ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ И МЕТОДИКА ИХ ОЦЕНКИ
1.1 Конкурентные преимущества фирмы: значение, виды, источники
1.2 Концепция социально-этичного маркетинга как источник конкурентных преимуществ фирмы
1.3 Методика изучения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Понятие «Конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни. В современных условиях российского рынка особенно сложно выживать и эффективно вести бизнес отечественным компаниям. На сегодняшний день актуальной проблемой почти для каждого предприятия является ведение сопернической борьбы с зарубежными фирмами, привыкшими к условиям жесткой конкуренции.
В целом можно говорить о положительном влиянии иностранного бизнеса на отечественном рынке. Так вместе с прочими западными стандартами качества в России постепенно развивается социально-этичный маркетинг. С течением времени данная концепция внедряется практически повсеместно, помогая добросовестным компаниям завоевать расположение потребителей.
В контексте данной работы мы говорим о следовании концепции социально-этичного маркетинга как источнике конкурентного преимущества фирмы.
Представленная тема была рассмотрена в бакалаврской работе на примере компании ООО «Массимо Дутти».
Целью бакалаврской работы является разработка и внедрение концепции социально-этичного маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить природу конкурентных преимуществ фирмы;
- изучить явление социально-этичного маркетинга;
- рассмотреть методику анализа конкурентных преимуществ и конкурентоспособности организации;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «Массимо Дутти»;
- исследовать маркетинговую деятельность на предприятии;
- исследовать интенсивность конкуренции на интересующем нас рынке;
- провести SWOT-анализ компании ООО «Массимо Дутти»;
- разработать конкурентную стратегию для фирмы на основе концепции социально-этичного маркетинга;
- составить план маркетинговых мероприятий для повышения конкурентоспособности;
- произвести экономические расчеты эффективности предлагаемых мероприятий.
Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентных преимуществ организаций, в том числе в сфере услуг, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, Р. Мэтьюз, М. Портер, К. Прахалад, Томпсон, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 97стр. . Работа иллюстрирована 22 таблицами, 9 рисунками.
Список использованных источников включает в себя 87 источников.
В ходе написания бакалаврской работы была изучена сущность конкурентных преимуществ, их виды, значение для организации, методика оценки; концепция социально-этичного маркетинга как этап эволюции маркетинга и конкурентное преимущество фирмы.
Магазин «Массимо Дутти» является предприятием общества с ограниченной ответственностью (ООО) и занимается розничной торговлей женской одежды. Находится в крупнейшем торговом центре города по адресу ул. 9 Мая, 77, ТРЦ «Планета». Местоположение можно считать удачным, так как охватывает многие покупательские потоки.
Проведенный анализ основных показателей деятельности ООО «Массимо Дутти» позволяет оценить работу данного предприятия, как эффективную. Но существует ряд негативных моментов (например, рост уровня издержек обращения, увеличение прочих расходов), требующих устранения в дальнейшей деятельности предприятия.
В ходе исследования конкурентной среды компании, была построена SWOT-матрица, согласно которой предприятие ООО «Массимо Дутти» является компанией с сильной, но ухудшающейся конкурентной позицией.
Анализ выбора стратегии компании показал, что компании «Массимо Дутти» в ближайшее время стоит выполнить следующие мероприятия: проведение маркетингового исследования, внедрение новых акций, провести ряд тренингов для повышения квалификации персонала, увеличить долю онлайн-продаж, открыть новые торговые точки, внедрить и усовершенствовать технологию производства.
Резюмируя вышесказанное, все мероприятия отражают в целом свою эффективность в рамках виолентной стратегии минимизации издержек и создания приверженности к бренду за счет дифференциации компании в сознании потребителей.
В частности, конкурентная стратегия ориентация на потребителя позволит изучить текущее предпочтение потребителей и даст объективную оценку текущего положения компании на рынке. Расширение ассортимента позволит улучшить имидж компании «Массимо Дутти», а также расширит границы выбора продукции магазина для различных слоев населения, тем самым увеличив лояльность существующих и потенциальных клиентов, что приведет, в свою очередь, к росту клиентской базы.
Также были разработаны рекомендации на основе концепции социально-этичного маркетинга. В частности, было предложено перейти на биоразлагаемую упаковку, отказаться от использования шкур животных в качестве сырья и организовать выпуск коллекции из эко-кожи, создать клуб держателей дисконтных карт (участники которого пожелают помогать благотворительным фондам города Красноярска), проводить акцию «Посади дерево» вместе с горожанами, обустроить комнату отдыха для сотрудников магазина. Экономический расчет показал, что дополнительных убытков компания не понесет от внедрения данных мероприятий, а в глазах общества будет выглядеть как бренд, заботящийся о совеем честном имени, о сотрудниках и покупателях, об окружающей среде и будущем нашей планеты в целом. Мы полагаем, что данные усилия создадут благоприятный образ фирмы в глазах потребителей и выступят эффективной мерой по повышению конкурентоспособности фирмы.
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие для вузов / М. С. Абрютина. - Москва: Дело и Сервис, 2011.-512 с.
2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: учебник для вузов/ Г. Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 208 с.
3. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва: Новости, 2012.-253 с.
4. Акимова И.М. Промышленный маркетинг/ И.М. Акимова. - Калининград: Знания, 2011.-294 с.
5. Акулич И.Л. Основы маркетинга: учебное пособие / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - Минск: Высшая школа, 2011.- 236с.
6. Александров Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск: КГУ, 2010. - 320 с.
7. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/ А.И. Алексеева.- Москва: Финансы и статистика, 2010. - С.672.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф. - Санкт- Петербург: Питер, 2014. - 403 с.
9. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2012.-358 с.
10. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики/ И.А. Аренков. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.- 321 с.
11. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: учебное пособие/ И.В. Афонин. - Москва: Дашков и К, 2012. - 280 с.
12. Багиев Л. Г. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн -3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Экономика,
2011. -153с.
13. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов. - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 206 с.
14. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - Москва: ИНФРА - М, 2010. - 147с.
15. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие для вузов / И. К. Беляевский. - Москва: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
16. Бердникова Т.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности/ Т.Б. Бердникова - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 623 с.
17. Божук С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 304с.
18. Виханский О.С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский. -2-е изд., перераб. и доп.- Москва, 2010 г. -349 с.
19. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление/ Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. И доп. -Москва: Эксмо, 2012. - 512с.
20. Герчикова И.Н. Менеджмент/ И.Н. Герчикова.- Москва: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2014.- 415 с.
21. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры/ Е.П. Голубков. Москва: Дело, 2013.
22. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Е.П. Голубков. — Москва: Финпресс, 2011. — 416 с.
23. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Финпресс, 2003. - 284 - 300с.
24. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / А. П. Градов. - Санкт-Петербург: Специальная лит., 2011. - 251 с.
25. Громова О.Н. Организация и принятие управленческих решений/ О.Н. Громова. - Москва: ГАУ, 2014. - 198 с.
26. Данченок, Л. А. Основы маркетинга: учеб.-практ. пособие / Л. А. Данченок, С.В. Ласковец, Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - Москва: МЭСИ, 2011. - 263с.
27. Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько, -5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 334 с.
28. Демченко А.А. Управление организацией/ А.А. Демченко.- Москва: МЭГУ, 2013. - 357 с.
29. Дикарева А.А. Менеджмент в торговле/ А.А. Дикарева.- Москва: Высшая школа, 2012. - 401 с.
30. Дихтль Е. Практический маркетинг: учебное пособие: пер. с нем. / Е. Дихтль, Х. Хершген. - Москва: Высш. школа, 2012. - 317 с.
31. Дэй Дж. Стратегический маркетинг/ Дж.Дэй. - Москва: Эксмо, 2013. -
185 с.
32. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие / В. С. Ефремов. - Москва: Финпресс,
2013. - 192 с.
33. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах/ П.С. Завьялов. -Москва: 2010.-496с.
34. Задоркин В.И. Организация процесса управления/ В.И. Задоркин. - Москва: МЭГУ, 2011. - 294 с.
35. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ А.Т. Зуб. - Москва: Аспект-Пресс, 2012 г. - 256 с.
36. Ирхин Ю.Я. Процесс принятия решений в торговой фирме/ Ю.Я. Ирхин.- Москва: Мысль, 2010. - 254 с.
37. Ковалев В.В. Финансовый анализ/ В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 96 с.
38. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер - Москва: Прогресс, 2011. - 734с.
39. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 785 с.
40. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии / И. И. Кретов. - Москва: Финстатинформ, 2013.- 325с.
41. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Н.Ю. Круглова. - Москва: РДЛ, 2013. - 464 с.
42. Кныш М.И. Конкурентные стратегии/ М.И. Кныш. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 284 с.
43. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с фр. / Ж. Ламбен. - Санкт-Петербург: Наука. Сиб. отд-ние, 2000. - 214с.
44. Лапыгин Ю. Н. Стратегическое развитие организации: Учебное пособие / Ю. Н. Лапыгина. - Москва: КНОРУС, 2014. - 319 с.
45. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений / Б. Г. Литвак. - Москва: Патент, 2011. - 111 с.
46. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг/ И.М.Лифиц. - Москва: Юрайт-М, 2011. - 224 с.
47. Лифиц И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие / И. М. Лифиц. - Москва: Юрайт- Издат, 2014. - 335 с.
48. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга/ М. Мак-Дональд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 272 с.
49. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов [и др.] - Москва: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2010. - 560с.
50. Маркетинг: учебник / под ред. Н.П. Ващекина.- 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013.-312с.
51. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. В. А. Алексухина. - Москва: Маркетинг, 2011. - 516 с.
52. Маркетинг: учебное пособие / под. ред. А. М. Немчина, Д. В. Минаева. - Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2011. - 512 с.
53. Маркетинг: учебник / под ред. Э.А. Уткина. - Москва: ТАНДЕМ. ЭКМОС, 2011. - 320 с.
54. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 631с.
55. Михалева Е. П. Маркетинг: конспект лекций / Е. П. Михалева. - Москва: Юрайт, 2010. - 158 с.
56. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: учебник / М.А. Николаева. - Москва: Деловая литература, 2011. - 448с.
57. Основы менеджмента и маркетинга : учеб. пособие / В. Б. Зубик [и др.] - Минск: Вышейш. шк., 2011. - 382с.
58. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник/ А.П. Панкрухин. - Москва: Омега-Л, 2013. - 656с.
59. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник для вузов / А. П. Панкрухин. - 6-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2011. - 655с.
60. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е. П. Пешкова. - Моква: Ось-89, 2013. - 80 с.
61. Питер Р. Управление маркетингом / Р. Питер. - Москва: БИНОМ,
2012. - 541 с.
62. Портер М. Конкуренция/ М. Портер. - Москва: Вильямс, 2011. - 236 с.
63. Райс Э. Позиционирование: битва за узнаваемость/ Э. Райс. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 288 с.
64. Савицкая Г.В. АХД предприятия: Учебное пособие /Г.В.Савицкая.-6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Новое знание, 2013. - 590 с.
65. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. Модуль 13/ Б.А. Соловьев. -Москва: Инфра-М, 2013.- 315с.
66. Сребник Б.В. Маркетинг: учебное пособие для вузов/ Б.В. Сребник. - Москва: Высш. шк., 2010. - 360с.
67. Стратегический менеджмент: учебник/ под ред. Л.Г. Зайцева. - Москва: Юристь, 2013. - 416 с.
68. Томпсон А. Стратегический менеджмент/ А. Томпсон.- Москва: Банки и биржи, 2011 г. - 451 с.
69. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник/ Р.А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Питербург: Питер, 2012. - 156-184с.
70. Фирсенко С. С. Основы маркетинга : учеб. пособие / С. С. Фирсенко, Е. В. Щербенко, О. С. Веремеенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 484с.
71. Фирсенко С. С. Товарная политика предприятия : учеб. пособие / С. С. Фирсенко, Е. В. Щербенко ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2010. - 279с.
72. Фирсенко С.С. Конкурентная среда регионального продовольственного рынка: монография/ С.С Фирсенко, Л.В. Юшкова; Краснояр. торг.-эконом. ин-т.- Красноярск, 2011. - 292 с.
73. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - 3-е изд., перер. и доп. - Москва: Дело и сервис, 2010. - 800с.
74. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - Москва: Институт новой экономики, 2011. - С.1152.
75. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика/ А.Ю. Юданов.- Москва: Гном-Пресс, 2011. - 384 с.
76. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учебное пособие/Л.В. Юшкова; Краснояр.гос.торг-экон.ин-т- Красноярск, 2008. - 294с.
77. Янковецкая И.Я. Менеджмент тоговли/ И.Я. Янковецкая. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 244 с.
78. «Деловая жизнь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bs- life.ru/
79. «Деловой квартал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dk.ru
80. Маркетинг. Основные функции маркетинга. Маркетинг на
предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.ereport.ru/articles/firms/mktng.htm.
81. Официальный сайт компании «Спар-Красноярск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spar24.ru/.
82. «Hr-сообщество и Публикации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru
83. «Russian-consumer» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-consumer.ru