ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ
|
Введение 7
1 Теоретические основы формирования у младших школьников умения
составлять план изложения 9
1.1 Текст и его признаки 9
1.2 Абзац как часть текста 14
1.3 Значение изложения для развития связной речи учащихся 17
2 Обучение младших школьников составлению плана изложения на уроках
русского языка 22
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения 22
2.2 Упражнения для работы над составлением плана изложения 27
Заключение 36
Список использованных источников 39
1 Теоретические основы формирования у младших школьников умения
составлять план изложения 9
1.1 Текст и его признаки 9
1.2 Абзац как часть текста 14
1.3 Значение изложения для развития связной речи учащихся 17
2 Обучение младших школьников составлению плана изложения на уроках
русского языка 22
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения 22
2.2 Упражнения для работы над составлением плана изложения 27
Заключение 36
Список использованных источников 39
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в современных условиях почти на первое место по значимости обучения русскому языку ставит процесс формирования языковой личности. Этот процесс начинает развиваться в школьном возрасте ребенка и происходит на протяжении всей жизни человека.
Язык, речевое воздействие - это не только отражение уровня интеллектуального, духовно-нравственного развития, но и средство формирования языковой личности. Формирование языковой личности может происходить только в рамках деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.
Одной из форм развития языковой личности в начальных классах является написание изложения.
В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения.
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования универсальных учебных действий (УУД), необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Работа над изложением - это обучение коммуникативным УУД.
Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. В формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и передавать основное большую роль играет упражнение в составлении плана изложения текста.
Цель исследования: выявить упражнения и приемы формирования у младших школьников умения составлять план изложения, используя понятие абзаца.
Объект исследования: процесс обучения составлению плана изложения на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац» на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «текст» и его признаки.
2) Рассмотреть абзац как часть текста.
3) Раскрыть значение изложения для развития связной речи учащихся.
4) Произвести обзор методической литературы и проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над планом изложения.
5) Подобрать упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац».
Методологическая основа исследования: работы И.Р. Г альперина, Л.И. Лосевой, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения могут быть использованы учителями начальных классов при обучении младших школьников составлению плана изложения.
Структура работы. Данная выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 2 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Язык, речевое воздействие - это не только отражение уровня интеллектуального, духовно-нравственного развития, но и средство формирования языковой личности. Формирование языковой личности может происходить только в рамках деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.
Одной из форм развития языковой личности в начальных классах является написание изложения.
В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения.
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования универсальных учебных действий (УУД), необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Работа над изложением - это обучение коммуникативным УУД.
Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. В формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и передавать основное большую роль играет упражнение в составлении плана изложения текста.
Цель исследования: выявить упражнения и приемы формирования у младших школьников умения составлять план изложения, используя понятие абзаца.
Объект исследования: процесс обучения составлению плана изложения на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац» на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «текст» и его признаки.
2) Рассмотреть абзац как часть текста.
3) Раскрыть значение изложения для развития связной речи учащихся.
4) Произвести обзор методической литературы и проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над планом изложения.
5) Подобрать упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац».
Методологическая основа исследования: работы И.Р. Г альперина, Л.И. Лосевой, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения могут быть использованы учителями начальных классов при обучении младших школьников составлению плана изложения.
Структура работы. Данная выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 2 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Проанализировав лингвистическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что в современной лингвистической науке существует множество определений такого понятия, как «текст». Наиболее емким по содержанию мы считаем определение И.Р. Гальперина. Он определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».
Наряду с анализом понятия «текст» в рамках нашего выпускного исследования было рассмотрено понятие «абзац». Так, И.Р. Гальперин связывает понятие абзаца с понятием о сложном синтаксическом целом.
Различные исследователи выделяют разные функциональные типы абзацев. Так, например, абзац в стиле художественной речи не обладает таким единством, содержания, каким он обладает в публицистических стилях и в стиле научной прозы. Каждый абзац в стиле научной прозы представляет собой законченную единицу высказывания и характеризуется четким логическим единством и логической последовательностью. Абзацы в деловых документах и в стиле газетных сообщений подчиняются особым закономерностям.
Одной из основных целей обучения младших школьников является развитие связной речи. Значительное место среди многообразия упражнений по развитию связной речи принадлежит написанию изложения.
Многие исследователи рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера. Изложения формируют и совершенствуют связную речь учащихся, приучают детей логически мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии с замыслом.
Также нами был проведен анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения.
Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает ученикам лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.
Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату. Для того чтобы дети научились правильно составлять план изложения, мы предлагаем следующее: при составлении плана следует различать тип текста, требование к плану должно зависеть от вида изложения.
Произведя обзор методической литературы, мы пришли к выводу, что многие методисты считают, что работа над составлением плана - важная и составляющая часть работы над изложением. Однако методические рекомендации по обучению составления плана были найдены лишь у Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Н. Также анализ учебников по русскому языку этих методистов показал, что упражнений, направленных на формирование умения составлять план, недостаточно. Так, совсем небольшое количество упражнений только в 4 классе, а в 1-3 классах таких упражнений нами не было найдено. Поэтому при подборе упражнений для работы над обучением составлению плана изложения мы использовали учебники других авторов.
Причем, предлагаем вслед за методистами С.В. Ивановым и др. обучать составлению плана изложения на основе понятия «абзац».
Так, нами были выявлены следующие группы упражнений: упражнения, направленные на осознание понятия абзаца и его главных признаков; упражнения, направленные на закрепление основных признаков понятия абзаца; упражнения, направленные на формирование умения соблюдать последовательность абзацев в тексте; упражнения, направленные на формирование умения составлять текст по абзацам; упражнения, направленные на формирование умения составлять план текста.
Данные группы упражнений будут способствовать формированию у младших школьников умения составлять план изложения.
Наряду с анализом понятия «текст» в рамках нашего выпускного исследования было рассмотрено понятие «абзац». Так, И.Р. Гальперин связывает понятие абзаца с понятием о сложном синтаксическом целом.
Различные исследователи выделяют разные функциональные типы абзацев. Так, например, абзац в стиле художественной речи не обладает таким единством, содержания, каким он обладает в публицистических стилях и в стиле научной прозы. Каждый абзац в стиле научной прозы представляет собой законченную единицу высказывания и характеризуется четким логическим единством и логической последовательностью. Абзацы в деловых документах и в стиле газетных сообщений подчиняются особым закономерностям.
Одной из основных целей обучения младших школьников является развитие связной речи. Значительное место среди многообразия упражнений по развитию связной речи принадлежит написанию изложения.
Многие исследователи рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера. Изложения формируют и совершенствуют связную речь учащихся, приучают детей логически мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии с замыслом.
Также нами был проведен анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения.
Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает ученикам лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.
Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату. Для того чтобы дети научились правильно составлять план изложения, мы предлагаем следующее: при составлении плана следует различать тип текста, требование к плану должно зависеть от вида изложения.
Произведя обзор методической литературы, мы пришли к выводу, что многие методисты считают, что работа над составлением плана - важная и составляющая часть работы над изложением. Однако методические рекомендации по обучению составления плана были найдены лишь у Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Н. Также анализ учебников по русскому языку этих методистов показал, что упражнений, направленных на формирование умения составлять план, недостаточно. Так, совсем небольшое количество упражнений только в 4 классе, а в 1-3 классах таких упражнений нами не было найдено. Поэтому при подборе упражнений для работы над обучением составлению плана изложения мы использовали учебники других авторов.
Причем, предлагаем вслед за методистами С.В. Ивановым и др. обучать составлению плана изложения на основе понятия «абзац».
Так, нами были выявлены следующие группы упражнений: упражнения, направленные на осознание понятия абзаца и его главных признаков; упражнения, направленные на закрепление основных признаков понятия абзаца; упражнения, направленные на формирование умения соблюдать последовательность абзацев в тексте; упражнения, направленные на формирование умения составлять текст по абзацам; упражнения, направленные на формирование умения составлять план текста.
Данные группы упражнений будут способствовать формированию у младших школьников умения составлять план изложения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Развитие умений связной письменной речи младших
школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования направленности личности младшего школьника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



