Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии

Работа №21757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте и ее коррекция 9
1.1 Определение тревожности в психологии 9
1.2 Причины возникновения школьной ситуативной тревожности и
особенности ее проявления у младших школьников 13
1.3 Особенности арт-терапии как метода психолого-педагогической коррекции 20
Вывод по 1 главе 40
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня ситуативной тревожности младших школьников и ее коррекция 41
2.1 Описание констатирующего этапа исследования уровня ситуативной
тревожности младших школьников 41
2.2 Программа по коррекции ситуативной тревожности у детей младшего
школьного возраста средствами арт-терапии 49
2.3 Анализ результатов исследования психолого-педагогической
коррекции ситуативной тревожности младших школьников на контрольном этапе исследования 52
Вывод по 2 главе 55
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение А 63
Приложение Б 69
Приложения В 71


Актуальность исследования: Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Однако проблема заключается в том, что усложнение школьных программ и повышение требований к младшим школьникам часто приводит к развитию тревоги и закреплению тревожности как черты личности. Психологами доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика часто развивается именно с началом школьного обучения, то, несомненно, изучение проблемы детской ситуативной тревожности стоит в ряду особо актуальных.
В зарубежной психологии проблема ситуативной тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р. Кисловской (1972); А.М. Прихожан (1977, 2000); Ю.Л. Ханина (1978, 1991); И.А. Мусиной (1988); В.М. Астапова (1992). В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан, 2000), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, 1972; А.М. Прихожан, 2000). Сравнительно большее количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению ситуативной тревожности у подростков и взрослых людей.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия, самоконтроль, умение учиться (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Все эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. В исследованиях отечественных психологов было доказано, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных для младших школьников эмоций нередко существенное место занимают отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его учебную деятельность.
Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью. Современной наукой предложен широкий круг коррекционных методик воздействия на повышенный уровень тревожности, в том числе и в школьном возрасте.
Арт-терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством.
Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявления чувст, настроений, эмоций. [22].
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей [9:17].
Так, Т.Г. Казакова [18] отмечает, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения,внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, танцуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Специалисты (Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева) подчеркивают роль арт- терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности арт-терапии по отношению к младшим школьника с повышенным уровнем тревожности имеют огромный потенциал [26].
Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности детей младшего школьного возраста, в практической деятельности учителей начальных классов отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению и коррекции ситуативной тревожности детей.
Возникает определенное противоречие между необходимостью коррекции ситуативной тревожности детей для эффективной организации воспитательного процесса.
Возникшее противоречие и актуальность данного вопроса обусловили выбор темы данного исследования: «Коррекция ситуативной тревожности у младших школьников средствами арт-терапии».
Целью исследования: является выявление особенностей проявления ситуативной тревожности и ее коррекция у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: особенности проявления ситуативной тревожности у младших школьников.
Предмет исследования: коррекция ситуативной тревожности у младших школьников посредством использования арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация коррекционной программы с использованием средств арт-терапии позволит снизить уровень ситуативной тревожности детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, нам предстояло решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические источники по вопросу использования метода арт-терапии как средства коррекции ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте.
2. Изучить подходы к определению понятия «тревожность» и ситуативная тревожность в психологии.
3. Выявить особенности проявления ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть особенности арт-терапии как метода коррекции.
5.Экспериментальным путем изучить особенности проявления ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте и возможность ее коррекции посредством арт-терапии.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: тестирование.
Методики:
1. «Детский вариант шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан)
2. «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса».
База исследования: Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 53 г. Красноярска с участием 20 детей младшего школьного возраста: десяти детей экспериментальной группы и десяти детей контрольной группы.
Практическая значимость: Материалы исследования могут использоваться в практике учителями начальных классов, также работа представляет практическую значимость для практических психологов.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме, мы выяснили, что тревожность понимается как свойство личности, проявляется в склонности воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу.
Школьная ситуативная тревожность проявляется в склонности учащихся оценивать большинство ситуаций, связанных с различными формами их включения в жизнь школы, как содержащие опасность, она отражает эмоциональное неблагополучие учеников и негативно влияет на учебную деятельность. Появление школьной тревожности может быть вызвано спецификой организации учебно-воспитательного процесса, особенностями личности и стиля работы учителя, проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками, особенностями детско-родительских отношений, уровнем успеваемости и психологическими особенностями учащихся. Развитие школьной тревожности как свойства личности сопровождается закреплением в поведении ученика специфических реакций, выполняющих защитную и компенсаторную функции (школьные страхи, односторонние увлечения и склонность к фантазированию и повторению «ритуальных» действий, словесная и невербальная агрессия в тревожных ситуациях).
В ходе исследования нами было выдвинуто предположение о том, что коррекция ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте возможна при помощи проведения занятий с использованием арт-терапии. В практической части нашей работы мы проверяли справедливость выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 53 г. Красноярск. В исследовании принимали участие 20 человек 2 класса. Исследование проводилось с октября по ноябрь 2015 года.
В процессе исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников нами были использованы следующие методики: следующие методики «Детский вариант шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан) и «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса».
Используя различные средства арт-терапии, мы разработали программу занятий по коррекции ситуативной тревожности младших школьников, которая включала в себя занятия с использованием изо-терапии, танцевальной терапии, музыкальной терапии.
После проведения опытно - экспериментальной работы были выявлены следующие результаты: количество детей с высоким уровнем тревожности по всем показателям двух методик в среднем уменьшилось на 10%. Количество подростков с низким уровнем тревожности увеличилось с 25% (5 чел.) до 45% (8 чел.).
Анализ экспериментальных данных показал, что арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции является наиболее эффективным средством психокоррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка и снижает уровень тревожности школьников.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.



1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт // Психологический журнал. - 1997 - № 2. - С.112-117.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
3. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Ю. Брель. - Томск, 1999. - 22 с.
5. Бачков И.В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. -М.: Ось-89, 2007. - 144с.
6. Введение в музыкотерапию / Г. Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. -208с.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 1976. - 345 с.
8. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: метод, пособие. - М.: Изд-во ИПК и ПРИМ О, 1993.- 56 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. Комментарии В.В. Иванова. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998.- 272 с.
10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М: Высшая школа , 2002. -399 с.
11. Гарбузов В. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: Питер, 1994. 160 с.
12. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.
13. Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 246 с.
14. Дубровина И.В. «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики», М., Педагогика, 1991.
15.Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя.М.Течь, 1997-205с.
16.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб., Речь, 2006. - 208 с.
17. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб, пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с., 16 л. ил.
18. Казакова Т.Ф. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995. - 324 с.
19. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. - Речь, 2007 - 336с.
20. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
21. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. - 286 с.
22. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2006, - 155с.
23. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии исцеляющие путешествия. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
24. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. - М.: ЦГЛ, 2006. - 144с.
25. Крамер Э. Искусство, арт-терапия, общество // Детское творчество.
2010. -№1. - С. 2-11.
26. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с.
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000 - 192 с.
28. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.1 / Р. С. Немов. - М.: Академия, 1995.-390 с.
29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М., - 200 с.
30. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001.-448 с.
31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.-224 с.
32. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
33. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование». - 1998, № 2.
34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. :МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
35. Психология. Словарь /Под ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 1990.-178 с.
36. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В.С. - К.: 2002. - 612 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., И доп. - М.: ВЛАДОС, 1998.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1998.
39. Рубинштейн С. Л. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Прогресс, 1970. - 290 с.
40. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание - 1996, № 4.
41. Степанов С.С. Попытка создания словаря трудностей / С.С. Степанов // Семья и школа. - 1994. - № 1. - С.26-35.
42. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М., 2003.
43. Ахмедова С. А. Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» (5-7 апреля 2012г.). - Нерюнгри, 2012. - С. 12-14.
44. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М. : Педагогика, 1998. - 180 с.
45.. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
46.. 3.харов А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. - СПб. : Союз, 1997. - 224с.
47.. Казакова И. В. Сказкотерапия - как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста // Психологопедагогическое сопровождение участников образовательного процесса: Материалы III региональной научно-практической конференции (18 февраля 2012г.). - Нерюнгри, 2012. - С. 29-32.
48.. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011. - С. 23-25]
49.. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
50.. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов., работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
51.. Колесникова Е. А., Какаунина Н. Э. Использование технологий Арт- терапия в коррекции детско-родительских отношений // XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием: материалы конференций (11-13 апреля 2013г.). - Нерюнгри, 2013. - С. 95-98.
52.. Коломенский Я. Л, Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
53.. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
54.. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. - М. : Владос, 2013. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ