Жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающих семьях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Дети-сироты в замещающей семье как объект ювенальной юстиции 5
1.1 Социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей
семье 8
1.2 Социально-психологические особенности детей в замещающих
семьях 19
2 Применение технологий работы с замещающей семьей при выявлении
жестокого обращения с детьми-сиротами 30
2.1. Общая характеристика феномена жестокого обращения с детьми 31
2.2 Технологии работы по профилактике жестокого обращения в
замещающей семье с детьми-сиротами в РФ 37
3. Деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска и возможности ее совершенствования при выявлении жестокого обращения с детьми в замещающей семье 42
3.1 Опыт взаимодействия с замещающими семьями отдела опеки и
попечительства Октябрьского района города Красноярска при выявлении жестокого обращения с ребенком 42
3.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска в случае выявления жестокого обращения с детьми в замещающих семьях .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
1 Дети-сироты в замещающей семье как объект ювенальной юстиции 5
1.1 Социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей
семье 8
1.2 Социально-психологические особенности детей в замещающих
семьях 19
2 Применение технологий работы с замещающей семьей при выявлении
жестокого обращения с детьми-сиротами 30
2.1. Общая характеристика феномена жестокого обращения с детьми 31
2.2 Технологии работы по профилактике жестокого обращения в
замещающей семье с детьми-сиротами в РФ 37
3. Деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска и возможности ее совершенствования при выявлении жестокого обращения с детьми в замещающей семье 42
3.1 Опыт взаимодействия с замещающими семьями отдела опеки и
попечительства Октябрьского района города Красноярска при выявлении жестокого обращения с ребенком 42
3.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска в случае выявления жестокого обращения с детьми в замещающих семьях .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
В настоящее время государство уделяет пристальное внимание проблеме детского сиротства, главным направлением деятельности в данной области является создание условий для семейного устройства детей-сирот. Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот является замещающая семья. Но порой государство при устройстве данной категории детей сталкивается с серьезными проблемами, например, когда приемные родители берут детей из-за финансовой прибыли или делают из них бесплатную рабочую силу, а также могут взять ребенка и уже через пару лет отдают обратно из-за отсутствия уже первоначального интереса, либо столкнувшись с первыми проблемами воспитания, а учитывая специфичность данной группы детей в психологическом плане, то проблемы воспитания зачастую возникают, ведь даже дети, которые не разлучались со своей кровной семьей подвержены влиянию переходного возраста и т.д.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и другие проявления физической агрессии. Не менее травмирующими детскую психику могут быть насмешки, вовлечение в опасную среду, подвержение опасности, ограничение свободы, отсутствие условий для развития личности ребенка, оскорбления, унижения, демонстрация неприязни, отсутствие внимания к личности ребенка и другое. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки, пренебрежение, которое может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.
В современном российском обществе используется ряд форм устройства детей-сирот. Например, такие, как патронат, приемная семья, опека и попечительство, усыновление. Из данного списка приоритетным признается усыновление, получение ребенком замещающей семьи. Только в этом случае ребенок получает возможность приобрести полноценную семью, права и обязанности родного ребенка.
В докладе аудиторов Счетной палаты депутатам Законодательного Собрания о деятельности учреждений по опеке и попечительству в Красноярском крае по состоянию на 31 декабря 2016 года в Красноярском крае проживало 15 276 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2016 году лишены родительских прав 1 340 родителей, ограничены в родительских правах - 31. В целом аудиторы отметили недостаточную эффективность работы органов опеки и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Об этом, по словам представителей Счетной палаты, свидетельствует динамика показателей. Это увеличение числа случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (2012 год — 146 человек, 2016 год — 151). Кроме того, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4 % стало больше граждан, лишенных родительских прав, при этом число восстановившихся в родительских правах уменьшилось на 32 %. По состоянию на 1 января 2017 года в Красноярском крае для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей работает 39 организаций. Всего в них воспитывается 2 224 ребенка. Это такие учреждения, как:
• 29 детских домов (1473 воспитанника);
• 5 домов ребенка (169);
• 4 интерната для детей-инвалидов (509);
• негосударственный детский дом им. X. М. Совмена (73).
Таким образом, можно сделать вывод, что Красноярский край выделяет как приоритетную форму воспитания детей-сирот передачу их в замещающие семьи, это можно заметить по приведенной статистике, так как большая часть детей-сирот в настоящее время находится под опекой и в приемных семьях. Но также из приведенной статистики можно заметить, что число отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью увеличивается, что позволяет сделать вывод, что в этих условиях необходимо развивать превентивные формы контроля и противодействия возникновению случаев жестокого обращения с детьми, а также повышению уровня родительских компетенции в замещающих семьях, также необходимо урегулировать с правовой точки зрения, какие именно формы может принимать жестокое обращение над несовершеннолетними, как правильно контролирующим органам выявлять случаи жестокого жестоко обращение, которые имеют бесконтактную форму.
Объектом работы являются дети-сироты, находящиеся в замещающей семье.
Предмет - жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающей семье.
Цель - исследовать опыт работы и разработать рекомендации по осуществлению взаимодействия с замещающей семьей в ситуации выявления случаев жестокого обращения с детьми-сиротами.
Предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей семье;
• описать социально-психологические особенности детей, находящихся в замещающей семье;
• изучить общую характеристику феномена жестокого обращения с детьми;
• описать технологии работы с замещающей семьей при выявлении жестокого обращения с детьми-сиротами;
• исследовать деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска с замещающей семьей по выявлению жестокого обращения с ребенком;
• выявить проблемы в осуществлении взаимодействия с замещающими семьями при выявлении случаев жестокого обращения с ребенком.
Методы, используемые в работе: беседа, статистический метод, метод классификации, аналитический метод и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и шести подразделов, заключения и списка литературы.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические данные, опубликованные в печати, результаты исследований, проводившихся другими авторами, а также результаты собственных исследований автора.
В процессе исследования автором был изучен опыт работы и имеющиеся случаи жесткого обращения в отделе опеки и попечительства Октябрьского района.
Разработанность темы.
Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит зарубежному автору Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США.
В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Донецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться российскими учеными.
В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники, юристы. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.
Ученые внесли многолетний и полезный вклад в изучение данной проблемы, но по настоящее время данная проблема имеет место быть, а также разнообразие форм жестокого обращения увеличивается, а значит требуется и иной подход к данной проблеме.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что на диссертационном уровне впервые в нашей стране проведено изучение опыта работы отдела опеки и попечительства в вопросе жестокого обращения с детьми-сиротами в замещающих-семьях.
Новизна исследования определяется и тем, что в работе сформулированы предложения по совершенствованию деятельности работы отдела опеки и попечительства при возникновении случаев жестокого обращения с несовершеннолетними.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и другие проявления физической агрессии. Не менее травмирующими детскую психику могут быть насмешки, вовлечение в опасную среду, подвержение опасности, ограничение свободы, отсутствие условий для развития личности ребенка, оскорбления, унижения, демонстрация неприязни, отсутствие внимания к личности ребенка и другое. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки, пренебрежение, которое может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.
В современном российском обществе используется ряд форм устройства детей-сирот. Например, такие, как патронат, приемная семья, опека и попечительство, усыновление. Из данного списка приоритетным признается усыновление, получение ребенком замещающей семьи. Только в этом случае ребенок получает возможность приобрести полноценную семью, права и обязанности родного ребенка.
В докладе аудиторов Счетной палаты депутатам Законодательного Собрания о деятельности учреждений по опеке и попечительству в Красноярском крае по состоянию на 31 декабря 2016 года в Красноярском крае проживало 15 276 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2016 году лишены родительских прав 1 340 родителей, ограничены в родительских правах - 31. В целом аудиторы отметили недостаточную эффективность работы органов опеки и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Об этом, по словам представителей Счетной палаты, свидетельствует динамика показателей. Это увеличение числа случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (2012 год — 146 человек, 2016 год — 151). Кроме того, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4 % стало больше граждан, лишенных родительских прав, при этом число восстановившихся в родительских правах уменьшилось на 32 %. По состоянию на 1 января 2017 года в Красноярском крае для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей работает 39 организаций. Всего в них воспитывается 2 224 ребенка. Это такие учреждения, как:
• 29 детских домов (1473 воспитанника);
• 5 домов ребенка (169);
• 4 интерната для детей-инвалидов (509);
• негосударственный детский дом им. X. М. Совмена (73).
Таким образом, можно сделать вывод, что Красноярский край выделяет как приоритетную форму воспитания детей-сирот передачу их в замещающие семьи, это можно заметить по приведенной статистике, так как большая часть детей-сирот в настоящее время находится под опекой и в приемных семьях. Но также из приведенной статистики можно заметить, что число отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью увеличивается, что позволяет сделать вывод, что в этих условиях необходимо развивать превентивные формы контроля и противодействия возникновению случаев жестокого обращения с детьми, а также повышению уровня родительских компетенции в замещающих семьях, также необходимо урегулировать с правовой точки зрения, какие именно формы может принимать жестокое обращение над несовершеннолетними, как правильно контролирующим органам выявлять случаи жестокого жестоко обращение, которые имеют бесконтактную форму.
Объектом работы являются дети-сироты, находящиеся в замещающей семье.
Предмет - жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающей семье.
Цель - исследовать опыт работы и разработать рекомендации по осуществлению взаимодействия с замещающей семьей в ситуации выявления случаев жестокого обращения с детьми-сиротами.
Предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть социально-правовой статус несовершеннолетних в замещающей семье;
• описать социально-психологические особенности детей, находящихся в замещающей семье;
• изучить общую характеристику феномена жестокого обращения с детьми;
• описать технологии работы с замещающей семьей при выявлении жестокого обращения с детьми-сиротами;
• исследовать деятельность отдела опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска с замещающей семьей по выявлению жестокого обращения с ребенком;
• выявить проблемы в осуществлении взаимодействия с замещающими семьями при выявлении случаев жестокого обращения с ребенком.
Методы, используемые в работе: беседа, статистический метод, метод классификации, аналитический метод и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и шести подразделов, заключения и списка литературы.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические данные, опубликованные в печати, результаты исследований, проводившихся другими авторами, а также результаты собственных исследований автора.
В процессе исследования автором был изучен опыт работы и имеющиеся случаи жесткого обращения в отделе опеки и попечительства Октябрьского района.
Разработанность темы.
Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит зарубежному автору Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США.
В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Донецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться российскими учеными.
В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники, юристы. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.
Ученые внесли многолетний и полезный вклад в изучение данной проблемы, но по настоящее время данная проблема имеет место быть, а также разнообразие форм жестокого обращения увеличивается, а значит требуется и иной подход к данной проблеме.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что на диссертационном уровне впервые в нашей стране проведено изучение опыта работы отдела опеки и попечительства в вопросе жестокого обращения с детьми-сиротами в замещающих-семьях.
Новизна исследования определяется и тем, что в работе сформулированы предложения по совершенствованию деятельности работы отдела опеки и попечительства при возникновении случаев жестокого обращения с несовершеннолетними.
Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты прав ребенка, устройства жизни несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей. Как следствие, случаи жестокого обращения с детьми в замещающих и родных семьях, тоже оказалась в функциональном ведении отделов опеки и попечительства.
При передаче несовершеннолетнего в замещающую семью самым важным будет не допустить повторное травмирование психики и здоровья ребенка, так как при изъятии из родной семьи несовершеннолетний испытывает стресс в любом возрасте и повторный отказ или лишение родителей губительно скажутся на его будущее, а также неправильная подготовка кандидатов в родители может привести к негативным последствиям для несовршеннолетнего.
В первой главе раскрыто понятие «Дети-сироты» как объект ювенальной юстиции. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети- сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те дети, у которых умерли оба родителя или умер единственный имевшийся родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных подобных случаях. Законодательство нашей страны не выделяет никаких принципиальных различий между этими
категориями детей (сиротами и социальными сиротами) с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной социальной поддержки. Также описаны достоинства и недостатки каждой из форм устройства несовершеннолетнего.
Во второй главе описано общая характеристика жестокого обращения к несовершеннолетним, представлены технологические основы работы с замещающей семьей при возникновении случаев жестокого обращения с приемным ребёнком, представлен опыт применения технологий работы с данной проблемой в РФ. Основной задачей является помощь людям, желающим взять на себя ответственность за ребенка из государственного учреждения справится с его воспитанием и не допустить случаев жестокого обращения и не навредить ребенку еще больше, так как он уже травмирован изъятием из родной семьи, пребыванием в специализированном учреждении.
Третья глава освещает основную информацию об отделе опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска, а также опыт данного отдела по выявлению жестокого обращения в замещающей семье, рекомендации автора к имеющемуся опыту работы. Скрытость последствий, сложность диагностики и одновременно существенный вред ребенку приводят к мнению о приоритетности превентивных мер, значимости первичной профилактики в вопросах пресечения жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. На этом и основаны предлагаемые автором рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечения при выявлении жестокого обращения с детьми.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, которая реализует правильно свои родительские права и соблюдает все права ребенка возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на поддержку детей и обеспечение их прав. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье) и т.д.
При передаче несовершеннолетнего в замещающую семью самым важным будет не допустить повторное травмирование психики и здоровья ребенка, так как при изъятии из родной семьи несовершеннолетний испытывает стресс в любом возрасте и повторный отказ или лишение родителей губительно скажутся на его будущее, а также неправильная подготовка кандидатов в родители может привести к негативным последствиям для несовршеннолетнего.
В первой главе раскрыто понятие «Дети-сироты» как объект ювенальной юстиции. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети- сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те дети, у которых умерли оба родителя или умер единственный имевшийся родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных подобных случаях. Законодательство нашей страны не выделяет никаких принципиальных различий между этими
категориями детей (сиротами и социальными сиротами) с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной социальной поддержки. Также описаны достоинства и недостатки каждой из форм устройства несовершеннолетнего.
Во второй главе описано общая характеристика жестокого обращения к несовершеннолетним, представлены технологические основы работы с замещающей семьей при возникновении случаев жестокого обращения с приемным ребёнком, представлен опыт применения технологий работы с данной проблемой в РФ. Основной задачей является помощь людям, желающим взять на себя ответственность за ребенка из государственного учреждения справится с его воспитанием и не допустить случаев жестокого обращения и не навредить ребенку еще больше, так как он уже травмирован изъятием из родной семьи, пребыванием в специализированном учреждении.
Третья глава освещает основную информацию об отделе опеки и попечительства Октябрьского района города Красноярска, а также опыт данного отдела по выявлению жестокого обращения в замещающей семье, рекомендации автора к имеющемуся опыту работы. Скрытость последствий, сложность диагностики и одновременно существенный вред ребенку приводят к мнению о приоритетности превентивных мер, значимости первичной профилактики в вопросах пресечения жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. На этом и основаны предлагаемые автором рекомендации по совершенствованию деятельности отдела опеки и попечения при выявлении жестокого обращения с детьми.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, которая реализует правильно свои родительские права и соблюдает все права ребенка возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на поддержку детей и обеспечение их прав. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье) и т.д.
Подобные работы
- Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ НА ПОПЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



