Виртуальный тур по залам отдела Археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа
|
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
3 КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ОТДЕЛУ АРХЕОЛОГИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СИБИРИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
3 КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ОТДЕЛУ АРХЕОЛОГИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СИБИРИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современные технологии изменили жизнь человека, и вряд ли сейчас можно представить хоть один день без гаджетов, машин и Интернета. Стремительно растущий потенциал информационных технологий обеспечивает столь же стремительное сокращение издержек в производственной сфере, способствует облегчению и улучшению уровня жизни, открывает все новые и новые возможности для людей. Эти нововведения проявляются в каждой сфере жизнедеятельности человека (работа, семья, образование, обслуживающий сектор и т.д.). Вряд ли сегодня можно назвать хоть один жизненный сегмент, где прямо или косвенно не задействованы информационные технологии, ведь оцифровать в наше время можно все что угодно. Например, ни один крупный музей мира не может обойтись без собственной виртуальной галереи, состоящей из оцифрованной экспозиции своего фонда. Это могут быть картины, скульптуры, украшения или вазы. Таким образом, музей решает вопрос о доступности своей коллекции для людей, которые по каким-либо причинам не могут посетить сам музей. Ту же функцию через сеть Интернет сейчас выполняет образование - например, портал дистанционного обучения Coursera. На этом ресурсе любой пользователь сети Интернет может зарегистрироваться, пройти нужный ему курс и получить сертификат. Так же почти все крупные университеты мира имеют электронные курсы обучения, где преподаватели по разным дисциплинам выставляют тесты, лекции и полезную информацию для своих обучающихся групп. То есть, информационные технологии упрощают доступ к информации и позволяют наглядно показать преимущества любой сферы деятельности.
На сегодняшний день любое учреждение или предприятие не может существовать без представительства в сети Интернет. Это касается и культурных учреждений - музеев. Как описывалось выше, большинство крупных музеев мира стараются наполнить свой сайт не просто информацией о выставках и экспозиции в целом, а разбавлять текст фотографиями, видео
материалом и электронными каталогами. Весь этот мультимедийный контент привлекает посетителей, делает сайт интерактивным, а музей - легкодоступным. Но оцифрованные картины или фотографии скульптур все же не могут полностью показать музей, ведь экспозиция - это совокупность выставочного зала, дизайна интерьера и правильно выставленных предметов. Чтобы донести до потенциального посетителя весь смысл представленной коллекции, создаются виртуальные туры. Виртуальный тур - это своего рода экскурсия, созданная при помощи объединения нескольких 3D панорам специальными переходами. То есть, пользователь может посмотреть зал на все 360 градусов, рассмотреть каждый уголок, оценить обстановку, интерьер, что в итоге дает цельное представление об экспозиции. С помощью виртуального тура пользователь будет ощущать эффект присутствия в музее, сможет переходить из зала в зал, приближать и отдалять интересные объекты. Интерактивность данного ресурса можно повысить, добавив в него всплывающие информационные справки о коллекции, элементы анимации, аудио или видео ряд. Виртуальный тур наглядно показывает не только экспозиционную составляющую музея, но и деятельность учреждения в целом.
Государственный Эрмитаж - один из крупнейших музеев нашей страны. Он уже имеет на своем сайте электронный каталог, где в оцифрованном виде можно посмотреть коллекции отделов музея. Эрмитаж является отличным примером, как коллекция определенного отдела музея связана с интерьерами залов, в которых она представлена. Но не во все комнаты у посетителя есть свободный доступ. Например, есть залы, которые раньше были выставочными, а сейчас являются лабораторией для сотрудников, и открытого доступа в них нет. Так же множество предметов хранится в Фондохранилище Эрмитажа. Концепция Реставрационно-хранительского центра (РХЦ) «Старая Деревня» предполагает размещение части коллекций в помещениях специально оборудованных для демонстрации хранящихся в РХЦ экспонатов. Таким образом, формируется выставочное пространство, которое частично позволяет восполнить известный дефицит выставочных площадей музея. Вместе с тем, это не музейная экспозиция в традиционном понимании. Посещение открытого хранения четко регламентировано и возможно только в составе экскурсионных групп. То есть, открытый доступ имеется только у сотрудников Эрмитажа. Виртуальный тур решит проблему доступа к коллекции и покажет все скрытые от глаз простого посетителя предметы, проведет по местам, где они хранятся, расскажет о выставочных залах отдела. Так же, он поможет заранее распределить свой поход в музей, наглядно продемонстрирует все особенности коллекции: пользователь заранее будет знать, что ему интересно и куда отправиться в первую очередь.
Интерактивность виртуального тура определяется его мультимедийным наполнением. Всплывающие информационные справки об объектах, аудио дорожка, интегрированное видео или анимация - все это делает такую экскурсию более интересной и информативной для посетителя сайта. Но и само представление залов в виртуальном туре может быть выполнено оригинально. Именно таким неординарным представлением своего города занялась команда администрации Хиросимы в Японии. Так как город отстроили, и главной задачей для них на данный момент является привлечение туристов, команда фотографов и программистов создали Hiroshima CatStreet View [1] -
виртуальный тур от «лица» кошки. Данная экскурсия по городу с высоты кошачьего роста приурочена к музею кошки в Хиросиме. Hiroshima CatStreet View имеет звуковое сопровождение и информационные справки. Такое необычное решение так же подойдет для Государственного Эрмитажа, так как в музее обитает около сотни представителей семейства кошачьих и за их пребыванием стоит интересная история музея [2]. Площадка, где кошки будут рассказывать о музее, будет являться отличным дополнением к виртуальному туру по отделу археологии Восточной Сибири и Европы Государственного Эрмитажа.
Бакалаврская работа «Разработка виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа на основе технологии Sd-панорамной съемки» представляет собой виртуальную экскурсию по залам и подвалам данного отдела, как в Зимнем дворце, так и в РХЦ «Старая деревня».
Цель настоящей бакалаврской работы - разработать виртуальную экскурсию по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические и технологические аспекты создания музейных виртуальных экскурсий;
- проанализировать существующее программное обеспечение и обосновать его использование при разработке виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа;
- разработать концепцию виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
На сегодняшний день любое учреждение или предприятие не может существовать без представительства в сети Интернет. Это касается и культурных учреждений - музеев. Как описывалось выше, большинство крупных музеев мира стараются наполнить свой сайт не просто информацией о выставках и экспозиции в целом, а разбавлять текст фотографиями, видео
материалом и электронными каталогами. Весь этот мультимедийный контент привлекает посетителей, делает сайт интерактивным, а музей - легкодоступным. Но оцифрованные картины или фотографии скульптур все же не могут полностью показать музей, ведь экспозиция - это совокупность выставочного зала, дизайна интерьера и правильно выставленных предметов. Чтобы донести до потенциального посетителя весь смысл представленной коллекции, создаются виртуальные туры. Виртуальный тур - это своего рода экскурсия, созданная при помощи объединения нескольких 3D панорам специальными переходами. То есть, пользователь может посмотреть зал на все 360 градусов, рассмотреть каждый уголок, оценить обстановку, интерьер, что в итоге дает цельное представление об экспозиции. С помощью виртуального тура пользователь будет ощущать эффект присутствия в музее, сможет переходить из зала в зал, приближать и отдалять интересные объекты. Интерактивность данного ресурса можно повысить, добавив в него всплывающие информационные справки о коллекции, элементы анимации, аудио или видео ряд. Виртуальный тур наглядно показывает не только экспозиционную составляющую музея, но и деятельность учреждения в целом.
Государственный Эрмитаж - один из крупнейших музеев нашей страны. Он уже имеет на своем сайте электронный каталог, где в оцифрованном виде можно посмотреть коллекции отделов музея. Эрмитаж является отличным примером, как коллекция определенного отдела музея связана с интерьерами залов, в которых она представлена. Но не во все комнаты у посетителя есть свободный доступ. Например, есть залы, которые раньше были выставочными, а сейчас являются лабораторией для сотрудников, и открытого доступа в них нет. Так же множество предметов хранится в Фондохранилище Эрмитажа. Концепция Реставрационно-хранительского центра (РХЦ) «Старая Деревня» предполагает размещение части коллекций в помещениях специально оборудованных для демонстрации хранящихся в РХЦ экспонатов. Таким образом, формируется выставочное пространство, которое частично позволяет восполнить известный дефицит выставочных площадей музея. Вместе с тем, это не музейная экспозиция в традиционном понимании. Посещение открытого хранения четко регламентировано и возможно только в составе экскурсионных групп. То есть, открытый доступ имеется только у сотрудников Эрмитажа. Виртуальный тур решит проблему доступа к коллекции и покажет все скрытые от глаз простого посетителя предметы, проведет по местам, где они хранятся, расскажет о выставочных залах отдела. Так же, он поможет заранее распределить свой поход в музей, наглядно продемонстрирует все особенности коллекции: пользователь заранее будет знать, что ему интересно и куда отправиться в первую очередь.
Интерактивность виртуального тура определяется его мультимедийным наполнением. Всплывающие информационные справки об объектах, аудио дорожка, интегрированное видео или анимация - все это делает такую экскурсию более интересной и информативной для посетителя сайта. Но и само представление залов в виртуальном туре может быть выполнено оригинально. Именно таким неординарным представлением своего города занялась команда администрации Хиросимы в Японии. Так как город отстроили, и главной задачей для них на данный момент является привлечение туристов, команда фотографов и программистов создали Hiroshima CatStreet View [1] -
виртуальный тур от «лица» кошки. Данная экскурсия по городу с высоты кошачьего роста приурочена к музею кошки в Хиросиме. Hiroshima CatStreet View имеет звуковое сопровождение и информационные справки. Такое необычное решение так же подойдет для Государственного Эрмитажа, так как в музее обитает около сотни представителей семейства кошачьих и за их пребыванием стоит интересная история музея [2]. Площадка, где кошки будут рассказывать о музее, будет являться отличным дополнением к виртуальному туру по отделу археологии Восточной Сибири и Европы Государственного Эрмитажа.
Бакалаврская работа «Разработка виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа на основе технологии Sd-панорамной съемки» представляет собой виртуальную экскурсию по залам и подвалам данного отдела, как в Зимнем дворце, так и в РХЦ «Старая деревня».
Цель настоящей бакалаврской работы - разработать виртуальную экскурсию по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические и технологические аспекты создания музейных виртуальных экскурсий;
- проанализировать существующее программное обеспечение и обосновать его использование при разработке виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа;
- разработать концепцию виртуальной экскурсии по отделу археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
В первой главе настоящей бакалаврской работы проведен анализ существующих подходов к разработке виртуальных туров в мире. Благодаря обзору виртуальных туров 10 самых посещаемых музеев в России и 10 самых посещаемых музеев в мире, можно выявить определенную структуру таких экскурсий:
- комбинированный способ навигации с картой и «горячими точками»;
- стандартные функциональные возможности внутри точки (повороты вправо, влево, вверх и вниз, масштабирование, сворачивание карт и подсказок, переход в полноэкранный режим);
- всплывающие окна - информационные справки.
Но обычный музейный виртуальный тур можно сделать интерактивным, добавив в него элементы анимации, звуковые эффекты или видео. Еще один способ, подходящий по тематике к настоящей бакалаврской работе, показал виртуальный тур Hiroshima CatStreet View - виртуальная экскурсия от «лица» кошки. Такой способ подачи сделает тур более информативным и интересным для любого пользователя.
В следующей главе выполнен обзор методов создания виртуальных экскурсий, программного обеспечения и вариантов экспорта ресурса. Виртуальному туру в рамках настоящей бакалаврской работы, кроме основных критериев качества, необходимы возможность интеграции мультимедиа и удобная навигация с использованием карты и «горячих точек». Кроме того, виртуальный тур должен с легкостью загружаться и отображаться в браузерах ПК и мобильных устройств, чему способствует форматы Flash и HTML5. В целом, построение виртуального тура делится на технические составляющие, где производится непосредственно вся съемка, и программное обеспечение, с помощью которого и создается виртуальный тур. Качественные и максимально четкие фотоизображения предоставляет полнокадровый зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark II с широкоугольным объективом SIGMA AF 15 mm f/2.8 EX DG Diagonal Fisheye, установленные на штатив с панорамной multi-row головкой Manfrotto 303SPH формата. Специализированное лицензированное ПО, такое как PTGui, Pano2QVTR и Adobe Photoshop создает из отснятых фотографий готовую фотопанораму. За создание самого виртуального тура отвечает лицензированная программа - Kolor Panotour. С помощью этой программы виртуальный тур собирается легко, есть возможность интегрирования карт, планов, добавление звуковых и визуальных эффектов. Так же, в Kolor Panotour можно создать информационные справки с добавлением аудио-, видео- и фото-контента.
Рассмотрев способы подачи виртуальных туров и инструментов для его создания, была разработана концепция виртуального тура по отделу археологии Восточной Европы и Сибири. Виртуальный тур доступен для пользователей всех браузеров ПК, моделей операционных систем и мобильных гаджетов, так как выполнен в форматах Flash и HTML5. Дизайн тура перекликается с дизайном официального сайта музея и имеет «планшетную» структуру. Всего виртуальный тур содержит 3 площадки просмотра: залы отдела археологии Восточной Европы и Сибири в Зимнем дворце, подвалы под этими залами и залы отдела в РХЦ «Старая Деревня». Информационное наполнение площадки в Зимнем дворце состоит из 16 комнат отдела, в которых расположено 38 точек обзора и 5 комнат с 5 точками обзора в подвале под отделом. В РХЦ «Старая Деревня» расположено два зала и тур по нему состоит из 9 точек обзора. Всего виртуальный тур состоит из 52 точек обзора, имеет планы с радаром просматриваемой точки трёх площадок, функциональные возможности поворота вверх, вниз, вправо и влево, масштабирования, перехода в полноэкранный режим просмотра. Про экспозицию площадок расскажут информационные справки с текстовым содержанием и фото-контентом. Площадка подвалов отдела археологии Восточной Европы и Сибири выполнена на основе Hiroshima CatStreet View.
Виртуальный тур отдела археологии Восточной Европы и Сибири выполнен на основе всех современных способов построения подобных туров, но и одновременно имеет свой стиль и «изюминку», что выделяет его среди всех музейных виртуальных экскурсий. Он интерактивен за счет имеющегося внутри него мультимедиа-контента и необычного способа показа залов в подвале отдела археологии Восточной Европы и Сибири. Такой виртуальный тур несомненно привлечет потенциальных посетителей и будет интересен и познавателен детям. В связи с разрабатывающимся ресурсом «Энциклопедия Эрмитажа. Том 1: Археология», виртуальная экскурсия может бесконечно обновляться и дополняться новыми Sd-панорамами, информационными справками и элементами дизайна в качестве следующих проектов.
- комбинированный способ навигации с картой и «горячими точками»;
- стандартные функциональные возможности внутри точки (повороты вправо, влево, вверх и вниз, масштабирование, сворачивание карт и подсказок, переход в полноэкранный режим);
- всплывающие окна - информационные справки.
Но обычный музейный виртуальный тур можно сделать интерактивным, добавив в него элементы анимации, звуковые эффекты или видео. Еще один способ, подходящий по тематике к настоящей бакалаврской работе, показал виртуальный тур Hiroshima CatStreet View - виртуальная экскурсия от «лица» кошки. Такой способ подачи сделает тур более информативным и интересным для любого пользователя.
В следующей главе выполнен обзор методов создания виртуальных экскурсий, программного обеспечения и вариантов экспорта ресурса. Виртуальному туру в рамках настоящей бакалаврской работы, кроме основных критериев качества, необходимы возможность интеграции мультимедиа и удобная навигация с использованием карты и «горячих точек». Кроме того, виртуальный тур должен с легкостью загружаться и отображаться в браузерах ПК и мобильных устройств, чему способствует форматы Flash и HTML5. В целом, построение виртуального тура делится на технические составляющие, где производится непосредственно вся съемка, и программное обеспечение, с помощью которого и создается виртуальный тур. Качественные и максимально четкие фотоизображения предоставляет полнокадровый зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark II с широкоугольным объективом SIGMA AF 15 mm f/2.8 EX DG Diagonal Fisheye, установленные на штатив с панорамной multi-row головкой Manfrotto 303SPH формата. Специализированное лицензированное ПО, такое как PTGui, Pano2QVTR и Adobe Photoshop создает из отснятых фотографий готовую фотопанораму. За создание самого виртуального тура отвечает лицензированная программа - Kolor Panotour. С помощью этой программы виртуальный тур собирается легко, есть возможность интегрирования карт, планов, добавление звуковых и визуальных эффектов. Так же, в Kolor Panotour можно создать информационные справки с добавлением аудио-, видео- и фото-контента.
Рассмотрев способы подачи виртуальных туров и инструментов для его создания, была разработана концепция виртуального тура по отделу археологии Восточной Европы и Сибири. Виртуальный тур доступен для пользователей всех браузеров ПК, моделей операционных систем и мобильных гаджетов, так как выполнен в форматах Flash и HTML5. Дизайн тура перекликается с дизайном официального сайта музея и имеет «планшетную» структуру. Всего виртуальный тур содержит 3 площадки просмотра: залы отдела археологии Восточной Европы и Сибири в Зимнем дворце, подвалы под этими залами и залы отдела в РХЦ «Старая Деревня». Информационное наполнение площадки в Зимнем дворце состоит из 16 комнат отдела, в которых расположено 38 точек обзора и 5 комнат с 5 точками обзора в подвале под отделом. В РХЦ «Старая Деревня» расположено два зала и тур по нему состоит из 9 точек обзора. Всего виртуальный тур состоит из 52 точек обзора, имеет планы с радаром просматриваемой точки трёх площадок, функциональные возможности поворота вверх, вниз, вправо и влево, масштабирования, перехода в полноэкранный режим просмотра. Про экспозицию площадок расскажут информационные справки с текстовым содержанием и фото-контентом. Площадка подвалов отдела археологии Восточной Европы и Сибири выполнена на основе Hiroshima CatStreet View.
Виртуальный тур отдела археологии Восточной Европы и Сибири выполнен на основе всех современных способов построения подобных туров, но и одновременно имеет свой стиль и «изюминку», что выделяет его среди всех музейных виртуальных экскурсий. Он интерактивен за счет имеющегося внутри него мультимедиа-контента и необычного способа показа залов в подвале отдела археологии Восточной Европы и Сибири. Такой виртуальный тур несомненно привлечет потенциальных посетителей и будет интересен и познавателен детям. В связи с разрабатывающимся ресурсом «Энциклопедия Эрмитажа. Том 1: Археология», виртуальная экскурсия может бесконечно обновляться и дополняться новыми Sd-панорамами, информационными справками и элементами дизайна в качестве следующих проектов.



