ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретический обзор по проблеме разработки web-сайта «Самооценка
подростков» 7
1.1. Теоретическое обоснование феномена самооценки 7
подростков
1.1 .^Характеристика подросткового возраста 7
1.1.2. Психологический феномен самооценки 31
1.1.3.Особенности самооценки подростков 42
1.2. Анализ информационных ресурсов и сервисов
1.2.1. Глобальная сеть Internet 52
1.2.2. Визуальные редакторы web-сайтов 57
1.2.3. Системы управления контентом web-сайтов 60
2. Описание исследовательских методик
и разработка web-сайта «Самооценка подростков» 66
2.1. Характеристика исследовательских методик 66
2.2. Web-сервис Wix для создания
web-сайта «Самооценка подростков» 70
3. Описание структуры web-сайта и результаты исследования... 72
3.1. Результаты психодиагностического исследования 72
3.2. Описание структуры web-сайта «Самооценка подростков» 76
Заключение 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Различные аспекты воздействия глобальной информатизации на личность подростка разрабатываются психологами сравнительно давно. Особенный интерес представляет изучение взаимодействия с компьютером именно у подростков. В частности Шмелевым А.Г., Шапкиным А.С, Войскунским А.Е., Бабаевой Ю.Д., Соколовой Е. Т., Николаевой В.В. и многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности, влияют на развитие самооценки - представлений человека о важности своей личности[41].
Самооценка является важным регулятором поведения подростка. От самооценки во многом зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности подростка и дальнейшую социализацию его личности.
Наибольший интерес исследователей был сосредоточен на изучении самооценки в подростковом возрасте (С.Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон и др.). Это вызвано тем, что в этот период жизни происходят одни из самых значительных по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания [11].
Одним из важных, но недостаточно разработанных аспектов проблемы самооценки подростков является вопрос влияния на нее степени включенности в социально-информационный контекст.
В данной работе мы исследовали самооценку подростков из обычных семей, где дети, как правило, являются активными пользователями ПК и Интернет, и подростков из краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют постоянного доступа в Интернет через персональный компьютер, смартфоны и планшеты, а также имеют низкий уровень компьютерной грамотности.
Практическое значение разработки этого вопроса состоит, в свою очередь, в том, что раскрытие соответствующих психологических механизмов и тенденций позволит существенно повысить эффективность программ воспитательной и профилактической работы с подростками.
Результаты исследования мы решили опубликовать в сети Интернет на платформе web-сервисаWix, что обеспечит простой и эффективный общественный доступ к информации.
Цель дипломной работы: разработка web-сайт «Самооценка подростков».
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) Обзор и анализ теоретических источников по данной проблеме.
2) Анализ средств и технологий для создания web-сайтов.
3) Подбор диагностических методик для проведения исследования.
4) Проведение исследования.
5) Обработка и анализ результатов исследования.
6) Создания Web-сайта с помощью веб-сервисаWix.
Цель исследования: определение уровня самооценки подростков с различной степенью включенности в социально-информационный контекст.
Объект исследования: Учащиеся средней общеобразовательной школы в возрасте 13-14 лет, воспитанники краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 13-14 лет.
Предмет исследования: связь самооценки подростков со степенью включенности в социально-информационный контекст.
Гипотеза исследования: мы можем предположить, что особенности самооценки у подростков с различной степенью включенности в социально-информационный контекст будут различны.
Для изучения самооценки подростков мы использовали следующие методики:
1. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси).
2. Шкала самоуважения Розенберга.
3. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии(Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена обзору проблем, связанных с самооценкой подростков и программных средств для создания web-сайта. Вторая глава описывает методики направленные на изучение самооценки подростков, а также программное средство для создания web-сайта. Третья глава содержит описание структуры web-сайта и результаты исследования.
Современные Интернет-технологии позволяют получить большой объём информации по теме «Самооценка подростков», текстовой, графической, видео, пройти онлайн-тестирование, обсудить данную проблему на форумах, блогах, видеоконференциях, вести регулярную переписку по электронной почте со специалистами либо получать онлайн- консультации.
Изучение социальных процессов, происходящих в современном информационном обществе, показывает, что самооценка подростков является одной из важнейших социальных проблем. Одним из важных аспектов проблемы самооценки подростков является вопрос связи самооценки подростков со степенью включенности в социально-информационный контекст.
В данной работе мы исследовали самооценку подростков - учащихся средней общеобразовательной школы в возрасте 13-14 лет и воспитанников краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 13-14 лет, с помощью батареи психодиагностических методик.
Практическое значение разработки этого вопроса состоит, в свою очередь, в том, что раскрытие соответствующих психологических механизмов и тенденций позволит существенно повысить эффективность программ воспитательной работы с подростками обоих исследуемых групп и профилактической работы с ними.
Для изучения самооценки подростков мы использовали следующие методики:
1. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси).
2. Шкала самоуважения Розенберга.
3. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии(Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
У учащихся средней школы выявлена неадекватная самооценка в 32% случаев, у подростков из детского дома - в 64% случаев. Следует отметить, что разница у детей с заниженной самооценкой при сравнении двух групп составила 36%, что касается завышенной самооценки - разница в результатах составила 4%.
Рефлексия со знаком “-“ выявлена у учащихся средней школы в 16% случаев, у подростков из детского дома - в 28% случаев. Рефлексия со знаком “+“ выявлена у учащихся средней школы в 80% случаев, у подростков из детского дома - в 36% случаев. Следует отметить существенную разницу в 44%. Полное отсутствие рефлексии показали учащихся средней школы в 4% случаев, подростки из детского дома - в 36% случаев. Следует отметить существенную разницу в 32%.
Низкий уровень самоуважения выявлен у учащихся средней школы в 8% случаев, у подростков из детского дома - в 40% случаев. Отметим существенную разницу в 32%. Средний уровень самоуважения показало большинство испытуемых из обоих исследуемых групп, однако разница составила 20%. Высокий уровень самоуважения выявлен у учащихся средней школы в 28% случаев, у подростков из детского дома - в 16% случаев.
Таким образом, наша гипотеза о том, что особенности самооценки у подростков с различной степенью включенности в социально-информационный контекст будут различны, подтвердилась. Мы выявили существенные различия в результатах по всех батарее психодиагностических методик.
Итогом нашей работы явилось создание web-сайта«Самооценка подростков», это самый верный способ облегчения работы пользователя по поиску, отбору и анализу информации по данной проблеме.
Web-сайт «Самооценка подростков» содержит 7web-страниц. Включает в себя текстовые и графические материалы, имеет такие модули как слайдер, динамическое меню, новостной блок и форму обратной связи.
Создание web-сайта позволило обобщить текстовый и графический материал по проблеме самооценки подростков, что способствует его эффективному изучению.
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование] / Т.П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 237 с.
2. Ахмедов, А.В.ОсобенностиЯ-концепцииподростков, живущих в экстремальных условиях [Текст] / А. В. Ахмедов //Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 33-40.
3. Бенкен, Е.С. PHP, MySQL, XML программирование для Интернета [Текст] / Е.Бенкен. -СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 321 с.
4. Бердышев, С.Н. Искусство оформления сайта: практическое пособие [Текст] / С.Н. Бердышев. М.: Дашков и К°, 2012. - 145 с.
5. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание: перевод с английского / Р. Бернс. - Москва: Прогресс, 1986. - 420 с.
6. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. - 2012. - № 4. - С. 49-65.
7. Блюм, Джералд. Психоаналитические теории личности: [учебно¬
практическое пособие] / Дж. Блюм; [пер. с англ. А. Б. Хавина]. - Москва: Культура: Академический Проект, 2009. - 222 с.
8. Болотова, А.К. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте [Текст] / А.К. Болотова, В.А. Штроо // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 106-110.
9. Гайнанова, А.Р. Особенности становления Я-концепции младших подростков [Текст] / А. Р. Гайнанова // Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 54-67.
10. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход [Текст] / Т.В. Галкина ; Рос.акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 397 с.
11. Дерманова, И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка [Текст] / И.Б. Дерманова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 50-60.
12. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте [Текст] / Д.Н. Дубровин // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 64-75.
13. Дунаев, В.В. HTML, скрипты и стили [Текст] / В. Дунаев. - СПб: БХВ- Петербург, 2011. - 802 с.
14. Елистратова, Ф.М.Adobe Dreamweaver CS4: официальный учебный курс[Текст] / Ф.М. Елистратова. - М.: Эксмо, 2009.- 303 с.
15. Иващенко, А.В. Проблемы Я-концепции личностности в отечественной психологии [Текст] / А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова // Мир психологии. - 2002. -_№ 2. - С. 17-30.
16. Кадурина, Д.А. Особенности самооценки у подростковс разным уровнем тревожности [Текст] / Кадурина Д. А. // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 2. - С. 55-59.
17. Кайгородов, Б.В.Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте [Текст] / Б.В. Кайгородов //Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 117-127.
18. Колисниченко, Д.Н. PHP и MySQL. Разработка Web-приложений [Текст] / Д.Н. Колисниченко. - СПб: БХВ-Петербург, 2013. - 560 с.
19. Краснорядцева, О.М. Типологические особенности становления Я- концепции подростков [Текст] / О.М. Краснорядцева, А.Р. Гайнанова // Сибирский психологический журнал. - 2008. -№ 29. - С. 74-78.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: Сфера, 2004. - 463 с.
21. Кулаков, С.А.Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков [Текст]: учебное пособие / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 462с.
22. Лабберс, П. HTML5 для профессионалов: мощные инструменты для разработки современных веб-приложений [Текст] / П. Лабберс, Б. Олберс, Ф. Салим. - М.: Вильямс, 2011. - 272 с.
23. Леонов, В. Dreamweaver CS5.5 [Текст] / В. Леонов. - М.: Эксмо, 2011. - 300 с.
24. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 350 с.
25. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука, 2010. - 389 с.
26. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по
С.А.Будасси^ / Никиреева Е.М. Психологические особенности
направленности личности. Учебное пособие. - М., 2007.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: [учебник для студентов высших учебных заведений] / Л.Ф. Обухова. - Издание четвертое. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 443 с.
28. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Н. Н. Палагина ; Рос.акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва: [МПСИ], 2005. - 287 с.
29. Пащенко, И.Г. Интернет [Текст] / И.Г. Пащенко. - М.: Эксмо, 2009. - 479 с.
30. Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. - Москва: Академический проект, 2004. - 254 с.
31. Полетти, Р. Самооценка: основное благо / Розетта Полетти, Барбара Доббс; [пер. с фр. Л. Боровиковой]. - Москва: Издательский дом Мещерякова, 2008. - 127 с.
32. Престон, Дэвид. Повысить самооценку. Как? / Дэвид Престон; [пер. с англ. К. Белецкая]. - 4-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 232 с.
33. Привина, М.Д. Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков - воспитанников социальных приютов [Текст] / М.Д. Привина // Психологическая наука и образование. - 2008. -№ 1. - С. 5-13.
34. Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / под ред. А. А. Реана; [сост. С. Костромина, А. А. Реан]. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. - 124 с.
35. Психология подростка. Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм- Еврознак; Москва: Олма-Пресс, 2003. - 124 с.
36. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / [И.В. Дубровина, Ж.К. Дандарова, С.А. Игумнов и др.]; Под ред.
A. А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; Москва: Олма-Пресс, 2003. - 432 с.
37. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушатей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Филип Райс. - 8-е международ.изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 656 с.
38. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии / Фетискин Н.П., Козлов
B. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.244- 245
39. Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 284 с.
40. Собкин, В.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка [Текст] / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 44-53.
41. Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности [Текст] / В.К. Степанов. - М.: ФАИР, 2009. - 301 с.
42. Ступина, К.С. Соотношение антропометрических особенностей и показателей самооценки школьников [Текст] / К. С. Ступина // Вопросы психологии. - 2010. -№ 3. - С. 31-37.
43. Тарасов, Е.А. Как повысить самооценку и достичь успеха: 25 тестов и правил / Евгений Тарасов. - Москва: Эксмо, 2012. - 125 с.
44. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]/ О.В. Хухлаева. - Москва: Академия, 2004. - 158 с.
45. Хьелл, Ларри. Теории личности [Текст]: основные положения,
исследования и применение: [учебное пособие для студентов вузов] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 606 с.