Стратегическое управление конкурентоспособностью малого предприятия на стадии роста (на примере ООО ТД «Премьер»)
|
Введение 4
1. Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в РФ и Республике Хакасия ... 7
1.1 Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в РФ 7
1.2 Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в Республике Хакасия 22
1.3 Позиционирование ООО ТД «Премьер» на рынке строительных и отделочных материалов Республики Хакасия 33
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложение
1. Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в РФ и Республике Хакасия ... 7
1.1 Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в РФ 7
1.2 Анализ текущего положения и перспектив развития рынка строительных и отделочных материалов в Республике Хакасия 22
1.3 Позиционирование ООО ТД «Премьер» на рынке строительных и отделочных материалов Республики Хакасия 33
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложение
В условиях современной рыночной экономики устойчивое развитие национального хозяйства невозможно без вовлечения субъектов малого предпринимательства. Значение малых предприятий для страны трудно переоценить: это и рабочие места (за 2017 год было создано 2754577 малых предприятий, средняя численность работников составила 11986082 человек), и налоговые отчисления в бюджет [75].
Важность и социальную значимость малого бизнеса отметил Президент России Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию. В условиях быстро меняющейся ситуации, жесткой конкурентной борьбы, риска и неопределенности предприятия должны не только концентрировать внимание на текущем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении и из-за этого зачастую малые предприятия в России не занимаются стратегическим управлением [58].
Рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества информирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность. Поэтому изучение темы создания конкурентных преимуществ является актуальной.
Конкурентоспособность - сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис [44].
Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации на рынке, поскольку успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначному аспекту предприятия, как конкурентоспособность [77].
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью ТД «Премьер». ТД «Премьер» был организован в 1995 году и, и основным видом деятельности его является реализация различных видов отделочных материалов. Деятельность его начиналась с небольших объемов розничной торговли и предоставления довольно узкого ассортимента товаров. За годы работы оно успело зарекомендовать себя как одно из успешно развивающихся предприятий города Абакана. Компании удалось расширить свой бизнес, создав дополнительные производства на немалых по масштабу складских и производственных площадях.
Объектом исследования является деятельность ООО ТД «Премьер».
Предметом исследования является оценка и анализ конкурентоспособности предприятия ООО ТД «Премьер».
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО ТД «Премьер» и обоснование их экономической эффективности.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- оценить состояние и развитие рынка строительных и отделочных материалов Республики Хакасии;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность ООО ТД «Премьер»;
- оценить уровень оснащенности производства строительных и отделочных материалов;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности и эффективности сбыта строительных материалов;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Информационной базой для работы стали нормативные и законодательные акты в области предпринимательства, материалы служб федеральной и региональной статистики, данные исследований в области менеджмента, бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия за 2014-2017 гг., внутренняя информация.
Основными методами исследования являются: системно - структурный, причинно - следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей на уровне предприятия.
Важность и социальную значимость малого бизнеса отметил Президент России Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию. В условиях быстро меняющейся ситуации, жесткой конкурентной борьбы, риска и неопределенности предприятия должны не только концентрировать внимание на текущем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении и из-за этого зачастую малые предприятия в России не занимаются стратегическим управлением [58].
Рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества информирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность. Поэтому изучение темы создания конкурентных преимуществ является актуальной.
Конкурентоспособность - сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис [44].
Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации на рынке, поскольку успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначному аспекту предприятия, как конкурентоспособность [77].
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью ТД «Премьер». ТД «Премьер» был организован в 1995 году и, и основным видом деятельности его является реализация различных видов отделочных материалов. Деятельность его начиналась с небольших объемов розничной торговли и предоставления довольно узкого ассортимента товаров. За годы работы оно успело зарекомендовать себя как одно из успешно развивающихся предприятий города Абакана. Компании удалось расширить свой бизнес, создав дополнительные производства на немалых по масштабу складских и производственных площадях.
Объектом исследования является деятельность ООО ТД «Премьер».
Предметом исследования является оценка и анализ конкурентоспособности предприятия ООО ТД «Премьер».
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО ТД «Премьер» и обоснование их экономической эффективности.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- оценить состояние и развитие рынка строительных и отделочных материалов Республики Хакасии;
- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность ООО ТД «Премьер»;
- оценить уровень оснащенности производства строительных и отделочных материалов;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности и эффективности сбыта строительных материалов;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Информационной базой для работы стали нормативные и законодательные акты в области предпринимательства, материалы служб федеральной и региональной статистики, данные исследований в области менеджмента, бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия за 2014-2017 гг., внутренняя информация.
Основными методами исследования являются: системно - структурный, причинно - следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей на уровне предприятия.
В ходе выполнения данной бакалаврской работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключение сделаем несколько общих выводов.
Строительство представляет собой высокодоходную сферу материального производства, оказывающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей и требующее большого объема инвестиций. Переоценить роль строительства как отрасли в экономической системе государства невозможно, ведь строительство тесно связано практически со всеми отраслями и сферами деятельности человека.
Организации стройиндустрии так же, как и все коммерческие предприятия, в своей деятельности ориентированы на получение максимальной прибыли. Однако в условиях рыночных отношений не менее важно закрепиться на рынке в качестве конкурентоспособной организации, у которой будет достаточно надежная репутация и которая сумеет найти достойных партнеров и повысить потенциал. Для этого необходима разработка малозатратных и высокорентабельных мероприятий, а ведь практически на каждом предприятии стройиндустрии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, выявление которых позволит добиться повышения экономической эффективности деятельности строительного предприятия и его конкурентоспособности.
Практическое исследование было посвящено стратегическому анализу ООО ТД «Премьер» основным видом деятельности, которого являются оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами. На основе проведенного анализа было обнаружено, что предприятие финансово неустойчиво.
Так, отрицательные моменты в деятельности предприятия следующие:
- текучесть персонала компании. Такое неуправляемое движение кадров на предприятии напрямую отразится на здоровье компании.
Причинами этого стали отсутствие программы карьерного роста и неудовлетворенность работников условиями работы;
- уменьшение выручки и рост себестоимости ООО ТД «Премьер» грозит падением результативности и потенциальным банкротством в будущем;
- на основе проведенного анализа было обнаружено, что предприятие финансово неустойчиво из - за того, что у него на балансе находится слишком большое количество внеоборотных активов и основной элемент оборотных активов «Запаса» не обеспечен источниками финансирования. Запасы и затраты не покрываются собственными оборотными средствами. На начало года на покрытие запасов и затрат не хватало 163% собственных оборотных средств ((76870/29183)*100%), к концу года — 169%. Ему свойственен 4 тип финансовой устойчивости предприятия - «Кризисное финансовое состояния», т.к. △СОС <0, △СДИ <0, △ОИЗ <0.
Среди положительных моментов отметим, что :
- финансовая ситуация для данного предприятия является стабильной весь период исследования и определяется моделью S (0;0;1;1). Данная модель характеризуется нормальной устойчивостью, что означает, что успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные нормальные источники средств (собственные и привлеченные);
- сильными сторонами предприятия являются: рост эффективности использования основных средств, повышение рационального использования трудовых ресурсов и ускорение оборачиваемости денежных средств.
Резюмируя данный раздел работы, отметим, что стратегическая цель ООО ТД «Премьер»: обеспечение долговременной востребованности деятельности предприятия, поддержание и усиление позиций предприятия на рынке строительных и отделочных материалов за счет повышение репутации и результативности деятельности предприятия, укрепления имиджа надёжного партнера на основе современной системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом международного образца.
С целью выбора и обоснования следования верной стратегии, был проведен Swot-анализ, по результатам которого был определен ряд наилучших стратегий для деятельности организации. Наиболее оптимальными для достижения поставленных целей исследуемого предприятия можно назвать следующую стратегию - усиление позиций на рынке, сокращение числа конкурентов, расширение доли рынка с использованием нового вида строительного материала. Новый продукт ориентирован на потребителя уже производимого продукта и сопутствует ему.
Альтернативой данной стратегии будет стратегия повышение квалификации и мотивация персонала за счет применения высокопроизводительного оборудования, снижающего трудоемкость работ и повышающего безопасность труда.
Сравнительный анализ показал экономическую выгоду от использования предложенной стратегии.
По итогам проведенных расчетов был сделан вывод, что при условии, что выручка от первого мероприятия увеличится на 15%, срок ее окупаемости и дополнительный доход будут равны 8 месяцев и 2 512 рублей. А если применять второе предложение, то при увеличении выручки на 30%, срок окупаемости проекта будет равен 9 месяцев и дополнительный доход будет равен 3 756 рублей.
В целом проведение всех предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности и укрепить позиции ООО ТД «Премьер» на конкурентом рынке региона. По результатам проведенных исследований для ООО ТД «Премьер» предложена стратегия удержания на рынке, алгоритм комплексного мониторинга конкурентного развития, схема методики оценки потенциальных конкурентных преимуществ и система управления конкурентными преимуществами.
Можно сделать вывод, что вышеперечисленные альтернативные стратегии с применением мероприятий помогут при реализации конкурентной стратегии, а также благоприятно скажутся на развитии компании. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ занимает центральное место в стратегической политике современных предприятий, поскольку именно преимущества организации перед своими основными конкурентами будут способствовать обеспечению передовых позиций в рыночном сегменте.
Строительство представляет собой высокодоходную сферу материального производства, оказывающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей и требующее большого объема инвестиций. Переоценить роль строительства как отрасли в экономической системе государства невозможно, ведь строительство тесно связано практически со всеми отраслями и сферами деятельности человека.
Организации стройиндустрии так же, как и все коммерческие предприятия, в своей деятельности ориентированы на получение максимальной прибыли. Однако в условиях рыночных отношений не менее важно закрепиться на рынке в качестве конкурентоспособной организации, у которой будет достаточно надежная репутация и которая сумеет найти достойных партнеров и повысить потенциал. Для этого необходима разработка малозатратных и высокорентабельных мероприятий, а ведь практически на каждом предприятии стройиндустрии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, выявление которых позволит добиться повышения экономической эффективности деятельности строительного предприятия и его конкурентоспособности.
Практическое исследование было посвящено стратегическому анализу ООО ТД «Премьер» основным видом деятельности, которого являются оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами. На основе проведенного анализа было обнаружено, что предприятие финансово неустойчиво.
Так, отрицательные моменты в деятельности предприятия следующие:
- текучесть персонала компании. Такое неуправляемое движение кадров на предприятии напрямую отразится на здоровье компании.
Причинами этого стали отсутствие программы карьерного роста и неудовлетворенность работников условиями работы;
- уменьшение выручки и рост себестоимости ООО ТД «Премьер» грозит падением результативности и потенциальным банкротством в будущем;
- на основе проведенного анализа было обнаружено, что предприятие финансово неустойчиво из - за того, что у него на балансе находится слишком большое количество внеоборотных активов и основной элемент оборотных активов «Запаса» не обеспечен источниками финансирования. Запасы и затраты не покрываются собственными оборотными средствами. На начало года на покрытие запасов и затрат не хватало 163% собственных оборотных средств ((76870/29183)*100%), к концу года — 169%. Ему свойственен 4 тип финансовой устойчивости предприятия - «Кризисное финансовое состояния», т.к. △СОС <0, △СДИ <0, △ОИЗ <0.
Среди положительных моментов отметим, что :
- финансовая ситуация для данного предприятия является стабильной весь период исследования и определяется моделью S (0;0;1;1). Данная модель характеризуется нормальной устойчивостью, что означает, что успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные нормальные источники средств (собственные и привлеченные);
- сильными сторонами предприятия являются: рост эффективности использования основных средств, повышение рационального использования трудовых ресурсов и ускорение оборачиваемости денежных средств.
Резюмируя данный раздел работы, отметим, что стратегическая цель ООО ТД «Премьер»: обеспечение долговременной востребованности деятельности предприятия, поддержание и усиление позиций предприятия на рынке строительных и отделочных материалов за счет повышение репутации и результативности деятельности предприятия, укрепления имиджа надёжного партнера на основе современной системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом международного образца.
С целью выбора и обоснования следования верной стратегии, был проведен Swot-анализ, по результатам которого был определен ряд наилучших стратегий для деятельности организации. Наиболее оптимальными для достижения поставленных целей исследуемого предприятия можно назвать следующую стратегию - усиление позиций на рынке, сокращение числа конкурентов, расширение доли рынка с использованием нового вида строительного материала. Новый продукт ориентирован на потребителя уже производимого продукта и сопутствует ему.
Альтернативой данной стратегии будет стратегия повышение квалификации и мотивация персонала за счет применения высокопроизводительного оборудования, снижающего трудоемкость работ и повышающего безопасность труда.
Сравнительный анализ показал экономическую выгоду от использования предложенной стратегии.
По итогам проведенных расчетов был сделан вывод, что при условии, что выручка от первого мероприятия увеличится на 15%, срок ее окупаемости и дополнительный доход будут равны 8 месяцев и 2 512 рублей. А если применять второе предложение, то при увеличении выручки на 30%, срок окупаемости проекта будет равен 9 месяцев и дополнительный доход будет равен 3 756 рублей.
В целом проведение всех предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности и укрепить позиции ООО ТД «Премьер» на конкурентом рынке региона. По результатам проведенных исследований для ООО ТД «Премьер» предложена стратегия удержания на рынке, алгоритм комплексного мониторинга конкурентного развития, схема методики оценки потенциальных конкурентных преимуществ и система управления конкурентными преимуществами.
Можно сделать вывод, что вышеперечисленные альтернативные стратегии с применением мероприятий помогут при реализации конкурентной стратегии, а также благоприятно скажутся на развитии компании. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ занимает центральное место в стратегической политике современных предприятий, поскольку именно преимущества организации перед своими основными конкурентами будут способствовать обеспечению передовых позиций в рыночном сегменте.



