ВВЕДЕНИЕ 3
1 Дети-сироты в замещающей семье как объект ювенальной юстиции 5
1.1 Социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей
семье 8
1.2 Социально-психологические особенности детей в замещающих
семьях 19
2 Применение технологий работы с замещающей семьей при выявлении
жестокого обращения с детьми-сиротами 30
2.1. Общая характеристика феномена жестокого обращения с детьми 31
2.2 Технологии работы по профилактике жестокого обращения в
замещающей семье с детьми-сиротами в РФ 37
3. Деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска и возможности ее совершенствования при выявлении жестокого обращения с детьми в замещающей семье 42
3.1 Опыт взаимодействия с замещающими семьями отдела опеки и
попечительства Октябрьского района города Красноярска при выявлении жестокого обращения с ребенком 42
3.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска в случае выявления жестокого обращения с детьми в замещающих семьях .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
В настоящее время государство уделяет пристальное внимание проблеме детского сиротства, главным направлением деятельности в данной области является создание условий для семейного устройства детей-сирот. Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот является замещающая семья. Но порой государство при устройстве данной категории детей сталкивается с серьезными проблемами, например, когда приемные родители берут детей из-за финансовой прибыли или делают из них бесплатную рабочую силу, а также могут взять ребенка и уже через пару лет отдают обратно из-за отсутствия уже первоначального интереса, либо столкнувшись с первыми проблемами воспитания, а учитывая специфичность данной группы детей в психологическом плане, то проблемы воспитания зачастую возникают, ведь даже дети, которые не разлучались со своей кровной семьей подвержены влиянию переходного возраста и т.д.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и другие проявления физической агрессии. Не менее травмирующими детскую психику могут быть насмешки, вовлечение в опасную среду, подвержение опасности, ограничение свободы, отсутствие условий для развития личности ребенка, оскорбления, унижения, демонстрация неприязни, отсутствие внимания к личности ребенка и другое. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки, пренебрежение, которое может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.
В современном российском обществе используется ряд форм устройства детей-сирот. Например, такие, как патронат, приемная семья, опека и попечительство, усыновление. Из данного списка приоритетным признается усыновление, получение ребенком замещающей семьи. Только в этом случае ребенок получает возможность приобрести полноценную семью, права и обязанности родного ребенка.
В докладе аудиторов Счетной палаты депутатам Законодательного Собрания о деятельности учреждений по опеке и попечительству в Красноярском крае по состоянию на 31 декабря 2016 года в Красноярском крае проживало 15 276 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2016 году лишены родительских прав 1 340 родителей, ограничены в родительских правах - 31. В целом аудиторы отметили недостаточную эффективность работы органов опеки и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Об этом, по словам представителей Счетной палаты, свидетельствует динамика показателей. Это увеличение числа случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (2012 год — 146 человек, 2016 год — 151). Кроме того, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4 % стало больше граждан, лишенных родительских прав, при этом число восстановившихся в родительских правах уменьшилось на 32 %. По состоянию на 1 января 2017 года в Красноярском крае для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей работает 39 организаций. Всего в них воспитывается 2 224 ребенка. Это такие учреждения, как:
• 29 детских домов (1473 воспитанника);
• 5 домов ребенка (169);
• 4 интерната для детей-инвалидов (509);
• негосударственный детский дом им. X. М. Совмена (73).
Таким образом, можно сделать вывод, что Красноярский край выделяет как приоритетную форму воспитания детей-сирот передачу их в замещающие семьи, это можно заметить по приведенной статистике, так как большая часть детей-сирот в настоящее время находится под опекой и в приемных семьях. Но также из приведенной статистики можно заметить, что число отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью увеличивается, что позволяет сделать вывод, что в этих условиях необходимо развивать превентивные формы контроля и противодействия возникновению случаев жестокого обращения с детьми, а также повышению уровня родительских компетенции в замещающих семьях, также необходимо урегулировать с правовой точки зрения, какие именно формы может принимать жестокое обращение над несовершеннолетними, как правильно контролирующим органам выявлять случаи жестокого жестоко обращение, которые имеют бесконтактную форму.
Объектом работы являются дети-сироты, находящиеся в замещающей семье.
Предмет - жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающей семье.
Цель - исследовать опыт работы и разработать рекомендации по осуществлению взаимодействия с замещающей семьей в ситуации выявления случаев жестокого обращения с детьми-сиротами.
Предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей семье;
• описать социально-психологические особенности детей, находящихся в замещающей семье;
• изучить общую характеристику феномена жестокого обращения с детьми;
• описать технологии работы с замещающей семьей при выявлении жестокого обращения с детьми-сиротами;
• исследовать деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска с замещающей семьей по выявлению жестокого обращения с ребенком;
• выявить проблемы в осуществлении взаимодействия с замещающими семьями при выявлении случаев жестокого обращения с ребенком.
Методы, используемые в работе: беседа, статистический метод, метод классификации, аналитический метод и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и шести подразделов, заключения и списка литературы.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические данные, опубликованные в печати, результаты исследований, проводившихся другими авторами, а также результаты собственных исследований автора.
В процессе исследования автором был изучен опыт работы и имеющиеся случаи жесткого обращения в отделе опеки и попечительства Октябрьского района.
Разработанность темы.
Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит зарубежному автору Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США.
В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Донецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться российскими учеными.
В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники, юристы. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.
Ученые внесли многолетний и полезный вклад в изучение данной проблемы, но по настоящее время данная проблема имеет место быть, а также разнообразие форм жестокого обращения увеличивается, а значит требуется и иной подход к данной проблеме.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что на диссертационном уровне впервые в нашей стране проведено изучение опыта работы отдела опеки и попечительства в вопросе жестокого обращения с детьми-сиротами в замещающих-семьях.
Новизна исследования определяется и тем, что в работе сформулированы предложения по совершенствованию деятельности работы отдела опеки и попечительства при возникновении случаев жестокого обращения с несовершеннолетними.
Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты прав ребенка, устройства жизни несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей. Как следствие, случаи жестокого обращения с детьми в замещающих и родных семьях, тоже оказалась в функциональном ведении отделов опеки и попечительства.
При передаче несовершеннолетнего в замещающую семью самым важным будет не допустить повторное травмирование психики и здоровья ребенка, так как при изъятии из родной семьи несовершеннолетний испытывает стресс в любом возрасте и повторный отказ или лишение родителей губительно скажутся на его будущее, а также неправильная подготовка кандидатов в родители может привести к негативным последствиям для несовршеннолетнего.
В первой главе раскрыто понятие «Дети-сироты» как объект ювенальной юстиции. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети- сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те дети, у которых умерли оба родителя или умер единственный имевшийся родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных подобных случаях. Законодательство нашей страны не выделяет никаких принципиальных различий между этими
категориями детей (сиротами и социальными сиротами) с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной социальной поддержки. Также описаны достоинства и недостатки каждой из форм устройства несовершеннолетнего.
Во второй главе описано общая характеристика жестокого обращения к несовершеннолетним, представлены технологические основы работы с замещающей семьей при возникновении случаев жестокого обращения с приемным ребёнком, представлен опыт применения технологий работы с данной проблемой в РФ. Основной задачей является помощь людям, желающим взять на себя ответственность за ребенка из государственного учреждения справится с его воспитанием и не допустить случаев жестокого обращения и не навредить ребенку еще больше, так как он уже травмирован изъятием из родной семьи, пребыванием в специализированном учреждении.
Третья глава освещает основную информацию об отделе опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска, а также опыт данного отдела по выявлению жестокого обращения в замещающей семье, рекомендации автора к имеющемуся опыту работы. Скрытость последствий, сложность диагностики и одновременно существенный вред ребенку приводят к мнению о приоритетности превентивных мер, значимости первичной профилактики в вопросах пресечения жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. На этом и основаны предлагаемые автором рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечения при выявлении жестокого обращения с детьми.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, которая реализует правильно свои родительские права и соблюдает все права ребенка возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на поддержку детей и обеспечение их прав. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье) и т.д.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газ. 1993. 25 дек.
2. Уголовный кодекс РСФСР: официальный текст по состоянию на 15 ноября 1995 г. М. : Изд. группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995.-216 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001. № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; 2004. № 49. Ст. 4849; 2005. № 17. Ст. 1485.
5. О милиции: закон РФ от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
6. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.
7. Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью : утв. приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 //Медицинская газ. 1997. 21 марта.
8. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации // СЗ РФ. 2000, № 15. Ст. 1590.
9. Сборник кодексов Российской Федерации. М., «Лига-Пресс». 1999. — 704с.
10. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ugolovno-pravovye-aspekty-zhestokogo- obrashcheniya-s-nesovershennoletnimi#ixzz5IwDXxPf0
11. Андреева, Л. С. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях/ В. А. Попов// Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 508-509.
12. О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2013 году: доклад уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае от 29.05.2014// Красноярская газета. - 2014 г. - 29 мая.
13. Пути решения проблемы сиротства в России: тематическое приложение к журналу "Вопросы психологии" / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова. - Москва, 2002. - 206 с.
14. Ляпустина, В.В. Сущность социальной работы с заменяющей
семьей [Электронный ресурс]/ В. В. Ляпустина// - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3338.pdf
15. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие / Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 628 с.
16. Базарова, Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. Психология. Социальная работа. - 2011. - № 5. - С. 236-242.
17. Волобуева, Н.А. Замещающая семья - приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот в современной России: история, опыт и перспективы развития / Н.А. Волобуева // Aktualni moznosti vedy. - 2011. - №5.
- С.8-13
18. Методические рекомендации для руководителей и специалистов служб сопровождения замещающих семей/ Л.В.Петраковская, Г.С. Красницкая, В. Э .Мнацаканян, А.Е. Соколова. - Москва, 2009. - 39 с.
19. Геллер, М.В. Реализация и защита права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации : дис. к. юр. наук : 12.00.03 /М.В. Геллер. - Москва, 2007. - 56 с.
20. Матвеев, П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье / П.А. Матвеев // Отрасли права. - 2015.
- №8. - С.31-34
21. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ. - Москва. - 2002 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
22. Соломатина, Г.Н. Комплексный подход к сопровождению жизнеустройства детей-сирот в замещающие семьи: учебно-методическое пособие / Г. Н. Соломатина, Е. С. Слюсарева. - М-во образования и молодежной политики Ставропольского края, Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ставропольский гос. пед. ин-т. - Ставрополь, 2014. - 202 с.
23. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги [Текст] / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - с.343
24. Шульга, Т.П. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] / Т.П. Шульга, Д.Д. Татаренко // Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. Режим доступа: http://psyedu.rU/journal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml
25. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.
26. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / ред. Е.А. Стребелева. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 329 с.
27. Василькова, Е. В. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома /Рындина Е. Н., Карпалова М. А. - Вологда: 2003. - 287 с.
28. Прихожан, А.М. Психология сиротства: текст / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
29. Шипицина, Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, А.Д. Виноградова и др. - СПб, 1997. - 293 с.
30. Чиганова С. Д. Профилактика социального сиротства и социального обслуживание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Красноярск, 2005. - 169 с.
31. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142572
32. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 3005. - 628 с.
33. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.
34. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии, 2000. №1. С.23-35
35. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М, 2014.
36. Ляпустина, В.В. Сущность социальной работы с заменяющей
семьей [Электронный ресурс]/ В. В. Ляпустина// - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3338.pdf
37. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М.: Аспект Пресс, 1993. - 259 с.
38. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 179 с.
39. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пос. для вузов. - М, 1999. - 206 с.
40. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М: Академия, 2003. - 174 с.
41. Сиротство как социальная проблема/ Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: Университет, 1999. - 144 с.
42. Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийского социологического зондажа. - М.: Центр социологических исследований МО РФ, 2009. - 68с.
43. Шипицина Л.М., Иванов Е.С, Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997. - 293 с.
44. Коррекционная работа с детьми обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс/ Под ред. Л.Б. Беряевой. - СПб.: КАРО, 2006. - 207 с.
45. Попов Н.П. Сколько мы пьём и почему // Мир измерений. - 2008. - № 7. - С. 56-61; 2008. - № 8. - С. 54-61.
46. Пашина Е.П., Рязанова А.Х. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Е.П. Пашина, А.Х. Рязанова // Психологический журнал. - 1993. - №1.
47. Беркович Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
48. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие / Л.П. Кузнецова // Владивосток. - 2002.- 322с.
49. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) / Н.Е.Щуркова // М.: - 1992.¬123 с.
50. Брускова Е. С. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS - Интернационал 2006. - С. 111.
51. Брутман В. И. Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита помощь возвращение в жизнь. - М. 2006. - 211с.
52. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Детство. Защита детей в современных условиях//Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей - М.: Изд. центр «Академия» 1999.-С. 294-306.
53. Великанова Л. С. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11. - С.17-27.
54. Гусарова Г. Социализация детей-сирот и детей оставшихся без попечений родителей//Российское образование: Официальные вести.-2001.- №1-2.-С.94-96.
55. Алексеева Л.С. Насилие в семье как социальная проблема // 2009.
56. Горячев М. Д. «Социальная педагогика и социальная работа за рубежом». Самара: Издательство «Самарский университет», 1997г.
57. Криворученко В. К. Жестокое обращение с ребёнком: проявления и меры предотвращения // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2012. Вып. 142. С. 3-23. 1,25 п.л.
58. Сиротство в России проблемы и пути их решения». Социологическое исследование. Москва. ноябрь 2011г.
59. Астахов П.А. «Наши дети. Исповедь о самых близких и беззащитных». ООО «Издательство «Э» г. Москва 2015 г.
60. МОСКВА, 18 фев 2013 г. - РИА Новости [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20130218/923 553165.html#ixzz49NRsmyc6
61. Шабалов П. Усыновление с летальным исходом // Труд. 2005. 6 августа. N 144.
62. Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13.07.2011 г.
63. ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»//РГ, №94, 30.04.2008.
64. Положение «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении (в редакции Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города от 15.12.2011 № 15)»
65. Конвенция о правах ребенка // Сб. науч.-методич. материалов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.