Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умений младших школьников планировать, контролировать и оценивать в совместной учебной деятельности на уроках русского языка

Работа №21610

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
676
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы проблемы формирования регулятивных ууд у
обучающихся младшего школьного возраста в процессе совместной деятельности на уроках русского языка 7
1.1. Сущность понятия « регулятивные универсальные учебные
действия» 7
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 11
1.3. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в условиях совместной деятельности на уроках русского языка 25
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД
младших школьников 37
2.1. Исследование актуального уровня формирования регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников 37
2.2. Формирование универсальных учебных действий у младших
школьников в процессе организации совместной деятельности на уроках русского языка 46
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 55
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных областей, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения учиться самостоятельно. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Переход начальной школы на стандарт второго поколения обусловил возникновение новых требований к деятельности учителя. Одним из приоритетных направлении деятельности педагога стало создание условий для формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС НОО, универсальные учебные действия - это метапредметный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающий овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. В более узком значении термин универсальные учебные действия нужно понимать как некие способы действия обучающихся, направленные на самостоятельное усвоение новых знании [11].
Метапредметные результаты освоения общей образовательной программы, в свою очередь, подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий следует учитывать, что ученику нужно для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учусь?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Знания должны осваиваться осознанно. Важно создавать условия, в короторых дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Именно формирование у младших школьников умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность подразумевают способности управлять своей деятельностью, регулировать ее [2]. Дать оценку собственной работе значит четко понимать критерии и уметь соотносить результаты своей деятельности с установленными критериями оценки. Создание условий для формирования учебного действия оценки - очень важная задача, стоящая перед учителем. Если данное учебное действие не сформировано мы не можем говорить о полноценном умении учиться. Именно такого результата требует ФГОС НОО.
Образовательный стандарт второго поколения так же предусматривает организацию коррекционной работы, направленной на обеспечение коррекции и помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования [19].
Как показывает практика, у некоторых детей возникают трудности на этапе планирования, контроля и оценки собственной учебной деятельности. По ФГОС с такими детьми необходимо проводить работу по формированию регулятивных универсальных учебных действий.
Для изучения динамики развития интересов специалистов к проблеме развития УУД были проанализированы монографии, статьи, публикации, отражающие взгляды ученых, педагогов, учителей и ведущих методистов страны, в том числе, Андреевой Н. Д., Афериной Л. В., Бровкиной Е. Т., Брунова Е. П., Владимирской Г. Н., Ивановой А. И., Кулева А. В., Лавинского Л. Г., Ливенцева И. И., Милениной М. Т., Молис С. А., Мотайло М. В., Мухиной И. Д., Обаева С. Н., Онищук В. А., Орловой О. М., Падалко Н. В., Резниковой В. 3., Румянцевой М. Н., Смирновой В. Д., Соколовой Е. А., Суматохина С. В., Федоренко М. И. и др.
Именно высокой степенью актуальности обусловлена цель работы - выявить эффективность использования особого способа организации совместной деятельности учащихся на уроках русского языка в процессе формирования умений планировать, контролировать и оценивать.
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно-воспитательного процесса, так и в поиске и разработке новых технологий, моделей развития школьника [11].
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Именно формирование умения у младших школьников планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, подразумевают способность управлять своей деятельностью, регулировать ее [8].
Объектом исследования является процесс развития регулятивных учебных действий (умений планировать, контролировать и оценивать).
Предметом исследования выступает особый способ организации совместной деятельности учащихся на уроках русского языка как условие формирования умений планировать, контролировать и оценивать.
Гипотеза:
- процесс формирования регулятивных учебных действий на уроках русского языка будет эффективным, если учитывать признаки, характерные для совместной деятельности (наличие: единой цели для участников, включение в деятельность;
- общей мотивации;
- объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей ( и индивида), понимаемых как образование единого целого;
- разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками; согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой;
- единого конечного результата (совокупного продукта).
Для достижения цели, с учетом объекта и предмета исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование регулятивных УУД у младших школьников в процессе организации совместной деятельности на уроках русского языка.
4. Выполнить количественный анализ полученных результатов.
В ходе исследования были использованы субъектно-деятельностный и системный подходы.
Методы: анализ теоретических источников, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования данного материала в рамках формирования умений младших школьников планировать, контролировать и оценивать в совместной деятельности на уроках русского языка.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирск, 2 класс «В», 22 человека.
Апробация результатов исследования проводилась посредством методик, диагностик уровней сформированное™ планирования, контролирования и оценивания в совместной деятельности на уроках русского языка, публикации статьи по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сущность регулятивных УУД состоит в том, что именно эта группа действий является основополагающей для формирования всех компонентов учебной деятельности, способствует ее организации от этапа целеполагания до этапа рефлексии, включая регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников регулятивных УУД, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика и не зависят от конкретного содержания предмета.
Результаты констатирующего этапа показали, что уровень сформированное™ действия планирование, контроля и оценки испытуемых характеризуется преимущественно низкими и средними показателями, что определило необходимость поиска эффективных форм, методов и приемов для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика, которая выявила положительную динамику, уровень регулятивных навыков повысился у 15 испытуемых. Этот фактор дает возможность утверждать, что формирование умений младших школьников планировать, контролировать и оценивать совместную деятельность, является возможным, если учитывать признаки, характерные для совместной деятельности (наличие: единой цели для участников, включение в деятельность; общей мотивации; объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей ( и индивида), понимаемых как образование единого целого; разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками; согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой; единого конечного результата (совокупного продукта).
Таким образом, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.


1. Асмолов, А.Г. Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Бабанский, Ю. К., Лошкарева, Н. А., Горычева, С. Н. и Жукова, Н. Н. Классификационные подходы к определению УУД. - М,, институт РАН, 2012 - 290 с.
3. Бондаренко, Г. И. Дидактические модели преподавания русского языка в средней школе // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 90-93.
4. Брославская, Т.Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 605 - 608.
5. Будахина, Н. Л. Моделирование как метод формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Казанская наука. - 2012. - №1.- С 234-239.
6. Васильева, М. В. Опыт использования технологии работы с текстом // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 38-40.
7. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985 - 300 с.
8. Горленко, Н. М. Структура УУД и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153.
9. Гроздева, С. А. Русский язык в начальной школе: технологии, принципы, методики. - М.: Астрель, 2016. - 348 с.
10. Гузева, Н. Ю. Характеристика педагогических технологий, используемых в обучении русскому языку // Современные педагогические технологии в лингвистическом образовании. - 2016. - С. 10-61.
11. .Дубова, М. В. Проблемы современной начальной школы // Педагогика: журнал. - 2013. - № 5. - С. 72-79.
12. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. - М.: Дрофа, 2016. - 234 с.
13. Евтеева, С. В. Важные этапы урока русского языка // Начальная школа. - 2014. - № 10. - С. 15-17.
14. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата современного образования // Эйдос. - 2016. - №6. - С. 15-19.
15. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1981. - 350 с.
16. Карабанова, O. A. Универсальные учебные действия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Раздел: Теория и практика управления инновациями. - 2015. - №2. - С. 11-12.
17. Клепинина, 3. А. Моделирование в системе УУД // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 26.
18. Климова, М. К. Концепция нового знания в философии - М,, МЕКЛОН, 2015 - 390 с.
19. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвет, 2015. - 164 с.
20. Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 716-719.
21. Коротаева, А. А. Формирование универсальных учебных действий на основе системно - деятельностного метода - М,., Педагогика, 2013 - 220 с.
22. Кузин, Д. В. Современные образовательные технологии - М., Педагогическая литература - 2015 - 500 с.
23. Левин, К. Теория поля. - М.: Волтерс клувер, 2017. - 235 с.
24. Лошкарёва, H. A. Формирование системы общих умений и навыков младших школьников. - М.: МГПИ, 2013. - 88 с.
25. Лысенко, Н.Н. Регулятивные универсальные учебные действия
[Электронный ресурс] / Н.Н. Лысенко // Социальная сеть работников образования. - 2015. - режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regulvativnve-umversalnve- uchebnye-deystviya
26. Микушова, T. П. О некоторых аспектах языкового образования младших школьников в современных условиях // Средняя школа: журнал. - 2014. - № 7. - С. 57-60.
27. Мусс, Г. Н. Применение алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе как элемент педагогической технологии // Школьные технологии: журнал. - 2014. - №5. - С. 127-132.
28. Некрасова, Т. П. Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников / Т. П. Некрасова // Средняя школа: журнал. - 2013. - № 11. - С. 49-51.
29. Олсон, М. Логика коллективных действий. - М.: АСТ-пресс, 2015. - 234 с.
30. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной начальной школе. - М.: Институт практической психологии, 2015. - 144 с.
31. Остром, Э. Управляя общим. - М.: Владос, 2014. - 343 с.
32. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова, и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-изд. - М.: Просвещение, 2013. - 120 с.
33. Плотникова, С. В. Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. - С. 128-133.
34. Подомарева, Е.А. Система формирования оценочной деятельности у обучающихся в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.А. Подомарева // Социальная сеть работников образования. - 2017. - режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/raznoe/2017/04/09/sistema-formirovaniva- otsenochnoy-deyatelnosti-u
35. Прозументова, Г. Н. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 2: Типологизация образовательных инноваций. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 448 с.
36. Сафонова, И. В. Методика развития речи младших школьников в историческом аспекте // Начальное образование: журнал. - 2014. - № 4. - С. 48¬52.
37. Селевко, Г. К. О реализации компетентностного подхода в образовании - Казань, 2012 - 210 с.
38. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998 - 250 с.
39. Соснина М.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе - М., Педагогика и психология, 2013 - 300 с.
40. Ступина, Е. А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников // Начальная школа. - 2013. -№ 9. - С. 49-52.
41. Тетерина, А. Р. Формирование УУД на основе компетентностного подхода - СПб., Нева, 2013 - 400 с.
42. Федотова, А. В. Универсальные учебные действии я в начальной школе // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 33-37.
43. Хачатурова, Т. В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей / Т. В. Хачатурова. - Автореф. лисе... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007.
44. Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного
образования [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман // Виртуальный
методический кабинет «МОУ СОШ №23» г. Варкуты. - 2010. - режим доступа: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/cukerman-g-a-ocenocnaa- samostoatelnost Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
45. Чаптыкова, Н. П. Методические аспекты словарной деятельности на уроках русского языка в начальной школе // Средняя школа плюс до и после: журнал. - 2013. - № 2. - С. 90-94.
46. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников. - М.: Педагогика, 1989 - 720 с.
47. Явнюк, А. Использование этимологического словаря в процессе словарно-орфографической работы в начальной школе // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. - 2016. - С. 289-292.
48. Яковлева, Т. В. Формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО // Педагогика XXI века: стандарты и практики. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 201-206.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ