ВВЕДЕНИЕ 23
ГЛАВА 1. СТАТУС ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА 56
1.1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВ И ИХ СТАТУС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА 67
1.2. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ООН И СТАТУС МИРОТВОРЧЕСКИХ КОНТИНГЕНТОВ ГОСУДАРСТВ 1718
1.3. СТАТУС ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВАМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ С КОНЦА ХХ ВЕКА
2.1. ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США 3132
2.2. ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современном мире многие споры до сих пор решаются путем ведения боевых действий. Вооруженные силы используют не только государства, но также и международные организации, проводя миротворческие операции и осуществляя гуманитарную поддержку населения. Также все чаще для достижения определенных целей в вооруженных конфликтах применяются услуги частных военных корпораций (ЧВК) и частных военных охранных корпораций (ЧВОК).
С целью регулирования деятельности различных вооруженных формирований, их полномочий, состава данных формирований и юридического статуса участников вооруженных конфликтов применяется международное гуманитарное право. Большая часть государств являются участниками конвенций в области международного гуманитарного права. Тем не менее, ни один вооруженный конфликт не происходит без нарушения норм международного гуманитарного права и прав человека.
Вооруженные конфликты на территориях иностранных государств всегда привлекают к себе внимание мировой общественности, и нередко имеют неординарные последствия. Частота же привлечения иностранных контингентов для участия в вооруженных конфликтах поражает воображение. Несмотря на заявления государств о приверженности мирной политики в отношении других государств и использования дипломатических средств в разрешении конфликтных ситуаций, складывается впечатление, что силовой метод до сих пор является наиболее популярным и эффективным в разрешении конфликтных ситуаций.
Соблюдение норм международного права во время вооруженных конфликтов осложняется тем, что каждое государство по-своему определяет категории войск, которые могут входить в вооруженные силы данного государства, а вследствие попадать под те или иные статьи конвенций и документов и иметь тот или иной юридический статус во время вооруженных конфликтов и выполнять те или иные функции. Еще больше соблюдение норм международного права осложняется неясностью юридических статусов вооруженных сил и миротворческих контингентов ООН и сотрудников ЧВК и ЧВОК и легальностью их применения, что является предметом дискуссий на самых различных уровнях.
Объектом данного исследования являются отношения, возникающие при использовании государствами своих вооруженных сил за рубежом.
Предметом исследования является применение вооруженных сил государств и их контингенты.
Цель исследования - выделить юридический статус иностранных вооруженных формирований и выделить степень участия государств в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие иностранных вооруженных формирований;
2) определить правовую основу деятельности и статус вооруженных сил ООН;
3) определить роль и статус частных военных компаний в случае их деятельности в иностранных государствах;
4) провести анализ вооруженных операций США на территориях иностранных государств;
5) провести анализ вооруженных операций России на территориях иностранных государств.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей на русском и английском языках, а также международные конвенции и документы. При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: А.Ф. Андреева, А.А. Водопьянова, А.Г. Волеводза, Д.А. Егорова, С.А. Егорова, П.Г. Зверева, И.З. Фархутдинова и других.
Другую группу источников составили информация, размещенная на официальных сайтах международных организаций, расследования журналистов и публикации в средствах массовой информации, а также заявления политиков представителей вооруженных сил государств.
При изучении темы данной работы были использованы такие методы исследования и анализа международных отношений, как метод анализа ситуации; экспликативные методы, которые включают в себя контент-анализ, инвент-анализ и метод когнитивного картирования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Международно-правовое регулирование в области международного гуманитарного права осуществляется уже более двух веков и постоянно модернизируется, привнося новых акторов в качестве участников международных вооруженных конфликтов. Тем не менее, анализ международно-правового регулирования показал, что все еще есть сложные и нерешенные проблемы в отношении некоторых участников вооруженных конфликтов, которые вносят хаос в осуществление поддержания норм международного гуманитарного права и прав человека во время вооруженных конфликтов.
Одной из проблем является широкое трактование понятий тех или иных вооруженных формирований, таких как вооруженные силы государств или наемники. Данная проблема раскрывает невозможность в некоторых случаях определять юридический статус вооруженных формирований в тех или иных вооруженных конфликтах.
Для достижения целей данной работы, было принято рассматривать вооруженные силы государств именно с точки зрения норм международного гуманитарного права, ввиду того, что международное гуманитарное право дает более широкое и более универсальное трактование того, что может быть вооружёнными силами государства и кто может входить в вооруженные силы государств. С точки зрения участников международных вооруженных конфликтов, вооруженные силы государств в зависимости от выполняемых ими функций и возложенных на них полномочий могут иметь статусы комбатантов, некомбатантов и военнопленных.
Рассматривая категорию наемников, было определено, что юридически с 1989 года, после принятия Международная конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, категория наемников находится вне закона. Тем не менее, многие государства отказались принять участие в подписании и ратификации данной конвенции, что, фактически, развязывает им руки и позволяет использовать наемников в качестве военной силы в международных вооруженных конфликтах. При этом, по нормам международного гуманитарного права, данная категория вооруженных формирований не может иметь какого-либо юридического статуса и выведена из-под защиты международного гуманитарного права.
Особое международно-правовое регулирование осуществляется в отношении вооруженных сил и миротворческих контингентов ООН, которые не являются традиционными участниками вооруженных конфликтов. Долгое время ООН отрицала то, что на вооруженные силы ООН могут распространяться традиционные статусы вооруженных формирований во время вооруженных конфликтов ввиду того, что данные вооруженные формирования действуют от имени всего мирового сообщества, а также ООН фактически является юридическим лицом и не может присоединяться к тем или иным конвенциям и международным договорам. Тем не менее, ООН признало распространение норм международного гуманитарного права в отношении вооруженных формирований организации и призвала всех соблюдать данные нормы. Также вооруженные силы ООН получили юридические статусы по смыслу международного гуманитарного права, но с более широким кругом иммунитетов и привилегий. Вооруженные силы ООН могут иметь статусы комбатантов, некомбатантов и наблюдателей.
Более сложная ситуация обстоит с сотрудниками ЧВК и ЧВОК, так как данные вооруженные формирования и их статус рассматриваются в каждом определенном случае в каждом определенном конфликте. Ввиду различных аспектов ведения боевых действий, таких как принадлежность сотрудников ЧВК и ЧВОК к вооруженным силам государства, гражданства сотрудников корпораций, выполняемых ими функций и возложенных на них полномочий, сотрудники ЧВК и ЧВОК могут подпадать под категорию наемников, а также иметь статусы комбатантов, некомбатантов и гражданских лиц. Статус военнопленных сотрудники ЧВК и ЧВОК могут иметь только в случае признания их легальными участниками конфликта.
Есть уверенность в том, что совместные усилия государств и обсуждение проблемных вопрос на различных уровнях позволят заполнить данные проблемы в международной нормативно-правовой базе. Ярким примером этого является принятие в 2008 году документа Монтрё.
Проведя анализ операций с использованием вооруженных сил США и России на территории иностранных государств, можно сделать вывод о том, что государства продолжают очень активно применять свои вооруженные силы для достижения своих геополитических и других интересов, вмешиваясь во внутренние дела других государств. Суммарное количество военных операций на территориях иностранных государств только с конца XX века, проведенных вооруженными силами России и США, составляет 81. Если учесть, что это только два государства из 193 государств, входящих в ООН, можно сделать вывод о том, что применение военной силы является наиболее эффективным и популярным средством разрешения конфликтов. С другой стороны, многие из операций порождают новые конфликты, и рассмотрение применения военной силы в качестве наиболее эффективного средства разрешения конфликтов представляется сомнительным.
1. Андреев А.Ф. Международно-правовые основы участия Вооруженных Сил РФ в поддержании мира и безопасности / А.Ф. Андреев // Гражданин и право. - 2014. - № 9. - С. 66-77.
2. Арзанов Л. Будни российских миротворцев / Л. Арзанов // Военные материалы [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://warfiles.ru/show- 46187-my-nesem-mir-v-vashi-doma-budni-rossiyskih-mirotvorcev.html.
3. Вежливый контингент: сколько в Сирии российских военных // РБК
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rbc.ru/politics/01/10/2015/560d472d9a7947ed7fa0540d.
4. Барынькин В.М. Миротворческая деятельность вооруженных сил России / В.М. Барынькин // Военная мысль. - 1998. - №6 (11-12). - С. 11-18.
5. Влияние деятельности наемников на осуществление права народов на самоопределение // Резолюция 1987/16 комиссии по правам человека о назначении специального докладчика по вопросу о наемниках [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet28ru.pd £
6. Водопьянов А.А. Российские миротворцы - каков их статус? / А.А. Водопьянов // Право в Вооруженных Силах. - 2001. - № 2. - С. 45-48.
7. Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2009. - №1. - С. 12-17.
8. Воскресенский В. То, что ЧВК надо контролировать, уже напрягает / В. Воскресенский // РОСБАЛТ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/world/2017/04/05/1604748.html.
9. Доклад, представленный Специальным докладчиком господином Энрике Берналесом Бальестересом, Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению народов на самоопределение E/CN.4/2004/15, 24 декабря 2003 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://hrlibrarv.umn.edu/russian/commission/Rrprtselfdetermination2004.html.
10. Документ Монтрё о соответствующих международно- правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. eda. admin. ch/content/dam/eda/en/documents/aussenpolitik/voelkerrec ht/Montreux%20DocumentRussian.pdf.
11. Егоров Д.А. СНГ и «солдаты удачи» / Д.А. Егоров // Исполнительный комитет СНГ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cis.mmsk.by/page.php?id=1288.
12. Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право / С.А. Егоров// М., 1999. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voina-i- mir.ru/article/3 58http: //bfveteran.ru/pravo/705-pravovoj - status-naemnika. html.
13. Зверев П.Г. Применимость международного гуманитарного права к миротворческим операциям ООН: от отрицания до признания / П.Г. Зверев // Молодой учёный. - 2013. - № 12. - С. 638-641.
14. Керри признал вклад России в борьбу против ИГ в Сирии // ТАСС [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/mezhdumrodmya- panorama/3925052.
15. Международное гуманитарное право и частные военные и охранные компании // МККК [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/faq/pmsc-faq-150908.htm.
16. Миротворческая деятельность России в Южной Осетии. Справка // Риа Новости [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/politics/20080827/150715465.html.
17. Мухин В. В России создадут иностранные легионы / В.Мухин //
«Армейский вестник» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://army-
news.ru/2015/01/v-rossii-sozdadut-inostrannve-legiony/.
18. Письмо Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 2 октября 2008 года на имя Генерального секретаря/Л/63/467^/2008/636, стр. 7 п.3/ [электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.icrc .org/rus/assets/files/other/montreau.pdf/.
19. Расстановка сил: Сравнение боевого потенциала вооруженных сил Грузии, Южной Осетии и России в зоне конфликта // Lenta.ru [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2008/08/08/forces/.
20. Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях/ Д. Рогозин // Военно-политический словарь. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voina-i-mir.ru/article/358.
21. Смолин А. Частные военные компании: легализация наемных убийц или армия будущего? / А. Смолин // Российское агентство правовой и судебной информации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rapsinews.ru/international_publication/20140707/271667681.html.
22. Соблюдение силами Организации Объединенных Наций норм международного гуманитарного права, ST/SGB/1999/13, 6 августа 1999 г. [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Runobservanceofinthum anitlaw.html.
23. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Изложение фактов № 28: Влияние деятельности наемников на осуществление права народов на самоопределение, 1 марта 2002, No. 28, [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voina-i- mir.ru/article/3 58http: //www.refworld. org.ru/docid/4799e6f92 .html.
24. Фархутдинов И.З. Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников / И.З.Фархутдинов // Евразийский юридический журнал. - 2016. - №7 (98). - С. 59-76.
25. Федеральный закон 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/9446/page/!.
26. Федеральный закон 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Консультант Плюс [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/.
27. A. Blomfield, Georgia: Russian enters into “war” in South Ossetia // The Telegraph [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/georgia/2525400/Georgia- Russia-enters-into-war-in-South-Ossetia.html.
28. A. Petersen, The 1992-93 Georgia Abkhazia War: a forgotten conflict // Caucasian Review of International Relations Vol. 2 (4) - autumn 2008 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cria-online.org/5_3.html.
29. A timeline of US troops in Afghanistan since 200! // Associated press
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cnsnews.com/news/article/timeline-us-troops-afghanistan-200!.
30. B. Stilwell, 2! facts about the Frist Gulf War [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undertheradar.military.com/2015/09/21 -facts-about-the- first-gulf-war/.
31. D. Rohde, Bosnia’s Lesson: when American intervention works (partly)
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.theatlantic.com/international/archive/2012/04/bosnias-lesson-when- american-intervention-works-partly/256471/.
32. Defence White Paper // Australian Government; Department of Defence,
2016 [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.defence.gov .au/WhitePaper/
33. Emmanuela-Chiara Gillard, Business goes to war: private military/security
companies and international humanitarian law, IRRC, vol. 88, No. 863, September 2006 [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.corteidh.or.cr/tablas/a21931 .pdf.
34. Gulf War Fast Facts // CNN [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edition.cnn.com/2013/09/15/world/meast/gulf-war-fast-facts/.
35. J. Henckraerts, L. Doswald-Beck Customary international humanitarian law. Volume 1: rules // Cambirdge university press, New York, 2009.
36. J. S. Passage, The collapse of Yugoslavia and the Bosnian War: the impact of international intervention in a regional conflict [электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1597&co ntext=theses.
37. J. Scahill, A very private war // The Guardian [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/uk/2007/aug/01/military.usa.
38. S. Lendman, Outsourcing war-rise of private military Contractors (PMCs) [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.rense.com/general89/outs.htm.
39. Statistics on the Private Security Industry // University Denver
[электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://psm.du.edu/articles_reports_statistics/data_and_statistics.h tml.
40. S. Zunes, The US War on Yugoslavia: ten years later [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/stephen-zunes/the-us- war-on-yugoslavia_b_211172.html.
41. T. Manken, The Gulf War in retrospect [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foreignpolicy.com/2011/01/20/the-gulf-war-in-retrospect/.
42. Troops numbers: Foreign soldiers in Iraq // Aljazeera [электронный
ресурс]. -
Режим доступа: http://www.aljazeera.com/indepth/spotlight/iraqschallenge/2011/ 06/201162864733970544.html.
43. Y. Bassil, The 2003 Iraq war: operations, causes and consequences // Journal of humanities and social science (JHSS) Volume 4, Issue 5 (Nov. - Dec. 2012), p. 29-47.
44. United States Code // Office of the Law Revision Counsel [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uscode.house.gov/.
45. UK armed forces [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.armedforces.co .uk/index.php.