Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 10-11 КЛАССОВ

Работа №21756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Методика изучения темы «Вписанные и описанные
четырехугольники» 9
1.1 Сравнительный анализ темы «Вписанные и описанные
четырехугольники» в школьных учебниках геометрии 9
1.2 Методика обучения учащихся решению задач по теме «Вписанные и
описанные четырехугольники» на уроках математики 14
2 Программа элективного курса по математике «Критерии вписанных и
описанных четырехугольников» 19
Заключение 54
Список использованных источников

Математическое образование, получаемое в школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры человека. Учебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Математика в школе служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи.
Задачи по планиметрии, включаемые в КИМы ЕГЭ, можно сгруппировать по следующим основным темам:
- треугольники;
- четырехугольники (параллелограмм и трапеция);
- окружности, вписанные в треугольник и описанные около треугольника;
- окружности, вписанные в четырехугольник и описанные около четырехугольника.
Тема «Вписанные и описанные четырехугольники» является одной из основных в курсе геометрии 7 - 9 классов. Однако ее изучение ограничивается вписанными и описанными треугольниками и правильными многоугольниками. И совершенно очевидно, что для успешного выполнения заданий, входящих во вторую часть экзаменационной работы ЕГЭ за курс средней школы, нужна специальная подготовка, требуются твердые знания основных геометрических фактов и некоторый опыт в решении геометрических задач.
Эта проблема обусловила тему выпускной квалификационной работы: «Методика изучения темы «Вписанные и описанные четырехугольники» в курсе математики 10-11 классов».
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: методика изучения темы «Вписанные и описанные четырехугольники» в 10-11 классах.
Цель работы: рассмотреть методику изучения темы «Вписанные и описанные четырехугольники» в курсе математики средней школы и разработать элективный курс по теме «Критерии вписанных и описанных четырехугольников» для учащихся 10-11 классов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
4. Провести сравнительный анализ школьных учебников геометрии по данной теме;
5. Рассмотреть методику обучения учащихся решению задач по теме «Вписанные и описанные четырехугольники» на уроках математики;
6. Разработать элективный курс для повышения практических умений учащихся в решении задач с применением критериев вписанного и описанного четырехугольников.
Методологической основой выступают труды педагогов и ученых:
И. Ф. Шарыгин [36, 38], Э. Г. Готман [9], В. Е. Куценок [26, 27].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ научной и учебнo-метoдичеcкoй литературы ш теме исследования; анализ учебных программ; изучение опыта работы преподавателей и учителей школ; беседа; внедрение элективного курса в учебный процесс.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что систематизирован большой объем материала по теме «Вписанные и описанные четырехугольники», выделены критерии вписанных и описанных четырехугольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработан, внедрен и апробирован элективный курс, который могут использовать учителя и ученики при подготовке к единому государственному экзамену по математике.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, теоретическую и практическую значимость работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41).
В первой главе представлен сравнительный анализ школьных учебников геометрии по теме «Вписанные и описанные четырехугольники»; а также рассматривается методика обучения учащихся решению задач по этой теме на уроках математики в средней школе. Во второй главе представлен элективный курс «Критерии вписанных и описанных четырехугольников» для 10-11 классов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
По теме исследования опубликованы следующие статьи:
1. Вологжанина, М. Б. Признаки вписанных четырехугольников / М. Б. Вологжанина // Наука в современном мире : сб. статей Международной науч.-практической конференции (19 февраля 2015 г., г. Стерлитамак). - Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. - С. 17-19.
2. Вологжанина, М. Б. Факультативные занятия по теме «Вписанные четырехугольники» / М. Б. Вологжанина // Сборник статей IX Международной науч.-практической конференции «Наука в современном обществе : закономерности и тенденции развития» (Пермь, 25.02.2017 г.). - Пермь : Аэтерна, 2017.
3. Вологжанина, М.Б. Критерии вписанного четырехугольника / М. Б. Вологжанина // Новая наука : От идеи к результату : Международное научное периодическое издание по итогам Международной науч.- практической конференции (29 мая 2016 г, г. Сургут) / в 3 ч. Ч.2. - Стерлитамак : АМИ, 2016. - С. 22-25.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было рассмотрение особенностей методики изучения темы «Вписанные и описанные четырехугольники» в курсе математики средней школы и разработка элективного курса по теме «Критерии вписанных и описанных четырехугольников» для учащихся 10-11 классов. В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты: рассмотрена методика обучения учащихся решению задач по теме «Вписанные и описанные четырехугольники» на уроках математики, приведены примеры заданий по формированию операций, из которых состоит действие решения задач. Кроме того, рассмотрены особенности изучения темы в учебниках геометрии таких авторов как: Атанасян Л. С. и др., Шарыгин И. Ф., Александров А. Д. и др., Погорелов А.В., Смирнова И.М.
Разработан и апробирован элективный курс «Критерии вписанных и описанных четырехугольников» для учащихся 10-11 классов с целью повышения практических умений в решении задач.
Данный элективный курс может быть также использован в организации образовательного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.



1. Александров, А. Д. Геометрия : учеб. пособие для 8 кл. с углубл. изучением математики / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. - Москва : Просвещение, 2002. - 240 с.
2. Амелькин, В. В. Геометрия на плоскости : Теория, задачи, решения: учеб. пособие по математике / В. В. Амелькин. - Минск : ООО «Асар», 2003. - 592 с.
3. Атанасян, Л. С. Курс элементарной геометрии. Ч.1. / Л. С. Атанасян. - Москва : Сантакс - Пресс, 1997. - 304 с.
4. Вологжанина, М. Б. Признаки вписанных четырехугольников / М. Б. Вологжанина // Наука в современном мире : сб. статей Международной науч.-практической конференции (19 февраля 2015 г., г. Стерлитамак). - Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. - С. 17-19.
5. Вологжанина, М. Б. Факультативные занятия по теме «Вписанные четырехугольники» / М. Б. Вологжанина // Сборник статей IX Международной науч. -практической конференции «Наука в современном обществе : закономерности и тенденции развития» (Пермь, 25.02.2017 г.). - Пермь : Аэтерна, 2017.
6. Вологжанина, М.Б. Критерии вписанного четырехугольника /М. Б. Вологжанина // Новая наука : От идеи к результату : Международное научное периодическое издание по итогам Международной науч. - практической конференции (29 мая 2016 г, г. Сургут) / в 3 ч. Ч.2. - Стерлитамак : АМИ, 2016. - С. 22-25.
7. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.]. - 20-е изд. - Москва : Просвещение, 2010. - 384 с.
8. Гордин, Р. К. ЕГЭ 2014. Решение задача С4 / Р. К. Гордин. - 3-е изд. доп. - Москва : МЦНМО, 2014. - 448 с.
9. Готман, Э. Г. Задачи по планиметриии методы их решения: пособие для учащихся / Э. Г. Готман. - Москва : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 240 с.
10. Дендеберян, Н. Г. Проектирование элективного курса по решению математических задач с практическим содержанием в средней школе / Н. Г. Дендеберян, Е. В. Кострыкина // Методический поиск: проблемы и решения. - 2016. - №1. - С. 39-43.
11. ЕГЭ 2012. Математика. Типовые тестовые задания / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. - Москва : Издательство «Экзамен», 2012. - 188 с.
12. ЕГЭ 2013. Математика : сборник тренировочных работ / И. Р. Высоцкий [и др.]. - Москва : МЦНМО, 2013. - 215 с.
13. ЕГЭ 2013. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. - Москва : Издательство «Национальное образование», 2012. - 192 с.
14. ЕГЭ 2014. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2 (С) / И. Р. Высоцкий [и др.]. - Москва : Издательство «Экзамен», 2014. - 215 с.
15. ЕГЭ 2016 по математике. Задания 16 (профильный уровень) [Электронный ресурс] // «Решим все». - Режим доступа : http://reshimvse.com/mathege/?type=mc4.
16. Зеленяк, О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal / О. П. Зеленяк. - Киев, Москва : ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008. - 336 с.
17. Каталог заданий. Задача на доказательство и вычисление [Электронный ресурс] // Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ». - Режим доступа : https://ege.sdamgia.ru/test?theme=206.
18. Каталог заданий. Задача на доказательство и вычисление [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Задачи». - Режим доступа : http: //www.problems .ru/about_system.php.
19. Кетлер, А. К. Метрические соотношения элементов четырехугольника, вписанного в окружность / А. К. Кетлер // Математика в школе. - 1971.- № 6. - С.59-66.
20. Киселев, А. П. Элементарная геометрия / А. П. Киселев. - Москва : Просвещение,1980. - 287 с.
21. Кожухов, С. К. Планиметрические задачи с неоднозначным ответом /
С. К. Кожухов // Математика в школе. - 2011. - №5. - С. 11-15.
22. Корянов, А. Г. Задача 18 (С4) ЕГЭ Математика 2015. Планиметрические задачи на вычисление и доказательство (типовые задания 18 (С4)) / А. Г. Корянов, А. А Прокофьев. - Москва & Брянск, 2014. - 39 с.
23. Корянов, А. Г. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2013 (типовые задания С4). Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи) / А. Г. Корянов, А. А Прокофьев. - Ростов-на-Дону : Легион, 2013. - 91 с.
24. Корянов, А. Г. Материалы курса «Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников»: лекции 5-8 / А. Г. Корянов, А. А Прокофьев. - Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2012. - 100 с.
25. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» / Н. Н. Курбатова // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 343-351.
26. Куценок, В. Е. Обучение методам решения геометрических задач, основанных на использовании вспомогательной окружности: дис. ...канд. пед. наук / Куценок Владимир Евгеньевич. - Москва, 1992. - 156 с.
27. Куценок, В. Е. Окружность помогает решать задачи / В. Е. Куценок // Математика в школе. - 1990. - №2. - С. 55-57.
28. Панферов, В. С. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач; ФИПИ / В. С. Панферов, И. Н. Сергеев. - Москва : Интеллект-Центр, 2010.
29. Погорелов, А. В. Геометрия : учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Погорелов. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2005. -224 с.
30. Полонский, В. Б. Учимся решать задачи по геометрии : учеб.-метод. пособие / В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. - Калининград : «Магистр», 1996. - 256 с.
31. Понарин, Я. П. Элементарная геометрия : В 2 т. - Т.1 : Планиметрия, преобразования плоскости / Я. П. Понарин. - Москва : МЦНМО, 2004. - 312 с.
32. Прокофьев, А. А. Математика. Подготовка к ЕГЭ : решение
планиметрических задач (С4) / А. А. Прокофьев, А. Г. Корянов. - Ростов-на- Дону : Легион, 2014. -208 с.
33. Прокофьев, А. А. Пособие по геометрии для подготовительных курсов (планиметрия) / А. А. Прокофьев. - 4-е изд. перераб. и доп. - Москва : МИЭТ, 2007. - 232 с.
34. Рябухо, Е. Н. Формирование познавательной компетентности учащихся на факультативных занятиях по математике : материалы V Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования» / Е. Н. Рябухо, В. П. Батутина. - Чебоксары : ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. - С. 57-61.
35. Смирнова, И. М. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. - 2-е изд., испр. - Москва : Мнемозина, 2007. - 376 с.
36. Шарыгин, И. Ф. Геометрия. 7 - 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин. - Москва : Дрофа, 2012. - 462 с.
37. Шарыгин, Г. И. Лекции по элементарной геометрии / Г. И. Шарыгин. - Москва : МЦНМО, 2014. - 216 с.
38. Шарыгин, И. Ф. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами / И. Ф. Шарыгин, Р. К. Гордин. - Москва : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 400 с.
39. Яковлев, И. В. Необходимые и достаточные условия [Электронный ресурс] / И. В. Яковлев. - Режим доступа : http://mathus.ru/math/iff.pdf.
40. Ященко, И. В. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2010 году : методические указания / И. В. Ященко, С. А. Шестаков, П. И. Захаров. - Москва : МЦНМО, 2009.
41. Ященко, И. В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2013 : Математика / И. В. Ященко, И. Р. Высоцкий ; под ред. А. Л. Семенова, И.В. Ященко. - Москва : ООО «Издательство АСТ» : ООО « Издательство Астрель», 2013. - 111 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ