Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома

Работа №21780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
956
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики виктимного
поведения и его профилактика у подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения в психологии 8
1.2 Характеристика причин и проявлений виктимного поведения у
подростков 14
1.3 Содержание профилактической работы с подростками, склонными
к виктимному поведению 18
2 Экспериментальное изучение виктимного поведения и его
профилактики у подростков-воспитанников детского дом 24
2.1 Организация и методы изучения. Первичная диагностика 24
2.2 Программа, направленная на профилактику виктимного поведения
у подростков-воспитанников детского дома 36
2.3 Повторная диагностика. Сопоставительный анализ первичной и
повторной диагностики 41
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А 54
Приложение Б
Приложение В

Виктимность как социальное явление характеризуется предрасположенностью человека стать жертвой каких-либо обстоятельств. В буквальном смысле виктимность - жертвенность. Традиционно жертвенность понимают как самоотвержение.
В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, однако необходимость в таких исследованиях всё более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение.
В современном стремительно развивающемся мире проблема профилактики виктимного поведения подростков является одной из наиболее актуальных. Подростки данной категории наиболее близки к девиантному поведению в целом, а к поведению жертвы многие прибегают в силу ущемления со стороны социума.
Одним из наиболее важных аспектов повышенной виктимности в подростковом возрасте является негативное воздействие на психику со стороны взрослых, сверстников, СМИ. Все эти факторы способны сформировать у подростка антиобщественную установку. Результатом всех негативных влияний может стать как совершение асоциальных поступков, так и формирование положения жертвы.
Цель: изучение проявления и пути профилактики виктимного поведении у подростков-воспитанников детского дома.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков- воспитанников детского дома.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация программы по профилактике виктимного поведения, будет способствовать снижению уровня виктимности у подростков-воспитанников детского дома.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать в научной литературе понятие виктимного поведения.
2. Изучить особенности виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома.
3. Разработать и апробировать программу профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психологической литературы по теме профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома;
2) эмпирические: тест («Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой; «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла).
3) методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами М.А. Галагузовой, В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, С.А. Беличевой и др.
Экспериментальная база исследования: КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 15 лет.
Этапы исследования:
I этап (октябрь - декабрь 2016 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы профилактики виктимного поведения у подростков-воспитанников
детского дома; определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
II этап (январь - февраль 2017 г.) - проведение первичной диагностики виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома; анализ полученных результатов исследования;
III этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику виктимного поведения у подростков- воспитанников детского дома; анализ повторной диагностики; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Предложенная профилактическая программа может применяться психологами, социальными педагогами для профилактики виктимного поведения у подростков, в том числе воспитывающихся в детском доме.
Результаты исследования апробированы на XXI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» (г. Новокузнецк, 14-15 июня 2017 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников и 3 приложения. В работе содержится 7 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что виктимное поведение - это отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений. Это поведение может быть свойственно различным возрастным группам, но особое внимание привлекают именно подростки, так как в этом возрасте происходит фундаментальная перестройка организма и психики человека.
С подростками, имеющими склонность к виктимному поведению, необходимо проводить профилактическую работу. Профилактика виктимного поведения включает в себе множество аспектов. В том числе, обязательная просветительская работа, информирование. В систему профилактики виктимного поведения входят беседы, консультирование по различным вопросам, тренинговые формы работ, снятия напряжения и агрессии.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского» г. Лесосибирска Красноярского края.
В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла.
По результатам диагностики по первой методике, опираясь на главную шкалу - шкалу реализованной виктимности, мы распределили подростков на три группы:
1 группа - подростки с низким уровнем реализованной виктимности (30,8 %). Такие испытуемые редко попадают в сложные ситуации, которые могут привести их к «жертвенности». Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует.
2 группа - подростки с нормальным уровнем реализованной виктимности (53,8 %).
3 группа - подростки с высоким уровнем реализованной виктимности (15,4 %). Эти подростки уже неоднократно демонстрировали виктимное поведение, становясь жертвами в различных ситуациях. В основе такого поведения часто лежат необдуманные спонтанные действия.
Сопоставив данные результаты с показателями «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ) (12-16 лет)» Р. Кеттелла, мы пришли к выводу, что подростки с высоким уровнем проявления виктимности скрытны, негибки, необщительны и замкнуты; легко расстраиваются, эмоционально неустойчивы и находятся под влиянием чувств, переменчивы в отношениях и неустойчивы в интересах; нерешительны и не уверены в своих силах, боязливые, предпочитают находиться в тени; наивны и простоваты, прямые и откровенные, естественные и непосредственные, довольствуются имеющимся и слепо верят в человеческую сущность; несамостоятельны и последовательны, комфорны.
Подростки третьей группы имеют низкие интеллектуальные способности, их мышление эмоционально дезорганизованы и неспособны решать абстрактные задачи; быстро решают практические вопросы и надежны в практических суждениях, руководствуются объективной реальностью; плохо контролируемы и не считаются с общественными правилами, недисциплинированы; апатичны и сдержаны, невозмутимы и обладают излишней удовлетворенностью. Подростки же с высоким уровнем проявления виктимности хорошо развиты интеллектуально, в меру мечтательны и имеют богатое воображение, обладают адекватной самооценкой.
Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков-воспитанников детского дома. В основе системы занятий (9 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - два раз в неделю. Продолжительность занятия - 40-45 минут. Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали методы игровой, поведенческой, социальной терапии.
Работу по программе считаем эффективной, так как повторная диагностика показала снижение показателей склонности к виктимному поведению подростков-воспитанников детского дома по сравнению с первичной.



1. Андроникова, О. О. Методика исследования склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс] / О. О. Андронникова. - Режим доступа: http://spsi. narod.ru/5. htm.
2. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведния подростков: учебное пособие / О. О. Андронникова. - Новосибирск : Академия, 2007. - 213 с.
3. Беличева, С. А Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] / С. А. Беличева. - Режим доступа: http:// pedlib.ru/Books/2/0186/2_0186- 246.shtml.
4. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев - Санкт- Петербург : Питер, 2005. - 391 с.
5. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2013. - 160 с.
6. Гредюшко, О. П. Психологические трудности подростков /О. П. Гредюшко // Вестник: теоретический и науч.-практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 118-119.
7. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: учебное пособие / М.П. Долговых. - Тольятти, 2009. - 189с.
8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования / В. И. Загвязинский. - Москва : Академия, 2012. - 203 с.
9. Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства : учебник / Н.М. Иванчук. - Москва : Академия, 2015. - 401с.
10. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники : учебное пособие / О. Н. Иванчук. - Москва : Сфера, 2010. - 400 с.
11. Карпышева, Ю. О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста: монография / Ю. О. Карпышева. - Москва : Юрлитинформ, 2012. - 184 с.
12. Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский и др. Москва: Академия, 2013. - 168 с.
13. Клейберт, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейбер. - Москва: Сфера, 2011. - 160 с.
14. Клещина, Е. Н. Совершенствование правовых подходов к защите жертв преступлений: монография. - Москва : Изд-во СГУ, 2011. - 140 с.
15. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков : учебник / В. Т. Кондрашенко. - Минск : Беларусь, 2013. - 202 с.
16. Коновало, В. П. Виктимность и её профилактика: виктимологические проблемы борьбы с преступностью : учебное пособие / В. П. Коновало. - Иркутск : изд-во Иркутского университета, 2009. - 115 с.
17. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология : учебник / И. Ю Кулагина. - Москва : Академический проект, 2011. - 432 с.
18. Лисовский, В. Т. Социология молодёжи : учебник / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 209 с.
19. Лисовенко, Б. С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения [Электронный ресурс] / Б.С. Лисовенко // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. - Режим доступа: www.vspu.ru
20. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы : учебное пособие / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Педагогика, 2009. - 1008 с.
21. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. - Москва : Юрайт, 2013. - 187 с.
22. Минская, B. C. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения : учебник / В. С. Минская. - Иркутск : Оттиск, 2013. - 215 с.
23. Морозова, Л. Б. Предпосылки виктимного поведения подростков : монография / Л. Б. Морозова. - Томск : Изд-во ТОУБ, 2016. - 142 с.
24. Морозова, Н. Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков [Электронный ресурс] /Н. Б. Морозова. - Режим доступа: URL: http://www.rusmedserv.com/psychsex/teens/psihvikt.htm.
25. Мудрик, A. B. Введение в социальную педагогику: учебное пособие / А. В. Мудрик. - Москва : Педагогика, 2004. - 365 с.
26. Одинцова, М. А. Психологические особенности виктимной личности / М. А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 59-68.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для вузов / А. А. Осипова. - Москва : Сфера, 2014. - 510 с.
28. Педагогика безопасности: наука и образование: материалы
международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А.Н. Павловой. - Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «УрГПУ» 2014. - 190 с.
29. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 656 с.
30. Репецкая, A. T. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике: учебное пособие / А. Т. Репецкая. - Иркутск : Оттиск. - 2011. - 285с.
31. Ривман, Д. В. Виктимология : учебник / Д. В. Ривман. - Санкт- Петербург : Питер, 2010. - 280 с.
32. Ривман Д. В. Криминальная виктимология : учебник / Д. В. Ривман - Санкт-Петербург : Питер, 2012. -304 с.
33. Рыжова, Н .И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки / Н. И. Рыжова, О. Н. Громова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - С. 8
34. Тайлакова, М. М. Виктимологическая профилактика преступлений в России и за рубежом / М. М. Тайлакова, Г. Ш. Сарсембаева // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2012. - 88 с.
35. Туляков, В. А. Генезис отклоняющегося поведения и классификация жертв преступлений: учебник / В. А. Туляков, В. П. Зинченко. - Одесса : Астропринт, 2010. - 300 с.
36. Туляков, В. А. Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях: учебник / В. А. Тулякова. - Одесса : Астропринт, 2010. - 271 с.
37. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт: учебное пособие / А. Г. Шмелёв. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 480 с.
38. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков : учебное пособие / Л. Б.Шнейдер. - Москва : Академический Проект, 2012. - 336 с.
39. Христенко, В. Е. Психология поведения жертвы / В. Е. Христенко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 416 с.
40. Эксакусто, Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры: учебное пособие / Т. В. Эксакусто. - Санкт- Петербург : Феникс, 2010. - 339 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ