Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики виктимного
поведения и его профилактика у подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения в психологии 8
1.2 Характеристика причин и проявлений виктимного поведения у
подростков 14
1.3 Содержание профилактической работы с подростками, склонными
к виктимному поведению 18
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения и его
профилактики у подростков-воспитанников детского дом 24
2.1 Организация и методы изучения. Первичная диагностика 24
2.2 Программа, направленная на профилактику виктимного поведения
у подростков-воспитанников детского дома 36
2.3 Повторная диагностика. Сопоставительный анализ первичной и
повторной диагностики 41
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А 54
Приложение Б
Приложение В
1 Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики виктимного
поведения и его профилактика у подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения в психологии 8
1.2 Характеристика причин и проявлений виктимного поведения у
подростков 14
1.3 Содержание профилактической работы с подростками, склонными
к виктимному поведению 18
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения и его
профилактики у подростков-воспитанников детского дом 24
2.1 Организация и методы изучения. Первичная диагностика 24
2.2 Программа, направленная на профилактику виктимного поведения
у подростков-воспитанников детского дома 36
2.3 Повторная диагностика. Сопоставительный анализ первичной и
повторной диагностики 41
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А 54
Приложение Б
Приложение В
Виктимность как социальное явление характеризуется предрасположенностью человека стать жертвой каких-либо обстоятельств. В буквальном смысле виктимность - жертвенность. Традиционно жертвенность понимают как самоотвержение.
В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, однако необходимость в таких исследованиях всё более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение.
В современном стремительно развивающемся мире проблема профилактики виктимного поведения подростков является одной из наиболее актуальных. Подростки данной категории наиболее близки к девиантному поведению в целом, а к поведению жертвы многие прибегают в силу ущемления со стороны социума.
Одним из наиболее важных аспектов повышенной виктимности в подростковом возрасте является негативное воздействие на психику со стороны взрослых, сверстников, СМИ. Все эти факторы способны сформировать у подростка антиобщественную установку. Результатом всех негативных влияний может стать как совершение асоциальных поступков, так и формирование положения жертвы.
Цель: изучение проявления и пути профилактики виктимного поведении у подростков-воспитанников детского дома.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков- воспитанников детского дома.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация программы по профилактике виктимного поведения, будет способствовать снижению уровня виктимности у подростков-воспитанников детского дома.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать в научной литературе понятие виктимного поведения.
2. Изучить особенности виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома.
3. Разработать и апробировать программу профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психологической литературы по теме профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома;
2) эмпирические: тест («Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой; «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла).
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами М.А. Галагузовой, В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, С.А. Беличевой и др.
Экспериментальная база исследования: КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 15 лет.
Этапы исследования:
I этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников
детского дома; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
II этап (январь - февраль 2017 г.) - проведение первичной диагностики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома; анализ полученных результатов исследования;
III этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Предложенная профилактическая программа может применяться психологами, социальными педагогами для профилактики виктимного поведения у подростков, в том числе воспитывающихся в детском доме.
Результаты исследования апробированы на XXI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» (г. Новокузнецк, 14-15 июня 2017 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников и 3 приложения. В работе содержится 7 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 54 страницы.
В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, однако необходимость в таких исследованиях всё более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение.
В современном стремительно развивающемся мире проблема профилактики виктимного поведения подростков является одной из наиболее актуальных. Подростки данной категории наиболее близки к девиантному поведению в целом, а к поведению жертвы многие прибегают в силу ущемления со стороны социума.
Одним из наиболее важных аспектов повышенной виктимности в подростковом возрасте является негативное воздействие на психику со стороны взрослых, сверстников, СМИ. Все эти факторы способны сформировать у подростка антиобщественную установку. Результатом всех негативных влияний может стать как совершение асоциальных поступков, так и формирование положения жертвы.
Цель: изучение проявления и пути профилактики виктимного поведении у подростков-воспитанников детского дома.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков- воспитанников детского дома.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация программы по профилактике виктимного поведения, будет способствовать снижению уровня виктимности у подростков-воспитанников детского дома.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать в научной литературе понятие виктимного поведения.
2. Изучить особенности виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома.
3. Разработать и апробировать программу профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психологической литературы по теме профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома;
2) эмпирические: тест («Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой; «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла).
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами М.А. Галагузовой, В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, С.А. Беличевой и др.
Экспериментальная база исследования: КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 15 лет.
Этапы исследования:
I этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников
детского дома; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
II этап (январь - февраль 2017 г.) - проведение первичной диагностики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома; анализ полученных результатов исследования;
III этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Предложенная профилактическая программа может применяться психологами, социальными педагогами для профилактики виктимного поведения у подростков, в том числе воспитывающихся в детском доме.
Результаты исследования апробированы на XXI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» (г. Новокузнецк, 14-15 июня 2017 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников и 3 приложения. В работе содержится 7 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 54 страницы.
Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что виктимное поведение - это отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений. Это поведение может быть свойственно различным возрастным группам, но особое внимание привлекают именно подростки, так как в этом возрасте происходит фундаментальная перестройка организма и психики человека.
С подростками, имеющими склонность к виктимному поведению, необходимо проводить профилактическую работу. Профилактика виктимного поведения включает в себе множество аспектов. В том числе, обязательная просветительская работа, информирование. В систему профилактики виктимного поведения входят беседы, консультирование по различным вопросам, тренинговые формы работ, снятия напряжения и агрессии.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла.
По результатам диагностики по первой методике, опираясь на главную шкалу - шкалу реализованной виктимности, мы распределили подростков на три группы:
1 группа - подростки с низким уровнем реализованной виктимности (30,8 %). Такие испытуемые редко попадают в сложные ситуации, которые могут привести их к «жертвенности». Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует.
2 группа - подростки с нормальным уровнем реализованной виктимности (53,8 %).
3 группа - подростки с высоким уровнем реализованной виктимности (15,4 %). Эти подростки уже неоднократно демонстрировали виктимное поведение, становясь жертвами в различных ситуациях. В основе такого поведения часто лежат необдуманные спонтанные действия.
Сопоставив данные результаты с показателями «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла, мы пришли к выводу, что подростки с высоким уровнем проявления виктимности скрытны, негибки, необщительны и замкнуты; легко расстраиваются, эмоционально неустойчивы и находятся под влиянием чувств, переменчивы в отношениях и неустойчивы в интересах; нерешительны и не уверены в своих силах, боязливые, предпочитают находиться в тени; наивны и простоваты, прямые и откровенные, естественные и непосредственные, довольствуются имеющимся и слепо верят в человеческую сущность; несамостоятельны и последовательны, комфорны.
Подростки третьей группы имеют низкие интеллектуальные способности, их мышление эмоционально дезорганизованы и неспособны решать абстрактные задачи; быстро решают практические вопросы и надежны в практических суждениях, руководствуются объективной реальностью; плохо контролируемы и не считаются с общественными правилами, недисциплинированы; апатичны и сдержаны, невозмутимы и обладают излишней удовлетворенностью. Подростки же с высоким уровнем проявления виктимности хорошо развиты интеллектуально, в меру мечтательны и имеют богатое воображение, обладают адекватной самооценкой.
Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков-воспитанников детского дома. В основе системы занятий (9 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - два раз в неделю. Продолжительность занятия - 40-45 минут. Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали методы игровой, поведенческой, социальной терапии.
Работу по программе считаем эффективной, так как повторная диагностика показала снижение показателей склонности к виктимному поведению подростков-воспитанников детского дома по сравнению с первичной.
С подростками, имеющими склонность к виктимному поведению, необходимо проводить профилактическую работу. Профилактика виктимного поведения включает в себе множество аспектов. В том числе, обязательная просветительская работа, информирование. В систему профилактики виктимного поведения входят беседы, консультирование по различным вопросам, тренинговые формы работ, снятия напряжения и агрессии.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла.
По результатам диагностики по первой методике, опираясь на главную шкалу - шкалу реализованной виктимности, мы распределили подростков на три группы:
1 группа - подростки с низким уровнем реализованной виктимности (30,8 %). Такие испытуемые редко попадают в сложные ситуации, которые могут привести их к «жертвенности». Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует.
2 группа - подростки с нормальным уровнем реализованной виктимности (53,8 %).
3 группа - подростки с высоким уровнем реализованной виктимности (15,4 %). Эти подростки уже неоднократно демонстрировали виктимное поведение, становясь жертвами в различных ситуациях. В основе такого поведения часто лежат необдуманные спонтанные действия.
Сопоставив данные результаты с показателями «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла, мы пришли к выводу, что подростки с высоким уровнем проявления виктимности скрытны, негибки, необщительны и замкнуты; легко расстраиваются, эмоционально неустойчивы и находятся под влиянием чувств, переменчивы в отношениях и неустойчивы в интересах; нерешительны и не уверены в своих силах, боязливые, предпочитают находиться в тени; наивны и простоваты, прямые и откровенные, естественные и непосредственные, довольствуются имеющимся и слепо верят в человеческую сущность; несамостоятельны и последовательны, комфорны.
Подростки третьей группы имеют низкие интеллектуальные способности, их мышление эмоционально дезорганизованы и неспособны решать абстрактные задачи; быстро решают практические вопросы и надежны в практических суждениях, руководствуются объективной реальностью; плохо контролируемы и не считаются с общественными правилами, недисциплинированы; апатичны и сдержаны, невозмутимы и обладают излишней удовлетворенностью. Подростки же с высоким уровнем проявления виктимности хорошо развиты интеллектуально, в меру мечтательны и имеют богатое воображение, обладают адекватной самооценкой.
Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков-воспитанников детского дома. В основе системы занятий (9 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - два раз в неделю. Продолжительность занятия - 40-45 минут. Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали методы игровой, поведенческой, социальной терапии.
Работу по программе считаем эффективной, так как повторная диагностика показала снижение показателей склонности к виктимному поведению подростков-воспитанников детского дома по сравнению с первичной.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



