Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ

Работа №21763

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
937
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Теоретические основы формирования у младших школьников умения
составлять план изложения 9
1.1 Текст и его признаки 9
1.2 Абзац как часть текста 14
1.3 Значение изложения для развития связной речи учащихся 17
2 Обучение младших школьников составлению плана изложения на уроках
русского языка 22
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения 22
2.2 Упражнения для работы над составлением плана изложения 27
Заключение 36
Список использованных источников 39



Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в современных условиях почти на первое место по значимости обучения русскому языку ставит процесс формирования языковой личности. Этот процесс начинает развиваться в школьном возрасте ребенка и происходит на протяжении всей жизни человека.
Язык, речевое воздействие - это не только отражение уровня интеллектуального, духовно-нравственного развития, но и средство формирования языковой личности. Формирование языковой личности может происходить только в рамках деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.
Одной из форм развития языковой личности в начальных классах является написание изложения.
В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения.
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования универсальных учебных действий (УУД), необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Работа над изложением - это обучение коммуникативным УУД.
Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. В формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и передавать основное большую роль играет упражнение в составлении плана изложения текста.
Цель исследования: выявить упражнения и приемы формирования у младших школьников умения составлять план изложения, используя понятие абзаца.
Объект исследования: процесс обучения составлению плана изложения на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац» на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «текст» и его признаки.
2) Рассмотреть абзац как часть текста.
3) Раскрыть значение изложения для развития связной речи учащихся.
4) Произвести обзор методической литературы и проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над планом изложения.
5) Подобрать упражнения и приемы для работы над составлением плана изложения на основе понятия «абзац».
Методологическая основа исследования: работы И.Р. Г альперина, Л.И. Лосевой, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения могут быть использованы учителями начальных классов при обучении младших школьников составлению плана изложения.
Структура работы. Данная выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 2 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав лингвистическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что в современной лингвистической науке существует множество определений такого понятия, как «текст». Наиболее емким по содержанию мы считаем определение И.Р. Гальперина. Он определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».
Наряду с анализом понятия «текст» в рамках нашего выпускного исследования было рассмотрено понятие «абзац». Так, И.Р. Гальперин связывает понятие абзаца с понятием о сложном синтаксическом целом.
Различные исследователи выделяют разные функциональные типы абзацев. Так, например, абзац в стиле художественной речи не обладает таким единством, содержания, каким он обладает в публицистических стилях и в стиле научной прозы. Каждый абзац в стиле научной прозы представляет собой законченную единицу высказывания и характеризуется четким логическим единством и логической последовательностью. Абзацы в деловых документах и в стиле газетных сообщений подчиняются особым закономерностям.
Одной из основных целей обучения младших школьников является развитие связной речи. Значительное место среди многообразия упражнений по развитию связной речи принадлежит написанию изложения.
Многие исследователи рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера. Изложения формируют и совершенствуют связную речь учащихся, приучают детей логически мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии с замыслом.
Также нами был проведен анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над составлением плана изложения.
Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает ученикам лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.
Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату. Для того чтобы дети научились правильно составлять план изложения, мы предлагаем следующее: при составлении плана следует различать тип текста, требование к плану должно зависеть от вида изложения.
Произведя обзор методической литературы, мы пришли к выводу, что многие методисты считают, что работа над составлением плана - важная и составляющая часть работы над изложением. Однако методические рекомендации по обучению составления плана были найдены лишь у Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Н. Также анализ учебников по русскому языку этих методистов показал, что упражнений, направленных на формирование умения составлять план, недостаточно. Так, совсем небольшое количество упражнений только в 4 классе, а в 1-3 классах таких упражнений нами не было найдено. Поэтому при подборе упражнений для работы над обучением составлению плана изложения мы использовали учебники других авторов.
Причем, предлагаем вслед за методистами С.В. Ивановым и др. обучать составлению плана изложения на основе понятия «абзац».
Так, нами были выявлены следующие группы упражнений: упражнения, направленные на осознание понятия абзаца и его главных признаков; упражнения, направленные на закрепление основных признаков понятия абзаца; упражнения, направленные на формирование умения соблюдать последовательность абзацев в тексте; упражнения, направленные на формирование умения составлять текст по абзацам; упражнения, направленные на формирование умения составлять план текста.
Данные группы упражнений будут способствовать формированию у младших школьников умения составлять план изложения.



1. Айвазян, О.О. Система работы над изложением в начальных классах. / О.О. Авазян // Молодые голоса в науке. - 2011. - С. 41-45.
2. Алимскаева, Р.К. Развитие письменной речи младших школьников. / Р.К. Алимскаева // Проблемы преподавания русского языка в условиях илингвальной начальной школы. - 2016. - № 28 - С. 176-182.
3. Биджиева, М.А. Сочинение как средство развития письменной речи младших школьников. / М.А. Биджиева // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. - 2016. - С. 177-179.
4. Бобкова, Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения / Н.Н. Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 316 с.
5. Бородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности. / Е.Ю. Бородкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 2. - С. 129-133.
6. Буркина, К.С. Обучение младших школьников сжатому изложению на уроках русского языка / К.С. Буркина // Сборник материалов: Научные исследования и разработки студентов. - 2016 - С. 26-28.
7. Быстрова, Е. А. Подходы и принципы обучения русскому языку: учеб. пособие / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос - Москва: Дрофа, 2004. - 240 с.
8. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина - Москва: Просвещение, 2003. - 416 с.
9. Власенков, А. И. Русский язык. Грамматика Текст. Стили речи: учебник / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - Москва: Просвещение, 2002. - 317 с.
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие / И.Р. Гальперин. - Москва: Просвещение, 2009. - 419 с.
11. Гоннова, Н.В. Обучение младших школьников слушанию как виду речевой деятельности. / Н.В. Гоннова // Наука и культура России. - 2013. - № 1. - С. 28-30.
12. Горецкий, В.Г. Русская азбука: учебник / В.Г. Горецкий. - Москва: Просвещение, 2014. - 169 с.
13. Горецкий, В.Г. Русский язык: учебник 1 класс / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - Москва: Просвещение, 2014. - 174 с.
14. Горецкий, В.Г. Русский язык: учебник 2 класс / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - Москва: Просвещение, 2014. - 182 с.
15. Горецкий, В.Г. Русский язык: учебник 3 класс / В.Г. Горецкий, В.П. Кананкина. - Москва: Просвещение, 2014. - 189 с.
16. Горецкий, В.Г. Русский язык: учебник 4 класс / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - Москва: Просвещение, 2014. - 197 с.
17. Гумбатова, Д.Э. Обучение написанию первых изложений на уроках русского языка в начальных классах. / Д.Э. Гумбатова // Наука сегодня: вызовы и решения. - 2016. - С. 148-149.
18. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты: учебное пособие / Н.Д. Зарубина. - Москва: Дрофа, 2009. - 291 с.
19. Зеленина, Л.М. «Русский язык»: учебник 1 класс / Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2014. - 217 с.
20. Зеленина, Л.М. «Русский язык»: учебник 2 класс / Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2014. - 213 с.
21. Зеленина, Л.М. «Русский язык»: учебник 3 класс / Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2014. - 252 с.
22. Зеленина, Л.М. «Русский язык»: учебник 4 класс / Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2014. - 278 с.
23. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: пособие для учителя / Г.М. Иваницкая. - Киев: Киев, 2008. - 216 с.
24. Иванов, С.В. «Русский язык»: учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - Москва: Вентана-Графф, 2014. - 96 с.
25. Иванов, С.В. «Русский язык»: учебник 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - Москва: Вентана-Графф, 2014. - 96с.
26. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для пед. вузов / Н.А. Ипполитова. - Москва: Просвещение, 2012. - 281 с.
27. Климанова, Л.Ф. «Родная речь»: учебник / Л.Ф. Климанова. - Москва: Просвещение, 2012. - 302 с.
28. Косцова, С.А. Методика проведения изложений творческого характера в начальных классах. / С.А. Косцова, К.И. Филатова // Психология и педагогика: методология, теория и практика. - 2016. - С. 216-218.
29. Куликова, Ж.А. Обучающее изложение в начальных классах / Ж.А. Куликова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 30 (72) - С. 99-101.
30. Куликова, Ж.А. Обучающее изложение в начальных классах. / Ж.А. Куликова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 30 (72). - С. 99-101.
31. Курта, А.В. Методика работы над изложением в начальной школе. / А.В. Курта // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2017. - № 4. - С. 79-82.
32. Леонтьев, А.А. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - Киев: Киев, 2012. - 395 с.
33. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / Л. М. Лосева, под ред. Г.Я. Солганика. - Москва: Просвещение, 2010. - 413 с.
34. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - Москва: Академия, 2010. - 464 с.
35. Матвеева, И.А. Работа над изложением в начальных классах. / И.А. Матвеева // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. - 2015. - С. 44-47.
36. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: пособие для учителей / под ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 216. - 468 с. (Глава 6)
37. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: методич. рекомендации / И.Д. Морозова. - Москва: Просвещение, 2008. - 317 с.
38. Новикова, Г.С. Деятельностный подход в обучении младших школьников изложению текста / Г.С. Новикова, Г.С. Щеглова // Герценовские чтения. Начальное образование. (том 4) - 2013. - № 1 - С. 253263.
39. Педчак, Е.П. Русский язык: учебник / Е.П. Педчак. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. - 215 с.
40. Плёнкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя / Н.А. Пленкин. - Москва: Педагогика, 2015. - 317 с.
41. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / под. ред. М.С. Соловейчик. - Москва: Просвещение, 2007. - 383с.
42. Русский язык: методика и практика преподавания: методич. рекомендации / под. ред. И.А. Алексеевой. - Москва: Просвещение, 2002. - 217 с.
43. Саломатина, Л.С. Система обучения созданию письменных текстов-рассуждений на уроках русского языка в современной начальной школе. / Л.С. Саломатина // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. - 2015. - С. 212-218.
44. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник 2 класса общеобразоват. учреждений / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск, 2007.-144 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
46. Черемисина, Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению. / Н.А. Черемисина // Начальная школа. - 2012. - № 10 - С. 17-23.
47. Чибитько, А.С. Метод создания плана текста / А.С. Чибитько // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 2 (6) - С. 35-37.
48. Чокошева, Б.С. Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов. / Б.С. Чокошева // Проблемы современной науки и образоания. - 2016. - № 23 (65). - С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ