Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВО НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Работа №21724

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОСТУПА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ 10
1.1. Определение и виды культурных ценностей в международных актах и
национальном законодательстве 10
1.1.1. Определение культурных ценностей в международных актах 13
1.1.2. Определение культурных ценностей в национальном
законодательстве 17
1.1.3. Виды культурных ценностей 23
1.2. Международно-правовые основы доступа к культурным ценностям 26
1.3. Конституционно-правовые основы доступа к культурным ценностям 30
1.3.1. Культурные права в Конституции Российской Федерации 30
1.3.2. Право на доступ к культурным ценностям 35
1.3.3. Ограничения права на доступ к культурным ценностям 43
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ.... 59
2.1. Государственные музеи: учреждения, аккумулирующие культурные
ценности 59
2.1.1. Государственные музеи в системе организаций культуры Российской
Федерации 61
2.1.2. Обеспечение доступности музейных предметов и коллекций
государственных музеев 67
2.2. Публичные услуги государственных музеев 71
2.2.1. Административная реформа и государственные услуги 71
2.2.2. Публичные услуги в сфере культуры 75
2.2.3. Публичные услуги государственных музеев 76
2.3 Информационная открытость государственных музеев 83
2.3.1. Правовые основы оцифровки музейных предметов. Доступ к
электронным ресурсам 87
2.3.2. Публикация музейных предметов. Информационная составляющая . 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105


Необходимость бережного отношения к истории и культуре признается во всем мире. Культура представляет собой неотъемлемую часть жизни общества, объединяя как материальные, так и духовные ценности. К числу первостепенных задач развития и совершенствования культуры относится необходимость обеспечения равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в области культуры и искусства.
Сохранение культурных ценностей - долг человечества перед потомками. Культурные ценности обеспечивают неразрывную связь поколений и поддерживают духовность, их утрата влечет крайне негативные последствия для целых культур и народов. Происходя из других эпох, культурные ценности несут в себе особенности, основные черты того или иного народа, позволяя реконструировать ушедшие эпохи и события.
Закрепление в правовых актах норм, регламентирующих вопросы сохранения, защиты, обеспечения доступности культурных ценностей, получило свое распространение во второй половине XX века. Положения, об охране и сохранении культурных ценностей, были призваны не допустить повторения масштабного уничтожения ценностей в период Второй мировой войны. Найдя свое первоначальное упоминание в актах международного характера, регламентация правового режима культурных ценностей получила постепенное распространение в национальном законодательстве.
К числу важнейших прав человека и гражданина в области культуры, гарантированных ст. 44 Конституции Российской Федерации, относится право на доступ к культурным ценностям, призванное обеспечить человеку и гражданину возможность на приобщение и пользование предметами материального мира (музейные предметы, коллекции, произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и др.), представляющим культурную, историческую и научную ценность для общества по правилам, установленным в законодательстве . Право на доступ к культурным ценностям, регламентированное в Конституции Российской Федерации , находит свое дальнейшее развитие в положениях федерального законодательства, а именно в Основах законодательства Российской Федерации о культуре : каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Актуальность исследования
Вопросы правового регулирования культурных ценностей рассматриваются как в отечественной, так и в зарубежной доктрине и постепенно получают все большее освящение в юридической науке.
Уникальность культурных ценностей, во многих случаях их незаменимость и невозможность повторного воспроизведения, высокая значимость для всего человечества требуют обеспечения особых условий хранения для указанных объектов, и именно учреждения культуры способны обеспечить надлежащие параметры. При этом одним из основных направлений деятельности государственных учреждений культуры в целом, и государственных музеев в частности, является предоставление населению услуг, ориентированных на приобщение общественности к культуре. Именно исходя из вышеназванного исследование права на доступ к культурным ценностям и его реализация в деятельности учреждений культуры, особенно в деятельности государственных музеев как организаций, аккумулирующих в себе значительный объем объектов, относящихся к культурным ценностям, имеет столь важное значение.
При подготовке настоящей работы были проанализированы основные международно-правовые акты, регламентирующие охрану и сохранение культурных ценностей, произведен анализ законодательства Российской Федерации в сфере культуры; приведена судебная практика Европейского суда по правам человека, решения судов Российской Федерации, а также отдельные иллюстрации из зарубежного права (на примере Германии).
Целью настоящей работы является комплексный анализ права на доступ к культурным ценностям: конституционно-правовые и международноправовые основы закрепления указанного права, его место в системе конституционных прав человека и гражданина в сфере культуры, содержание, основания ограничения, а также характеристика права на доступ к культурным ценностям посредством его реализации в деятельности государственных музеев.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть посредством анализа международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации понятие «культурных ценностей» как термина, лежащего в основе права на доступ к культурным ценностям;
- раскрыть понятие «право на доступ к культурным ценностям» и его место системе конституционно гарантированных прав человека и гражданина в сфере культуры;
- охарактеризовать основания ограничения права на доступ к культурным ценностям, проанализировать основные подходы судебной практики о законности, обоснованности и соразмерности установленных ограничений;
- рассмотреть государственные музеи как один из важнейших субъектов, сохраняющих и обеспечивающих доступность культурных ценностей;
- проанализировать услуги, оказываемые государственными музеями и ориентированные на обеспечение доступности культурных ценностей;
- изучить правовые основы информационной открытости государственных музеев, предоставление доступа к культурным ценностям в электронной форме как одно из направлений деятельности государственных учреждений;
- выявить основные проблемы и пробелы действующего законодательства в сфере регламентации права на доступ к культурным ценностям.
Степень изученности темы. При написании работы были проанализированы труды следующих авторов по защите культурных ценностей: М.М. Богуславского, Л.П. Галенской, В.О. Нешатаевой, С.Н. Молчанова и др.
Конституционно-правовая регламентация права на доступ к культурным ценностям, а также основания ограничения конституционных прав проанализированы по работам Долгова С.Г., Должикова А.В., Кабановой Ю.С., Морозовой А.Н., Степановой И.В. и др.
Правовое регулирование деятельности государственных музеев, предоставления государственных услуг в сфере культуры проанализированы по работам Мельника Т.Е., Рыбака К.Е., Тихомирова Ю.А., Талапиной Э.В.
Кроме того, были использованы работы таких зарубежных авторов как Р. Долцер, Э. Джейме, Р. Мусгнуг, А. Хипп, Е. Райхельт и др.
Вместе с тем, комплексные исследования правовых основ и механизмов обеспечения доступности культурных ценностей посредством анализа деятельности учреждений культуры и предоставляемых ими услуг на сегодняшний день отсутствуют, что обуславливает теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.
Методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные методы познания, среди которых метод системного анализа, формально-юридический, логический методы, а также метод сравнительного правоведения.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа, заключения, списка использованных источников.
Первая глава диссертации посвящена анализу термина «культурные ценности» в международных правовых актах и законодательстве Российской Федерации. Проанализированы основные определения культурных ценностей, регламентированные в правовых актах, рассмотрены международно-правовые основы доступа к культурным ценностям. Подробным образом проанализировано право на доступ к культурным ценностям, закрепленное в Конституции Российской Федерации, изучены основания и условия ограничения указанного конституционного права.
Вторая глава магистерской диссертации посвящена анализу права на доступ к культурным ценностям через призму доступности государственных учреждений культуры, а именно организаций, аккумулирующих в себе максимальное число различных видов культурных ценностей - музеев. Раскрыты правовые основы создания музеев, рассмотрены основные обязанности государственных органов в указанной сфере. Изучено обеспечение доступности государственных музеев посредством предоставления указанными учреждениями государственных услуг, проанализирована правовая природа оказываемых учреждениями услуг. Также рассмотрен такой важный аспект деятельности музеев в эпоху цифровизации как информационная открытость учреждений, обеспечение доступности культурных ценностей посредством использования информационных технологий.
Апробация результатов исследования. Промежуточные результаты исследования легли в основу докладов XI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Енисейские правовые чтения» (Красноярск, 2017 г.) «Конституционное право на доступ к культурным ценностям в России и Германии» (доклад опубликован в материалах конференции: Холодная, А.К. Конституционное право на доступ к культурным ценностям в России и Германии // Электронный сборник
материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный 2017», посвящённой году экологии в РФ. Государственное направление. - 2017. С. 7-11), Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 2018 г.) «Государственные услуги учреждений культуры на примере государственных музеев».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культура представляет собой неотъемлемую часть жизни как общества в целом, так и каждого отдельно взятого человека. Наилучшим же выражением культуры является искусство: оно более детально, ярко, глубоко отражает жизнь народа, причем не только внешнюю, «показную сторону, но и ее внутренний смысл» .
Закрепление в Конституции Российской Федерации прав человека и гражданина в сфере культуры в числе основных показывает высокую значимость указанных прав, необходимость обеспечения их защиты со стороны государства, а также непосредственность действия прав. Указанные права являют собой основу нравственного воспитания личности, а также удовлетворения духовных потребностей. Одним из важнейших прав в сфере культуры является право на доступ к культурным ценностям.
1. О термине «культурные ценности» и характерных признаках таких объектов
Характеристика права на доступ к культурным ценностям невозможна без анализа термина «культурные ценности». Культурные ценности представляют собой важнейший элемент культуры и обладают уникальным значением: объединяя одновременно духовную и материальную ценность, эти объекты обеспечивают неразрывную связь поколений. Являясь результатом созидания человека, культурные ценности формируют важный пласт истории и культуры всего человечества.
На сегодняшний день единое универсальное определение термина «культурные ценности» отсутствует как в законодательстве, так и в юридической доктрине. Международно-правовым актам в наибольшей степени свойственно использование закрепленного в них определения культурных ценностей только для целей соответствующего документа.
В рамках национальных правовых систем каждое государство самостоятельно определяет, что понимается под культурными ценностями и какие объекты подлежат защите.
Значительные изменения в терминологическом аппарате в отношении культурных ценностей в Российской Федерации произошли с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела». В указанном федеральном законе изменен подход законодателя к определению культурных ценностей, из текстов федеральных законов исключены перечни объектов, относимых к культурным ценностям. В качестве критериев отнесения объекта к культурной ценности названы соответственно его историческое, художественное, научное или культурное значение. Однако Федеральный закон № 435-ФЗ содержит значительное число отсылочных норм и предусматривает введение различных порядков, которые на сегодняшний день не приняты. В их отсутствие оценить положительное или отрицательное влияние внесенных изменений не представляется возможным.
Анализ определений культурных ценностей, сформулированных в различных международно-правовых актах, позволяет обозначить некоторые характерные признаки таких объектов. Однако все они, несмотря на фиксацию в правовых актах, носят оценочный характер:
1) объекты, относящиеся к культурным ценностям, являются уникальными и незаменимыми - повторное создание абсолютно идентичного объекта, как правило, не представляется возможным;
2) объекты обладают универсальной ценностью с точки зрения искусства, истории, науки или археологии;
3) культурные ценности являются результатом особой деятельности - творчества, что, в свою очередь, может послужить основанием для возникновения права собственности на данный объект.
2. О международно-правовых основах доступа к культурным ценностям
В качестве международно-правовых основ права на доступ к культурным ценностям изучены положения Всеобщей декларации прав человека - документа, нормы которого расцениваются в качестве основных стандартов в области защиты прав человека в области защиты культурных прав, документа, определившего дальнейшее направление развития международного и внутригосударственного законодательства в данной сфере; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, относящего культурные права к самостоятельной группе прав, складывающихся в процессе социально-экономического развития и становления государства.
3. О культурных правах в тексте Конституции РФ
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (часть 1). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (часть 2). Перечисленные положения составляют основу прав и свобод человека и гражданина в области культуры в Российской Федерации.
Выделение культурных прав в качестве самостоятельной категории представляется обоснованным и необходимым ввиду уникального предмета их защиты - культурной и нравственной сферы жизни общества. Указанные права направлены на духовное развитие и совершенствования граждан, предоставление возможности приобщиться к мировой культуре.
К числу особенностей культурных прав относят:
1) специфическую сферу действия (духовно-культурная область жизни человека);
2) нацеленность на обеспечение всестороннего духовно-культурное развитие человека, предоставление возможность каждому гражданину стать активным участником культурной жизни;
3) обособленный комплексный характер прав граждан в сфере культуры.
4. О праве на доступ к культурным ценностям
Гарантированное Конституцией РФ право на доступ к культурным ценностям представляет собой одно из важнейших прав человека и гражданина в сфере культуры. Под правом на доступ к культурным ценностям мы понимаем закрепленную в Конституции РФ гарантированную государством возможность индивида на приобщение и пользование предметами материального мира (произведениям изобразительного, декоративно прикладного искусства, редким книгам, музыкальным инструментам и др.), имеющим историко-культурную, научную значимость и уникальность.
4.1. О праве на доступ к культурным ценностям как субъективном публичном праве
Право на доступ к культурным ценностям представляет собой субъективное публичное право, которому корреспондирует обязанность фактического обеспечения доступа к ценности. При этом соответствующая обязанность наличествует как у государства, так и у собственника (владельца) культурной ценности. Уполномоченные органы государственной власти в области культуры при обеспечении доступа могут выступать как носитель закрепленной законодательно обязанности, а также как субъект, выступающий в качестве собственника культурной ценности. Владельцем культурной ценности выступают, как правило, государственные организации культуры, в меньшей степени негосударственные организации или физические лица.
При анализе содержания права на доступ к культурным ценностям можно выделить следующие составляющие:
1) Право собственности. Материальные культурные ценности определяются тем, что являются объектом собственности. Собственник культурной ценности вправе владеть, пользоваться, распоряжаться объектом, однако с учетом ограничений, установленных законом. В науке и прецедентной практике ЕСПЧ неоднократно отмечалось, что собственник несет обязанность предоставления доступа третьих лиц к культурным ценностям. Защита и обеспечение доступности культурных ценностей рассматривается в качестве легитимной цели, обосновывающей вмешательство государства в права третьего лица.
2) Право пользования. Право на доступ к культурным ценностям предполагает возможность каждого пользоваться библиотечными, музейными, архивными фондами; иметь доступ к объектам, имеющим историкокультурную значимость и уникальность. Учреждения культуры, чья деятельность направлена как на сохранение культурных ценностей, так и на обеспечение их доступности, играют значительную роль в реализации конституционного права на доступ к культурным ценностям.
3) Право на предоставление услуг. Доступность культурных ценностей во многом основывается на предоставлении услуг учреждениями культуры, аккумулирующими ценности и обеспечивающими их сохранность.
5. Об ограничениях права на доступ к культурным ценностям
Важным аспектом регламентации конституционного права на доступ к культурным ценностям является проблема фактической доступности культурных ценностей.
Конституция РФ допускает ограничение права на доступ к культурным ценностям на основании федерального закона и с конституционно-значимой целью. В отношении ограничения права на доступ к культурным ценностям целесообразно говорить как о сокращении правомочий, включающихся в содержание субъективного права, так и об установлении дополнительных правовых условий для реализации тех или иных правомочий. Фактически, положениями федеральных законов устанавливаются дополнительные условия, часто затрудняющие или ограничивающие доступ граждан к культурным ценностям.
В числе принципов ограничении выступают такие требования, что установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства; ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека,общества и государства. При анализе ограничений права на доступ к культурным ценностям, принимая во внимание отсутствие в РФ обширной судебной практики в отношении доступности культурных ценностей, стоит обратить внимание на практику Европейского суда по правам человека. Судом отмечено, что в отношении произведений искусства, законно находящихся на территории страны и принадлежащих к культурному наследию всех наций, государство на законных основаниях может принимать меры, направленные на наиболее эффективное обеспечение широкого доступа к этим произведениям, в общих интересах всеобщей культуры (дело Бейелер против Италии). Сохранение культурного наследия и, где это применимо, его рациональное использование имеют целью, помимо поддержания определенного качества жизни, сохранение исторических, культурных корней и традиций искусства того или иного региона и его населения. Как таковые они являются значительной ценностью, защита и распространение которой возложены на органы государственной власти (дело Козачоглу против Турции).
При анализе ограничений доступности культурных ценностей рассмотрены также специальные основания, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Основ законодательства о культуре, в частности ограничение доступности культурных ценностей на основании особого режима пользования.
Особые условия ограничения доступа к культурным ценностям соответствующих категорий (предметы, находящиеся в библиотеках; предметы музейного или архивного фонда) установлены в положениях специальных законов: Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (например, в отношении ветхих изданий), Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета или музейной коллекции в хранилище (депозитарии) музея).
6. О государственных музеях: учреждениях, аккумулирующих культурные ценности
Обеспечение доступа к культурным ценностям тесно взаимосвязано с созданием условий для сохранности ценных объектов в натуре. Наибольшее число движимых культурных ценностей Российской Федерации находится в фондах учреждений культуры (музеях, библиотеках), а также архивах. В числе организаций, сохраняющих культурные ценности и обеспечивающих доступ к ним, наибольшее значение имеют музеи. Если фонды библиотек и архивов составляют в первую очередь документальные (письменные) культурные ценности (книжные памятники, инкунабулы, архивные документы, обладающие историко-культурной ценностью), в фондах музеев могут находиться различные по своему характеру объекты: художественные ценности, произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги, редкие рукописи и документальные памятники и прочее. Именно музеи играют решающую роль в сохранении мирового культурного наследия и его демонстрации.
Основополагающим актом, регламентирующим музейную деятельность в Российской Федерации, а также основы правового статуса музеев, является Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Указанный федеральный закон в отношении культурных ценностей, находящихся в музеях и включенных в состав Музейного фонда РФ, вводит дополнительный термин - музейный предмет. Музейным предметом по смыслу Федерального закона № 54-ФЗ является культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.
Обеспечению доступности музейных предметов и музейных коллекций РФ посвящена глава VI Федерального закона № 54-ФЗ. В соответствии со ст. 35 указанного федерального закона музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Вместе с тем в части создания условий для доступности музейных предметов имеет место пробельность федерального закона. Отсутствие предусмотренного положениями Федерального закона № 54-ФЗ утвержденного Минкультуры России порядка доступа к музейным предметам и коллекциям создает для государственных музеев определенную свободу при обеспечении доступа общественности к музейным предметам, в частности к той их части, что находится в хранилище (депозитарии).
Федеральным законом № 54-ФЗ регламентировано право собственника или владельца устанавливать ограничения доступа к музейным предметам и коллекциям по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета или музейной коллекции в хранилище (депозитарии) музея. Указанные основания ограничения доступности музейных предметов и коллекций ориентированы в первую очередь на музейных специалистов, чем на широкую общественность. Основная проблематика ограничения доступа посетителей к музейным предметам заключается в усмотрении владельца - в отсутствие на федеральном и региональном уровне актуального документа, регламентирующего допуск, на первый план выходят локальные акты организаций культуры. При отсутствии четких критериев, оценить соразмерность ограничений как в части оптимальности выбранных средств ограничений, так и в части соблюдения баланса частного и публичного интереса не представляется возможным.
7. О публичных услугах государственных музеев
В последние годы наибольшее влияние на деятельность государственных музеев оказала проводимая в Российской Федерации административная реформа, направленная в числе прочего на оптимизацию функций органов государственной власти и призванная сделать публично-властные структуры ближе и понятнее населению.
На сегодняшний день в законодательстве РФ о культуре широко применяется термин «государственные услуги», характеризующий отношения между органами государственной власти или организациями культуры, с одной стороны, и потребителями (юридическими или физическими лицами), с другой.
Открытость фондов учреждений культуры, а в частности государственных музеев, аккумулирующих значительное число культурных ценностей, реализуется посредством предоставления соответствующими учреждениями услуг и выполнения работ. Правовые акты, регламентирующие порядок оказания соответствующих услуг, именуют их в качестве государственных. Вместе с тем, имеющие наибольшее значение при характеристике услуг, оказываемых государственными музеями, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» представляют собой два совершенно различных порядка регламентации услуг: услуги оказываются посредством различных процедур, в соответствии с различными правовыми основаниями и имеют различные порядки оспаривания действий (бездействия) субъектов, оказывающих соответствующие государственные услуги.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ оказываются лишь некоторые услуги учреждений культуры (предоставление доступа к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в библиотеках, запись на интерактивные экскурсии, проводимые государственным учреждением культуры субъекта РФ). Государственные услуги, оказываемые в контексте Федерального закона № 83-ФЗ и бюджетного законодательства, регламентируют отношения между организациями культуры и гражданами при удовлетворении последними культурных потребностей (представление музейных предметов путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме). При этом данные услуги, несмотря на реализацию при их помощи публичных функций органов государственной власти, оказываются в гражданско-правовой форме.
Административная реформа внесла значительные изменения в функционирование государственных учреждений, направила основной ориентир их деятельности на посетителей, открытость, доступность и высокое качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день деятельность государственных организаций культуры, а в первую очередь музеев ориентирована на предоставление посетителям услуг, поименованных в законодательстве в качестве государственных. Однако указанный термин применяется в отношении самостоятельных правовых явлений,предполагающих различный порядок оспаривания. Наличие в законодательстве одинаковых по наименованию, но различных по своему действию правовых явлений, неизбежно приводит к неопределенности и правоприменительным ошибкам.
Услуги, предоставляемые государственными музеями, хоть и ориентированы на осуществление публичных функций государственных органов в сфере культуры, реализуются в гражданско-правовой форме.
8. Об информационной открытости и доступности государственных музеев
При анализе права на доступ к культурным ценностям важное значение имеет такой аспект указанного права как информационная доступность, тесно связанная с информационной открытостью организаций культуры. Обладание информацией о том или ином объекте, представляющем культурную ценность, позволяет человеку осознанно выбирать те из них, которые его интересуют.
Тенденция информатизации и цифровизации приобретает в последние годы все большее распространение, в том числе в сфере государственного управления. Активным образом развиваются предусмотренные отраслевым законодательством информационные системы, ориентированные на обеспечение сбора, регистрации и анализа информации о количестве и качественном составе культурных ценностей.
Большое значение при анализе информационной открытости государственных музеев играет публикация музейных предметов и коллекций (ст. 36 Федерального закона № 54-ФЗ). Публикация как форма деятельности музея предполагает соответственно все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. В процессе оказания государственными музеями услуг к публикации относят публичный показ музейных предметов и коллекций, воспроизведение предметов и коллекций (в печатной форме и на электронных носителях) и др. Поскольку предоставление музейных предметов путем публичного показа (в том числе в электронной форме) не относится к числу государственных услуг, предоставляемых государственными музеями в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ, оказание музеями услуги по публикации музейных предметов осуществляется согласно положениям гражданско-правового законодательства, но с особенностями, установленными положениями Федерального закона № 54-ФЗ.
Действующие нормативные правовые акты и стратегические документы в сфере культуры ориентированы на информатизацию и цифровизацию организаций культуры, приведение их в соответствии с требованиями «информационного общества» и имеют своей целью привлечение все большего числа посетителей в учреждения.
Вместе с тем процессы перевода музейных предметов и коллекций в электронную форму, создание цифровых (виртуальных) музеев равно как и применение технологий дополненной реальности на сегодняшний день не получили надлежащей регламентации в законодательстве. Правовое регулирование музейных предметов и коллекций, включенных в Музейный фонд РФ, и соответственно предоставление в электронной форме сведений об указанных предметах включает в себя как публично-правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных музеев и предоставление ими услуг, так и гражданско-правовые нормы, регламентирующие права собственника (владельца) музейных ценностей.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в
г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
3. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14.05.1954 (Гаагская конвенция) (вместе с Первым и Вторым протоколами к Конвенции) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Европейская культурная конвенция от 19.12.1954 (Париж,
19 декабря 1954 года) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Устав Международного совета музеев (ИКОМ) Принят на 16-й Генеральной Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 5 сентября 1989 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 1970 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностях от 24.06.1995 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
8. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного
наследия» от 17.10.2003. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtm
9. Рекомендация о наиболее эффективных мерах обеспечения
общедоступности музеев (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960. - Режим доступа:
http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233892r.pdf.
10. Рекомендация ЮНЕСКО 1964г. О мерах, направленных на
запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
11. Рекомендация ЮНЕСКО 1978г. Об охране движимых культурных ценностей [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Б. Национальные акты
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
13. Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland, vom 23.05.1949 [Электронный ресурс] / BGBl. I S. 1478 // Режим доступа: http://www.gesetze- im-internet.de/bundesrecht/gg/gesamt. pdf
14. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. О библиотечном деле [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ ред. от 03.07.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.12.2017 № 435-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ ред. от 27.11.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
18. О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс] : Закон РФ от 15.04.1993г. № 4804-1 ред. от 28.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. О государственной тайне [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 ред. от 26.07.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации (ред. от 23.07.2008) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ ред. от 28.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ ред. от 05.02.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
23. Об автономных учреждениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ ред. от 27.11.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24. Об архивном деле в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ ред. от 28.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
25. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ ред. от 23.04.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ ред. от 29.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
27. Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Федеральный закон от
27.07.2010 № 210-ФЗ ред. от 18.04.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 ред. от 05.12.2017 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
29. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ
государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
30. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
32. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Указ Президента РФ от 24.12.2014 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
35. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от
29.12.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
36. Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 (ред. от 08.05.2002) «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
37. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от 07.02.2018) «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru
38. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 (ред. от 13.03.2017) «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 1789-р (ред. от
10.03.2009) <0 Концепции административной реформы в Российской
Федерации в 2006 - 2010 годах> [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р (ред. от
28.08.2012) <Об утверждении Концепции снижения административных
барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции> [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
41. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (ред. от
19.07.2017) <Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и
муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или
муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме> // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
42. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р
(ред. от 07.12.2011) <Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года> // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
43. Приказ Минкультуры России от 17.12.2015 № 3119
«Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
44. Приказ Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
45. Указ Губернатора Красноярского края от 07.08.2015 № 191-уг «Об утверждении Порядка установления льгот краевыми государственными организациями культуры на посещение платных мероприятий» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
46. Распоряжение Правительства Красноярского края от 13.11.2010
№ 936-р (ред. от 13.03.2012) <Об утверждении Сводного перечня
первоочередных государственных и муниципальных услуг Красноярского края, предоставляемых органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями
Красноярского края> [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
47. Приказ министерства культуры Красноярского края от 28.05.2015 № 247 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства культуры Красноярского края краевыми государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
48. Приказ министерства культуры Омской области от 29.12.2016 № 84 «Об утверждении региональных стандартов государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области, функции учредителя которых осуществляет Министерство культуры Омской области, и признании утратившим силу приказа министерства культуры Омской области от 15.06.2015 № 48» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
49. Постановление администрации муниципального образования
«Красноярский район» от 13.01.2014 № 11 «Об административном регламенте администрации МО «Красноярский район» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейным фондам» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
50. Постановление Администрации г.о. Саранск от 28.09.2012 № 3331 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги «Обеспечение доступа населения к музейным ценностям и сохранности музейного фонда» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
51. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п (ред. от 14.12.2017) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» [Электронный ресурс] //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
Нормативно-правовые акты на иностранном языке
1. Gesetz zum Schutz von Kulturgut (Kulturgutschutzgesetz - KGSG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gesetze-im-internet.de/kgsg.
Судебная практика
53. Постановление Европейского Суда по правам человека от
19.02.2013 Дело «X и другие против Австрии» [X and Others v. Austria] (жалоба
№ 19010/07) (Большая Палата). - Режим доступа:
https://fidh.org/IMG/pdf/xvaustria_ecthrjudgment_19feb2013_en_.pdf
54. Постановление Европейского Суда по правам человека от
14.05.2013 Дело «Альберт Фюрст фон Турн унд Таксис против Еермании»
[Albert Furst von Thurn und Taxis v. Germany] (жалоба 26367/10). Режим доступа: http://hudoc. echr. coe. int/app/conversion/pdf/?library=ECHR&id=001 -
121103&filename=001-121103.pdf
55. Постановление Европейского суда по правам человека от
28.05.2002 «Дело «Бейелер (Beyeler) против Италии» (жалоба № 33202/96) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
56. Постановление Европейского суда по правам человека от
26.04.1979 «Санди тайме» (The Sunday Times) против Соединенного Королевства». - Режим доступа:
https://hudoc. echr. coe. int/app/conversion/pdf?library=ECHR&id=001 - 94270&filename=CASE%200F%20THE%20SUNDAY%20TIMES%20v.%20THE %20UNITED%20KINGDOM%20(No. %201 )%20-
%20 [Russian%20Translation]. pdf.
57. Постановление Европейского суда по правам человека от
29.06.2007 «Дело «Дебелянови против Болгарии». - Режим доступа: Debelianovi v. Bulgaria, № 61951/00 (режим доступа:
http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"itemid":["001-79945"]}), в отношении
компенсации (http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"itemid":["001-89866"]}.
58. Постановление Европейского суда по правам человека от
19.02.2009 «Дело «Козачоглу против Турции». Режим доступа:
http://hudoc.echr.coe.int/eng#{"fulltext":["Kozacioglu v.
Turkey"],"documentcollectionid2":["GRANDCHAMBER","CHAMBER"],"itemid":[ "001-91413"]}.
59. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
14.07.1998 № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных
положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
60. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
61. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
14.07.1998 № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
62. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.08.2009 (дело № А11-1595/2008) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
63. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 26.09.2013 (дело № С01-65/2013) вместе с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.05.2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
64. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от
13.11.2014 (дело № 09АП-44673/2014-ГК) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
65. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.03.2015 по
делу № А63-18468/2012 (ФГБУК «Государственный Эрмитаж» против ИП Йоц И.В. об использовании в предпринимательской деятельности изображения картины Т. Г ейнсборо «Дама в голубом») [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www. consultant. ru.
Учебная литература
66. Авакьян, С.А. Конституционное право России. - Москва: Юристъ, 2005. Т. 1. . - 719 с.
67. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев, А.А. Подсумкова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 556 с.
68. Конституционное право России. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. 3е изд., перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2003. - 585 с.
69. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть / И.И. Лукашук. - Москва : Волтере Клувер, 2005. - 544 с.
70. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. НИ. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ, 2005. - 776с.
71. Финансовое право / Б.Е. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И. А. Цинделиани. 3-е изд. Москва : Проспект, 2016. - 656 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
72. Степанова, И.В. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации в области культуры : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.02 / Степанова Ирина Владимировна. - Москва, 2010. - 181 с.
73. Долгов, С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита. Гражданско-правовые и криминалистические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Долгов Сергей Геннадьевич. - Москва, 2000. - 189 с.
74. Должиков, А. В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : / Должиков Алексей Вячеславович. - Тюмень, 2003. - 226 с.
75. Кабанова, Ю.С. Конституционное право человека и гражданина на доступ к культурным ценностям и его защита в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Кабанова Юлия Сергеевна. - Омск, 2018. - 283 с.
76. Морозова, А.Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества : автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 / Морозова Анастасия Николаевна. - Москва, 2004. - 26.
77. Рыбак, К.Е. Музей в нормативной системе: историко-культурологический анализ: автореф. дис. ... д-ра культ.: 24.00.03 / Рыбак Кирилл Евгеньевич. - Санкт-Петербург, - 2006. - 287 с.
78. Янович, М.В. Конституционное право на доступ к объектам культурного наследия в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Янович Максим Владимирович. - Архангельск, 2016. - 183 с.
Специальная литература
79. Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. - София, 1978. - С. 9-10.
80. Балакина, Е.С. Конституционное право на доступ к культурным ценностям: история, теория, практика // Актуальные проблемы российского права. - Москва: Изд-во МЕЮА, 2009, № 2 (11). - С. 125-131.
81. Бельская, С.А. К проблеме определения понятия «культурная ценность» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства, 2012. - № 3. - С. 4-7.
82. Богданова, А.В. Культурные ценности как объект публичной собственности // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2015, № 1.- С. 4-25.
83. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: монография. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма, Инфра-М, 2012. - 416 с.
84. Быстрова, О.А. Административно-правовое регулирование музейной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2016, № 4.- С. 62-68.
85. Быстрова, О.А. Основные нормативные понятия и определения в сфере административно-правового регулирования музейной деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 9. - С. 59-65.
86. Воронцова, Е.А., Гуральник, Ю.У., Казакова, С.Ф. Музейное дело России / под ред М.Е. Каулен. 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ВК, 2010. - 633 с.
87. Еосударственное право Германии. Сокращенный перевод немецкого семитомного издания. Т. 2 / Отв. ред.: Топорнин Б.Н. - Москва : Изд-во ИЕиП РАН, 1994. - 320 с.
88. Жуков, Д.В. Право на доступ к культурным ценностям: сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 4. - С. 81-86.
89. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: Монография отв. ред. В.И. Фадеев «НОРМА», «ИНФРА-М», 2016. . - 208 с.
90. Кабанова, Ю.С. Россия и международные организации,занимающиеся защитой права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям // Заметки ученого, 2015. - Т. 1, № 1-1(1). - С. 55-58.
91. Кабанова, Ю.С. Доступ к учреждениям культуры и культурным ценностям на территории Алтайского края // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2017, № 14.
92. Кондрашев, А. А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика //Конституционное и муниципальное право, 2014, № 7. - С. 40-47.
93. Костюкова, НА. Право на доступ к культурным ценностям в системе культурных прав человека и гражданина Вестник Новгородского филиала РАНХиГС, 2016. - Т. 5, № 2-2 (6), С. 59-67.
94. Маковский, А.Л. Проблемы реституции и добросовестного определения культурных ценностей // Трудная судьба культурных ценностей. Материалы Международной конференции «Частное право и проблемы реституции перемещенных культурных ценностей». Москва, 27 - 28 мая 2002 года. - С. 315.
95. Матузов, Н. И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Саратов. Гос. Акад. Права, 2003. - 510 с.
96. Мельник, Т.Е. Право на доступ к материальным культурным ценностям // Журнал российского права. - 2006. - № 4.
97. Молчанов, С.Н. К вопросу о правовом режиме культурных ценностей (опыт универсального подхода) // Охранные археологические исследования на Среднем Урале: Сб. статей. Вып. 4. Екатеринбург, 2001. - С. 413.
98. Нешатаева, В.О. Культурные ценности: цена и право. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. - 208 с.
99. Нешатаева, В. О. Роль международных судов в становлении права культурных ценностей // Судья. 2017. № 11.
100. Панфилов А.Н Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблемы унификации понятий // Право и политика. - 2011. - № 2. С. 293-305 ; № 3. - С. 20-22.
101. Популярный юридический энциклопедический словарь / Ред.кол.: О.Е.Кутафин, В.А.Туманов, И.В.Шмаров. - Москва : РИПОЛ-классик, 2000. - 796 с.
52. Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. - Москва : Норма, 2007. - 416 с.
102. Путило, Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. - 2017 № 8.
103. Рыбак, К.Е. Направления по совершенствованию законодательства о музеях в Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 3.
104. Рындин, С.С. К вопросу о понятии «культурная ценность» как объекте международно-правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2. - С. 355-360.
105. Сергеев, А.П. Еражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун -та, 1990. - 192 с.
106. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие" / Е.Е. Азарова, В.Н. Зенков, В.В. Лапаева и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. - 352 с.
107. Талапина, Э.В. Еосударственное управление в информационном обществе (правовой аспект) : монография / Э.В. Талапина. - Москва: Юриспруденция, 2015. - 192 с.
108. Тарасова, А.В. К вопросу о сущности конституционного права на доступ к культурным ценностям // Права человека: теория, история, практика: сборник научных трудов, посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека, 2014, Волгоград.
109. Фарбер, И.Е. Права человека, гражданина и лица в советском обществе // Правоведение. 1967, № 1. - С. 39-46.
110. Хадсон, К. Влиятельные музеи Пер. с англ. / Кеннет Хадсон; пер. Л. Мотылев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 194 с.
111. Чиркин, В.Е. Конституция и социальное государство // Конституционный вестник. - 2008. - № 1 (19). - С. 231-248.
112. Чорновол, Е.П., Еоловизнин А.В. Законодательные и доктринальные аспекты определения правовой дефиниции «культурные ценности» // Культура: управление, экономика, право. 2015, № 4. - С. 3-9.
113. Шапчиц, П.А. Есть ли право на доступ к выявленным объектам культурного наследия. Сборник «Право на культурное наследие». - СПб.: Издательство СПБЕУ. - 2011.
114. Шиманский, К.В., Никифорова Н.В. Технология дополненной реальности в музейном пространстве // Материалы научно-практической конференции c международным участием. Институт гуманитарного образования СПбЕПУ. - 2014. - С. 402-405.
115. Янович, М.В. Спорные вопросы нормативного определения понятия «культурные ценности» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 1 (27). - С. 219-223.
Специальная литература на иностранном языке
116. Dolzer, R., Jayme, E., MuBgnug, R. Rechtsfragen des intemationalen Kulturguterschutzes. - Heidelberg, 1994. - 235 S.
117. Grawe, L. Internationaler Kulturguterschutz // Handbuch Kunst und Recht. Frankfurt am Main, 2008. S. 355-368.
118. Hipp, A. Schutz von Kulturgutern in Deutschland. - Berlin: 2000. - 446 S.
119. Reichelt, G. Internationaler Kulturguterschutz. Rechtliche und kulturpolitische Aspekte. - Saarbrucken: 1988. - 48 S.
120. Schuschke-Nehen, L. Kulturguterschutz in Deutschland und der Europaischen Union. - Koln: 2008. - 225 S.
Электронные ресурсы
121. 10 преимуществ, которые дополненная реальность дает музею. - Режим доступа: http://blog.spider.ru/2015/02/06/10-preimushhestv-kotorye-
dopolnennaya-realnost-daet-muzeyu.
122. Временный порядок оформления документации при ввозе и вывозе культурных ценностей. - Режим доступа:
https://www.mkrf.ru/documents/vremennyy-poryadok-oformleniya-dokumentatsii- pri-vyvoze-i-vvoze-kulturnykh-tsennostey-.
123. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://goskatalog.ru/portal.
124. Культурные права в прецедентной практике Европейского суда по
правам человека. Отдел исследований Европейского суда по правам человека (режим доступа:
http://www. echr. coe. int/Documents/Research_report_cultural_rights_RUS.pdf).
125. Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры (угв. Минкультуры России) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
126. Пояснительная записка к законопроекту и заключение комитета по
культуре Еосударственной Думы Российской Федерации (законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела). - Режим доступа:
http: //sozd.parlament. gov. ru.
127. Русский музей: виртуальный филиал
http: //www. rusmuseum. ru/proj ects/russian-museum-the-virtual -branch/,
E осударственный Эрмитаж. Виртуальный визит. - Режим доступа:
https: //www. hermitagemuseum. org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru.
128. Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика»: парламентские слушания Еосударственной Думы РФ. - Режим доступа: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-
Komiteta/item/15584405.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ