Принципы административного судопроизводства в России и Германии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Принципы административного судопроизводства в России. ... 7
1. Понятие и системность принципов административного
судопроизводства в России 7
2. Принцип диспозитивности 13
3. Состязательность и равноправие сторон при активной роли суда 20
Глава II. Принципы административного судопроизводства в
Германии 30
1. Понятие и значение принципов административного судопроизводства
в Германии 30
2. Судебный контроль за деятельностью органов публичной власти. ... 33
3. Принцип диспозитивности и его значение 40
4. Принцип исследования 51
4.1. Дихотомия принципа исследования и принципа
состязательности 53
4.2. Обязанность суда к исследованию 58
4.3. Обязанность активного участия сторон 60
4.4. Бремя представления доказательств и бремя доказывания 63
5. Принцип правового слушания 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Глава I. Принципы административного судопроизводства в России. ... 7
1. Понятие и системность принципов административного
судопроизводства в России 7
2. Принцип диспозитивности 13
3. Состязательность и равноправие сторон при активной роли суда 20
Глава II. Принципы административного судопроизводства в
Германии 30
1. Понятие и значение принципов административного судопроизводства
в Германии 30
2. Судебный контроль за деятельностью органов публичной власти. ... 33
3. Принцип диспозитивности и его значение 40
4. Принцип исследования 51
4.1. Дихотомия принципа исследования и принципа
состязательности 53
4.2. Обязанность суда к исследованию 58
4.3. Обязанность активного участия сторон 60
4.4. Бремя представления доказательств и бремя доказывания 63
5. Принцип правового слушания 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
В сентябре 2015 года в действие вступил Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, что вызвало целый ряд дискуссий в научном сообществе.
В пояснительной записке к тогда еще проекту Федерального закона "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" было сказано, что целью настоящего Кодекса является повышение уровня правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственной власти и местного самоуправления укрепление режима законности в деятельности властных органов.
В этих условиях суд должен гарантировать соблюдение установленных законом границ осуществления исполнительной власти, пресекать административный произвол, разрешая административно-правовые споры граждан с публичной властью. Ныне эти споры имеют массовый характер и касаются различных сторон жизни граждан: вопросов предоставления жилья, социальных пособий, земельных участков, регистрации предпринимательской деятельности, регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, предоставления медицинской помощи, пенсионного обеспечения, приема в образовательные учреждения и т.д.
В целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, занимающих неравное
положение в публичных правоотношениях и располагающих в связи с этим не вполне равнозначными возможностями в доказывании обстоятельств по административному делу, был сделан акцент на активную роль суда при разрешении дела.
Изменения коснулись также и принципа диспозитивности в административном судопроизводстве, что предполагает контроль суда за развитием всего судебного процесса и за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальным правом (контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований).
В связи с этим в российской правовой науке наметился постепенный переход от изучения преимущественно административной юстиции как института к основополагающим правилам, на которых строится административное судопроизводство. Это означает, что значительное внимание в сфере административного права сегодня придается тем принципам административного судопроизводства, которые его определяют, позволяют выделить особенности данного вида судопроизводства и достичь цели эффективной правовой защиты. Ввиду этого, принципы административного судопроизводства имеют большое практическое и теоретическое значения.
В этом аспекте целесообразным представляется обращение к опыту Германии, где административное судопроизводство было законодательно урегулировано еще в 1960 г., определены принципы судопроизводства, а в доктрине выработано теоретическое обоснование связи одних принципов с непосредственно целью административного судопроизводства. Немецкая наука административного права также уделяет достаточное внимание концепции субъективного публичного права и судебному контролю за деятельностью органов публичной власти, на защиту и соблюдение которых
Объект исследования данной работы составляет комплекс отношений, участниками которых являются граждане, организации и органы публичной власти, по поводу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления России и Германии.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие административное судопроизводство в России и Германии, а также научные исследования, посвященные принципам административного судопроизводства обеих стран.
Целью исследовательской работы является описание и сравнение принципов административного судопроизводства в России и Германии.
Исходя из цели, поставленной в работе, определены следующие задачи исследования:
1) исследование принципов административного судопроизводства в России, их понятия;
2) описание системности принципов административного судопроизводства, предлагаемых в российской доктрине;
3) анализ отдельных принципов административного судопроизводства в России, их особенностей и характерных признаков;
4) исследование принципов административного судопроизводства в немецкой доктрине;
5) анализ отдельных принципов административного судопроизводства в Германии, их особенностей и характерных признаков, с точки зрения их сравнения с принципами, представленными в отечественной науке.
Методологическую основу исследования образует комплекс современных философских, общенаучных и специально-научных методов
При написании работы были проанализированы касающиеся проблематики темы исследования положения конституций, административного и гражданского законодательства, актов высших судебных органов России и Германии.
Магистерская диссертация состоит из двух глав, восьми параграфов и четырех пунктов. В главе I рассматриваются понятие и отдельные принципы административного судопроизводства в России. Глава II включает в себя исследование понятия и принципов, характеризующих административное судопроизводство в Германии.
В пояснительной записке к тогда еще проекту Федерального закона "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" было сказано, что целью настоящего Кодекса является повышение уровня правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственной власти и местного самоуправления укрепление режима законности в деятельности властных органов.
В этих условиях суд должен гарантировать соблюдение установленных законом границ осуществления исполнительной власти, пресекать административный произвол, разрешая административно-правовые споры граждан с публичной властью. Ныне эти споры имеют массовый характер и касаются различных сторон жизни граждан: вопросов предоставления жилья, социальных пособий, земельных участков, регистрации предпринимательской деятельности, регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, предоставления медицинской помощи, пенсионного обеспечения, приема в образовательные учреждения и т.д.
В целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, занимающих неравное
положение в публичных правоотношениях и располагающих в связи с этим не вполне равнозначными возможностями в доказывании обстоятельств по административному делу, был сделан акцент на активную роль суда при разрешении дела.
Изменения коснулись также и принципа диспозитивности в административном судопроизводстве, что предполагает контроль суда за развитием всего судебного процесса и за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальным правом (контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований).
В связи с этим в российской правовой науке наметился постепенный переход от изучения преимущественно административной юстиции как института к основополагающим правилам, на которых строится административное судопроизводство. Это означает, что значительное внимание в сфере административного права сегодня придается тем принципам административного судопроизводства, которые его определяют, позволяют выделить особенности данного вида судопроизводства и достичь цели эффективной правовой защиты. Ввиду этого, принципы административного судопроизводства имеют большое практическое и теоретическое значения.
В этом аспекте целесообразным представляется обращение к опыту Германии, где административное судопроизводство было законодательно урегулировано еще в 1960 г., определены принципы судопроизводства, а в доктрине выработано теоретическое обоснование связи одних принципов с непосредственно целью административного судопроизводства. Немецкая наука административного права также уделяет достаточное внимание концепции субъективного публичного права и судебному контролю за деятельностью органов публичной власти, на защиту и соблюдение которых
Объект исследования данной работы составляет комплекс отношений, участниками которых являются граждане, организации и органы публичной власти, по поводу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления России и Германии.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие административное судопроизводство в России и Германии, а также научные исследования, посвященные принципам административного судопроизводства обеих стран.
Целью исследовательской работы является описание и сравнение принципов административного судопроизводства в России и Германии.
Исходя из цели, поставленной в работе, определены следующие задачи исследования:
1) исследование принципов административного судопроизводства в России, их понятия;
2) описание системности принципов административного судопроизводства, предлагаемых в российской доктрине;
3) анализ отдельных принципов административного судопроизводства в России, их особенностей и характерных признаков;
4) исследование принципов административного судопроизводства в немецкой доктрине;
5) анализ отдельных принципов административного судопроизводства в Германии, их особенностей и характерных признаков, с точки зрения их сравнения с принципами, представленными в отечественной науке.
Методологическую основу исследования образует комплекс современных философских, общенаучных и специально-научных методов
При написании работы были проанализированы касающиеся проблематики темы исследования положения конституций, административного и гражданского законодательства, актов высших судебных органов России и Германии.
Магистерская диссертация состоит из двух глав, восьми параграфов и четырех пунктов. В главе I рассматриваются понятие и отдельные принципы административного судопроизводства в России. Глава II включает в себя исследование понятия и принципов, характеризующих административное судопроизводство в Германии.
Для российской правовой действительности Кодекс административного судопроизводства, а вместе с ним и принципы административного судопроизводства, стали новым явлением. Несмотря на то, что об административном судопроизводстве в науке говорили с момента принятия Конституции Российской Федерации, оно нашло свое законодательное выражение только сейчас. Представляется, что в российской науке постепенно происходит поворот от отрицания потребности в КАС РФ к постепенному изучению его положений и выявлению смыслов, которые были заложены законодателем.
Особая роль административного правосудия в деле защиты прав и свобод граждан обусловливает разработку специальной административно-процессуальной формы, т.е. административного судопроизводства. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина невозможна путем использования потенциала и возможностей гражданского судопроизводства. Именно поэтому суды, рассматривая административно-правовые споры, порождаемые нарушениями прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций и юридических лиц, должны использовать специально разработанные административно-процессуальные правила.
Принципы судопроизводства должны устанавливаться в отдельном законодательном акте, ибо они положены в основу судебной деятельности по рассмотрению того или иного правового спора (частноправового или административно-правового). Принципы административного судопроизводства, устанавливаемые в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, отражают особенности правосудия по делам из административных и иных публичных правоотношений.
Специальные правила административного судопроизводства логически связаны со специфическим характером материально-правовых отношений, важной особенностью которых является неравноправное положение его участников. Одной из сторон административно-правовых отношений выступает орган (должностное лицо), наделенный государственно¬властными полномочиями.
В рамках этого производства суд разрешает публично-правовой спор, одновременно осуществляя судебный контроль за законностью действий властных структур по отношению к гражданам и организациям.
В административном судопроизводстве происходит процессуальное обеспечение материально-правового неравенства сторон. Особенности материально-правовых отношений сущностно отражаются в принципах состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Проявляя свою активность в процессе, суд в целях правильного разрешения административных дел вправе истребовать доказательства по своей инициативе. Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. На этих субъектах (органы, организации и должностные лица)лежит обязанность подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, которые обратились в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного
Российское административное судопроизводство имеет своей целью также защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов публичной власти поименовано в национальном законодательстве как укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Что касается опыта Германии в сфере административного судопроизводства стоит отметить, что немецкое административное судопроизводство направлено, в первую очередь, на защиту субъективных публичных прав граждан в сфере государственного управления, а уже во вторую очередь на осуществление судебного контроля за законностью актов публичной власти по отношению к лицам, не обладающим государственно¬властными полномочиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели, для достижения которых существуют административное судопроизводство в России и Германии совпадают.
Для осуществления вышеназванных целей в административном праве Германии была разработана и признается в данное время конструкция субъективных публичных прав, определено место судебного контроля за деятельностью органов публичной власти, а для его эффективного осуществления специально были разработаны понятие правовой «связанности» администрации и конструкции ошибок административного усмотрения.
Принцип диспозитивности ввиду правовой «связанности» органов публичной власти выражен в административном судопроизводстве
следующим образом. Истец может подать административный иск, изменить его предмет и основание, отозвать иск. Ответчик в административном судопроизводстве может признать иск полностью или в части, направить встречный иск (за исключением случаев предъявления в суд иска о признании недействительным административного акта, или иска о признании, который направлен на признание права за заявителем, на подтверждение наличия или отсутствия определенного правоотношения). Стороны могут заключить соглашение о примирении, эффективность которого при разрешении споров в сфере государственного управления признана в немецком административном праве.
Особую роль в немецком административном судопроизводстве занимает принцип исследования, действие которого полностью исключает действие принципа состязательности. Таким образом, исследование дела происходит не путем представления доказательств тяжущимися сторонами, а судом, который определяет все обстоятельства дела, подлежащие исследованию для принятия правильного решения по делу. Принцип исследования находит свое выражение в обязанности суда к исследованию, обязанности сторон к активному участию в деле и перераспределением бремени доказывания. Истец должен указать на его право, которое было или может быть нарушено актом органа государственного управления, его действием (бездействием), а орган в свою очередь доказать законность акта либо совершаемого им действия (бездействия).
Отличительным для немецкого административного судопроизводства также является принцип правового слушания, который призван гарантировать взаимодействие участников процесса и суда, и выражается в праве на высказывание в суде, в праве на доступ к информации и обязанности суда принять во внимание высказанные доводы. Особенно
Сравнивая принципы административного судопроизводства в России и Германии, можно сделать следующие выводы. Как российское, так и немецкое административное судопроизводство основано на принципе диспозитивности. Ввиду природы административных и иных публичных правоотношений, принцип диспозитивности некоторым образом ограничен. Так, например, ограничены возможности органов публичной власти по представлению встречных исков в делах об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной власти в России и административных актов в Германии. Возможность заключения соглашения о примирении также является выражением принципа диспозитивности в обоих административных судебных процессах и оценивается положительно.
Главным сущностным отличием немецкого административного судопроизводства является его основа - принцип исследования. Согласно немецкому пониманию данный принцип полностью исключает принцип состязательности, что связано непосредственно с тем, что суд рассматривает спор между субъектами, у которых отсутствуют властные полномочия, и органами публичной власти. В связи с этим у суда появляется обязанность к исследованию дела, и в этом он не связан представляемыми сторонами доказательствами. Именно принцип исследования призван обеспечить равное процессуальное положение неравных в материально-правовом смысле субъектов. Этому же служит принцип правового слушания в немецком административном судопроизводстве.
Российский законодатель выбрал иной способ построения административного судопроизводства, выбрав основным принципом принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Таким образом, стороны в российском административном судебном процессе
72
должны состязаться, а суд оценивать представленные сторонами доказательства. Активная роль суда выражается в содействии сторонам в реализации их прав, создании условий и принятии мер для установления всех фактических обстоятельств, в том числе в самостоятельном выявлении и истребовании доказательств. Необходимо отметить, что такая позиция суда в процессе призвана обеспечить процессуальное равноправие сторон. Задача процессуального выравнивания положения субъектов неравного материального правоотношения решена законодателем путем введения активной роли суда, а также возложением бремени доказывания на властный субъект в делах об оспаривании нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти. Можно сделать вывод о том, что данный принцип лишь частично схож с немецким принципом исследования.
Таким образом, и российское, и немецкое административное судопроизводство базируется на тех принципах, действие которых направлено на осуществление надлежащего судебного контроля за законностью актов органов публичной власти и обеспечение эффективной защиты субъективных публичных прав граждан.
Особая роль административного правосудия в деле защиты прав и свобод граждан обусловливает разработку специальной административно-процессуальной формы, т.е. административного судопроизводства. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина невозможна путем использования потенциала и возможностей гражданского судопроизводства. Именно поэтому суды, рассматривая административно-правовые споры, порождаемые нарушениями прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций и юридических лиц, должны использовать специально разработанные административно-процессуальные правила.
Принципы судопроизводства должны устанавливаться в отдельном законодательном акте, ибо они положены в основу судебной деятельности по рассмотрению того или иного правового спора (частноправового или административно-правового). Принципы административного судопроизводства, устанавливаемые в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, отражают особенности правосудия по делам из административных и иных публичных правоотношений.
Специальные правила административного судопроизводства логически связаны со специфическим характером материально-правовых отношений, важной особенностью которых является неравноправное положение его участников. Одной из сторон административно-правовых отношений выступает орган (должностное лицо), наделенный государственно¬властными полномочиями.
В рамках этого производства суд разрешает публично-правовой спор, одновременно осуществляя судебный контроль за законностью действий властных структур по отношению к гражданам и организациям.
В административном судопроизводстве происходит процессуальное обеспечение материально-правового неравенства сторон. Особенности материально-правовых отношений сущностно отражаются в принципах состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Проявляя свою активность в процессе, суд в целях правильного разрешения административных дел вправе истребовать доказательства по своей инициативе. Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. На этих субъектах (органы, организации и должностные лица)лежит обязанность подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, которые обратились в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного
Российское административное судопроизводство имеет своей целью также защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов публичной власти поименовано в национальном законодательстве как укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Что касается опыта Германии в сфере административного судопроизводства стоит отметить, что немецкое административное судопроизводство направлено, в первую очередь, на защиту субъективных публичных прав граждан в сфере государственного управления, а уже во вторую очередь на осуществление судебного контроля за законностью актов публичной власти по отношению к лицам, не обладающим государственно¬властными полномочиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели, для достижения которых существуют административное судопроизводство в России и Германии совпадают.
Для осуществления вышеназванных целей в административном праве Германии была разработана и признается в данное время конструкция субъективных публичных прав, определено место судебного контроля за деятельностью органов публичной власти, а для его эффективного осуществления специально были разработаны понятие правовой «связанности» администрации и конструкции ошибок административного усмотрения.
Принцип диспозитивности ввиду правовой «связанности» органов публичной власти выражен в административном судопроизводстве
следующим образом. Истец может подать административный иск, изменить его предмет и основание, отозвать иск. Ответчик в административном судопроизводстве может признать иск полностью или в части, направить встречный иск (за исключением случаев предъявления в суд иска о признании недействительным административного акта, или иска о признании, который направлен на признание права за заявителем, на подтверждение наличия или отсутствия определенного правоотношения). Стороны могут заключить соглашение о примирении, эффективность которого при разрешении споров в сфере государственного управления признана в немецком административном праве.
Особую роль в немецком административном судопроизводстве занимает принцип исследования, действие которого полностью исключает действие принципа состязательности. Таким образом, исследование дела происходит не путем представления доказательств тяжущимися сторонами, а судом, который определяет все обстоятельства дела, подлежащие исследованию для принятия правильного решения по делу. Принцип исследования находит свое выражение в обязанности суда к исследованию, обязанности сторон к активному участию в деле и перераспределением бремени доказывания. Истец должен указать на его право, которое было или может быть нарушено актом органа государственного управления, его действием (бездействием), а орган в свою очередь доказать законность акта либо совершаемого им действия (бездействия).
Отличительным для немецкого административного судопроизводства также является принцип правового слушания, который призван гарантировать взаимодействие участников процесса и суда, и выражается в праве на высказывание в суде, в праве на доступ к информации и обязанности суда принять во внимание высказанные доводы. Особенно
Сравнивая принципы административного судопроизводства в России и Германии, можно сделать следующие выводы. Как российское, так и немецкое административное судопроизводство основано на принципе диспозитивности. Ввиду природы административных и иных публичных правоотношений, принцип диспозитивности некоторым образом ограничен. Так, например, ограничены возможности органов публичной власти по представлению встречных исков в делах об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной власти в России и административных актов в Германии. Возможность заключения соглашения о примирении также является выражением принципа диспозитивности в обоих административных судебных процессах и оценивается положительно.
Главным сущностным отличием немецкого административного судопроизводства является его основа - принцип исследования. Согласно немецкому пониманию данный принцип полностью исключает принцип состязательности, что связано непосредственно с тем, что суд рассматривает спор между субъектами, у которых отсутствуют властные полномочия, и органами публичной власти. В связи с этим у суда появляется обязанность к исследованию дела, и в этом он не связан представляемыми сторонами доказательствами. Именно принцип исследования призван обеспечить равное процессуальное положение неравных в материально-правовом смысле субъектов. Этому же служит принцип правового слушания в немецком административном судопроизводстве.
Российский законодатель выбрал иной способ построения административного судопроизводства, выбрав основным принципом принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Таким образом, стороны в российском административном судебном процессе
72
должны состязаться, а суд оценивать представленные сторонами доказательства. Активная роль суда выражается в содействии сторонам в реализации их прав, создании условий и принятии мер для установления всех фактических обстоятельств, в том числе в самостоятельном выявлении и истребовании доказательств. Необходимо отметить, что такая позиция суда в процессе призвана обеспечить процессуальное равноправие сторон. Задача процессуального выравнивания положения субъектов неравного материального правоотношения решена законодателем путем введения активной роли суда, а также возложением бремени доказывания на властный субъект в делах об оспаривании нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти. Можно сделать вывод о том, что данный принцип лишь частично схож с немецким принципом исследования.
Таким образом, и российское, и немецкое административное судопроизводство базируется на тех принципах, действие которых направлено на осуществление надлежащего судебного контроля за законностью актов органов публичной власти и обеспечение эффективной защиты субъективных публичных прав граждан.
Подобные работы
- Административная юстиция в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ В РФ:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Административный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Право на судебную защиту в Российской Федерации и Федеративной республики Германии (конституционно-правовой аспект)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Административно-процедурные производства (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Административно-процедурные производства (Административное право (вариант 20),Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Действие решений Европейского Суда по правам человека в национальной правовой системе в свете практики Федерального Конституционного Суда Германии и Конституционного Суда России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формы административно-правового акта в России и Германии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



