Визуализации Popular Science 68
2.2.4 Визуализации Popular Mechanics 76
2.3 Визуализации данных в научно-популярных онлайн-изданиях
России 80
2.3.1 Визуализации журнала «Вокруг Света» 80
2.3.2 Визуализации журнала «Кот Шредингера» 85
2.3.3 Визуализации журнала «Naked Science» 90
2.3.4 Визуализации журнала «Популярная механика» 93
2.3.5 Визуализации журнала «National Geographic Россия» 95
2.4 Сравнительный анализ форм и особенностей использования визуализации данных в научно-популярных онлайн-изданиях
России и США 97
Заключение 103
Список использованных источников 105
Приложение


Визуальная коммуникация всегда была одним из самых распространенных способов коммуникации. Как правило, большая часть информации, которую получает человек, поступает непосредственно с помощью визуального восприятия.
На протяжении многих веков визуальная коммуникация развивалась и совершенствовалась: от первобытных наскальных рисунков до самых сложных вариантов репрезентации - фотография, кино, Интернет. По замечанию В.Э. Шевченко, особенно значительное развитие формы визуализации получили именно в журналистике. «Признаком современных периодических и
электронных изданий стали материалы с минимальным объемом текста и выразительным визуальным рядом, четко определенными блоками сгруппированной информации, графическими акцентами, которые организуют последовательность чтения» [Шевченко, 2015]. Подобный перенос акцента с вербальной на визуальную составляющую коммуникации оказывает значительное влияние на содержание журналистского произведения, делает его более легким для восприятия, тем самым оказывая эмоциональное воздействие на аудиторию.
По утверждению специалиста по визуальному сторителлингу и бывшего заместителя главного редактора Associated Press Шезны Несса понятие «визуализации» изменилось в последнее время. Если раньше оно описывало акт создания мысленного образа, то сегодня оно обозначает «графическое представление информации». Она утверждает, что сегодня «мы живем в мире с большим количеством доступных нам данных, чем когда бы то ни было» [Несса, 2015].
Количество информации в мире непрерывно растет, и, как следствие, требует определенной систематизации. Международная компания по поставке программного обеспечения IBM утверждает, что по данным на 2015 год 90% информации в мире были созданы за последние два года (показатели за 2014 и 2015 годы). Ежедневно мы создаем 2,5 квинтильона байтов данных, способствуя развитию того, что некоторые называют новой «нервной системой планеты». Наиболее действенным способом представления больших массивов данных является его визуализация, т.е. представление информации в виде фотографий, графиков, карт, таблиц, инфографики и т.д. Визуализация данных, в представлении Шэзны Несса, «наиболее действенный способ обнаружения и понимания скрытых образов, взаимосвязей» [Несса, 2015]. В последние несколько лет визуализация данных стала одной из наиболее востребованных областей представления информации. К ней обращаются как для поиска и анализа данных в исследовательских целях, так и для того, чтобы представить информацию публике.
Одна из основных задач научно-популярной журналистики - представить научную информацию наиболее доступным языком для рядового читателя. Здесь и возникает тесная взаимосвязь между научно-популярной журналистикой и визуальным представлением данных. Более того, наука и ее популяризация сыграли одну из важнейших ролей в развитии визуального представления данных.
Актуальность данного исследования заключается постоянно расширяющемся списке возможностей и форм существования визуализации данных в научно-популярных изданиях.
Степень разработанности проблемы. К проблеме определения существования форм визуализации данных обращались как российские, так и зарубежные исследователи. Среди британских и американских ученых к этой теме обращались М. Френдли, Э. Тафти, Р. Крам, Р. Косара, Д. Хэгли. В российской научной медиасреде данной проблематике посвящены работы следующих авторов: С.Э. Некляев, О.В. Швед и Г.А. Никулова. Выводы и предположения данных авторов мы рассмотрим в данной дипломной работе.
Научная новизна дипломной работы заключается в систематизации и описании существования форм визуализации данных в научно-популярных онлайн-СМИ России и Америки.
Объектом исследования является визуализация данных на сайтах научно¬популярных изданий.
Предметом исследования являются непосредственно формы, в которых предстает визуализация данных.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить формы визуализации данных на сайтах научно-популярных изданий.
В связи с поставленной целью нам необходимо выполнить следующие задачи:
1 проследить исторический контекст развития визуализации данных в научно-популярном жанре;
2 дать определение понятию «визуализация данных;
3 определить основные формы визуализации данных;
4 охарактеризовать инфографику как журналистский жанр;
5 обозначить специфику и типологию научно-популярных изданий;
6 выявить особенности использования визуализации данных на сайтах научно-популярных изданий США;
7 выявить особенности использования визуализации данных на сайтах научно-популярных изданий России;
8 провести сравнительный анализ особенностей использования визуализации данных в российских и американских онлайн- изданиях.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что американские научно-популярные издания, используют более широкие возможности визуализации данных, нежели российские. По нашему мнению, это отражается на содержательном, типологическом, тематическом уровнях, а также с точки зрения использования инструментария для создания визуализаций и сложности форматов визуализации.
Теоретическая база. Теоретическую базу данного исследования составляют работы как российских, так и зарубежных исследователей.
Исторический контекст развития визуализации данных в научно-популярных СМИ мы рассмотрели в исследованиях Дж. Мидоу, М. Френдли, М.А. Фроловой, М.Н. Морозова, А.В. Новичкова, Я.В. Лайковой, С.И. Галкина.
Для определения понятия и форм визуализации данных мы обращались к западным исследователям М. Френдли, Э. Тафти, Р. Краму, Р. Косара, X. Веласко. Также мы использовали монографии и публикации, поднимающие вопросы графического метода представления информации и форм визуализации, российских исследователей С.Э. Некляевой, О.В. Швед и Г.А. Никуловой В.В. Лаптева, В.В. Росликовой, С.И. Симаковой, И.С. Герасимовой и др.
Жанр инфографики, его историю и свойства мы рассмотрели на примере работ таких российских исследователей, как А.В. Новичков, Е.А. Смирнова, П.Н. Тарасенко, С.И. Симакова. Среди западных исследователей мы обращались к работам Э. Тафти, О.В. Швед, Р. Косара, Дж. Хэдли, а также к публикациям на сайте агенства Column five, работающего в сфере графической визуализации. Разновидности инфографики мы рассмотрели в книге Р. Крама «Инфографика».
Специфика научно-популярных изданий рассмотрена на основе исследований таких авторов, как Э.А. Лазаревич, Р.С. Гиляревский, А.А. Метакса, С.П. Суворова. На основе работ Е.Е. Макаровой и О.В. Овчинниковой мы рассмотрели типологию научно-популярных СМИ.
Теоретические основы по методологии исследования мы изучили в работах Е.А. Пешинян и Н.В. Липчиу.
Также в данном исследовании мы будем опираться на такие порталы, посвященные визуализации данных и инфографике, как Visul.ly, Infographer.ru, а также статьи на портале Habrahabr.ru.
Эмпирическую базу исследования составили 143 публикации на сайтах российских и американских научно-популярных СМИ в период с 1 июня 2015 по 1 июня 2018 года. Нами будут исследоваться такие американские издания как Scientific American, Popular Mechanics, Popular Science, National Geographic.
Также среди русских изданий в исследовании проанализированы сайты следующих СМИ: «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Кот Шредингера», «Популярная механика» и «National Geographic Россия». Все публикации отбирались нами стихийно по принципу доступности.
Для достижения поставленной цели и решения необходимых задач в исследовании применялись общенаучные методы такие, как: анализ, синтез, методы обобщения, аналогии, контент-анализ, а также сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования определяется систематизацией предыдущего опыта изучения темы визуализации данных российскими и зарубежными авторами.
Практическая значимость работы заключается в практическом изучении и описании особенностей существования форм визуализации данных на сайтах российских и американских научно-популярных онлайн-изданий.
Структура данной работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка источников, Приложений А, Б, В, Г, Д.
Первая глава исследования посвящена теоретическому осмыслению понятия, а также типологии, специфике и формам существования визуализации данных. Во второй главе содержится практический анализ визуализации данных в научно-популярных онлайн-изданиях России и США.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для достижения цели мы поставили перед собой ряд задач, и считаем, что поставленные задачи нами были выполнены. Прежде чем давать определения основным понятиям исследования, мы сделали исторический экскурс в историю развития визуализации и установили ее роль в становлении научно¬популярной журналистики. Полагаясь на исследования теоретиков и практиков, мы осветили понятие визуализации данных. В нашем понимании, под визуализацией данных нужно понимать наглядное представление массивов различной информации. Главной нашей задачей было выявить основные формы визуализации данных. На основании исследований научных и практических публикаций мы выявили следующие: карты, графики, диаграммы, схемы, таблицы, таймлайны и их разновидности. Также в нашей работе мы определили, что инфографика - это журналистский жанр, который синтезирует в себе самые различные формы визуализации.
Мы отметили, что в нашем исследовании мы будем изучать онлайн- версии печатных научно-популярных онлайн-изданий (по типологии О.В. Овчинниковой).
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: американские научно-популярные издания создают гораздо чаще визуализации данных и используют более широкие возможности визуализации, нежели российские научно-популярные СМИ. Для проверки данной гипотезы мы провели контент-анализ и сравнительный анализ на сайтах ведущих научно¬популярных изданий России и США и пришли к следующим выводам.
Действительно, рассмотренные материалы американских научно-популярных СМИ используют различные формы визуализации гораздо чаще, создают их и в рамках отдельных проектов и инфографик, и как иллюстрации к материалам. Они используют более сложный инструментарий для
визуализаций, т.е. ориентируются не только на статичное представление данных, что удобно для печатных СМИ, но и обращаются к цифровым мультимедийным технологиям для создания более сложных и многогранных интерактивных проектов и визуализаций. Например, американское издание National Geographic за свои высококачественные онлайн-проекты ежегодно получает одну из самых престижных премий в области инфографики - Malofei Awards.
Российские же научно-популярные издания больше ориентируются на печатный продукт, поэтому практически все визуализации в них являются статичными и уступают по количеству и уровню сложности американским. Исключением в данном случае может быть издание «Вокруг света», которые не только постоянно ищет новые способы визуализации, но и создает отдельные сложные интерактивные проекты. Примером такого проекта может послужить «Экологическая карта России».
В отношении тематики визуализаций мы уловили четкую тенденцию: и американские и российские больше тяготеют к темам окружающей среды, здоровья и социальным тематикам (за исключением специализированных изданий, посвященных технике и технологиям). Однако в свою очередь, в российских научно-популярных онлайн-СМИ наблюдается приверженность к визуализациям политического и экономического характера
Мы считаем, что наше исследование необходимо продолжать, поскольку тема форм визуализации данных весьма многогранна. Более того мы затронули лишь некоторые из научно-популярных СМИ. В дальнейшем можно обратиться к британским научно-популярным изданиям, поскольку их опыт в создании визуализации данных. Также можно обратиться к формам визуализации данных в других специализированных изданиях, или рассматривать формы визуализации данных, создающихся в конкретных организациях (например, NASA), или заняться созданием собственного проекта, посвященного формам визуализации данных.



1 Бринтон, В. К. Графическое изображение фактов / В.К. Бринтон. - Пер. с англ. С. Займовского. - Москва : Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2017. - 348 с.
2 Веласко, X. Мир переживает настоящий бум визуальной информации // РИА Новости. - 2014. - Режим доступа: http://ria.ru/interview/20130529/940099777.html.
3 Галкин, С. И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. Некоторые проблемы промышленного проектирования и художественного конструирования : учебное пособие / С. И. Галкин. - Москва : Факультет журналистики МГУ, 2010. - 59 с.
4 Герасимова, И. С. Зарубежный опыт визуализации научной
информации в массмедиа [Электронный ресурс] / ИС. Герасимова // Медиаскоп. - 2016. - №4. - Режим доступа:
http: //www.mediascope.ru/node/2185.
5 Гиляревский, Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию : учеб. пособие / Р. С. Гиляревский. - Москва : Издательство Российского открытого университета, 1992. - 15 с.
6 Желязны, Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям для руководителей / Д. Желязны. - Пер. с англ. - Москва : Институт комплексных стратегических исследований, 2004. - 220 с.
7 Коновалова, М. В. Основные методы исследования в современной
журналистике [Электронный ресурс] / М.В. Коновалова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - Режим доступа -
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-issledovaniy-v-sovremennoy- zhurnalistike.
8 Крам, Р. Инфографика. Визуальное представление данных / Р. Крам. - Пер. с англ. О. Сивченко. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 273 с.
9 Лазаревич, Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания / Э. А. Лазаревич // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1979. - № 1. - С. 20.
10 Лайкова, Я. В. Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития [Электронный ресурс] / Я.В. Лайкова // Медиаскоп. - 2015. - №2. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1712.
11 Лаптев, В. В. Информационный дизайн и визуализация данных [Электронный ресурс] / В.В. Лаптев // Дизайн. Теория и практика. - 2014. - № 15. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21520538.
12 Липчиу, Н. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Н.В. Липчиу, К.В. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 60 с.
13 Литке, М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологический классификации / М. В. Литке // Журналистский ежегодник. - 2014. - № 3. - С. 59-65.
14 Лукина, М. М. Интернет СМИ: теория и практика : учебное пособие для студентов и вузов / под ред. М. М. Лукиной. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 341 с.
15 Майер-Шенбергер, В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / В. Майер-Шенбергер, К. Кукьер. - Пер. с англ. И. Гайдюк. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 110 с.
16 Макарова, Е. Е. Типологические модели научно-популярных сайтов [Электронный ресурс] / Е. Е. Макарова // Медиаскоп. - 2012. - №4. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1216.
17 Метакса, А. Г. Визуализация контента в научно-популярных СМИ Западной Европы и США : маг. дис. / Метакса Александра Глебовна. - Санкт- Петербург, 2017. - 94 с.
18 Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник: справочник / А. Э. Мильчин. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2006. - 345 с.
19 Морозов, Н. А. Эволюция форм визуализации данных в новых медиа (на примере научно-популярных онлайн-проектов) : маг. дне. / Морозов Никита Алексеевич. - Санкт-Петербург, 2017. - 21-22 с.
20 Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации -инфографика и метадизайн [Электронный ресурс] / Г. А. Никулова, А. В. Подобных // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i- metadizayn 2010.
21 Нэсса, Ш. Визуальная грамотность в эпоху данных [Электронный ресурс] / Ш. Нэсса // Пер. с англ. У. Шаргаевой. - 2015. - Режим доступа: http://infographer.ru/vizualnaya-gramotnost-v-epoxu-dannyx/.
22 Овчинникова, О. В. Становление онлайн-СМИ научной тематики в Италии [Электронный ресурс] / О.В. Овчинникова // Медиаскоп. - 2014. - № №4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1613.
23 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : ООО «А ТЕМП», 2006. - 744 с.
24 Пешинян, И. А. Контент-анализ как метод
исследования: достоинства и ограничения [Электронный ресурс] / И.А. Пешинян // Научная периодика. Проблемы и решения. - 2012. - № 3 (9). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/kontent-analiz-kak-metod-
issledovaniya-dostoinstva-i-ogranicheniya.
25 Росликова, В. В. Способы визуализации big data в современной журналистике : маг. дис. / Росликова Валерия Валерьевна. - Красноряск, 2017. - 17 с.
26 Рубакин, Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы : справочник / НА. Рубакин. - Москва : РАГС, 1912. - 308 с.
27 Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1 (11). - С. 52-56.
28 Симакова, С. И. Инфографика как способ визуализации
журналистского контента [Электронный ресурс] / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2015. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sposob-vizualizatsii-zhurnalistskogo- kontenta.
29 Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Электронный ресурс] / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №5 (360). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-novyh-tehnologiy-na-vizualnyy- kontent-zhurnalistskih-materialov.
30 Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров
[Электронный ресурс] / Е.А. Смирнова // Вестник Волгоградского
государственного университета. - 2012. - № 11. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/infografika-v-sisteme-zhurnalistskih-zhanrov.
31 Суворова, С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестник Московского университета. - 2009. - № 6. - С. 14-23.
32 Тарасенко, П. Н. Использование инфографики на сайтах испанских интернет-СМИ / П. Н. Тарасенко // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2. - С. 97-98.
33 Фролова, М. А. История возникновения и развития инфографики
[Электронный ресурс] / М.А. Фролова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2014. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-infografiki.
34 Хруль, В. М. Методологические аспекты теории журналистики / В. М. Хруль // Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие. - Москва : Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. - 184-186 с.
35 Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации / О. В. Швед // Science and Education a New Dimension: Philology, I(3), Issue: 13. - 2013. - C. 188.
36 Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В.Э. Шевченко // Медиаскоп. - 2014. - №4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1654#1.
37 Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и
технологий передачи информации [Электронный ресурс] / В.Э. Шевченко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7vizualnye-kommunikatsii-
tendentsii-form-i-tehnologiy-peredachi-informatsii.
38 Friendly, M. A Brief History of Data Visualization / C. Chen, W. Hardle, A. Unwin. - Berlin Heidelberg : Springer-Verlag, 2008. - 42-57 p.
39 Harris, R. L. Information Graphics: A Comprehensive Illustrated Reference / R. L. Harris. - Oxford University Press : 1 edition, 1996. - 125 p.
40 Goranson, C. Data Visualization for Big Data / Chris Goranson, Xinle Huang, William Bevington, Jihoon Kang. - New York : The New School, 2014. - 343 p.
41 Meadows, J. The growth of science popularization: a historical sketch / J. Meadows // Science popularization: its history, triumphs and pitfalls. Impact of science on society. - 1986. - № 144. - P. 327.
42 Tufte, E. R. The Visual Display of Quantitative Information. 2ed / E.R. Tufte. - Cheshire, Connecticut: Graphics Press, 2001. - 191 p.
43 Tufte, E. Envisioning Information / E. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 1990. - 126 p.
44 Wells, H. G. Popularising science / H. G. Wells // The Observatory. Vol.
17. - 1894. - P. 294. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ